Клиповое мышление, и как с ним бороться




Скачать 180.3 Kb.
НазваниеКлиповое мышление, и как с ним бороться
Дата публикации11.07.2013
Размер180.3 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Литература > Реферат


Городские педагогические чтения

«Обновление содержания, форм, методов и технологий обучения и воспитания»

Слово учителю – мастеру

Клиповое мышление, и как с ним бороться


Автор: Петрова Надежда Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 5»

г. Усть – Илимск, 2010

Содержание

  1. Введение. Цели и задачи работы…………………………………………………..3 стр.

  2. Концептуальная часть. Клиповое мышление: плюсы и минусы………………...4 – 5

  3. Практическая часть. Формы работы учителя, позволяющие использовать особенности клипового мышления учащихся в образовательном процессе……5 – 7

  4. Заключение…………………………………………………………………………...8

  5. Приложения………………………………………………………………………….9- 13


Введение

В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Уроки литературы должны быть не уроками словесности, но уроками нравственности. Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современные школьники по преимуществу визуальщики и кинестетики. Им необходимо посмотреть и потрогать. Раскрасить и подрисовать. Что такое усы, бороды и прочие украшения, которыми снабжают школьники среднего звена портреты писателей в учебниках литературы? Может, неосознанное желание поучаствовать? И ни для кого ни секрет, что сейчас все труднее и труднее преподавать литературу в школе. Иногда меня охватывает паника, я не знаю, как заставить учеников читать. Ведь дети перестали читать вообще, в лучшем случае, это статья из интернета, которая позволяет уже сделать анализ произведения, не читая его. Это текст в кратком изложении, и ты порой не знаешь, что хуже.

Какими же должны стать современные уроки литературы, чтобы учащиеся заинтересовались таким неинтересным «Ревизором» или откликнулись на судьбу Сонечки Мармеладовой? Эти и другие вопросы я задавала себе, когда пришла к выводу, что необходимо найти такие способы и приемы, которые могли бы помочь использовать «клиповое сознание» учащихся в работе на уроках литературы. Это и стало целью моей работы. Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Изучить уровень развития мышления и восприятия школьников 6-ого класса, их модели поведения, модели восприятия.

  2. Изменить учебный процесс таким образом, чтобы учебный процесс соответствовал восприятию учеников.

  3. Научить обучающихся мыслить таким образом, чтобы вместо серой посредственности в результате получились творческие люди.

  4. Составить типовые задания, которые соответствуют уровню восприятия учеников и работают на анализ произведения.


От стиля мышления во многом зависит успешность человека по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения вообще невозможно стать успешным человеком. Одно из главных требований – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда возникновение вполне реальной опасности, что носители «клипового мышления» будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение. Как заставить читать новое поколение? Наша цель — научить детей читать и осмысливать прочитанное, а это главное.
^ Концептуальная часть

С изобретением интернета насыщенность информационной среды, окружающей человека, выросла на порядок. И человек должен был как-то на это реагировать. Один из способов такой адаптации – возникновение «клипового мышления».

Что такое клиповое мышление? Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление» (КМ) больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее, к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.

Клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Сильная сторона нового поколения — их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотки, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. И именно это мы наблюдаем в школе.

Суть клипового мышления заключается в том, что человек, обладая таким мышлением, умеет — и любит — быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство “клипового восприятия” — большая скорость обработки информации. Другая его особенность — предпочтение нетекстовой, образной информации. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста.

Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации и у него снижена способность к анализу.

Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности. Опасность еще заключается и в том, что возникает эффект обратного действия, и учитель сам стал подстраиваться под воспитанную им же аудиторию. С приходом в школу интернета и техники, учителя выбирают очень часто презентацию как одну из форм подачи нового материала. А ведь именно презентация - одна из форм формирования клипового сознания: яркость оформления, дозирование информации, оформление информации в короткие предложения. Учителя зачастую ориентируют и учеников на составление презентаций, забывая о том, что презентация – только форма, а содержание порой ученик не в силах воспроизвести.

Клиповому сознанию нужны скученность и постоянный праздник. Учитель не способен поддерживать это на уроке, отсюда интерес быстро падает, сосредоточиться на информации ученики долго не могут.
^ Практическая часть

Попробуем разобраться, каким образом клиповое мышление может влиять на:

- восприятие окружающего мира;

- способность к анализу информации;

- систему морально-этических ценностей.

Работа над темой в течение двух лет позволила мне сделать вывод о наличии клипового мышления у учащихся 6-ого класса. Это подтвердили тесты оценки внимания по методике Мюнстенберга, анализ мышления и уровня восприятия информации. 81% учащихся не могут концентрироваться на получаемой информации более 5 минут, 73% не умеют применять полученные знания, проводить аналогии, анализировать, обобщать.

Одной из технологий, опирающихся на фрагментированный материал и позволяющих глубоко воздействовать на восприятие ученика, является технология педагогических мастерских. Задача мастерской - вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия. Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Очевидно, что процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагают несколько иной взгляд на организацию деятельности участников мастерской, которая будет строиться как исследование. Даже в рамках классно-урочной системы и необходимости реализации на занятии образовательного стандарта может быть создана эвристическая среда, одной из основных характеристик которой является свобода выбора для школьника характера, форм, способов включения в учебную деятельность. Хотя в мастерской участникам и предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности. Мною были разработаны предметные мастерские и мастерские ценностных ориентаций, которые стимулируют интерес к произведению и позволяют глубоко проанализировать текст.

Важнейшим звеном в работе с Интеллектом является проработка такого понятия, как «источники информации». Откуда вся та информация, которой я пользуюсь ежедневно, ежечасно и ежеминутно? Необходимо добиваться, чтобы при создании тех же презентаций ученики пользовались не только интернет-ресурсом, но книгой, а для этого необходимо конкретизировать задание по той же биографии писателя, сделать его проблемным.

Мною были апробированы следующие формы работы на уроках литературы:

1. Я обнаружила, что дети освоили такую форму, как презентация, при подготовке сообщения о писателе, и она пользуется большой популярностью. Когда нужно подготовить сообщение о писателе – лес рук, но когда начинаешь проверять презентацию, сталкиваешься с неинтересным материалом, взятым из интернета. Поэтому подготовка биографии о писателе теперь строится по следующему плану: семья, образование, деятельность, начало творческого пути, какие взгляды отразились в творчестве, интересный случай из жизни.

2. Большинство учащихся кинестетики и визуалы. Им необходимо посмотреть и потрогать. Раскрасить и подрисовать. Я предлагаю школьникам украшать письменные работы портретами писателя или сюжетными картинками. Одни найдут открытку или репродукцию из журнала, другие честно перерисуют портрет из учебника, третьи – скачают портрет из интернета.

3. Презентация – продукт нового подхода к подаче материала на уроке. Короткие фразы, емкая информация, содержание ярких иллюстраций, проблемные вопросы помогают удержать внимание учащихся. Так, при изучении культуры эвенков (предмет «Литература Восточной Сибири»), иллюстрируя их жизнь через презентации, задаю вопрос: чему поклонялись эти племена, что отражают их рисунки и начертания.

4. Ученикам, обладающих клиповым мышлением, тяжело читать произведения больших объемов, даже если они и прочитывают тексты, то не могут объяснить и проанализировать информацию. Для работы с небольшим по объему произведением я использую технологию педагогических мастерских. Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем. Таким способом произведение изучается намного легче, осуществляется анализ произведения.

5. Прием «раскрашивание» маркерами текста весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения. Поэтическое произведение распечатывается и раздается учащимся. При анализе текста ученики маркируют текст в зависимости от типа задания. Отмечают изобразительные средства, развитие лирического образа или размер стиха.
За два года работы над развитием мышления детей, использованием особенностей клипового мышления повысилось качество выполнения домашних заданий. Презентация стала не простой иллюстрацией фактов жизни писателя, а стала носить проблемную направленность. Ребята с большим интересом работают на уроках литературы. Активность на уроках высокая. Использование технологии педагогических мастерских помогает раскрыть перед детьми многогранный мир художественной литературы. На уроках успешно идет работа по анализу лирического произведения. Большой интерес ребята проявляют к исследовательской деятельности. Если в 6-ом классе исследовательских работ не было, то в 7-ом классе Картошкин Артем занял 1 место на городской научно-практической конференции, в этом году исследовательские работы готовят 5 учащихся.
Заключение

Клиповое мышление надежно пришло в школу, и с этим надо либо мириться, либо бороться.

Стенания педагогов о необходимости борьбы с клиповым мышлением свидетельствуют, что характерное для молодежи соотношение концентрации и переключаемости не соответствует идеальным представлениям взрослых об этой пропорции — но еще надо доказать, что их идеал действительно достоин сохранения. Тем более, что всегда возникает прагматический вопрос: если именно данное соотношение умения углубляться и умения переключаться является оптимальным — то оптимальным для каких целей, для чего? Очевидно, что “клиповое мышление” — то есть усиленное развитие навыка быстрого переключения за счет длительного сосредоточения — более соответствует той информационной среде, в которой обитает подросток. Развитие цивилизации явно предполагает необратимый сдвиг данной пропорции в пользу умения переключаться. И бороться с клиповым мышлением — не значит ли приспосабливать учеников не к реальности, а к системе образования, закрепляя разрыв этих систем, отрыв учащихся и школы от господствующего образа жизни?

На самом деле люди нового когнитивного стиля вовсе не являются интеллектуально неполноценными — наоборот, они в совершенстве владеют многими необходимыми им навыками. Они лишь выпадают из культуры, ориентированной на линейный текст. Поэтому куда более здравым являются призывы не бороться с клиповым мышлением, приспосабливая его под уже умирающую культуру, а использование его особенностей для учебного процесса.
^ Использованная литература

  1. Клиповое сознание работает на литературное образование.//Учительская газета, 2003, № 51).

  2. Е.И.Рогова. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

  3. http://shkolazhizni.ru

  4. http://www.biztimes.ru

  5. http://www.vsem-eu.ru



Приложение 1

Определение стиля обучения и мышления (форма Б)

(Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл. Кафедра психологии обучения, Университет Джоджии)

Инструкция. Объективно существуют разные стили обучения и мышления. В каждом вопросе описаны три разных стиля обучения и мышления. Обведите один, который лучше всего описывает ваши сильные стороны и предпочтения.

1.

2.

3.

4.


5.

6.


7.


8.

9.

10.

11.

12.


13.


14.
15.

16.

17.

18.


19.

20.

21.

22.

23.
24.

25.


26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

а) не очень хорошо запоминаю лица;

б) не очень хорошо запоминаю имена;

в) одинаково хорошо запоминаю имена и лица.

а) лучше всего усваиваю устные объяснения;

б) лучше всего усваиваю объяснения в примерах;

в) одинаково хорошо усваиваю устные объяснения и объяснения в примерах.

а) способен легко выражать чувства и эмоции;

б) умеренно сдержан в выражении чувств и эмоций;

в) скован в выражении чувств и эмоций.

а) весело и свободно экспериментирую в спорте, искусстве, вне работы;

б) систематичен и сдержан в экспериментаторстве;

в) одинаково склонен как к веселому и свободному, так и сдержанному и систематическому экспериментированию.

а) предпочитаю занятия, на которых дается один вид задания, после него другой и т.д.

б) предпочитаю занятия, на которых я работаю над несколькими заданиями одновременно;

в) одинаково предпочитаю и первый и второй вид занятий.

а) предпочитаю тесты, где нужно выбирать один правильный ответ из серии ответов;

б) предпочитаю тесты – эссе;

в) одинаково предпочитаю и те и другие.

а) хорошо интерпретирую язык телодвижений и интонационные аспекты устной речи;

б) плохо интерпретирую язык телодвижений, завишу от того, что говорят люди;

в) одинаково хорошо интерпретирую язык телодвижений и речевое выражение.

а) легко придумываю смешные фразы и поступки;

б) с трудом придумываю смешные фразы и поступки;

в) относительно легко придумываю смешные фразы и поступки.

а) предпочитаю занятия, на которых я двигаюсь и что – нибудь делаю;

б) предпочитаю занятия, на которых я слушаю других;

в) одинаково предпочитаю и те и другие занятия.

а) использую фактическую, объективную информацию в суждениях;

б) использую личный опыт и чувства в суждениях;

в) использую в равной мере и то и другое.

а) легко, весело подхожу к решению проблемы;

б) серьезно, по деловому подхожу к решению проблемы;

в) совмещаю веселый и серьезный подходы.

а) умственно воспринимаю и реагирую на звуки и образы больше, чем на людей;

б) существенно самопроизволен и творчески настроен в группе людей;

в) одинаково восприимчив и самопроизволен в умственном смысле независимо от окружения.

а) почти всегда свободно использую любой доступный материал для работы;

б) временами использую любой доступный материал для работы;

в) предпочитаю работать с соответствующим, положенным материалом, используя его по назначению.

а) люблю, когда мои занятия или работа запланированы, и я знаю, что конкретно я должен делать;

б) люблю, когда мои занятия или работа не чужды гибкости и возможны перемены по мере продвижения;

в) одинаково предпочитаю как запланированные, так и открытые для перемен занятия и работу.

а) весьма изобретателен;

б) временами изобретателен;

в) никогда не изобретателен.

а) лучше всего думаю лежа на спине;

б) лучше всего думаю сидя прямо;

в) лучше всего думаю в движении или при ходьбе.

а) люблю занятия, на которых задания имеют четкую и непосредственную практическую приемлемость;

б) люблю занятия, на которых задания не имеют четкой практической применимости;

в) одинаково предпочитаю оба вида деятельности.

а) люблю догадываться и предсказывать многие ситуации, когда не уверен в каких – то вещах;

б) скорее не стану догадываться, если не уверен;

в) догадываюсь в некоторых ситуациях.

а) люблю выражать чувства и идеи простым языком;

б) люблю выражать чувства и идеи стихами, песнями, танцами и т.д.;

в) одинаково предпочитаю оба вида самовыражения.

а) обычно получаю много новых идей из поэзии, символов и т.д.;

б) временами получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.;

в) редко получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.;

а) предпочитаю простые задачи;

б) предпочитаю сложные задачи;

в) одинаково предпочитаю и простые, и сложные задачи.

а) реагирую на отзыв и эмоции;

а) реагирую на призыв к логике;

в) одинаково реагирую и на то и на другое.

а) предпочитаю работать над проблемами (задачами) последовательно, одна за другой;

б) предпочитаю работать одновременно над несколькими проблемами (задачами);

в) одинаково предпочитаю последовательную работу и одновременную работу над несколькими проблемами (задачами) .

а) предпочитаю изучать традиционные области предмета;

б) предпочитаю иметь дело с теорией и гипотезами нового предмета;

в) в равной степени предпочитаю и то и другое.

а) предпочитаю аналитическое чтение, критику;

б) предпочитаю творческое, синтезирующее чтение, позволяющее применять и использовать информацию для решения задач;

в) одинаково предпочитаю и то и другое.

а) предпочитаю интуитивный подход к решению задач;

б) предпочитаю логический подход к решению задач;

в) предпочитаю в равной степени и логический, и интуитивный подход.

а) предпочитаю зрительно представлять задачу при решении;

б) предпочитаю проанализировать задачу вслух, чтобы решить ее;

в) не предпочитаю ни то, ни другое.

а) предпочитаю логически решать задачи;

б) предпочитаю решать задачи, исходя из опыта, практики;

в) предпочитаю в равной степени и то и другое.

а) умею хорошо объяснять устно;

б) умею хорошо объяснять в движении, в действии;

в) умею одинаково хорошо объяснять как устно, так и наглядным способом.

а) учусь быстрее, когда преподаватель использует устные объяснения;

б) учусь быстрее, когда преподаватель использует письменные объяснения;

в) одинаково предпочитаю и тот и другой тип объяснений.

а) преимущественно полагаюсь на язык при запоминании и мышлении;

б) преимущественно полагаюсь на образы при запоминании;

в) одинаково полагаюсь на образы и язык.

а) предпочитаю анализировать уже завершенный материал;

б) предпочитаю организовывать и доводить до конца незаконченный материал;

в) не предпочитаю тот или иной вид деятельности.

а) люблю разговаривать и писать;

б) люблю рисовать и манипулировать;

в) люблю и то и другое.

а) легко могу потеряться даже в знакомой обстановке;

б) легко ориентируюсь даже в незнакомой обстановке;

в) относительно хорошо ориентируюсь.

а) более творческая натура, чем интеллектуальная;

б) более интеллектуальная, чем творческая натура;

в) интеллектуальная и творческая натура.

а) люблю находиться в шумной людной обстановке, где что – нибудь все время происходит;

б) люблю находиться в обстановке, где я могу сконцентрироваться на чем – то одном;

в) иногда люблю и то и другое.

а) преимущественно интересуюсь эстетическими проблемами: искусством, музыкой, танцами;

б) преимущественно интересуюсь практическими, прикладными вещами: работой, походами, коллективными видами спорта;

в) одинаково участвую в том и другом виде деятельности.

а) профессиональное призвание преимущественно к бизнесу, экономике;

б) профессиональное призвание преимущественно к гуманитарным наукам;

в) в данный момент не имею четкого представления.

а) предпочитаю изучать детали и специфические факты;

б) предпочитаю общий обзор предмета, взгляд на картину в целом;

в) предпочитаю, когда общий обзор перемежается деталями.

а) умственно восприимчив и реагирую на то, что слышу и читаю;

б) в состоянии умственного поиска, самопознания в процессе учебы;

в) и то и другое.

Приложение 2

Методика определения ведущей модальности

Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «-», если не согласны.


  1. Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков.

  2. Я долго помню то, что мне сказали.

  3. После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться.

  4. Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

  5. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

  6. Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна.

  7. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.

  8. Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.

  9. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.

  10. Я иногда разговариваю сам с собой.

  11. Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть.

  12. Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.

  13. Я люблю танцевать.

  14. Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.

  15. Не выношу беспорядка в комнате, где живу.

  16. Я часто слушаю плеер.

  17. Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю.

  18. Люблю рассматривать репродукции картин.

  19. Мелодия прошлого лета переносит меня в него.

  20. Я люблю читать во время еды.

  21. Очень часто и помногу разговариваю по телефону.

  22. Я не худой человек.

  23. Люблю потягиваться, разминаться.

  24. Я умею слушать собеседника.

  25. Обожаю смотреть фильмы.

  26. У меня хорошая память на лица.

  27. Люблю слушать шум дождя.

  28. Не люблю спать на слишком мягкой постели.

  29. Меня развлекают пародии, умение подражать голосам.

  30. Много времени уделяю своему внешнему виду.

  31. Люблю массаж.

  32. В общественном транспорте я рассматриваю людей.

  33. Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому.

  34. Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный букет.

  35. Не могу долго ездить на машине.

  36. Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.

  37. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.

  38. В шуме не могу сосредоточиться.

  39. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

  40. Не люблю синтетических тканей.

  41. Найти удобную обувь для меня очень сложно.

  42. От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.



Обработка результатов:

Визуал: 1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42

Аудиал: 2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38

Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41.
Результаты диагностики «Определение ведущей модальности»



Приложение 3

Результаты сравнительной диагностики.
2008 год


2010 год


Вывод: Анализ результатов сравнительной диагностики показывает повышение интереса учащихся к исследовательской работе, рос активности на уроках литературы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconГабаритно-весовой контроль в Украине. Как перевозчику "бороться" с ним
«чаша сия» коснулась лишь большегрузных (свыше 38 т) автомобилей, то на данный момент не миновала она и перевозчиков на КамАЗах,...

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconЛитературная олимпиада
Балду, про жадную старуху и волшебную рыбку, про царя Дадона и Золотого Петушка. Я с радостью слушала их и представляла сказочных...

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconПсихология детей: детский врач и страхи малышей Вы с ужасом думаете...
Вы с ужасом думаете о том, что ребенка нужно вести в детскую поликлинику к педиатру, стоматологу, или сдавать анализ крови, так как...

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconЗадержка речевого и психоречевого развития что это и как бороться?
Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По...

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconЧто такое коррупция и как с ней бороться
«коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее причинами

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconАлександр Торин Две истории про лигу скаутов и о том, как с ней бороться
История вторая. Стратегия и тактика классовой борьбы со скаутами в условиях Северной Калифорнии. 13

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии...
М является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Характерной...

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconОсенняя депрессия! Как с ней бороться?
Вот только сил почему-то нет! Отпуск пролетел, как и не было Уже показаны всем фотографии, подзабыты курортные романы, легкая одежда...

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconРаспутывая «сеть» (православная психотерапия доктора а. Е. Алексейчика)
Сократа методику на протяжении двух с половиной тысяч лет оканчивались ничем. Сократ будил мышление, и те, в ком оно пробуждалось,...

Клиповое мышление, и как с ним бороться iconСодержание Вступление Разработка тренировочных циклов Динамика физиологического...
Наряду такого стремительного наступления цивилизации на человечество, неумолимо быстро наступают и разрушения… Например ухудшение...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница