Литература




Скачать 457.32 Kb.
НазваниеЛитература
страница1/5
Дата публикации13.06.2013
Размер457.32 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5


Департамент образования мэрии города Ярославля

МОУ ДПО Городской центр развития образования
Информационно-аналитические материалы
по результатам ЕГЭ-2012



ЛИТЕРАТУРА

Ярославль, 2012

ЛИТЕРАТУРА 2012 год


Общая характеристика контрольных измерительных материалов
Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе).

^ Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования в учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования гуманитарной направленности.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось число заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе, неоправданность знаниецентричного, «фактологического» подхода при проведении государственной (итоговой) аттестации по литературе), увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений, разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности, уточнялись критерии оценивания, определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участником ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету (см. п. 5).

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т. п.

Результаты ЕГЭ по литературе подтверждают, что сложившаяся экзаменационная модель по литературе позволяет адекватно оценить образовательные достижения выпускников по предмету, выявить уровень сформированности у выпускников основных предметных и надпредметных умений. Экзамен в данной форме позволяет дифференцировать участников ЕГЭ по уровню их предметной подготовки, дает вузам и ссузам объективные основания для отбора абитуриентов.

^ Структура КИМ ЕГЭ

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено нормативными документами по предмету.

В экзаменационной работе выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Общая структура первых двух частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. Последнее задание в частях 1 и 2 работы предполагает выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, состоит из 9 заданий:

  • 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;

  • 2 заданий (C1, С2), требующих написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий:

  • 5 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;

  • 2 заданий (C3, С4), требующих написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Требования к выполнению заданий части 1 и части 2 едины.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 3 работы требует от участников ЕГЭ полноформатного развер­нутого высказывания на литературную тему (таким образом, к отработан­ному в частях 1 и 2 литературному материалу добавляется еще один содержа­тельный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагается 3 вопро­са (C5.1–С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает выпускнику возможность выразить свое отношение к проблемам, подни­маемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Ниже приводится таблица, представляющая распределение заданий по частям экзаменационной работы.


Распределение заданий по частям экзаменационной работы

^ Часть работы

Тип заданий

Число заданий

Максимальный первичный

балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 42

Часть 1

С кратким ответом

7

7

36%

С развернутым ответом ограниченного объема

2

8

Часть 2

С кратким ответом

5

5

31%

С развернутым ответом ограниченного объема

2

8

Часть 3

С развернутым ответом

1

14

33%

Итого:

17

42

100%

В структурном отношении части 1 и 2 экзаменационной работы выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (часть 1: В1–В7, часть 2: В8–В12), к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (часть 1: С1–С2; часть 2: С3–С4). Часть 3 включает альтернативные задания высокого уровня сложности (С5.1–С5.3), в наибольшей степени отражающие требования стандарта профильного уровня.

^ Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 г. в сравнении с 2011 г.
Совершенствование КИМ ЕГЭ 2012 г. не привело к принципиальному изменению экзаменационной модели ЕГЭ по литературе по сравнению с 2011 г. Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 г. связаны с задачами совершенствования заданий базового уровня сложности и повышения объективности оценивания развернутых ответов выпускников.

По итогам апробации в блок заданий базового уровня сложности введены новые задания на установление соответствия и на множественный выбор из перечня. При этом общее число базовых заданий в экзаменационной работе осталось неизменным: В1–В12. Увеличение разнообразия заданий с кратким ответом позволяет усилить дифференцирующую способность частей 1 и 2 работы.

Существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа.

При оценивании заданий С1 и С3 в ЕГЭ по литературе 2012 г. учитывается речевое оформление ответа.

Принципиально переработаны критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2 и С4 (вместо трех введено четыре позиции оценивания).

Изменения привели к увеличению максимального балла с 3 до 4.

Уточнены названия критериев, существенно переработаны формулировки большей части критериев заданий С1–С5. Максимальный балл по критерию «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» уменьшен с 3 до 2 баллов.

В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 42.
Результаты ЕГЭ по литературе в 2012 году


Средний относительный балл по городу Ярославлю: 2011 год – 1,06; 2012 год – 0,97.




Диаграммы № 1, 2, дают возможность образовательному учреждению, во-первых, определить свой рейтинг в кластерной группе по количеству участников экзамена по литературе, во-вторых, сравнить свой средний тестовый балл с тестовым баллом других образовательных учреждений, в–третьих, соотнести свой тестовый балл со средним баллом по региону и средним баллом по городу.

В целом из 48 образовательных учреждений наибольшее количество экзаменуемых в 2012 году в 4-ом кластере(50%), а по наибольшему количеству в образовательном учреждении – в 1-ом кластере: в гимназии № 3 – 9 человек, в Провинциальном колледже - 8 человек, в гимназии №2 – 7 человек, в гимназии №1- 6человек. Во всех вышеперечисленных ОУ были классы, в которых литература изучалась на профильном уровне.

Самые высокие относительные тестовые баллы не только у выпускников первого кластера (г. №2- 75,57), но и учащихся 5-го кластера (СОШ № 9 и СОШ №51 – 73). Самые низкие показатели, значительно ниже среднего балла по региону и по городу, в 13 образовательных учреждениях (от 32 до 47).


^ Справляемость выпускников с частями В и С КИМов ЕГЭ по литературе



Справляемость выпускников с заданиями КИМов ЕГЭ по литературе, дифференцированными по уровню сложности
Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Части 1 и 2 содержат 12 заданий базового уровня (В1–В12) и 4 задания повышенного уровня сложности (С1–C4). Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из трех заданий: С5.1, С5.2, С5.3), которое требует от участника экзамена написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.

Общее распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Обозна-чение заданий в работе

Тип заданий

Число зада-ний

Максимальный первичный балл

% максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 42

Базовый

В1–В12

С кратким ответом

12

12

29%

Повышенный

С1–С4

С развернутым ответом

4

16

38%

Высокий

С5.1–С5.3

С развернутым ответом

1

14

33%

Итого:

17

42

100%

К базовому уровню относятся задания первого и второго уровней сложности. Это деятельность по узнаванию и решению типовых задач. Ей соответствует первый тип ООД (ориентировочной основы действия) – ориентировка на единичные признаки. Подобная деятельность относится к репродуктивному типу учебной деятельности. Справляемость с заданиями базового уровня в 2012году составила 77,14%.

К повышенному уровню относятся задания третьего уровня сложности – эвристического. Это деятельность по выбору действия. Ей соответствует второй тип ООД – ориентировка на локальные признаки. Подобная деятельность принадлежит ко второму типу учебной деятельности – реконструктивному. Ей соответствует воспроизведение способов получения фактов. Справляемость с заданиями повышенного уровня составила 55,73%.

К высокому уровню относятся задания четвертого уровня сложности – творческого, связанного с поиском решения.

Этой деятельности соответствует третий тип ООД, в основании которого лежит психологический механизм – инсайт. Подобная деятельность относится к третьему типу учебной деятельности – вариативному, связанному с деятельностью по переносу способов получения фактов из одной области знаний в другую. Справляемость с заданиями высокого уровня сложности составила 46,73%..

Такие показатели в целом соответствуют установленным требованиям к заданиям разного уровня сложности( базовый – выше 65%, повышенный – выше 50%).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература iconЛитература Курдюмова Т. Ф. Литература 6 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф....
Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство 1кл. Просвещение

Литература iconЛитература «Русская литература. Мультимедийная энциклопедия» Видео...
Программно-методический комплекс «Семейный наставник» Русский язык. Средняя школа

Литература iconРимской литературы
Ранняя римская литература. Литература конца республики, литература начала империи

Литература iconЛитература Отечественная и зарубежная литература Газета «Литература»
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

Литература icon1. Литература (егэ)
Прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика; татарский язык и литература, этнодизайн; татарский язык и литература,...

Литература iconProqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке

Литература iconЛитература, автор учебника: Г. И. Беленький, «Литература. Начальный...
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература и другие виды искусства

Литература iconЛитература «Литература» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин....
«Русский язык» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. –М.: Просвещение, 2008

Литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...

Литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница