Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»




Скачать 61.36 Kb.
НазваниеУрок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»
Дата публикации19.02.2015
Размер61.36 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: заочная экскурсия в Ясную Поляну Л.Н.Толстого (урок с использованием ИКТ).

Обучающие урока:

-повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».

-углубить знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах предложения;

-формировать умения находить обобщающие слова при однородных членах, отрабатывать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах;

-закрепить умение составлять схемы подобных синтаксических конструкций.

^ Развивающие цели:

-развивать умение школьников работать с книгой, со справочной литературой;

-совершенствовать монологическую речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

^ Воспитывающие цели:

опираясь на личные впечатления школьников, воспитывать любовь к родному краю, уважение к русскому языку, его богатству.

Оформление урока: видеопроектор, экран, компьютер, слайды с презентацией к уроку, тесты

Презентация к уроку на интерактивной доске (портрет Л.Н.Толстого и его высказывания о Ясной Поляне, репродукции и открытки с видами Ясной Поляны, опорные сигналы, алгоритмы, схемы предложений), карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, словари, справочная литература.

^ Ход урока

1.Организационный момент. Запись темы урока.

Мы с вами закончили тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим и обобщим все, что узнали по этой теме. А помогут нам в этом заочная экскурсия в яснополянский музей-дом Л.Н.Толстого и, конечно, бессмертные произведения нашего великого писателя.

Ясная Поляна –этому простому, светлому названию суждено было стать синонимом бессмертия человеческого гения и вечной красоты природы. Этот уголок тульской земли на особом счету у людей всего мира – здесь родился, жил и творил Лев Николаевич Толстой. И как мы не представляем себе русской литературы без Толстого, так и писатель не представлял России без своей Ясной Поляны.

Обращаю внимание на портрет Л.Н.Толстого и читаю его высказывание (на интерактивной доске).(Слайд 2)

^ 1.Синтаксическая разминка.

Давайте запишем известное высказывание Л.Н.Толстого в форме прямой речи.

«Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и моё отношение к ней», - писал Л.Н.Толстой.(Один ученик комментирует)

2.Фронтальный опрос./Проводится в форме брейн - ринга/.

Класс делится на две команды . Вопросы задаются поочередно каждой команде.

1.Что такое обобщающие слова?

2.Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающими словами при однородных членах? (Двоеточие, тире)

3.Когда ставится двоеточие?

4.А если после обобщающих слов перед однородными членами есть слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР?(После обобщающего слова, стоящего перед однородными членами предложения, возможны слова КАК –ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, при этом перед ними ставится запятая, а после двоеточие.)

5.Когда ставится тире при обобщающих словах?

6.А когда ставим и тире, и двоеточие?

7.Каким членом предложения является обобщающее слово?(В предложении обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем.)

Определяется победитель.

3.Тренировочные упражнения.

Конструирование предложений.

Составьте предложения по данным схемам. (Устно)(Слайд 3)

1)



Слово учителя.

Вот мы с вами и не заметили, как проникли в творческий мир Толстого и находимся в его знаменитой усадьбе, у дома, в котором родился Лев Николаевич (на интерактивной доске меняются слайды с видами дома-музея Л.Н.Толстого). А проникнуть вовнутрь нам поможет следующий вид работы.



^ 2)Комментируя предложение, (комментированное письмо) обозначьте орфограммы, расставьте знаки препинания. Воспользуйтесь схемами предложений, которые перед вами на парте.(Слайд 4)

Внешний облик дома, распол…жение комнат, обстановка – всё является подли…ым

^ 3)Давайте воспользуемся с помощью компьютера и определим лексическое значение слова «подлинный»

Подлинный, -ая, -ое, -нен, -нна.1.Настоящий, оригинальный, не скопированный. Подлинная картина.2.Самый настоящий, подлинный. Подлинный учёный.//сущ.подлинность, -и (к 1-му знач.). На интерактивной доске написаны слова «подлинный, подлинность, подлинник».Учитель: обратите внимание на правописание этих слов!

^ 4)Исследовательская работа. (Устно)(Слайд 6)

В предложениях нужно вставить подходящие по смыслу слова.



А)В гостиной Л.Н.Толстой часто беседовал с выдающимися современниками: …, …, … .

Б)Шедевры русской литературы …, …, … - были написаны за старинным столом в кабинете Л.Н.толстого.

(«Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»; А.А.Фетом, И.С.Тургеневым, А.М.Горьким, И.Е.Репиным)

5)Распределительный диктант. (Слайд 7)

Найдите предложения, соответствующие схемам, прочитайте их.

1)Я вспомнил все: луг перед домом, высокие липы сада, чистый пруд, синее небо и пахучие копны сена. ( «Детства» Николенька Ирентьев )

2)Всё: лицо, походка, взгляд, голос – всё вдруг изменилось в ней. («Война и мир», Наташа Ростова)

3)В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. («Казаки)



6. Работа по учебнику. Упражнение 266.(устно)

7.Тест. (вариант1)

Обведите номера правильных ответов.

1)Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

А) -растение

Б) –животное

В) –одуванчик

Г) – вредители

2)Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. (Знаки препинания не расставлены.)

А)Русский язык богат выразителен свободен и гармоничен.

Б)Я в поэзии одну разрешаю форму краткость, точность математических формул.

В)Не перестают радовать глаз голубые незабудки красные и белые маргаритки.

3)В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

А)Среди птиц, насекомых, в сухой траве и в воздухе чувствовалось приближение осени.

Б) На крышах, на деревьях, на скамейках –везде была изморозь.

В)Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта – называют красным лесом.

4)Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:

А)Всё было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

Б)Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

В)Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны.

7.Тест. (вариант 2)

Обведите номера правильных ответов.

Укажите слово, которое может быть использовано в роли обобщающего.

1) А) –птицы

Б) –дятел

В) –ромашка

Г) –дерево

2)Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. (Знаки препинания не расставлены.)

А)Солнце всем светит одинаково и человеку и дереву и зверю.

Б)Ярославль самый старый русский город на Волге.

В)Темная беспросветная ночь тянулась медленно.

3)В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

А)Теплоход остановился в крупных волжских городах – Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.

Б)На болотах и солончаках не растет ни хлопок, ни пшеница.

В)В поле, в роще, над рекой – всюду царствовало безмолвие.

4)В каком предложении обобщающее слово стоит после однородных членов (знаки препинания не расставлены)

А)Добыча была хорошая два больших сига несколько судаков щука и пять штук стерлядей.

Б)Ничто не нарушало тишину ни шум машин ни грохот трамваев ни гудки паровозов.

В)Ни столба ни стога ни забора ничего не видно.

^ 8.Подведение итогов урока.

-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?

Учитель комментирует оценки, выступая с заключительным словом, сообщает о творческом домашнем задании.

Л.Н.Толстой не представлял Россию без своей Ясной Поляны, а мы не представляем себе русской литературы без Толстого. Ваше открытие богатейшего духовного наследия Льва Николаевича ещё впереди. На уроках литературы мы не раз ещё обратимся к его творчеству.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Мои воспоминания о Ясной Поляне», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconКонспект урока тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения.»
Цель урока: Повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, учить применять их на практике (наблюдение...

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconТема урока: Предложения с однородными членами. 5 класс Цель урока
Образовательные: повторить основные признаки однородных членов предложения; знаки препинания при однородных членах

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconТема. Повторение и обобщение изученного материала по теме
Цель. Обобщить и систематизировать изученное о грамматических признаках союзов и предлогов; повторить и закрепить правописание союзов...

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconДомашние задания на 30 января 2014
«Б» «Обобщающие слова при однородных членах»: выучить правила, выполнить №430,431

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» icon«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс
Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconТема урока: Предложения с однородными членами, объединенные союзами.
Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных...

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённые...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconКалендарно-тематическое планирование на 2 полугодие (экстернат)
Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и с обобщающими словами. Отличать однородные определения...

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconЗачем нужны пунктуационные знаки конца предложения?
В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу...

Урок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» iconУрок русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения:...
Задания: Спишите эпиграф, расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их правописание



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница