Статья Смирновой М. В




Скачать 73.24 Kb.
НазваниеСтатья Смирновой М. В
Дата публикации10.07.2013
Размер73.24 Kb.
ТипСтатья
www.lit-yaz.ru > Литература > Статья
Статья Смирновой М.В.

Современные школьные технологии на уроках литературы. Самореализация учеников и учителя в рамках развивающего обучения.

Развитие и образование ни одномучеловеку не могут быть даны или обобщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственной деятельностью,собственными силами, собственным напряжением. - А. Дистервег.
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. -М. Булгаков

«Проблема духовно-нравственного развития личности, имеющая непреходящее значение, приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня становится очевидным тот факт, что никакие социально-экономические и политические преобразования в нашей стране не могут быть успешно осуществлены без учета духовного потенциала личности и общества».

.В эпоху перемен и всеобуча — учить всех и учить по-новому? Как? Об этом сейчас много спорят. Но далеко не все из предлагаемых решении действительно верны и плодотворны. Ведь указанный выше тезис можно понимать и как призыв к решительному упрощению содержания и методов обучения, и, наоборот, как попытку раскрепостить школьника, вооружить его индивидуальным методом познания, помочь найти себя в учебном труде и таким образом сделать реальным опыт самообразования, самовоспитания и саморазвития в школе, без которого образование, воспитание и развитие, короче говоря — “годы учения”, не могут быть увлекательными и победными.

Все сказанное имеет прямое отношение к урокам литературы. И здесь учить всех и учить по-новому — значит перестроить программу и методику так, чтобы они открывали ученику возможность индивидуального, личностного пути к постижению и “присвоению” того сложнейшего и бесконечно многогранного жизненного опыта, который воплощен в произведениях искусства слова. Опыта нравственного, философского, эстетического — в единстве. Это более верный путь, чем ущемление или вовсе ликвидация литературного образования в целях нравственного воспитания на уроках литературы.

Не является секретом то, что в современном мире, в условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно понизился. Это не раз обсуждалось повсеместно, и останавливаться на этом не стоит. Но волнует другое. Как вызвать интерес к хорошей, умной книге? Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы, это несомненно.

^ Итак, что изучать? Как учить?Вот насущные вопросы, встающие перед учителем. Где же искать ответы?..

Современная педагогика и психология предлагают учителю огромный арсенал инновационных технологий, методик преподавания предметов эстетического цикла.
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди...»

А.С. Макаренко
В словаре русского языка С.И. Ожегова говорится: « Технология-совокупность производственных процессов…».Да, действительно, это термин производствен-ный. Тем не менее технологии активно проникают и в гуманитарные сферы. Это связано с четким планированием ожидаемого результата(продукта) и ориентировано на его достижение. «Кто не знает куда направляется, то удивляется, что попал не туда…» М.Твен.

Современные школьные технологии- технологии нетрадиционного обучения. Наиболее приоритетными для гуманитарного образования являются: интерактивные, игровые,проблемного и проектного обучения. Это обьясняется тем, что к ним проявляют наибольший интерес учителя -словесники, работающие в старшей школе. Данные технологии в значительной мере решают проблему преемственности(младшая школа-среднее звено -старшая школа ) и целесообразны в рамках развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Они помогают решать важнейшие школьные проблемы:

  1. Отчуждение содержания обучения от учащегося. У школьников постоянно возникают вопрос : «Зачем все это ? « , «Понадобится ли …?» , « Почему так много задают ?»

2. Отсутствие мотивации к учению.
Исходя из вышесказанного, современной школе требуются нестандартные способы передачи и получения знаний. Решающую роль в реализации инновационных школьных технологий играют нетрадиционные уроки. Это творческие уроки, уроки самореализации учеников и учителя, уроки создания образовательных продуктов.

Чем же они отличаются от стандартных, традиционных ? Это уроки:

- с измененными способами организации;

- опирающиеся на фантазию учеников и учителя;

- имитирующие какие-либо формы работ;

- с игровой и состязательной основой;

- проблемно-философские.
С середины 20 века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, видели причины этого в том, что уроки обучения будто бы устарели, не всегда стимулируют познавательную деятельность учащихся. Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых речь шла выше, опытные учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников. Тем не менее, поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, дали свои результаты.
В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И.П.Подласым.
Уроки-“погружения”

Уроки – деловые игры

Уроки-пресс-конференции

Уроки-соревнования

Уроки типа КВН

Театрализованные уроки

Уроки-консультации

Компьютерные уроки

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки творчества

Уроки аукционные

Уроки, которые ведут учащиеся

Уроки-зачеты

Уроки-сомнения

Уроки-творческие отчеты

Уроки-формулы

Уроки-конкурсы

Бинарные уроки

Уроки -обобщения

Уроки- фантазии

Уроки-игры

Уроки-“суды”

Уроки поиска истины

Уроки – лекции “Парадоксы”

Уроки-концерты

Уроки-диалоги

Уроки – “Следствие ведут знатоки”

Уроки – ролевые игры

Уроки-конференции

Уроки-семинары

Интегральные уроки

Уроки – “Круговая тренировка”

Межпредметные уроки – интегрированные уроки

Уроки-экскурсии

Уроки игры “Поле чудес”
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.
Нетрадиционные формы организации уроков литературы я практикую с первого дня, как переступила порог школы в качестве учителя. Нетрадиционный урок- это искра, освещающая обыденность учебных будней. Атмосфера творческого созидания оказывает благотворное влияние на микроклимат класса, пробуждает активность и интерес учащихся, стимулирует учительский поиск новых приемов и методов работы.

Если часто применять в процессе обучения нетрадиционные формы, то учащиеся привыкнут к тому, что урок литературы в своем роде игра, но если время от времени традиционный урок уступит место творческой фантазии учителя, то это только обогатит и разовьет художественное воображения детей, подарит им праздник.

В нашем учебном заведение с углубленным изучением русского языка и литературы наиболее эффективными считаются:

1.Урок-проект, 2. Урок-диспут , 3. Урок-размышление, 4.Урок-исследование, 5. Урок-открытие, 6. Урок-концерт, 7.Урок-рецензия.

Рассмотрим практическое применение уроков в рамках школьных технологий (проектных, игровых, интерактивных,проблемных):

  1. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-выставка, урок-вернисаж, театрализованный урок, урок-выпуск «живой» газеты. Например: «Письмо литературному герою», «Урок-подражание великим..».

  2. ^ Уроки с состязательной основой: урок-зачет, урок-состязание, урок-семинар, урок–кроссворд, урок-блиц-турнир, урок-КВН, урок-диспут. Данные формы занятий целесообразно проводить как уроки - обобщения полученных знаний (по творчеству писателей, по прочитанным произведениям).

  3. ^ Проблемно-философские уроки: уроки-памяти, урок-рецензия, урок-размышление, урок-исследование, урок-эссе. Например: «Урок-памяти Бориса Пастернака (по роману « Доктор Живаго»), урок-размышление по поэзии Ф.И.Тютчева и А. А.Фета «Здесь духа мощного господство, здесь утонченной жизни цвет», урок-исследование по творчеству А.Н. Островского «О, варвары, о, разбойники !», урок-эссе по публицистике М. Горького «Несвоевременные мысли» и А.И. Бунина «Окаянные дни».

  4. ^ Философские уроки. Это уроки изучения Библии, творчества М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, поэтов и писателей «Серебряного века», опирающихся на философию В. Соловьева, Н.Бердяева, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

Интересная форма проведения занятий –урок –отрицание (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева), урок-суд («Горе от ума» А.С. Грибоедова , «Злоумышленник» А.П.Чехова, «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» Н.М.Лескова).

Большое значение для реализации задач, поставленных в рамках школьных технологий, играет внеклассная, внеурочная работа по литературе. В нашем учебном заведении ведутся элективные курсы: «Риторика и русская словесность», «Культура речи», «Зарубежная литература», «Литературное краеведение», «Литература ПМР», выпускается рукописный журнал «Альманах «19 Октября», газета «Лицейский мудрец». Преподаватели кафедры русского языка и литературы ведут индивидуально-развивающие занятия.

Нетрадиционные уроки в рамках школьных технологий – это уроки психологического комфорта и открытости, это уроки повышения мотивации к учению .Они очень целесообразны в системе профильного, развивающего обучения и помогают решать общелицейскую задачу: «Творческая самореализация педагогов и учащихся».

«Никто тебе не друг, никто тебе не враг! Но каждый человек тебе – Великий Учитель!» К. Антарова.



ЛИТЕРАТУРА:

1.Гузеев В.В. «Методы и организационные формы обучения», Москва, 2005 год

2. Ильин Е.Н. «Концепция преподавания литературы», Москва, 2007 год.

3.Запрудский Н.И. «Современные школьные технологии», Минск, 2004 год.

4.Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП», Москва, 2005 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья Смирновой М. В iconСтатья Участники размещения заказа 3 Статья Одна Заявка от каждого участника 3
Статья 15. Заявки на участие в аукционе, поданные после окончательного срока подачи Заявок 7

Статья Смирновой М. В iconСтатья Предмет Соглашения Статья Применение Соглашения
Статья Тара, упаковка, маркировка, погрузка, определение массы и количества мест груза. Пломбирование вагонов

Статья Смирновой М. В iconСтатья Общие положения
Статья 16. Исключение сведений о Партнёрстве из государственного реестра саморегулируемых организаций

Статья Смирновой М. В iconXi международная дистанционная олимпиада «Эрудит»
Ответы Смирновой Екатерины Дмитриевны, ученицы 7 класса, учитель Бахматова Оксана Анатольевна

Статья Смирновой М. В iconКакой объём информации содержит статья?
Статья набранного на компьютере текста содержит 30 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 50 символов. Какой объём...

Статья Смирновой М. В iconСмирновой Людмилы Николаевны
А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей

Статья Смирновой М. В iconИнтервью с учителем математики Смирновой Татьяной Николаевной
Татьяна Николаевна, как вы считаете, почему вы попали в тройку самых популярных учителей?

Статья Смирновой М. В iconТема: «природа родного края в стихотворениях матрены платоновны смирновой»
Цель: формирование творческого мастерства, создание условий для творческой самореализации личности

Статья Смирновой М. В iconСпортивные новости
Спасибо всем организаторам праздника: учителям Ващенко Е. В., Виноградовой Н. А., Потёмкиной А. А., Орловой И. В., Смирновой О. И.,...

Статья Смирновой М. В iconСтатья И. С. Нарского. М.: «Мысль»
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница