Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма




НазваниеСведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма
Дата публикации15.06.2013
Размер118 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Предмет Литература
Класс 5
Автор урока Филиппская Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение Общеобразовательная школа I – III ступеней №1
Тема урока: Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма..
Тип урока. Урок изучения нового материала
Цели урока. Познакомить учащихся с родами и жанрами литературы. Формировать умения различать и соотносить роды и жанры литературы, а также умение трансформировать тексты разных родов литературы. Развивать способности определять род и жанр изучаемого произведения. Воспитывать художественный и эстетический вкус, любовь к книге и чтению.

Задачи урока.

Образовательные:

- Выработка предметных компетенций.

-Привитие интереса к предмету.

- Обобщение ранее изученного материала.

Развивающие:

- Развитие коммуникативных способностей учащихся.

- Развитие умений различать роды и жанры литературы.

- Повышение общеобразовательного уровня, уровня владения теорией литературы.

Воспитательные:

- Привитие навыков внимательного чтения.

- Развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коллективизма.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач.

II. Мотивация учащихся.

Подготовленные учащиеся читают отрывки из произведений разных родов литературы и разных жанров. (Приложение №1)

III. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово учителя.

Литература – это искусство слова. На протяжении веков создавались и создаются самые разнообразные произведения. И в мире всего этого разнообразия существует стройная система, по которой мы можем ориентироваться и определять, к какому роду литературы относится произведение, что собой представляет оно по жанру.

Учащимся предлагается отгадать, отрывки из произведений каких жанров и родов читались и кто их автор. Выясняется, что не всё известно учащимся.

Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами научимся определять роды литературы и распознавать жанр произведения. Будьте внимательны при изучении новой темы. Знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам на последующих уроках литературы.

- Вспомните, какие произведения мы уже прочитали в классе в этом учебном году?

Учащиеся называют (Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Х.К.Андерсен «Снежная королева», И.С.Тургенев «Муму» и др.)

- Во всех этих произведениях повествуется о героях и событиях. Такие произведения называются эпическими.

- А что является главным в стихотворении? (Выражение чувств автора, его мыслей, желаний).

- Такие произведения называются лирическими. И способ написания иной. Стихотворения – это рифмованные произведения. А ещё бывают произведения, предназначенные для постановки на сцене. В них сами герои разговаривают и совершают поступки. Это произведения драматургии.

Вывод: Итак, в литературе исторически сложилось устойчивое деление произведений в соответствии с тремя формами изображения, т.е. три рода литературы. (Слайд №2).

- А вот каждый род литературы представлен разными видами или жанрами, то есть произведения различаются не только по роду, но и по жанру.

В течение урока учащимся предстоит заполнить карту. Листок с картой есть у каждого учащегося на парте.

IV. Работа над темой урока.

1. - Эпос. (Слайд №3) Это один из трех основных родов литературы, для которого характерно объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

- Какие эпические произведения вы называли в начале урока?

( Пушкин, Андерсен, Тургенев). (Слайд №6).

- Обратите внимание на жанры, которые вы не называли. (Слайды № 7, 8, 9, 10).

- Чем различаются жанры? (В сказочном зачине дана установка на волшебный, условный мир. В былинном зачине – установка на реальный, конкретный мир. Одной из особенностей жанра басни является мораль, в которой заключается основная мысль и поучительный смысл басни. Рассказ – малый прозаический жанр, в котором раскрывается один эпизод из жизни героя. Повесть и роман, соответственно, более крупные прозаические жанры.)

Учащимся предлагается заполнить некоторые лакуны учебной карты.

2. – Лирика. (Слайд №4).

- Один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями.

Читается отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

- Вы узнали это произведение? («Руслан и Людмила»)

- Кто автор? (А.С.Пушкин)

- А как определить жанр этого произведения? (Здесь повествуется о герое, сказочный сюжет. А написано в стихах. Перед нами поэма.

Выступления учащихся, получивших задания к уроку:

А) послание;

Б) элегия;

В) баллада

(Слайды №11, 13). (Приложение №2)

Учащимся предлагается заполнить некоторые лакуны учебной карты.

3. Практическая работа по трансформации текстов. Учащимся предлагаются поэтические тексты. (Приложение №3)

Задание: прочитайте выразительно предложенный поэтический текст. Передайте содержание своими словами. Что получилось? Какой вариант вам показался более эмоциональным, чувственным? Почему?

3. Драма.

- Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Это произведения, предназначенные для постановки на сцене.

Этот род литературы самый древний. В Древней Греции существовал театр, где ставились представления различных жанров. Но главенствующим жанром была трагедия. Отцом трагедии считается по праву древнегреческий драматург Эсхил. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» поставлена на сюжет мифа о Прометее. Ещё один жанр драмы – это комедия. Например, комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». И третий жанр – собственно драма. О жанрах драмы мы будем говорить в старших классах. Примером произведения, предназначенного для постановки на сцене, является всем вам хорошо известная пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». ( Слайд №5, 12)

Учащимся предлагается заполнить оставшиеся лакуны учебной карты.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Посмотрите в карту, которую вы заполняли в течение урока. А теперь заполните, пожалуйста, таблицу в тетради. (Слайд № 13).

Учащиеся заполняют таблицу.

- Проверим, что у вас получилось. (Слайд №14).

- Вы хорошо поработали на уроке. Я надеюсь, знания, полученные сегодня, пригодятся вам в дальнейшем на уроках литературы.

VI. Домашнее задание. Подобрать из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера и Гекельбери Финна» эпизод для инсценирования. Попробуйте трансформировать любой изученный поэтический текст в прозаический.

Оценки за урок.


^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1. « Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчует её, приговаривая:

– На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?»

(Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»)
2. Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
3. Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою)
4. Канцлер (низко кланяясь). Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать…

Королева. Опять начертать!

Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».

Королева (про себя). По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» - это короче.

(С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
5. Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

(В.А.Жуковский «Светлана»)
6. Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова,
Выезжал удаленькой дородный добрый молодец,
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черной ворон не пролетыват.
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силу великую,
Стал конём топтать да копьём колоть,
А й побил он эту силу великую.
Ён подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то врата во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.

(Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник»)
7. Моя прекрасная Людмила,

По солнцу бегая с утра,

Устала, слезы осушила,

В душе подумала: пора!

На травку села, оглянулась -

И вдруг над нею сень шатра,

Шумя, с прохладой развернулась;

Обед роскошный перед ней;

Прибор из яркого кристалла;

И в тишине из-за ветвей

Незрима арфа заиграла.

Дивится пленная княжна,

Но втайне думает она:

"Вдали от милого, в неволе,

Зачем мне жить на свете боле?

О ты, чья гибельная страсть

Меня терзает и лелеет,

Мне не страшна злодея власть:

Людмила умереть умеет!

(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
8. Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

(В.А.Жуковский «Море»)

9. Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
  Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!


(А.С.Пушкин «К другу стихотворцу»)
10. Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на

- Кто живая?

- Шля-шля-шля-па.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

- По-посмотри сам! пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:

- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.

- Чего ты? - спрашивает Вадик.

- Она жи-жи-живая!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану

(Н.Носов «Живая шляпа»)

11. Тетя Полли спустила очки на нос и оглядела комнату поверх очков, затем подняла их на лоб и оглядела комнату из-под очков. Она очень редко, почти никогда не глядела сквозь очки на такую мелочь, как мальчишка; это были парадные очки, ее гордость, приобретенные для красоты, а не для пользы, и что-нибудь разглядеть сквозь них ей было так же трудно, как сквозь пару печных заслонок. На минуту она растерялась, потом сказала - не очень громко, но так, что мебель в комнате могла ее слышать:

- Ну погоди, дай только до тебя добраться...

Не договорив, она нагнулась и стала тыкать щеткой под кровать, переводя дыхание после каждого тычка. Она не извлекла оттуда ничего, кроме кошки.

- Что за ребенок, в жизни такого не видывала!

Подойдя к открытой настежь двери, она остановилась на пороге и обвела взглядом свой огород - грядки помидоров, заросшие дурманом. Тома не было и здесь. Тогда, возвысив голос, чтобы ее было слышно как можно дальше, она крикнула:

- То-о-ом, где ты?

За ее спиной послышался легкий шорох, и она оглянулась - как раз вовремя, чтобы ухватить за помочи мальчишку, прежде чем он прошмыгнул в дверь.

(Марк Твен «Приключения Тома Сойера»)


^ ПРИЛОЖЕНИЕ №2

  1. Послание - жанр, не связанный с определенной традицией. Основная характерная его черта - обращённость к какому-либо лицу (например, «Пущину», «К Чаадаеву», «К другу стихотворцу» А.С. Пушкина )

  2. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своём месте в этом мире (например, «Погасло дневное светило» Пушкина, «Море» В.Жуковского).




  1. Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, исторического, сказочного, легендарного характера (например, В.Жуковский «Светлана», Ф.Шиллер «Перчатка»)


^ ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
(М.Лермонтов «Бородино»)

Образец выполнения задания.
Мальчик спрашивает своего дядю, правда ли, что Москву отдали французам. Ведь были настоящие сражения, недаром помнит Россия день бородинской битвы.

Старый солдат отвечает, что в его время были настоящие богатыри, многие из них не вернулись с полей сражений. Но если бы не воля господа Бога, Москвы бы не отдали. Далее он рассказывает о долгом отступлении, о том, как ожидали боя, как готовы были изорвать чужие мундиры о свои штыки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconТематический план занятий
Введение в литературоведение (Понятия рода, вида, жанра, жанровой разновидности. Эпос, лирика и драма как три рода литературы, выделенные...

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconОсновные литературоведческие понятия Лирика и ее основные элементы
...

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Основные роды искусства слова: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие жанров всех трёх родов литературы

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма icon1. Выберите слова, соответствующие названиям родов литературы
Лироэпика, комедия, стихи, лирика, сказка, роман, поэма, песня, эпос, баллада, пьеса, проза, фольклор, жанр, дружеское послание,...

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconУрока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы
Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба...

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconЛитература вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому...
Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос,...

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconЛитература вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому...
Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос,...

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconКраткая характеристика
Литературный род одна из трех групп литературных произведений эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconКраткая характеристика
Литературный род одна из трех групп литературных произведений эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков

Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма iconЛитература сведения по истории и теории литературы
Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и "всечеловечность"



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница