Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин




Скачать 382.84 Kb.
НазваниеПриднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин
страница1/3
Дата публикации13.06.2013
Размер382.84 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН


КУРСОВАЯ РАБОТА
СВОЕОБРАЗИЕ АВТОРСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ А.Б.ЕСИНА, А.Г.КУТУЗОВА, М.Б.ЛАДЫГИНА ДЛЯ ЛИЦЕЕВ, ГИМНАЗИЙ И ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Выполнена слушателем курсов

повышения квалификации учителей

русского языка и литературы

с 27.02.-02.03.2012г.

учителем высшей квалификационной категории

Смирновой Марианной Викторовной

Консультант __________________________

ТИРАСПОЛЬ, 2012год.

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ

  1. Основа литературного образования - стр.

  2. Пояснительная записка к программе литературного образования А.Б.Есина, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного профиля -стр.

^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Структура учебного комплекса А.Б.Есина, А.Г.Кутузова и М.Б.Ладыгина

а) Пять этапов усвоения алгоритма литературного образования -стр.

б) Обучающие разделы -стр.

в) Раздел «В мастерской художника слова» -стр.

г) «Сокровища книжных полок» -стр.

  1. Основные принципы программы литературного образования. 8 заповедей

- стр.

  1. Построение программы литературного образования: - стр.

а)пятый класс - «Фольклор и литература» - стр.

б) шестой класс - «Художественный мир литературного образования» - стр.

в) седьмой класс - «Мир и человек в литературе» - стр.

г) восьмой – девятый классы - «Литературный процесс» - стр.

д) заключение - стр.

4. Методические рекомендации к программе литературного образования ( 8-11 классы.) - стр.

  1. Межпредметные связи и взаимодействие с другими видами искусства на уроках литературы - стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компетенции учителя, формируемые в результате освоения и преподавания программы литературного образования - стр.

БИБЛИОГРАФИЯ - стр.

ВВЕДЕНИЕ



  1. ^ ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Что является основой литературного образования в школе? Этот на первый взгляд праздный вопрос имеет ключевое значение в авторской программе М.Б. Ладыгина, А.Б. Есина, А.Г. Кутузова. В самом деле, в отличие от математики предмет «литература» предусматривает не только постижение теоретических законов литературоведения, а в отличие от уроков труда не учит создавать литературу, новую продукцию. Не здесь ли кроется разгадка безуспешных попыток превратить уроки литературы в уроки нравственности, в беседы о жизни?

Давно уже следовало бы однозначно и четко заявить, что литература как школьный предмет находится в одном ряду с искусствоведческими дисциплинами (музыка, ИЗО и, значит, в основу его изучения должны быть положены эстетические (и никакие иные) принципы

Уроки литературы в школе должны знакомить школьников с языком этого вида искусства и его историей. Как всякое искусство, литература раскрывает своим читателям многообразие мира, но делает это не на рациональном, а на эмоциональном уровне. Умение наслаждаться литературными произведениями - это первая ступень к его глубокому пониманию, а овладение законами литературного творчества — залог постижения авторского замысла в его художественной реализации.

В старших классах школы изучается историко-литературный курс. Это совершенно правильно, и нет необходимости пересматривать сложившуюся традицию. Но с чем приходят ученики к этому курсу? Готовы ли они воспринимать литературные произведения как художественное целое, способны ли они наслаждаться его эстетическим совершенством. Нет! Происходит это потому, что ни одна из доныне действовавших программ не предусматривала систематического освоения литературного творчества в 5-9 классах. Проще говоря, отсутствовала концепция литературного образования.

Школа не может и не должна давать специальные научные знания в полном объеме. Здесь действует принцип научной разумной достаточности. В школе преподаются основы наук, и, что особенно важно, алгоритм той или иной научной и эстетической дисциплины.

Совершенно очевидно, что суть литературного образования в 5 - 9 классах заключается в постижении алгоритма искусства слова. Без него историко-литературный курс неизбежно потеряет смысл. Вот здесь-то и подстерегает учителя целый ряд методических проблем. Возрастные особенности учащихся лишают преподавателя возможности последовательно знакомить их с эстетическими основами словесного творчества. И проблема здесь не в том, чтобы отобрать соответствующий определенному возрасте материал, а в его организации и систематизации. Искусство может быть иррациональным, мистическим, но школьный курс должен иметь внутреннюю логику, понятную учащимся.
2. Пояснительная записка к программе литературного образования А.Б. Есина, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного профиля.
Данная программа является переработанным (в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования) вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля, впервые получившей гриф Министерства образования РФ в 1991 году. Программа рекомендована к применению МОУ « ПГИРО» и опубликована Министерством народного образования ПМР в 1993 году. Следует учитывать также , что в последние годы не было опубликовано ни одной программы углубленного изучения литературы, которое следует отличать от расширенного обучения .Данная программа ориентирована на завершенный четырехлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного изучения литературы.

Специфика школьного курса “Литература” состоит в том, что предметом его изучения являются произведения искусства слова. С одной стороны, их чтение и восприятие связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира школьника, а с другой, обучение вдумчивого и грамотного читателя предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определённых результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

Задачи литературного образования в школе:

1) Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.

2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.

3) Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

4) Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.

8) Воспитать устойчивый художественный вкус у учеников.

9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.

10) Развить потенциальные творческие способности школьников.

Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с другим.

Этап основного общего литературного образования (5–9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная цель этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Этап среднего (полного) общего образования (10–11 классы) — углубленное изучение русской национальной литературы ХIХ–ХХ вв. – предполагает изучение литературного процесса в России ХIХ–ХХ вв., освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.

Отбор материала для программы подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование должно базироваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, включающего и адаптацию).

Во-вторых, произведения, отобранные для изучения, должны быть доступны читательскому восприятию учеников, соответствовать интересам и возрастным особенностям школьников.

В-третьих, произведения должны соответствовать образовательным целям данного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 5-м классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в 6-м — «Художественный мир литературного произведения», в 7-м — «Человек в литературе», в 8-м – «Литературный процесс», в 9-м – «Классика и современность», в 10–11-м — «Национальное своеобразие и история русской литературы ХIХ-ХХ вв.».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения.

Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на литературное образование, программа построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал. Программа допускает сокращение материала для аудиторного изучения.

В то же время в сильных классах учитель, имеющий достаточное количество часов для аудиторных занятий, может расширить изучаемый материал, вводя уроки внеклассного чтения на основе рекомендаций программы для самостоятельного чтения учащихся, а также пользуясь разделом «Сокровища книжных полок».

Углублённое изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе авторы разрабатывают алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма, по мнению авторов, сделает выпускника вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Отсюда следует, что данная программа вполне может использоваться не только в гуманитарно-профилированных и гимназических классах, но и в любых других. Она может стать основой литературного образования в любой школе, а её освоение не зависит от количества часов, выделяемых школьным учебным планом на данную дисциплину.

При этом авторы обращают внимание на то, что необходимо сохранять последовательность этапов освоения предложенного алгоритма. Только в этом случае возможно достижение запланированного результата. Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает её интеграции с другими авторскими программами литературного образования.

За пятнадцатилетний период со времени внедрения программы авторы накопили богатый экспериментальный материал по результатам работы в школах г. Москвы, Комсомольска-на-Амуре, Рыбинска, Хабаровска, Ярославля, Калининграда, Санкт-Петербурга, Новокузнецка и других городов России. Этот педагогический опыт был использован при разработке нового варианта программы. Авторы выражают глубокую благодарность всем учителям, которые своими замечаниями способствовали совершенствованию программы.


^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА А.Б.Есина, А.Г.Кутузова и М.Б.Ладыгина


а) ПЯТЬ ЭТАПОВ УСВОЕНИЯ АЛГОРИТМА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комплексная программа литературного образования М.Б. Ладыгина предусматривает 5 этапов. Предполагается, что после изучения этого материала учащиеся окажутся полностью подготовленными к серьезному освоению историко-литературного курса в старших классах.

Поставленная в программе задача предполагает существенное изменение структуры учебных пособий. Для каждого класса необходим учебный комплект, состоящий из учебной хрестоматии, сборника дидактических материалов, практического литературоведческого словаря и книги для самостоятельного чтения. Каждый из компонентов имеет свои вполне определенные цели. Следует обратить особое внимание на подбор художественных текстов. Авторы стремились представить в хрестоматиях литературные произведения в полном объеме без адаптации и сокращений. К сожалению, не всегда удается выдерживать данный принцип. В тех случаях, когда речь шла о достаточно распространенных произведениях, авторы просто не включали эти тексты. Но вот «Песнь о Роланде» (6 класс) дается в сокращении, перевод Ф. де ла Барта, поскольку переводы весьма разнятся между собой. Вызывает сожаление необходимость сокращать такие шедевры литературы, как «Кандид» Вольтера (8 класс) «История пройдохи по имени Паблос» Ф. де Кеведо и Вильегас (8 класс).

Программа литературного образования предполагает опережающее чтение: ученики приходят на урок, уже познакомившись с текстами произведений. Это момент принципиальный. Этот принцип помогает школьникам при самостоятельном чтении (тексты предваряются рассказами о произведениях и их авторах). Информация, содержащаяся в преамбулах, ограничена сугубо практическими и методическими целями. Нужно настроить учащихся на время, когда создавалось произведение, и кому и для чего оно адресовывалось.

Цель предлагаемых изданий - заранее настроить детей на восприятие художественных особенностей литературного произведения, приучить их к внимательному и вдумчивому чтению.

Задача учебных хрестоматий - создать необходимые условия для творческого восприятия текста в процессе чтения.

б) ОБУЧАЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ
Особое место в учебных хрестоматиях занимают обучающие разделы, озаглавленные «Уроки волшебства» (5-6 классы), «Уроки мастерства» (7-9 классы).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconСамостоятельная работа слушателя курсов «Обеспечение социальной личности...
Оаоу «Новгородский институт развития образования» Кафедра теории и методики дошкольного образования

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconАоу то дпо «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»
Департамент образования и науки Тюменской области аоу то дпо «Тюменский областной государственный институт развития регионального...

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconРоссийской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального...
Методический опыт практического проведения олимпиад по истории россии в системе профильного школьного обучения старшеклассников

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconФакультет финансового и инновационного менеджмента кафедра гуманитарных...
Учебно-методические пособие дисциплины составлен на основании Государственного стандарта высшего специального образования рт утвержденного...

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconГоу дпо ниро «Нижегородский институт развития образования» Кафедра...
Введение стр. 3

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconУправление культуры администрации мо «игринский район» муниципальное...
Высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт педагогики, психологии и социальных технологий,...

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconГаоу дпо «институт развития образования рт» кафедра методики преподавания...
Республиканская научно-практическая конференция для школьников им. Льва николаевича толстого

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconМетодические рекомендации по организации школьных лесничеств тюмень
«тюменский областной государственный институт развития регионального образования»

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconБашкирский институт развития образования центр управления качеством образования
Диагностика как основа управления качеством образования: Итоги III республиканской диагностики образовательных достижений учащихся....

Приднестровский государственный институт развития образования кафедра общеобразовательных дисциплин iconПрограмма развития Государственного автономного образовательного...
Республики Коми «Коми республиканский институт развития образования» за 2011 год: информационно-справочное издание; гаоудпо (пк)...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница