Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект




Скачать 252.44 Kb.
НазваниеВсеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект
Дата публикации10.07.2013
Размер252.44 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Литература > Конкурс


Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Управление образования и по делам детей

Красноперекопской райгосадминистрации
Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству


ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока-конференции по литературе в 9 классе

Тема: Внеклассное чтение.

Отражение проблемы гендерного равенства в художественной литературе

Разработала

Ганюшкина Валентина Ивановна

учитель русского языка

и литературы, старший учитель

Таврической общеобразовательной

школы І- ІІІ ступеней

Красноперекопского района

Автономной Республики Крым


Красноперекопский район – 2010 год

^ Тема: Внеклассное чтение. Отражение проблемы гендерного равенства в художественной литературе.

Цели: 1. Актуализация знаний об изученных произведениях; знакомство с содержанием произведений с позиции гендерного равенства.

2. Развитие логического, образного мышления, понимания условности; совершенствование умений и навыков участия в дискуссии.

3. Закрепление полученных знаний, умений, навыков. Развитие речи, памяти, внимания учащихся. Привитие интереса к урокам литературы. Воспитание чувства гуманизма.

Оборудование: учебник, иллюстративный материал, тексты произведений

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Мотивация обучения:

2.1 Введение понятий.

2.2. Постановка проблемных вопросов.

3.Сообщение темы урока. Постановка Целей и задач.

4.Работа над темой.

5. Итог урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Девиз урока. « Я стремлюсь к познанию»
Эпиграф урока:

«Молодость, когда впереди тебя ожидает жизнь, которую ты планируешь и о которой мечтаешь - это прекрасная пора. Более того, эта пора должна быть в равной мере прекрасной и для молодой женщины, и для молодого мужчины. Многие молодые люди лишены права строить планы и мечтать, равно как и права на безопасность и достоинство в жизни. В реальности значительная разница проявляется и в зависимости от того, кем ты родился: девочкой или мальчиком. Молодым женщинам гораздо больше грозит опасность того, что их основные права человека будут нарушены».
^ Мотивация обучения

Слово учителя.

В настоящее время применяются два термина: «права женщин» и «гендерное равенство». Что же означает каждый из этих терминов, и какова разница между ними? Термин «права человека женщин» используется, чтобы подчеркнуть, что права женщины - это те же права человека, то есть, это права, которыми женщина наделена просто потому, что она являются человеческим существом. Такой подход интегрирует проблему прав женщин с движением за права человека и в то же время вводит принципы прав человека в женское движение.

«Гендерное равенство» означает равный уровень возможностей, участия и присутствия обоих полов в различных сферах общественной и частной жизни. Гендерное равенство не следует рассматривать как противоположность различию полов, скорее, оно противоположно неравенству полов. Оно имеет целью способствовать полному участию женщин и мужчин в жизни общества. За гендерное равенство, как и за права человека, надо постоянно бороться, его надо постоянно защищать и поддерживать

Провозгласив себя демократическим, правовым и социальным государством, Украина тем самым взяла обязательство придерживаться требований международного содружества относительно равноправия граждан, в том числе по половому признаку, чем признала объективную необходимость в проведении гендерных изменениях, интеграции гендерной перспективы во все программы развития украинского общества на принципах свободы, равенства, справедливости и толерантности.

Современная гуманизация в Украине предусматривает реальные шаги на преодоление господствующих веками стереотипов относительно социальных ролей женщины и мужчины, эмансипацию всего общества, освобождения культуры от сексистской идеологии и внедрения концепции "гендера" во все сферы общественной жизни.

В научной литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода (первые научные труды явились около двадцати лет тому назад), так и сложностью самого феномена.

Мы не будем вдаваться в теоретические тонкости, но отметим, что для всех концепций базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, который означает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), за которыми они определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только относительно характеристик и поведения, которые выплывают непосредственно из биологических видимых отличий между мужчинами и женщинами.

Гендер - это сложный социокультурный конструктор, который отображает отличия между мужским и женским в роли, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках.

В пределах данного подхода под гендером понимают организационную модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, которая не только характеризует их общение и взаимодействие между ними, но и определяет социальные взаимоотношения в основных институциях общества.

Инициатором по распространению идей гендерного равенства и справедливости в международном масштабе выступила Организации Объединенных Наций.

Гендерный мир будущего, по мнению экспертов ООН, это мир, в котором женщины и мужчины будут иметь равные права и возможности на всех этапах своей жизни, где женщина будет иметь возможности реализовать все стремления и мечты; мир, в котором к женщине будут относиться с уважением как к равной, будут считать ее за наибольшую ценность, как и мужчину.

Женщина будет иметь столько же прав относительно социальных ценностей: справедливости, равенства, демократии, уважения к человеку, как и человек, под которым всегда подразумевали в первую очередь мужчину.

Идея гендерного равенства впервые была документально отображена в первой программе ООН под названием "Развитие женщин" (WID). Основные положения этой программы основывались на том, что женщины - это неиспользованный ресурс человечества, способный сделать свой решающий взнос в экономическое развитие мирового сообщества.

Сегодня мы познакомимся с произведениями, герои которых боролись за свое право на жизнь, на счастье, на развитие творческих способностей. Произведения, которые мы сегодня откроем, написали выдающиеся писатели и поэты второй половины ХIХ и ХХ века. Проблемы, поднятые в них, мы будем рассматривать на уроках литературы в 10 классе. Этот материал пригодится и на уроках развития речи при написании сочинений-рассуждений на морально-этическую тему.

^ Сообщение темы урока. Постановка целей, задач.

Актуализация опорных знаний.

Звучит отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Исходя из понятия «гендерное равенство», скажите, можно ли говорить о том, что Некрасов говорит о нарушении прав человека?
^ Работа над темой урока

1. Прослушивание сообщений, стихотворений, наблюдение, анализ.

Поиск ответа:

задание учащимся: по ходу сообщения попробовать составить алгоритм рассуждения – ответа на проблемные вопросы:

Как тема равенства раскрывается в произведениях Некрасова?

Можем ли мы считать, что А.Н. Островский боролся за гендерное равенство?

  1. ^ Вступительное слово учителя. Проблема равенства полов поднималась в обществе с давних пор. Считалось, что женщины не имели права заниматься научной деятельностью, принимать активное участие в общественной жизни. Да они не имели права на личную жизнь, на счастье. Только ценой неимоверных усилий им приходилось отстаивать свое право на это. Примером этому могут быть: Мария Кюри – физик, Софья Ковалевская – известный математик, Елена Врангель – первая женщина-врач, лечившая в госпиталях в годы первой мировой войны раненых бойцов и многие другие. Это они доказали, что и женщина достойна носить звание ведущего ученого в области естественно-математических наук, принимать активное участие в политической и экономической жизни государства, отдавать свои знания, умения и силы на пользу своего народа в годины испытаний. Естественно, проблема гендерного равенства интересовала и писателей разных эпох. Она нашла отражение в произведения выдающихся мастеров пера ХIХ и ХХ века.

^ 2. Сообщение ученика с элементами чтения наизусть отрывков из произведений Н.А. Некрасова. Один из великих русских поэтов Некрасов Н.А. в поэме «Мороз Красный нос», написанной им в 1863 году, а затем в одной из глав поэмы «Кому на Руси жить хорошо» поднимает проблему тяжелого положения русской женщины. Лучшие строки поэмы посвящены русской женщине-крестьянке. Эта тема звучит и в таких стихотворениях Некрасова, как: “Родина”, “Внимая ужасам войны...,“Орина, мать солдатская”, “Мать. Теме страдания женщины посвящены стихотворения: “Тройка”, “Крестьянка”, “Еду ли ночью по улице тёмной...”, поэма “Мороз, Красный нос” и другие произведения Некрасова.

С горечью он говорит о тяжкой, суровой доле женщины-крестьянки. (Звучит отрывок «Три тяжкие доли имела…» и стихотворение «В полном разгаре страда деревенская», подготовленные учащимися). И кажется: ничто уже не сможет изменить «суровую долю крестьянки». Но не мирится со своей судьбой «Случайная жертва судьбы»! На её плечах забота о детях, о семье. И своим трудом, упорством, женственной красотой, не смотря ни на что сохраненным чувством собственного достоинства, умением сострадать, замечательными душевными качествами, сильным характером она отстаивает свое право на равенство с мужчиной. (Звучит отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» - «Есть женщины в русских селеньях»). Некрасов с теплым чувством, идущим от глубины души, пишет о том, что женщина имеет право на счастье. Она скромна и горда, ей свойственно чувство собственного достоинства. Но она не смотрит на людей свысока. Отношением к труду меряет некрасовская героиня и человека. Если нужно помочь человеку, не задумываясь, рискнет собой. Трудолюбивая, сильная, красивая, прекрасная жена и любящая мать, она достойна хорошей жизни. Но радостные, светлые краски главы не могут заслонить и одну важную деталь: ведь самое большое, чего может добиться эта истинная героиня, великая труженица, чтобы семейство не билось в нужде. Её незаурядные силы расходуются на борьбу с беспросветной нуждой. Однако она мечтает о свободном и радостном труде, о счастливом времени. Некрасов, с возмущением повествуя о тяжелой жизни крестьянки, рисуя картины нечеловеческого труда, возбуждает у читателя чувство гнева против тех, кто поставил её жизнь в такие страшные условия, и желание бороться за лучшую долю женщины.

  1. ^ Слово учителя. Жены декабристов… Их было одиннадцать, этих героических жен. Вместе с мужьями они прошли тяжкий путь каторги и ссылки десятилетия борьбы и страданий, от Нерчинских рудников до могилы. В ожидании суда декабристы провели в Петропавловской крепости семь долгих месяцев. Николай I сам был тюремщиком, следователем и судьей декабристов. Он продиктовал приговор, по которому 13 июля 1826 года повешены были пять декабристов, остальные 120 отправлены на каторгу и в ссылку. 23 июля 1826 года выехали из Петропавловской крепости в Сибирь первые восемь декабристов. Их направили в Нерчинские рудники – самое страшное место царской каторги. И уже на другой день, 24 июля, одна за другой начали выезжать в Сибирь, вслед за мужьями, жены декабристов. Кто же они были эти одиннадцать женщин, столь разные по складу своих характеров, сумевшие в новых, чуждых им условиях удивительно дополнить друг друга? «Во глубине сибирских руд», в Читинском остроге, в тюремных казематах Петровского завода и в ссылке вселявшие надежду, будившие в декабристах «бодрость и веселье», сумевшие выстоять в самых страшных нечеловеческих условиях и разделившие участь своих мужей? Они ли не достойны уважения, молодые люди, лишенные права строить планы и мечтать, равно как и права на безопасность и достоинство в жизни!

Одиннадцать женщин, разные по складу своих характеров, оказавшись в новых для них и чуждых им условиях, сумели удивительно дополнить друг друга. Вместе с мужьями и товарищами они прошли свой тяжкий путь от каторги до могилы.

Они оказывали большое влияние на смягчение нравов местного населения и оставили в Сибири добрую память о себе.

В пустынной и безрадостной Сибири они похоронили свою молодость, свои лучшие годы, но их высокий подвиг любви и самопожертвования приобретал большое общественное значение.

Поэт Вяземский писал Тургеневу: «спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории».

Жёны декабристов, отказавшись от привилегий, от прежнего образа жизни, поехали вслед за своими мужьями в далекую Сибирь, испытали унижение и огромные трудности, но, тем не менее, проявили лучшие душевные качества, пройдя вместе с мужьями и товарищами свой тяжкий путь от каторги до могилы. Это было не только подвигом любви, это был акт протеста против николаевского режима.

^ 4. Сообщение учеников о женах декабристов с элементами чтения отрывков из произведения Н.А. Некрасова «Русские женщины»:

1) княгине Екатерине Ивановне Трубецкой;

2) Александре Григорьевне Муравьевой, дочери виднейшего царского сановника;

3) княгине Марии Николаевне Волконской;

4) Наталье Дмитриевне Фонвизиной и Александре Ивановне Давыдовой;

5) Елизавете Петровне Нарышкиной и Александре Васильевне Ентальцевой;

6) Анне Васильевне Розен;

7) Камиле Ивашевой (Камиле Ле-Дантю);

8) Прасковье Егоровне Анненковой.

5. ^ Слово учителя. Вслед за Некрасовым борьбу за свои права, за право на счастливую жизнь, на любовь, на борьбу с тиранией самодурства и мертвящим домостроевского уклада семейной жизни поднимает Александр Николаевич Островский, великий русский драматург второй половины 19 века, в драме «Гроза» и других пьесах. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Именно он показал тяжелый, мрачный быт «темного» царства, где среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. И наиболее весомо то, что человеком, вступившим с мертвящими устоями, с гнетом, который не давал права свободному развитию личности, была женщина.

^ 6. Сообщение ученика с элементами анализа отрывков из произведений Александра Николаевича Островского.

Катерина - совсем юное существо, не познавшее ни себя, ни мира, ждущее от мира счастливых открытий, любви, света. На протяжении пьесы она проходит путь познания жизни, сталкивается с суровой правдой семейного быта, окружающей действительности. Путь этот оканчивается гибелью потому, что у героини нет иного способа сохранить себя как человека. Жить для героини – это значит для неё быть самой собой. Не быть самой собой – это значит для неё не жить. Катерина – натура поэтически-мечтательная, цельная, сильная. После домашнего рая с его волшебным миром грёз она попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием, в «клетку», ограничивающую её право на счастье, на свободу. Но терпит эта сильная женщина лишь до поры до времени. Катерина способна на полный разрыв с опостылевшей ей средой, с жизнью. С глубокой искренностью верит она в заветы народной нравственности. Своим сердцем ощутила неотвратимую правоту законов свободы, любви, человечности. Для героини проснувшееся в её душе чувство любви сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. И понимая, что не вырваться ей из этого мира, куда она попала по воле судьбы, она решает умереть, чем жить в неволе, лишь бы не остаться рабой.

7. ^ Слово учителя. Может быть, свое право на гендерное равенство доказывали женщины только в далеком девятнадцатом веке? Давайте прослушаем стихотворение М. Исаковского^ «РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ». Оно было написано в годы борьбы за независимость своей Родины в 1945 году.

8. Чтение наизусть стихотворения учащимся

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.
Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

9.Беседа с классом:

1. Каким чувством проникнуто это произведение?

2. Можно ли считать, что Исаковский поднимает проблему равенства полов в этом стихотворении?

3. Приведите примеры, свидетельствующие о мужестве, проявленном женщинами в годы Великой Отечественной войны.

Заслушиваются индивидуально подготовленные сообщения.

10. ^ Работа в парах. Анализ составленных алгоритмов решения проблемного вопроса.

Итог урока. Рефлексия.

Коррекционная работа. Составление логической схемы-ответа на проблемный вопрос.

^ Обобщение. Заключительное слово учителя. Мы с вами рассмотрели на примере нескольких произведений вопрос о том, как затрагивалась проблема гендерного равенства в произведениях русских писателей. И хочется верить, что благодаря гуманистическому направлению творчества писателей в последующие годы ХХ и ХХI столетий был принят ряд постановлений и Законов, обеспечивающих равенство прав женщин и мужчин:

Концепция Государственной программы гендерного равенства в украинском обществе на 2006-2010 годы;

Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», принятый Верховной Радой Украины 08 сентября 2005 года;

постановление Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2006 года № 1834 «Про затвердження Державної програми з утвердження ґендерної рівності в українському суспільстві на період до 2010 року» и другие.
^ Домашнее задание:

Подготовить сообщения на тему «Интеграция проблемы равенства полов в политику в произведениях И.С. Тургенева».
Фотография урока



Этапы урока

Содержание. Действие учителя


1.Оргмомент.

(2 мин.- 5 %)

2. Мотивация обучения

(5 мин.- 14 %)

Приветствие учеников.

Сообщение темы, целей, конечного результата.
1. Слово учителя.

В настоящее время применяются два термина: «права женщин» и «гендерное равенство». Что же означает каждый из этих терминов, и какова разница между ними? Термин «права человека женщин» используется, чтобы подчеркнуть, что права женщины - это те же права человека, то есть, это права, которыми женщина наделена просто потому, что она являются человеческим существом. Такой подход интегрирует проблему прав женщин с движением за права человека и в то же время вводит принципы прав человека в женское движение.

«Гендерное равенство» означает равный уровень возможностей, участия и присутствия обоих полов в различных сферах общественной и частной жизни. Гендерное равенство не следует рассматривать как противоположность различию полов, скорее, оно противоположно неравенству полов. Оно имеет целью способствовать полному участию женщин и мужчин в жизни общества. За гендерное равенство, как и за права человека, надо постоянно бороться, его надо постоянно защищать и поддерживать

Провозгласив себя демократическим, правовым и социальным государством, Украина тем самым взяла обязательство придерживаться требований международного содружества относительно равноправия граждан, в том числе по половому признаку, чем признала объективную необходимость в проведении гендерных изменениях, интеграции гендерной перспективы во все программы развития украинского общества на принципах свободы, равенства, справедливости и толерантности.

Современная гуманизация в Украине предусматривает реальные шаги на преодоление господствующих веками стереотипов относительно социальных ролей женщины и мужчины, эмансипацию всего общества, освобождения культуры от сексистской идеологии и внедрения концепции "гендера" во все сферы общественной жизни.

В научной литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода (первые научные труды явилися около двадцати лет тому назад), так и сложностью самого феномена.

Мы не будем вдаваться в теоретические тонкости, но отметим для всех концепций базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, который означает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), за которыми они определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только относительно характеристик и поведения, которые выплывают непосредственно из биологических видимых отличий между мужчинами и женщинами.

Гендер - это сложный социокультурный конструктор, который отображает отличия между мужским и женским в роли, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках.

В пределах этого подхода под гендером понимают организационную модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, которая не только характеризует их общение и взаимодействие между ними, но и определяет социальные взаимоотношения в основных институциях общества.

Инициатором распространению идей гендерного равенства и справедливости в международном масштабе выступила Организации Объединеных Наций.

Гендерный мир будущего, по мнению экспертов ООН это мир, в котором женщины и мужчины будут иметь равные права и возможности на всех этапах своей жизни, где женщина должна будет возможности реализовать все стремления и мечты; мир, в котором к женщине будут относиться с уважением как к ровной, будут считать ее за наибольшую ценность, как и мужчину.

Женщина будет иметь столько же прав относительно социальных ценностей: справедливости, равенства, демократии, уважения к человеку, как и человек под которым всегда подразумевали в первую очередь мужчину.

Идеям гендерного равенства впервые была документально отображена в первой программе ООН под названием "Развитие женщин" (WID). Основные положения этой программы основывались на том, что женщины - это неиспользованный ресурс человечества, способный сделать свой решающий взнос в экономическое развитие мирового сообщества.

Сегодня мы познакомимся с произведением, герои которых боролись за свое право на жизнь, на счастье, на развитие творческих способностей. Произведения, которые мы сегодня откроем, написали выдающиеся писатели и поэты второй половины ХIХ века. Проблемы, поднятые в них, мы будем рассматривать на уроках литературы в 10 классе. Этот материал пригодится и на уроках развития речи при написании сочинений-рассуждений на морально-этическую тему.
2. Постановка проблемных вопросов: ^ Звучит песня «Из чего же» на слова А. Халемского

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек
И хлопушек,
Из линеек
И батареек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков
И звоночков,
Из тетрадок
И переглядок
Сделаны наши девчонки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок
И картинок,
Из стекляшек
И промокашек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков
И клубочков,
Из загадок
И мармеладок
Сделаны наши девчонки!
Исходя из понятия гендерное равенство, скажите, можно ли говорить о том, что нарушаются права человека?
Поиск ответа: задание учащимся: по ходу сообщения попробовать составить алгоритм рассуждения – ответа на проблемные вопросы:

Как тема равенства раскрывается в произведениях Некрасова?

Можем ли мы считать, что А.Н. Островский боролся за гендерное равенство?




3. Работа над темой урока
(31 мин – 60 %)


Прослушивание сообщений, отрывков из текстов, стихотворений, наблюдение, анализ.
^ 3.1. Вступительное слово учителя. Проблема равенства полов поднималась в обществе с давних пор. Считалось, что женщины не имели права заниматься научной деятельностью, принимать активное участие в общественной жизни. Да они не имели права на личную жизнь, на счастье. Только ценой неимоверных усилий им приходилось отстаивать свое право на это. Примером этому могут быть: Мария Кюри – физик, Софья Ковалевская – известный математик, Елена Врангель – первая женщина-врач, лечившая в госпиталях в годы первой мировой войны раненых бойцов и многие другие. Это они доказали, что и женщина достойна носить звание ведущего ученого в области естественно-математических наук, принимать активное участие в политической и экономической жизни государства, отдавать свои знания, умения и силы на пользу своего народа в годины испытаний. Естественно, проблема гендерного равенства интересовала и писателей разных эпох. Она нашла отражение в произведения выдающихся мастеров пера и 19, и 20 века.

^ 3.2.Сообщение ученика с элементами чтения наизусть отрывков из произведений Н.А. Некрасова. Один из великих русских поэтов Некрасов Н.А. в поэме «Мороз Красный нос», написанной им в 1863 году, а затем в одной из глав поэмы «Кому на Руси жить хорошо» поднимает проблему тяжелого положения русской женщины. Лучшие строки поэмы посвящены русской женщине-крестьянке. С горечью он говорит о тяжкой, суровой доли женщины- крестьянки. (Звучит отрывок «Три тяжкие доли имела…» и стихотворение «В полном разгаре страда деревенская», подготовленные учащимися). И кажется: ничто уже не сможет изменить «суровую долю крестьянки». Но не мирится со своей судьбой «Случайная жертва судьбы»! На её плечах забота о детях, о семье. И своим трудом, упорством, женственной красотой, не смотря ни на что сохраненным чувством собственного достоинства, умением сострадать, замечательными душевными качествами, сильным характером она отстаивает свое право на равенство с мужчиной. (Звучит отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» - «Есть женщины в русских селеньях»). Некрасов с теплым чувством, идущим от глубины души, пишет о том, что женщина имеет право на счастье. Она скромна и горда, ей свойственно чувство собственного достоинства. Но она не смотрит на людей свысока. Отношением к труду меряет некрасовская героиня и человека. Если нужно помочь человеку, не задумываясь, рискнет собой. Трудолюбивая, сильная, красивая, прекрасная жена и любящая мать, она достойна хорошей жизни. Но радостные, светлые краски главы не могут заслонить и одну важную деталь: ведь самое большое, чего может добиться эта истинная героиня, великая труженица, чтобы семейство не билось в нужде. Её незаурядные силы расходуются на борьбу с беспросветной нуждой. Однако она мечтает о свободном и радостном труде, о счастливом времени. Некрасов, с возмущением повествуя о тяжелой жизни крестьянки, рисуя картины нечеловеческого труда, возбуждает у читателя чувство гнева против тех, кто поставил её жизнь в такие страшные условия, и желание бороться за лучшую долю женщины.

^ 3.3.Слово учителя. Жены декабристов… Их было одиннадцать, этих героических жен.

Вместе с мужьями они прошли тяжкий путь каторги и ссылки – десятилетия борьбы и страданий, от Нерчинских рудников до могилы. В ожидании суда декабристы провели в Петропавловской крепости семь долгих месяцев. Николай I сам был тюремщиком, следователем и судьей декабристов. Он продиктовал приговор, по которому 13 июля 1826 года повешены были пять декабристов, остальные 120 отправлены на каторгу и в ссылку.

23 июля 1826 года выехали из Петропавловской крепости в Сибирь первые восемь декабристов. Их направили в Нерчинские рудники – самое страшное место царской каторги.

И уже на другой день, 24 июля, одна за другой начали выезжать в Сибирь, вслед за мужьми, жены декабристов. Кто же они были эти одиннадцать женщин, столь разные по складу своих характеров, сумевшие в новых, чуждых им условиях удивительно дополнить друг друга? «Во глубине сибирских руд», в Читинском остроге, в тюремных казематах Петровского завода и в ссылке вселявшие надежду, будившие в декабристах «бодрость и веселье», сумевшие выстоять в самых страшных нечеловеческих условиях и разделившие участь своих мужей? Они ли не достойны уважения, молодые люди лишенные права строить планы и мечтать, равно как и права на безопасность и достоинство в жизни!

^ 3. 4. Сообщение учеников о женах декабристов с элементами чтения отрывков из произведения Н.А. Некрасова «Русские женщины»:

1) о княгине Екатерине Ивановне Трубецкой;

2)Александре Григорьевне Муравьевой, дочери виднейшего царского сановника;

3) княгине Марии Николаевне Волконской;

4)Наталье Дмитриевне Фонвизиной и Александре Ивановне Давыдовой;

5) Елизавете Петровне Нарышкиной и Александре Васильевне Ентальцевой.

^ 3.5. Слово учителя. Вслед за Некрасовым борьбу за свои права, за право на счастливую жизнь, на любовь. На борьбу с тиранией самодурства и мертвящим домостроевского уклада семейной жизни поднимает Александр Николаевич Островский, великий русский драматург второй половины 19 века, в драме «Гроза» и других пьесах. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Именно он показал тяжелый, мрачный быт «темного» царства, где среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. И наиболее весомо то, что человеком, вступившим с мертвящими устоями, с гнетом, который не давал права свободному развитию личности, была женщина.
^ 3.6. Сообщение ученика с элементами анализа отрывков из произведений Александра Николаевича Островского.

Катерина - совсем юное существо, не познавшее ни себя, ни мира, ждущее от мира счастливых открытий, любви, света. На протяжении пьесы она проходит путь познания жизни, сталкивается с суровой правдой семейного быта, окружающей действительности. Путь этот оканчивается гибелью потому, что у героини нет иного способа сохранить себя как человека. Жить для героини – это значит для неё быть самой собой. Не быть самой собой – это значит для неё не жить. Катерина – натура поэтически-мечтательная, цельная, сильная. После домашнего рая с его волшебным миром грёз она попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием, в «клетку», ограничивающую её право на счастье, на свободу. Но терпит эта сильная женщина лишь до поры до времени. Катерина способна на полный разрыв с опостылевшей ей средой, с жизнью. С глубокой искренностью верит она в заветы народной нравственности. Своим сердцем ощутила неотвратимую правоту законов свободы, любви, человечности. Для героини проснувшееся в её душе чувство любви сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. И понимая, что не вырваться ей из этого мира, куда она попала по воле судьбы, она решает умереть, чем жить в неволе, лишь бы не остаться рабой.

^ 3.7. Слово учителя. Может быть, свое право на гендерное равенство доказывали женщины только в далеком девятнадцатом веке? Давайте прослушаем стихотворение М. Исаковского^ «РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ». Оно было написано в годы борьбы за независимость своей Родины.

3.8. Чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.
Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

1945.

^ 3.9.Беседа с классом: 1) Как проблему равенства полов решает Исаковский в этом стихотворении.

2) Каким чувством проникнуто это произведение?

3) Приведите примеры, свидетельствующие о мужестве, проявленном женщинами в годы Великой Отечественной войны.

4) Заслушиваются индивидуально подготовленные сообщения.

3.10. Работа в парах. Анализ составленных алгоритмов решения проблемного вопроса

4. Итог урока

(5 мин.-14 %)

4.1. Коррекционная работа. Составление логической схемы- ответа на проблемный вопрос.

4.2.Обобщение. Заключительное слово учителя.

Мы с вами рассмотрели на примере нескольких произведений вопрос о том, как затрагивалась проблема гендерного равенства в произведениях русских писателей. И хочется верить, что благодаря гуманистическому направлению творчества писателей в последующие годы ХХ и ХХI столетия был принят ряд постановлений и Законов, обеспечивающих равенство прав женщин и мужчин.


5.Домашнее задание

(2 мин.-7 %)

Подготовить сообщения на тему «Интеграция проблемы равенства полов в политику в произведения И.С. Тургенева».





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconКонкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий...
Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов «Лучшее творческое занятие»

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет...
План – конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconУрока литературы в 5 классе Учитель Назарова С. А. Тема урока: «Путешествие в страну Стихландию»
Предлагаемая на конкурс методическая разработка является одним из уроков в системе уроков творчества, проводимых в 5 – 6 классах

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconКонкурс методических разработок
Система уроков по творчеству Л. Н. Толстого в 6 классе и методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема «чтение...

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconИнтегрированное занятие по гендерному воспитанию детей в средней группе «Б»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №8

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект icon№70 «голубок»
Поэтому целесообразно именно с 2- 3 лет начинать работу по гендерному воспитанию детей. Хотелось бы поделиться, как мы в своей группе...

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013/14 учебный год Номинация конкурса
Название работы: План-конспект внеклассного мероприятия «Экскурсия по художественной выставке «Межгорьевская весна-2013»

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
План конспект непосредственно образовательной деятельности на развитие творческого воображения в старшей группе

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconПлан-конспект урока Информационный блок «Коллекция авторских уроков»...
...

Всеукраинский конкурс уроков по гендерному равенству план-конспект iconПлан-сетка проведения открытых уроков и мероприятий в 2012/2013 учебном году



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница