Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013»




Скачать 95.66 Kb.
НазваниеАнкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013»
Дата публикации19.02.2015
Размер95.66 Kb.
ТипАнкета
www.lit-yaz.ru > Литература > Анкета
Анкета участника

муниципального конкурса профессионального мастерства

«Педагогическая волна - 2013»


ФИО участника

Ровенских Марина Анатольевна

Название материала

Викторина «Своя игра» (К 115-летию рассказов А.П.Чехова «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Ионыч»)

Должность

Заместитель директора по УВР

Ученое звание или степень

нет

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №3»

Район

Город Старый Оскол

Адрес ОУ

Белгородская область, город Старый Оскол, м-н Интернациональный, д.1

Контактный телефон

(4725)24-80-19

e-mail

mrovenskih@bk.ru


Аннотация

Внеклассное мероприятие представляет собой интерактивную игру-викторину, вопросы которой призваны ближе познакомить обучающихся 9-10-х классов с содержанием, проблематикой и особенностями художественной формы рассказов А.П.Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Игра сопровождается фотографиями писателя и иллюстрациями к его рассказам. В ходе викторины участники знакомятся с посвященными творчеству А.П.Чехова размышлениями литературных критиков и современников. Интерактивный проект в увлекательной форме позволяет привлечь обучающихся к предмету изучения литературы – живому слову и мысли писателя.

^ ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»

(К 115-ЛЕТИЮ РАССКАЗОВ А.П.ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК», «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «О ЛЮБВИ», «ИОНЫЧ»)
Ровенских Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №3»
9-10 класс

Внеклассное мероприятие

^ Цель методической разработки – использование игровой и ИКТ-технологий для организации внеурочного знакомства обучающихся с произведениями, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, помогающими познать реальную жизнь.

Формируемые компетенции:

  • ценностно-смысловая;

  • общекультурная;

  • учебно-познавательная;

  • информационная;

  • коммуникативная;

  • компетенция личностного совершенствования.

Формы работы обучающихся: командное обсуждение, индивидуальные ответы на вопросы, состязание команд.

Оборудование

Мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, ПК с операционной системой Windows Vista/7, пакет программ Microsoft Offic 2007.
^ Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

Антон Павлович Чехов, скромный русский писатель, на некоторое время был заслонен титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, сегодня снова приковывает к себе наше внимание. Нисколько не умаляя значения русских классиков XIX века, заметим, что положение Чехова в нашей литературе поистине уникально. Ведь он пришел в нее после всех этих титанов и, в сущности, был одинок, как бы отделен от них, и даже от стоявшего рядом Толстого, неким пространством. Поэтому пришлось ему самому стать целой литературой, чтобы в новую историческую эпоху быть достойным наследником великих писателей — творцов русского классического реализма. У Чехова было уникальное уменье: правдиво и художественно описывать жизнь, показывать то, чего раньше читатели не видали, не замечали: ее отклонение от нормы, ее противоречия, ее драмы». На сегодняшней игре мы попробуем открыть для себя новые грани его таланта, прислушаться к тихому, но сильному голосу великого мастера.

  1. ^ Правила игры

Викторина «Своя игра» представляет собой интерактивную презентацию и состоит из двух туров и финала. Играть могут 3 и более команды. Каждый тур содержит 9 вопросов, разбитых по трем номинациям и ранжированных по баллам. Каждая команда по очереди выбирает себе вопрос из любой номинации и любой ценности, учитывая, что больше баллов стоит более сложный вопрос. Вопрос задается переходом по ссылке на слайде в поле вопросов. После ответа команды нажатием кнопки-ссылки включается правильный ответ. В финал выходят только две команды с наибольшим количеством баллов. После финала жюри подводит итоги, в это время задаются вопросы болельщикам, при правильном ответе жюри прибавляет 100 баллов команде болельщика.

^ Содержание вопросов

Перед началом каждого тура с участниками команд проводится обсуждение эпиграфа, который помогает раскрыть суть вопросов и знакомит обучающихся с высказываниями русских писателей об особенностях творчества А.П.Чехова.

Чехов - великий, может быть даже в русской литературе величайший, бытописатель. Если бы современная Россия исчезла с лица земли, то по произведениям Чехова можно было бы восстановить картину русского быта в конце XIX века в мельчайших подробностях.

Д.Мережковский

Первый тур содержит вопросы, направленные на проверку знания текстов рассказов и касающиеся речевых, портретных характеристик героев, деталей художественного пространства.

Номинация «Герои говорят»

100 - Иван Петрович Туркин любил острить, шутить, «всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно». Какое выражение использует Иван Петрович, оценивая происходящее?

^ 200 - Продолжите горькую и ироничную фразу Катерины Ивановны: «Я такая же пианистка, как мама …»

300 - Каким сладким эпитетом охарактеризовал учитель Буркин Вареньку Коваленко: «А она тоже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, - одним словом, не девица, а …»

Номинация «Где это было»

100 - Каким сладким эпитетом охарактеризовал учитель Буркин Вареньку Коваленко: «А она тоже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, - одним словом, не девица, а …»

^ 200 - Где находились ворота, на которых можно было прочесть надпись: «Грядет час в онь же…»

300 - «Скоро показались тополя, сад, потом красные крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и белою купальней. Это было…»

Номинация «Портреты»

100 - «Скоро показались тополя, сад, потом красные крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и белою купальней. Это было…»

200 - «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам».

300 - «Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он все читал объявления в газетах и копил. Потом... женился. Все с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу...»

«Творчество Чехова - непрерывное звено между отцами и детьми, сочетание понятной для всех формы и дерзновенной смелости новатора».

А.Белый

Второй тур содержит вопросы, касающиеся анализа особенностей художественной формы писателя, использования им средств художественной выразительности.

Номинация «Ирония»

100 - «Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он все читал объявления в газетах и копил. Потом... женился. Все с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу...»

200 - Каким средством выразительности Чехов добивается усиления иронии: «…когда Беликов лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое»?

300 - О чем должен задуматься читатель, увидев «счастливого» человека: «Николай Иванович засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, …и сказал:

- Как вкусно!..

Было жестко и кисло…»

Номинация «Деталь»

100 - Что скрывает автор за фразой Беликова «Как бы чего не вышло»?

200 - «И он вспомнил все, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомленный, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек». При мыслях о чем огонек в душе Старцева погас?

^ 300 - С помощью какой детали Чехов показывает рост благосостояния Ионыча?

Номинация «Символ»

100 - Варенье из каких ягод обожал А.С. Пушкин и почему-то презирал А.П. Чехов? Символом чего он сделал эту ягоду в своем рассказе?

^ 200 - Перечислите футляры Беликова

300 - Что в рассказах А.П.Чехова противостоит футлярной жизни? Какой образ вырастает до уровня символа духовной свободы и гармонии?

 «Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… Читая Чехова, становится стыдно позировать. Чехов своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение».

М.Пришвин

Финал

Вопросы финальной части игры направлены на формирование у обучающихся умения находить подтверждение заданному тезису путем анализа литературных фактов. Ответы на вопросы должны приближаться к выводам об основных особенностях идейного – художественного содержания рассказов.

Ответы на вопросы финала оцениваются в зависимости от полноты и наличия примеров от 100 до 300 баллов.

Номинация «О пошлости»

Прокомментируйте мысль А.М.Горького, доказав ее материалом рассказов «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви»: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней».

Номинация «О счастливых»

О чем говорит Б.Эйхенбаум: «…Чехов был человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался».

Номинация «Об импрессионизме»

Что, по вашему мнению, Л.Н.Толстой называл формой импрессионистов в творчестве А.П.Чехова: «Чехов несравненный художник… Художник жизни... Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде... И Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мною. У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов»[2;55].

  1. Подведение итогов.

  2. ^ Вопросы для болельщиков:

- В каком рассказе прозвучала следующая мысль: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое»?

- О ком идет речь в рассказе «Ионыч»: «Пока с …. играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним

о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти»?

- Что, по мнению А.П. Чехова, есть более важное, чем «счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле»?

^ 5. Заключительное слово учителя.

Сегодняшняя встреча показала, что в творчестве А.П.Чехова Россия уже целый век видит и узнает себя. Корней Чуковский очень хорошо охарактеризовал эту особенность: «Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глянешь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего города — все, как один человек, — были для меня персонажами Чехова... Такого тождества литературы и жизни я еще не наблюдал никогда» [2; 32]. Давайте посмотрим на себя и услышим молоточек своего сердца.

Список использованной литературы

  1. Гитович, Н.И. Чехов в воспоминаниях современников / Составление, подготовка текста и комментарии Н.И.Гитович.- М.: Просвещение,1986. – 429с.

  2. Лакшин, В.Я. Толстой и Чехов, т.2/В.Я.Лакшин. – М.: Московские учебники, 2010. – 167с.

  3. Пришвин, М.М. Дневниковая проза в 2-х т./М.М.Пришвин. - М.: Терра, 1970. – 528с.

  4. Чуковский, К.И. Мастер и человек/К.И.Чуковский. – М.: Русский путь, 2008. – 131с.

Перечень используемых на занятии ЭОР

п/п

Название ресурса

^ Форма предъявления

информации

(иллюстрация,

презентация,

видеофрагменты, тест,

модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР


1. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор

текст

http://feb-web.ru/feb/chekhov/critics/eih-357/eih-357-.htm


2. Кинофайл

фото

http://kinofile.net/photo/39788c34d196c264055557931b9201d7.html

3. Энциклопедии и словари на Alcala.ru





фото, иллюстрации

http://alcala.ru/literaturnaia-enciklopedia/slovar-SH/6730.shtml


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconСписок участников федеральных конкурсов и программ в 2013 году
Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современный детский...

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconАнкета участника конкурса «Галерея Славы»
Коммунальное учреждение «Луганская специализированная школа І-ІІІ ступеней №11», 10-б класс

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconАнкета участника конкурса «молодой учитель»
Дата рождения 02. 02. 1983. (приложите ксерокопию соответствующей страницы паспорта)

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconАнкета участника конкурса «Репортаж из-под парты»
Почтовый адрес: 429812 Чувашская Республика, Алатырский район, с. Кувакино, ул. Пролетарская, д. 8 кв. 1

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconПоложение о проведении III областного конкурса профессионального...
Повышение готовности службы смп в оказании помощи пострадавшим и больным на догоспитальном этапе

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconКонкурсная документация на проведение открытого одноэтапного конкурса...
Анкета Участника конкурса (форма 5) Справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconАнкета участника конкурса молодых специалистов «Педагогический дебют»
«Розы и шипы педагогического труда», «Первые шаги в профессию», «Учитель – это судьба?!»

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconАнкета участника конкурса «Галерея Славы»
Достижения, награды, наименования организаций лиц, присудивших награды, даты получения *

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconО проведении Городского конкурса профессионального мастерства

Анкета участника муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагогическая волна 2013» iconСценарий проведения муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года 2013»
В. 1: Конкурс педагогического мастерства «Учитель года» проводится с целью выявления талантливых педагогических работников, повышения...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница