Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе




Скачать 330.33 Kb.
НазваниеОбраз Наполеона во французской и русской истории и литературе
страница1/3
Дата публикации19.02.2015
Размер330.33 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3




Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе.

Рабочая тетрадь спецкурса.
2011

Генералова Наталья Сергеевна, Калугина Мария Владимировна

ГОУ СОШ 1265, Москва

01.01.2011
Занятие № 1. Образ Наполеона в сознании людей XVIII-XXI вв.

  1. Наполеон – это... Предложите ряд кратких ответов на данный вопрос, расположив ваши ответы от более значимого к менее значимому.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

  1. Как относились к Наполеону при его жизни и после его смерти во Франции? Почему?

  2. Прокомментируйте отношение к смерти Наполеона на картине А. Фарре «Последнее видение» и на карикатуре того времени.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

http://pics.livejournal.com/renatar/pic/006btktw http://pics.livejournal.com/renatar/pic/006ag91z/s640x480

  1. Как образ Наполеона может связать между собой французскую и русскую историю и литературу? Дайте аргумментированный ответ.

  2. Как относились к Наполеону при его жизни и после его смерти в России? Почему?

  3. Прокомментируйте подборку из серии картин В. Верещагина «Наполеон. Отечественная война 1812 года». Какие моменты войны 1812 года нашли свое отображение на картинах Верещагина? Как изменяется образ Наполеона? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________http://www.shm.ru/resources/68864_0.jpegкартинка 2 из 334http://s53.radikal.ru/i141/1004/3f/ad540089751e.jpgкартинка 59 из 299

  4. Сравните картины М. Оранжа «Москва в 1812 году. Наполеон покидает Кремль» и В. Верещагина «В Кремле – пожар!».

ipb imageкартинка 67 из 302

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сравнение - сопоставление (нахождение общих черт) и противопоставление (нахождение различий).

    1. Определите три важных основания для сравнения.

    2. Сопоставьте объекты по найденным основаниям.

    3. Сделайте промежуточные выводы.

    4. Противопоставьте объекты по найденным основаниям.

    5. Подведите итоги.


В Портфолио. Принесите репродукцию картины Шарля де Стёйбена «Восемь шляп Наполеона». Прочитайте биографию нашего героя по любому источнику и составьте минихронику его жизни.

^ Занятие №2. Восемь шляп Наполеона I. c:\users\рабочий\desktop\европ отд наполеон\8 шляп наполеона.jpg

В энциклопедическом словаре о Наполеоне даются следующие краткие сведения:

^ Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император в 1804-14 и в марте - июне 1815. Уроженец Корсики. Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции (достигнув чина бригадного генерала) и при Директории (командующий армией). В ноябре 1799 совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти; в 1804 провозглашен императором. Установил диктаторский режим. Провел ряд реформ (принятие гражданского кодекса, 1804, основание французского банка, 1800, и др.). Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Европы. Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона I. Вступление в 1814 войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола. Был сослан на о. Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815 ("Сто дней"). После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола (22 июня 1815). Последние годы жизни провел на о. Св. Елены пленником англичан.

Источник: http://encyklopedia.narod.ru/bios/gov/napoleon1/napoleon.html

^ Задание № 1: Соотнесите «шляпы» с этапами жизни Наполеона.

А. Зотов в статье «Загадка восьми шляп Наполеона» предлагает такую расшифровку данного изоребуса: «Первые три шляпы в верхнем ряду символизируют две итальянские кампании и экспедицию в Египет. Три шляпы во втором ряду – империю, ее рождение, рассвет и закат. Две последние – Ватерлоо и ссылку на о. Св. Елены».

Источник: http://www.museum.ru/1812/Library/Zotov1/index.html

^ Задание № 2: Докажите или опровергните мнение А. Зотова. Какие реалии, представленные на картине могут подтвердить вашу точку зрения.

Из того же источника мы можем почерпнуть следущие сведения: «Покрой этого известного во всем мире головного убора уходит своими корнями в конец XVIII века. Именно такую шляпу носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы. /.../ Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г. /.../ Модель шляпы Наполеона практически не изменялась с годами /.../, и первым модельером собственной шляпы был сам Наполеон. Головной убор изготавливался из черного фетра и имел минимальные украшения - трехцветную кокарду, закрепленную на галуне из черного шелка. Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г. /.../ Во время кампании в России, в 1812 г., император был в своей знаменитой «маленькой шляпе», но только по пути из Парижа в Москву, причем по настоянию главного хирурга Великой армии Жана-Доменика Ларрея шляпа императора была утеплена шерстяной тканью изнутри на случай сильных морозов. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступал в поверженную русскую столицу. В этой же шляпе Наполеон покинул Москву 19 октября 1812 г.». http://www.museum.ru/museum/1812/library/zotov1/pic/pic01s.jpgизабе наполеон в мальмезоне.jpg

Таким знаменитые художники Франции Давид и Деларош изобразили Наполеона в период Итальянской кампании. Какое из изображений можно назвать романтическим, а какое реалистическим? Почему? давид наполеон в италии.jpgделарош наполеон в италии.jpg

Рассмотрите внимательно два необычных портрета Наполеона. Какую они дают нам информацию о Наполеоне и отношении к нему? Обратите внимание и на шляпы. 448-1.jpgpost-370-1289774490.jpg

В Портфолио. Сделайте минииследование на одну из предложенных тем: Детство. Семья. Отюн. Бриенн. Тулон. Наполеон как писатель. Вандея. Итальянская кампания. Первый консул. Император. Муж и отец. Эльба. 100 дней. Св. Елена и т.д.


Миниисследование на тему.

  1. Выбрать тему.

  2. Подобрать документы (материалы) разного типа: статьи, художественные произведения, географические карты, картины, рисунки, схемы, таблицы, карикатуры, письма, воспоминания, бытовые реалии и т.п.

  3. Выбрать три наиболее ярких документа (или фрагмента документа).

  4. Проанализировать материал исследования на примере данных документов.

  5. Структурировать получившееся исследование, разделив на главы-параграфы, написать вступление и заключение.

  6. Оформить результаты исследования (эссе, статья, презентация, буклет, видеофильм и т.д.).

Классическая структура исследования трехчастна: постановка цели, план ее реализации (анализ ранее написанного материала по теме, выдвижение собственных идей и доказательство их правомочности), вывод.


Пример документов для работы над темой: «Наполеон и Бриенн». 2496800px-brien1814

20_champagne-ardenne_mapaube-position


«Paille-au-nez»

"Pour ma pensée, Brienne est ma patrie ; c'est là que j'ai ressenti mes premières impressions d'homme." Napoléon Bonaparte.

Brienne-Napoleon
Занятие № 3. «Две легенды». Французская и русская историгорафии об образе Наполеона. Обзор. 200-brienne-01 brienne7 800px-battle_of_brienne_by_naudet 42067841 brienne3 brienne-le-chateau-02 brienne-realierdumas bataille-de-brienne

Наполеоновская историография поистине колоссальна. Из существующих библиографий тому читателю, который хотел бы продолжать изучение какой-либо стороны деятельности Наполеона, можно порекомендовать как самую новую и полную труд Кирхейзена, который дает много тысяч названий отдельных книг (не говоря уже о статьях). Книги о Наполеоне в первые десятилетия после его смерти носили в подавляющем большинстве случаев характер патриотических славословий. Эта литература явилась реакцией после той тучи памфлетов против Наполеона, пасквилей, апокрифических сказаний и т. д., которыми были ознаменованы первые годы реставрации Бурбонов и которые писались роялистами, ненавидевшими «узурпатора». В противовес этим памфлетам и стали появляться такие мемуары, как многотомное сочинение герцогини д'Абрантес, как воспоминание Шапталя, книга Лас-Каза и т. д., а параллельно с этой мемуарной литературой начали выходить в свет и первые опыты систематической обработки истории наполеоновского правления.

В западной историографии выделяются три направления исследования жизни и деятельности Наполеона Бонапарта:

Бонапартистская (героическая) легенда. В годы консульства и империи формируется «бонапартистская легенда», в соответствии с которой он изображается как революционер, пацифист, распространитель идей 1789г., желавший объединить нацию и умиротворить страну. В рамках «бонапартистской легенды» работали А. Сорель, А. Мицкевич, А. Тьер, Е. Дрио, А. Кастелло и др. http://www.knijek.net/uploads/posts/2009-07/1248537969_tjer_ist_cons_3.jpg

Большой и искусно обработанный материал дала знаменитая «История Консульства и Империи», написанная А. Тьером и занимающая 20 томов. Написана с откровенно «патриотической» точки зрения: во всех своих войнах, в которых успех был на его стороне, Наполеон прав. Тьера назвали «историком успеха» (Е. Тарле).

Черная легенда (антинаполеоновское направление)

В соответствии со взглядами представителей этой позиции Наполеон характеризуется как узурпатор власти, своего рода Антихрист, а его завоевательные походы сравниваются с набегами варваров. Этой точки зрения в своих исследованиях придерживались П. Ланфре, Ж. Тюлар, Л. Де Бональд, А. Олар, Ф. Буанорроти, А. Собуль, Э. Кине, Ж. Лефевр и до.

Пятитомная книга Пьера Ланфрэ, начавшая выходить в 1867 г. и выдержавшая 11 изданий, написана в очень враждебном Наполеону тоне. Наполеон I для Ланфрэ - себялюбивый деспот, угнетатель народов, душитель свободы, тиран, залитый кровью человечества. Ланфрэ так же впадает в наивность и ненаучные преувеличения, как его бесчисленные противники «героической» школы (Е. Тарле). ланфре.jpg

Буржуазно-либеральное направление

Исследователи, с одной стороны, отдавали должное личным качествам Наполеона, его военному гению, политическому чутью. С другой стороны для этой позиции характерно мнение, что Наполеон был сыном своей эпохи, который развивался как личность под влиянием идей Просвещения. Исходя из этого, представители третьего направления не считали его душителем революции. Они видели в Наполеоне того человека, который выражал интересы наиболее сильного слоя населения Франции - буржуазии. В этом разрезе свои исследования вели Б. Констант, А. Бержерон, М. Дюверже и др.

Как это ни парадоксально, в огромной литературе, посвященной Наполеону, почти не нашлось места, чтобы рассказать о его социально-политической доктрине. Французские политологи М. Дюверже, М. Прело, Р. Ремон были, пожалуй, единственными, кто пытался дать систематизированное изложение его идей (Д.М. Туган-Барановский)картинка 3 из 32

^ Интерес к Бонапарту отразился и в трудах русских историков. В 19 веке они в основном ограничиваются описанием хода Отечественной войны 1812г. (Кареев Н.И. «Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох»).

Советская историческая наука продолжила изучение темы Наполеона. Изучение шло в двух направлениях: первое направление - изучение личности и политической биографии (Е. В. Тарле, А.З. Манфред); второе направление – исследование роли в формировании бонапартизма и политического режима Франции периода консульства и империи (Д. М. Туган-Барановский). http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000141187.jpg

Главной задачей автора было «дать возможно отчетливую картину жизни и деятельности французского императора, его характеристику как человека, как исторического деятеля, с его свойствами, природными данными и устремлениями» (Историчка. Докоады по истории).

По мнению А. З. Манфреда, Наполеон Бонапарт «воспринимается прежде всего как сын своего времени – переходной эпохи, эпохи перехода от старого, феодального мира к новому, медленно идущему ему на смену буржуазному. Его образ воплотил все противоречия той поры. Его имя ассоциируется с безмерным честолюбием, с деспотической властью, с жестокими и кровавыми войнами, с ненасытной жаждой завоевания. Но оно же напоминает о смелости и отваге, о таланте, умении дерзать, о феодальном деятеле, нанесшем сокрушительный удар старой, феодальной, рутинной Европе».1001545924.jpghttp://ishop.top-kniga.ru/data/m_ishc/917/917674.jpg

Д. М. Туган-Барановский считает, что действия Наполеона были продиктованы внутренним развитием революции и контрреволюции, когда он уничтожил всех радикалов и консерваторов, сохранив, таким образом, все ее главные достижения, которые могли погибнуть в результате борьбы между ними.

Сегодняшних историков в большей степени интересует дипломатия Наполеона (Сироткин В.Г. «Наполеон и Александр I»), военная история наполеоновских походов (интернет-сайты и форумы, посвященные армии Бонапарта), его психологическое состояние в разные периоды жизни. Однако продолжает вестись работа и в тех направлениях, которые существовали в советской историографии (Ревуненков В.Г. «Взлет и падение Наполеона Бонапарта»).

Из последних работ особо хотелось бы выделить монографию, автором которой является Земцов В.Н. Он обращается к микроистории для того, чтобы исследовать психологическое состояние как солдат, так и офицеров французской армии во время похода в Россию и Бородинской битвы. Для достижения своей цели автор проделал огромнейшую работу – им было проанализировано более 600 источников личного характера. Через метод микроистории В. Н. Земцов пытается понять, почему же Наполеон все же потерпел крах в России, завоевав всю Европу. 641ae6d6cef2.jpg

Источники:

Военная Литература. Е. Тарле «О наполеоновской историографии». http://militera.lib.ru/bio/tarle1/19.html

Историчка. Доклады по истории. Эдвард Родзинский. Эссе «Наполеон Бонапарт: судьба в российской историографии». http://www.istorichka.ru/texts/1094015080/view/

Туган-Барановский Д. М. На пути к брюмеру: буржуазия и политическая борьба в 1797-1799 гг.

http://politazbuka.ru/biblioteka/istoriya/548-tugan-baranovskii-na-puti-k-bryumeru-burjuaziya-i-politicheskaya-borba-v-1797-1799.html

^ В Портфолио. Как вы понимаете термины «героическая» и «черная» легенды о Наполеоне. Напишите эссе или статью для энциклопедического словаря на эту тему.


Эссе.

Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Источник http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Эссе

^ Статья для энциклопедического словаря.

Основной задачей статьи является раскрытие содержания той или иной проблемы и освещение ее важнейших аспектов.

Главными требованиями к энциклопедической статьи являются: полнота представленной информации, научность и вместе с тем доступность широкому кругу читателей при любой сложности темы.

Статьи в энциклопедиях бывают следующих типов: статьи-обзоры, статьи-справки, статьи-толкования (последние содержат только определение и – в случае заимствования слова из другого языка – этимологию).

Стиль изложения энциклопедической статьи обычно характеризуется лаконичностью.
Источник http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=29932


Признанные мастера жанра эссе: Платон, Лютер, Хань Юй, Монтень, Донн, Коули, Драйден, Аддисон, Филдинг, Дидро, Вольтер, Лессинг, Гердер, Гейне, Торо, Карлейль, Честертон, Роллан, Б. Шоу, Уэллс, Г. И Т. Манны, Моруа, Сартр, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов, И. Эренбург, Ю. Олеша, К. Паустовский и др.

Например, эссе Честертона - http://www.chesterton.ru/essays/index.html

Занятие 4. Образ Наполеона, наполеонизм и «наполеоновская фабула»

Как бытует две основных легенды, связанные с именем Наполеона Бонапарта (героическая и черная), так и создаваемый в литературе образ Наполоеона двоится: существуют героический и дегероизированный варианты наполеоновской фабулы.

Первый вариант восходит к мифу о Прометее, с которым часто сравнивали узника Святой Елены. Второй вариант возник в результате отождествления Бонапарта с разными персонифицированными силами Зла (Антихристом, Люцифером и др.).

Задание. Сравните двух мифологических персонажей. Какие черты судьбы каждого из них отразились в биографии Наполеона?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________rubens prometheus nicolas sebastien adam.jpgaltar statue of saint daniel of friuli.jpg


^ ЧТО ПОЧИТАТЬ?

Эсхил «Прометей прикованный»

Мильтон «Потерянный рай»



Фабула - (латин. fabula - басня, сказка). Содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи, сюжетная схема, канва литературного произведения.
«Наполеоновская фабула есть не что иное, как структурная проекция биографии французского императора Наполеона I Бонапарта (1769 - 1821) на жизнь литературного героя.» (Жукова Ю.А.)

В мировой литературе выделяются две вариации событийной организации повествования о герое наполеоновского типа - западноевропейская и русская.


Европейский вариант наполеоновской фабулы обусловлен романтическим и трагическим пафосом. Ее важными компонентами являются три ситуации: возвышение героя, слава и трагическая развязка его истории. Своих целей он достигает дорогой ценой - жизни, чести, свободы. В столкновении с жестокой реальностью его образ перверсируется: исключительная личность, претендовавшая быть образцом для подражания, превращается в жертву внешних обстоятельств, однако не испытывая угрызений совести.

Русский вариант фабулы сформировался, прежде всего, в историческом контексте войны России и Франции 1811-1812 годов. Поэтому изменился характер основного конфликта и концепция образа героя наполеоновского типа: «хищник» превратился в «жертву» собственных устремлений. Доминантными становятся мотивы преступления и угрызений совести; усиливается трагический пафос, обусловливающий и тип развязки (трагический, реже трагикомический); романтическая тональность снимается иронией.

С формальной точки зрения наполеоновская фабула опознается по ряду постоянных признаков, образующих фабульный инвариант:

  • главной фабульной ситуацией является преступление;

  • наполеоновская фабула представляет собой комплекс мотивов;

  • наполеоновская фабула связана с особым типом литературного героя: богатство, слава и власть - вот основные цели, которые он ставит перед собой;

  • по сюжетным функциям персонажи дифференцируются на «хищников» и их «жертв». Кроме того, сам хищный (наполеоновский) тип трансформируется в «жертву» обычно в финале повествования: он сходит с ума, умирает, разуверяется в собственной значимости или истинности своей теории, теряет близких, лишается свободы;

  • развязка носит обычно трагической или трагикомический характер.

Комплекс мотивов наполеоновской фабулы.

Основные мотивы:

  1. мотив сходства (портретного, психологического, биографического);

  2. мотив целеполагания и волеизъявления;

  3. мотив теоретического обоснования преступных действий и преступления;

  4. мотив самозванства и узурпации чужих прав;

  5. мотив краха теоретика;

  6. мотив мук нечистой совести преступника;

  7. мотив наказания;

  8. мотив духовного воскресения идеолога.

Второстепенные мотивы:

  1. мотив одиночества;

  2. мотив двойничества;

  3. мотив бунта;

  4. условно эротический мотив (любви, обольщения, гипнотических чар и др.);

  5. демонический мотив;

  6. мотив судьбы (рока или провиденциальный мотив);

  7. мотив актерства (эстетической игры).

Эпизодические мотивы:

  1. мотив заточения (изгнания из общества);

  2. мотив самоубийства;

  3. мотив солнца;

  4. фольклорные мотивы (величанья, армейского отцовства и др.).

Источник:

Жукова Ю.А. Автореферат диссертации: «Наполеоновская фабула в произведениях Ф.М. Достоевского :от "Двойника" до "Преступления и наказания"». http://www.dissercat.com/content/napoleonovskaya-fabula-v-proizvedeniyakh-fm-dostoevskogo-ot-dvoinika-do-prestupleniya-i-naka

Наполеони́зм – употребляется как символ исключительности, крайнего честолюбия и чрезмерного властолюбия.napoleon11.jpg

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

^ В Портфолио. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Мы все глядим в Наполеоны» (на литературном или жизненном материале).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Тема: Образ женщины в современной русской литературе
Тема: Образ женщины в современной русской литературе (по произведениям А. И. Солженицына, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина)

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconВ. А. Сухомлинский Вступительное слово учителя
Именно поэтому с образом женщины тесно связана одна из «сквозных тем» в русской литературе – тема дома и семьи. Вот почему так важен...

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconКонспект урока Тема Священная гора России. Образ Кавказа в русской...
Священная гора России. Образ Кавказа в русской литературе (география – литература, 2 часа)

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе icon1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров
Романтизм широкое идейное и художественное направление в русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце...

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconПалас «De Crillon» в Париже
Парижа своим центральным расположением и изысканным интерьером. Этот легендарный дворец, несомненно, является частью французской...

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconИсследовательский проект образ карелии в русской поэзии
В работах по истории русской поэзии я нашел только общий обзор пейзажной лирики, посвященной северу России2, но специальный подробный...

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconУмк по литературе под редакцией Москвина Г. В
Владимирович – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета мгу. Автор более...

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconРеферат по литературе на тему: «Образ «маленького человека»
Место темы «маленького человека» в русской литературе конца xviii-начала XIX века

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconОлимпиада по русской литературе
Напишите статью под названием «Комедия» для словаря литературоведческих терминов. Назовите драматургов, авторов комедий из истории...

Образ Наполеона во французской и русской истории и литературе iconКонцепция России в романе И. А. Гончарова "Обломов". Образ столицы...
Мечты, мечты, где ваша сладость " (Роман И. А. Гончарова "Обломов" в русской культуре.)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница