Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»




Скачать 91.21 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»
Дата публикации19.02.2015
Размер91.21 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Литература > Конспект
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему

«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика».

(Подготовила учитель русского языка и литературы Зотова О.В.)

Цели и задачи урока.

Образовательные:

• повторить и обобщить тему “Лексика”;

• способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

• закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

• повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

• совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе.

^ Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и целей урока.(слайд №1)


-Л.Н. Толстой сказал : «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.» Сегодня на уроке мы еще раз в этом убедимся.

Но чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

Итак, я приглашаю вас на экскурсию в лексический лес, полный чудес и загадок, веселых и умных жителей. Ответить на многие вопросы вам помогут ваши знания, которые вы получили, изучая тему «Лексика».

Каждый из вас будет вести дневник – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату экскурсии, классная работа, тему «Обобщение и повторение по теме «Лексика».


  1. Словарная работа.(слайд №2)

Чтобы попасть нам в чудесный лес, нам необходимо открыть ворота

Поэтому разгадайте кроссворд. Угадайте слово по лексическому значению.

(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

  1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания; (термос)

  2. Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость; (старт)

  3. Красная строка, отступ в начале строки; (абзац)

  4. Городская наземная электрическая железная дорога; (трамвай)

  5. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой; (акваланг)

  6. Тот, кто любит свое Отчество, предан своему народу, Родине.( патриот)

-Мы открыли наши ворота. И помог нам в этом наш словарный запас, какое название он имеет в русском языке? (лексикон)

-А как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение).

- Как называется наука о языке? Лингвистика

-Какие словари помогают определить значение слова?(слайд №3)


  1. ^ Однозначные и многозначные слова.(слайд №5)

-А вот и роща однозначных и многозначных слов.

А) Индивидуальная работа.(1 ученик у доски)

Задание для 1 ученика. Вставить пропущенные буквы, сделать лексический разбор слова мягкий (устно)

Утренний в..т..рок ве..л м..гкой пр..хладой.

(Умеренно теплый, не суровый, синонимы- теплый, нежный, антонимы- жесткий, суровый, в прямом значении) Это слово имеет несколько значений: нежесткий, легко поддающийся давлению, сжатию; приятный для глаз и для слуха, не раздражающий, не резкий; не очень строгий, снисходительный; кроткий, уступчивый )

Б) Фронтальная работа.(слайд №6)

-Жители леса дают нам совет. Прочитаем его.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.
- Объясните смысл, вложенный в эти строки.

- Дайте толкование лексического значения слова «беречь».(не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно, 2.Охранять от кого чего-нибудь.)

- Найдите в данном тексте многозначные слова, проверяя себя по словарю.

-Найдите слова с чередованием гласных в корне , объясните их правописание.

В) Проверка индивидуальной работы.
Г) Составьте словосочетания с прилагательным мягкий. (слайд №7)

/ мягкий мох (нежёсткий – основное значение), мягкий свет, мягкий характер, мягкая вода, мягкий климат /

-Какое многозначное слово спряталось на картинке? (иголки)
^ Что же происходит со словами? Как называется такое явление?

(однозначность; многозначность)

-Какие слова многозначные? А какие однозначные?(слайд №8)

^ 5. Омонимы.(слайд №9)

-Загадка от мудрой Совушки- жительницы нашего леса.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

(Омонимы)
-Есть ли отличие омонимов и многозначных слов?
многозначные слова – присутствует общий компонент значения.

омонимы – совершенно различны по значению.(слайд №10,11)


  1. ^ Выполнение упр. 850.(слайд №12)

-Наступает весна - самая прекрасная пора! Ведь весной всё просыпается от долгого зимнего сна!

А прислушивались ли вы когда-нибудь к весенним звукам? К этому звонкому журчанию ручьёв. К тому, как ломается хрустящая корка слежавшегося льда. А как прекрасно посмотреть на весеннюю капель, падающую с крыш! Это великолепное зрелище! Маленькие капельки преодолевают путь сквозь остатки прошлогоднего снега ради того, чтобы разбиться о землю и превратиться в маленький ручеёк, постепенно превращающийся в разлив большой реки.

(Выполнение упр. 850, объясняя пунктограммы при однородных членах)
^ 6. Прямое и переносное значение слов.(слайд №13)

-В этом лесу живет удивительный кот Всезнамус. Попробуйте отгадать его загадку?
-Можно ли есть тарелки? Может ли коровья голова пастись отдельно от туловища? Может ли человек быть слоном?

( При условии, что человек толст и массивен, суп наливают в тарелку, а голова является частью коровы. )

Как называется такое языковое явление?
-У доски выполнить синтаксический разбор предложения, найти слова в переносном значении:

( Индивидуальная работа у доски (1 уч-к)

Лес стоит под шапкой тёмною, в золотом огне купается. (И. Никитин)

^ 7.Фронтальная работа по карточкам.(слайд №14)
Прочитайте текст. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.(Под музыку уч-ки читают сначала текст, а затем работают в тетрадях)

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит , и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят.Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь. (Н.И. Сладков)

- ^ Что использует автор для создания образного восприятия?

(метафору)

-Мы с вами прослушали музыкальное произведение Чайковского «Октябрь» .

-Какие чувства вызвало у вас оно?

^ 8. Лужайка синонимов (слайд №15)

-Перед нами лужайка синонимов.

-Какие слова называют синонимами?

-С какими из приведенных синонимов-прилагательных могут сочетаться данные существительные? С любым ли прилагательным можно связать существительное?

(У доски: соотнести правильно прилагательные и существительные))

Карий, коричневый (глаз, пиджак); крепкий, сильный (дружба, характер); горячий, горючий (слеза, чай).
^ 9. Чащоба антонимов (слайд №16)

-Мы забрели с вами в чащобу антонимов. Чтобы выбраться надо выполнить задания.

-Что такое антонимы? Найдите спрятавшиеся слова-антонимы на рисунке.

Фронтальная работа.

-Разгадайте лексическое лото(слайд № 17)

Индивидуальная работа.( карточка)

Разгадайте «загадки» зимнего дуба

Найдите в тексте антонимы к словам тонкий, громко, смело, слабость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна, летний.

Зимний дуб.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

-так вот он, зимний дуб!

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. (По Ю. Нагибину)

(тонкий-толстый, громко-тихо, смело-робко, слабость-сила, черный-белый, мелкий-глубокий, верхний-нижний, младший-страший, маленький-огромный, весна-осень, летний-зимний)

Физкульт минутка.

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе – радость;
Большой – маленький;
Низкий – высокий;
Белый – черный;
Друг – враг;
Хороший – плохой;
Сложный – простой;
Синоним – антоним;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето.

^ 10.Болото фразеологизмов.(слайд19-21)

- Что такое фразеологический оборот?

-Замените выделенные выражения, фразеологизмами.

Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это.//

В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. //

^ Много прошло времени с той поры. //

Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. //

Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. //
11. Итог урока.(слайд №22)

И в заключении экскурсии хочу подарить вам слова Л.Н. Толстого.

« Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.»

  • Мальчик Кай в королевстве снежном

  • Собирал из льдинок слово   «ВЕЧНОСТЬ».

  • Он не помнил, что с ним было прежде,

  • Заглянуть пытался в бесконечность.

  • Но нельзя забыть слова родные:

  • «Роза», «нежность», «бабушка», «любовь».

  • Герда растопила чары злые,

  • Сердце Кая стало добрым вновь.

  • В нашей жизни также все, как в сказке:

  • Лживые слова – те зло несут,

  • Хитрые – запутают в подсказке,

  • Ласковые – боль всю заберут.

  • Есть слова, оброненные вскользь,

  • Есть слова – и вот уже вы врозь…

  • В душу западают навсегда

  • И обидные и добрые слова.

  • Вечность – это наша жизнь в веках.

  • Как ее постичь, как осознать?

  • Только слово может навсегда

  • Мысли наши сохранить и передать.

  • Быкова Полина



-Человек обогащает свой словарный запас всю жизнь. Важно развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также чувствовать волшебство слов, наслаждаться красотой их звучания, познавать неисчерпаемую глубину их значения, что позволяет разнообразить нашу речь, сделать её более яркой и образной.
-Что повторяли сегодня на уроке? (слайд №22)

- Зачем нужно беречь лес? (слайд № 23)

^ 12. Задание на дом: подготовиться к контрольному тесту по теме «Лексика» (слайд №24,25)

Индивидуальная работа

Разгадайте «загадки» зимнего дуба

Найдите в тексте антонимы к словам тонкий, громко, смело, слабость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна, летний.
f:\русский язык\к уроку лексика\картинки\164144.jpg


Тропинка обогнула куст орешника, и лес раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

-Так вот он, зимний дуб!

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. (По Ю. Нагибину)
Индивидуальная работа

Разгадайте «загадки» зимнего дуба

Найдите в тексте антонимы к словам тонкий, громко, смело, слабость, черный, мелкий, верхний, младший, маленький, весна, летний.
f:\русский язык\к уроку лексика\картинки\164144.jpg


Тропинка обогнула куст орешника, и лес раздался в стороны: посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

-Так вот он, зимний дуб!

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью. (По Ю. Нагибину)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок по теме "Лексика" в 5-м классе
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика” в нетрадиционной форме

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» icon«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» в 5 классе»
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4 Г. Ртищево саратовской области»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цели урока: Обеспечить в ходе урока повторение изученного об имени существительном

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок по теме Обобщение изученного по теме "Лексика"
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по основным разделам темы, обогатить речь учащихся; развивать языковое чутьё;...

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconМоу «Юркинская средняя общеобразовательная школа» Юринского района,...
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного в форме игры «А что у вас…?»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные...

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница