Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология»




Скачать 87.07 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология»
Дата публикации06.07.2013
Размер87.07 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
Программа учебной дисциплины

«Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»

»




Для направления подготовки магистров «Филология»



Магистерская программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект»
Квалификация (степень) «магистр»



ЦЕЛИ освоения дисциплины.

1. Цель знакомство студентов с функциональными возможностями одной из двух базовых систем языка – коммуникативным уровнем, в чьи задачи входит отражение соотношения позиций говорящего, слушающего и осознаваемой и квалифицируемой ими ситуации. Демонстрация функциональных возможностей использования его базовых единиц (целеустановок, вариативных рядов конструкций, им соответствующих, групп средств с их инвариантными семантических параметрами) в различного рода текстах.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП.

Вариативная часть ООП. Общепрофессиональный блок.

«Коммуникативный анализ семантики звучащего текста» является составной частью дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области филологии» для магистерской программы «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект».
3 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

^ М-ОНК-2,3; М-ИК-2; М-СК-1, 2, 3, 4, 5; М-ПК- 1, 2, 3, 4. 5, 6,7, 8, 9, 10, 12, 14, 17.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать текстовые возможности функционирования средств коммуникативного уровня языка, способы использования коммуникативной семантики.

^ Уметь анализировать коммуникативную дорожку звучащего и письменного текста.

Владеть основными принципами анализа коммуникативной семантики звучащего и письменного текстов.

^ 4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет –2 зачетные единицы- 72 часа..







п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




1.Введение. Коммуникативный и номинативный уровень языка Коммуникативный уровень языка как система, отражающая соотношение позиции говорящего, слушающего и квалифицируемой и оцениваемой ими ситуации. Краткая история изучения данной системы.

2. Организующие единицы коммуникативного уровня. Система целеустановок. Система вариативных рядов конструкций, им соответствующих. Понятие коммуникативной конструкции как воспроизводимого согласования коммуникативных смыслов в оппозиции к термину синтаксический фразеологизм. Группы средств коммуникативного уровня. Инвариантные параметры коммуникативных средств и алгоритм их развертывания Особенности семантики коммуникативного уровня языка при воспроизведении и восприятии

.Функционирование коммуникативной системы языка в монологической и диалогической речи, в письменной, в устной форме. Диалог как естественная форма существования коммуникативного уровня языка..

3.Анализ художественных звучащих текстов .

Понятие эстетического и художественного. Понятия трагического и комического. Аспекты изучения эстетики знака.

4,5. Роль коммуникативной семантики в формировании ткани художественного произведения

Функция ввода и квалификации номинативного содержания

Типы коммуникативной композиции. Возможности коммуникативных средств при формировании статической композиции.

6. 7. Роль коммуникативных средств при формировании динамической композиции.

Проблема ансамбля.

8..Отбор средств коммуникативного уровня языковой личностью Коммуникативные стратегии и тактики. Актуализация коммуникативной семантики средств.

9.^ Коммуникативная интерпретация при наличии русской, иноязычной, прецедентной интерпретационной основы, законы её реализации.(на материале сопоставления театральных спектаклей, фильмов, звучащих переводов).

10,11 Соотношение письменной основы и звучащей интерпретации.

12 ,13 Функциональные эффекты использования коммуникативных средств при сопоставлении звучащих интерпретаций

14. Роль коммуникативной семантики средств русского языка при формировании трагического и комического .

15,16 Анализ функционирования коммуникативной системы в различных жанрах звучащей речи. Коммуникативный уровень языка в средствах массовой информации. Жанрообразующий отбор единиц их варьирование.

17,18. Коммуникативный уровень языка в речи разных поколений.


1

1


2

3

4,5

6,7
8
9


10,11


12,13

14,

15,16

17,18

Лекция

2часа


2часа

2часа

4часа


4часа

2часа

2часа





4часа


4часа

2часа

4часа

4часа




с.р.с.

2часа


2часа

2часа

4часа
4часа
2часа
2часа


4часа

4часа

Семинар

Нет

с.р.с.

Зачёт





























1.Введение. Коммуникативный и номинативный уровень языка Коммуникативный уровень языка как система, отражающая соотношение позиции говорящего, слушающего и квалифицируемой и оцениваемой ими ситуации. Краткая история изучения данной системы.

2. Организующие единицы коммуникативного уровня. Система целеустановок. Система вариативных рядов конструкций, им соответствующих. Понятие коммуникативной конструкции как воспроизводимого согласования коммуникативных смыслов в оппозиции к термину синтаксический фразеологизм. Группы средств коммуникативного уровня. Инвариантные параметры коммуникативных средств и алгоритм их развертывания. Особенности семантики коммуникативного уровня языка при воспроизведении и восприятии

.Функционирование коммуникативной системы языка в монологической и диалогической речи, в письменной, в устной форме. Диалог как естественная форма существования коммуникативного уровня языка..

3.Анализ художественных звучащих текстов .

Понятие эстетического и художественного. Понятия трагического и комического. Аспекты изучения эстетики знака.

4,5. Роль коммуникативной семантики в формировании ткани художественного произведения

Функция ввода и квалификации номинативного содержания

Типы коммуникативной композиции. Возможности коммуникативных средств при формировании статической композиции.

6. 7. Роль коммуникативных средств при формировании динамической композиции.

Проблема ансамбля.

8..Отбор средств коммуникативного уровня языковой личностью Коммуникативные стратегии и тактики. Актуализация коммуникативной семантики средств.

9. Коммуникативная интерпретация при наличии русской, иноязычной, прецедентной интерпретационной основы, законы её реализации.(на материале сопоставления театральных спектаклей, фильмов, звучащих переводов).

10,11. Соотношение письменной основы и звучащей интерпретации.

12 ,13. Функциональные эффекты использования коммуникативных средств при сопоставлении звучащих интерпретаций

14. Роль коммуникативной семантики средств русского языка при формировании трагического и комического .

16. Анализ функционирования коммуникативной системы в различных жанрах звучащей речи. Коммуникативный уровень языка в средствах массовой информации. Жанрообразующий отбор единиц их варьирование.

17,18. Коммуникативный уровень языка в речи разных поколений.

^ 5.Рекомендуемые образовательные технологии

Интерактивные формы.

Анализ звучащих текстов с учётом коммуникативной семантики.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Фонотека,

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Собеседования, подготовка студентами анализа звучащих текстов.

^ 7. Основная литература

Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка,М, 2002.

БезяеваМ.Г. Семантическое устройство коммуникативного уровня языка (теоретические основы и методические следствия» //Слово, грамматика, речь. Сборник научно- методических статей по вопросам преподавания русского языка как иностранного. Вып.7, М, 2005.

Бахтин М.М. "Проблемы речевых жанров// Эстетика словесного творчества ", М., 1979.

Бенвенист Э. "Общая лингвистика", М., 1974.

Брызгунова Е.А. // "Русская грамматика" 1-2, 150-171, 1900, 1918, 1923, 1925, 1936, 1947, 1951, 2125-2127, 2223-2230, 2629- 2640, 3189-3194, М., 1980.

Брызгунова Е.А. "Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи", М., 1981.

Виноградов В.В. "О теории художественной речи",М.,!971.

Виноградов В.В. "Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.", М., Изд АН СССР, 1963.

Виноградов В.В. "Избранные труды. Исследования по русской грамматике", изд."Наука", М., 1975.

Винокур Т.Г. "Характеристика структуры диалога в оценке драматургического произведения"// "Язык и стиль писателя в литературно-критическом анализе художественного произведения", Кишинев, 1977.

Винокур Т.Г. "Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения", М., 1993.

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана М., 2003.

Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения.//Язык и личность, М.1089

"Новое в зарубежной лингвистике вып.16., М., 1985.

Пешковский А.М "Русский синтаксис в научном освещении" М., 1956., 511 стр.

Шахматов А.А. "Синтаксис русского языка" вып.2, Л., 1927, 212 стр.

Якубинский Л.П. "О диалогической речи"//"Избранные работы. Язык и его функционирование", М., 1986.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие учебной литературы, перечисленной в п. 7, в бумажном или электронном виде. Оборудование для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеоматериалов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки магистров «Филология».

Разработчик:

МГУ им. М. В. Ломоносова д.ф.н., проф. каф. русского языка М.Г. Безяева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного...
Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»...

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Теория текста и дискурса» Для направления подготовки магистров «Филология»
«Теория текста и дискурса» является составной частью дисциплины «Теория специализированной области филологии» для магистерской программы...

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология»
Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология»

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов»»...
Целями освоения дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов» являются

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления...
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с р с.) и трудоемкость (в часах)

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «История и методология специализированной области...
Методологические аспекты взаимодействия литератур Западной Европы, России, Америки

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Теория специализированной области филологии»...
В программе даны краткие характеристики периодов и авторов; предполагается ин­дивидуальное их «наполнение» лектором

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области...
«Сравнительное литературоведение»; вторая часть – «Литературы Востока и их связи с русской литературой», которую читают ученые из...

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области...
Ближний и Средний Восток; ознакомиться с проблемами развития жанров и стилей названных литератур, с литературной деятельностью крупнейших...

Учебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»» Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Теория специализированной области филологии»...
«русский взгляд» на глобальные мас­сивы чело­ве­ческого опыта усваивается западным культурным миром – вот наиболее общий круг проблем,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница