Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология»




Скачать 212.61 Kb.
НазваниеПрограмма нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология»
Дата публикации19.02.2015
Размер212.61 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа НИС «Метакомпаративистика для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет гуманитарных наук

^ Программа научно-исследовательского семинара «Метакомпаративистика»


для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра

1 курс
Авторы программы:

В.Г. Зусман - д. филол. наук, проф. (vzusman@hse.ru)

М.В. Цветкова - д. филол. наук, проф. (mtsvetkova@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «17 » сентября 2013г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г. Зусман _______________________
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «17 » сентября 2013г.

Председатель В.Г. Зусман _______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород « » октября 2013 г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________
Нижний Новгород, 2013

^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчиков программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 032700.62 Филология, обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Метакомпаративистика» в качестве научно-исследовательского семинара базовой (общепрофессиональной) части.
Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 032700.62 «Филология» (бакалаврской программой).

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденным в 2013 г.
  1. ^

    Цели освоения НИС


Целью освоения НИС «Метакомпаративистика» является формирование у студентов навыков сопоставительного анализа в сфере гуманитарного знания. Основой при этом является методология современной интермедиальной компаративистики. Основная идея НИС – выработка практик по сопоставлению компаративистик различных гуманитарных дисциплин.

В результате НИС студент получит представление о сопоставление текстов различной семиотической природы, относящихся к дискурсам различных областей гуманитарного знания.

НИС охватывает:

- основные понятия компаративистики и метакомпаративистики, в частности различение «Метакомпаративистики-1» и «Метакомпаративистики-2»;

- принципы сопоставления текстов различной семиотической природы, входящих в различные дискурсы;

- сопоставительный анализ художественных дискурсов с фокусом на сопоставлении литературы и кинематографа.

  1. ^

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения НИС


В результате освоения дисциплины студент должен:

- владеть основными понятиями современной компаративистики; ориентироваться в проблематике «Метакомпаративистики»;

- различать понимание «Метакомпаративистики-1» и «Метакомпаративистики-2»;

- понимать диалектику сходств и различий, структурирующую сопоставление текстов;

- знать основные положения современной семиотики;

- владеть понятиями «литературность», «художественность», «дискурс»;

- владеть знаниями о компаративистике как методологической парадигме;

- понимать смысл «метакомпаративистики» как сопоставления компаративистик различных гуманитарных дисциплин;

- уметь анализировать произведения литературы и кино в сопоставительном плане.


  1. ^ В результате освоения НИС студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

обладание навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, знание способов ее получения и базовой обработки для решения научно

исследовательских, профессиональных и социальных задач


ОНК-2

умеет анализировать

произведения художественной

литературы в историческом и

историко-культурном контекстах; выявлять, анализировать и излагать историко-литературную информацию; применять полученные знания в собственной профессиональной

деятельности


Формы обучения:

-лекции,

-коллоквиум,

-самостоятельная работа,

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- чтение, анализ художественной литературы

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к коллоквиумам


способность приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии


ОНК-3

умеет осуществлять мониторинг баз филологических данных по ключевым словам

Формы обучения:

- семинар;

- самостоятельная работа.

Методы обучения:

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к занятиям

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому

осмыслению информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОНК-4

способен обобщать информацию, анализировать и интерпретировать информацию; демонстрирует умение аргументировано излагать свою точку зрения, обосновать ее


Формы обучения:

-лекции,

-семинары,

-самостоятельная работа

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке при подготовке к занятиям

способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить

результаты мыслительной деятельности


ИК-1

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, не допускает стилистических ошибок и неточностей


Формы обучения:

-лекции,

-семинары,

-самостоятельная работа

Методы обучения:

- чтение, реферирование, конспектирование специальной литературы

- чтение, анализ художественной литературы


умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах

деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным

обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных.


ИК-2

умеет работать с электронными ресурсами, получать информацию в сети Интернет, готовить компьютерные презентации;

умеет применять полученные знания в профессиональной

деятельности


Формы обучения:

-семинарские занятия,

-самостоятельная работа.

Методы обучения:

-работа с базами данных в интернете;

- поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к занятиям

способность проводить научные исследования в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов


ПК-4

способен творчески выполнить исследовательскую программу по тематике, предложенной преподавателем, и представить результаты исследования для аудитории

Формы обучения:

самостоятельная работа (коллоквиум)

Методы обучения:

поиск в интернете дополнительной информации при подготовке к коллоквиумам



  1. ^

    Тематический план НИС







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

«Компаративистика». Основные этапы истории мировой и отечественной компаративистики. Метакомпаративистика как методология (Метакомпаративистика-1) и инструмент сопоставления разных дискурсов (Метакомпаративистика-2).


14




6




8

2

Проблемы современной семиотики. Метакомпаративистика как семиотическая наука.


10




4




6

3



Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов. Дискурс как категория современной филологии.

10






4






6




4


Метакомпаративистика-2: литература и кино. С.М. Эйзенштейн, Ю.Н. Тынянов о природе кино. Киносемиотика в понимании Ю.М. Лотмана, Вяч. Вс. Иванова. Специфика «кинодискурса»


14

6

6






8



5

«Война и мир» Л.Н. Толстого как литературное произведение и кинотекст.


8






2




6




6




Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» и ключевые киноверсии 1956, 1968, 1972 и 2007 гг.: сопоставление рамки литературного произведения и кинотекста.

Сопоставление ключевых эпизодов.


16



8


8





Итого

72




30




42
  1. ^

    Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2







Текущий

Коллоквиум




*







Ключевые слова дисциплины

Итоговый

Зачет




*







Письменный зачёт 80 минут. Тест.


    1. ^

      Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов по всему курсу и при отсутствии фактических ошибок в тесте.

Оценка 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к тесту, 1-2 фактические неточности.

Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии более 2-х неточностей, допускает частичную неполноту ответа и 1-4 фактические ошибки в тесте.

Оценка в 5 баллов выставляется, если тест содержит более 5 фактических ошибок.

4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в тесте.

Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в тесте.

2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.
^ 6.2 Порядок формирования оценок по НИС

Преподаватель оценивает правильность решения задач на семинаре - Оауд., правильность выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом, - Осам.раб.

Онакопленная= 0,4*Оауд.+ 0,3*Осам.раб. +0,3* Околлоквиум.

^ Оитоговый 1 курс =0,3*Озачёт +0,7*Онакопленная.
Оценки округляются арифметическим способом.

Итоговая оценка за 1 курс является промежуточной. В диплом выставляется результирующая оценка за два года изучения НИС.
  1. ^

    Содержание НИС


    1. «Компаративистика». Основные этапы истории мировой и отечественной компаративистики. 1.Метакомпаративистика как методология (Метакомпаративистика-1) и инструмент сопоставления разных дискурсов (Метакомпаративистика-2).

    2.Основные этапы развития компаративистики: Россия, СССР, Европа, США.

    3.Метакомпаративистика как методология (Метакомпаративистика-1) и инструмент сопоставления разных дискурсов (Метакомпаративистика-2).



    14




    6



    8

    1, 2,3,4

    ^ 2. Проблемы современной семиотики. Метакомпаративистика как семиотическая наука.

    1.Проблемы современной семиотики.

    2.Метакомпаративистика как семиотическая наука.

    10




    4



    6



    1, 2, 5,6




    ^ 3. Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов. Дискурс как категория современной филологии.

    1.Дискурс как категория современной филологии.

    2.Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов



    10



    4

    6

    1,2

    4. Метакомпаративистика-2: литература и кино. С.М. Эйзенштейн, Ю.Н. Тынянов о природе кино. Киносемиотика в понимании Ю.М. Лотмана, Вяч. Вс. Иванова. Специфика «кинодискурса».

    1. Метакомпаративистика-2: литература и кино. С.М. Эйзенштейн, Ю.Н. Тынянов о природе кино.

    2. Киносемиотика в понимании Ю.М. Лотмана, Вяч. Вс. Иванова. Специфика «кинодискурса»



    14




    6

    8

    1, 2,3,4


    ^ 5. «Война и мир» Л.Н. Толстого как литературное произведение и кинотекст.

    «Война и мир» Л.Н. Толстого как литературное произведение и кинотекст.


    8



    2


    6


    1, 2, 5, 6


    6. ^ Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» и ключевые киноверсии 1956, 1968, 1972 и 2007 гг.: сопоставление рамки литературного произведения и кинотекста;

    Сопоставление ключевых эпизодов.

    1. Фильм “War and Peace” Кинга Видора (King Widor) 1956 г. сопоставление рамки литературного произведения и кинотекста; Сопоставление ключевых эпизодов.

    2. Фильм «Война и мир» С.Ф. Бондарчука: сопоставление рамки литературного произведения и кинотекста; \сопоставление ключевых эпизодов.

    3. Сериал “War and Peace” BBC: сопоставление рамки литературного произведения и кинотекста; сопоставление ключевых эпизодов.

    4. Европейский фильм «Война и мир» 2007 г.: сопоставление рамки литературного произведения и кинотекста; сопоставление ключевых эпизодов.

    Метакомпаративистика как ключ к сопоставлению литературы и кинематографа.



    16




    8

    8


    1, 2, 5, 6

  2. ^

    Образовательные технологии


- семинары;

- мультимедийные презентации.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


    1. История компаративистики.

    2. Метакомпаративистика-1. Метакомпаративистика-2.

    3. Семиотика. Метакомпаративистика как семиотическая дисциплина

    4. Дискурс. Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов.

    5. Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов: исторический, политический и художественный дискурсы.

    6. Литературное произведение и кинотекст.

    7. «Война мир» Л.Н. Толстого: основные киноверсии.

    8. Кинг Видор и версия 1956 г.

    9. «Война и мир» С.Ф. Бондарчука.

    10. «Война и мир» как сериал BBC.

    11. «Война и мир»: европейская версия 2007.

    12. Сопоставление рамки в романе-эпопее и киноверсиях..

    13. Эпизод «Приезд князя Андрея в Лысые горы» в романе и киноверсиях.

    14. Первый бал Наташи Ростовой в романе и киноверсиях.

    15. Битва при Аустерлице в романе и киноверсиях.

    16. Старый князь Николай Болконский в романе «Война и мир» и киноверсиях.

    17. Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе «Война и мир» и киноверсиях».



^

9.2 Вопросы для оценки результатов усвоения курса


  1. Понятие «компаративистика».

  2. Основные этапы и ключевые фигуры русской компаративистики.

Идеи компаративистики в трудах А.Н. Веселовского. Ю.Н. Тынянов-компаративист. В.М. Жирмунский-компаративист. Сравнительно-историческое литературоведение в трудах М.П. Алексеева. Б.Г. Реизов и сравнительно-историческое изучение литератур.

  1. Идеи интермедиальной компаративистики в работах Д.С. Лихачева, А.В. Михайлова.

  2. Идеи компаративистики в трудах М.М. Бахтина.

  3. Ключевые концепции компаративистики в работах Ю.М. Лотмана.

  4. Метакомпаративистика как новая концепция. Метакомпаративистика-1 и метакомпаративистика-2.

  5. Основные идеи современной семиотики.

  6. Метакомпаративистика и семиотика.

  7. Понятие о дискурсе в современной филологии.

  8. Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов.

  9. Метакомпаративистика и структура дискурсов разного типа.

  10. Метакомпаративистика: исторический, политический, художественный дискурс.

  11. Литературное произведение и кинотекст.

  12. Роман-эпопея «Война и мир» как литературное произведение и кинотекст. Метакомпаративные аспекты сопоставления.

  13. Исторический, политический и художественный дискурсы в литературе и кино.


^ 9.3 Список специальной литературы (любое издание):
1. А.Н. Веселовский. Избранное: Историческая поэтика / Сост. И.О. Шайтанов. – М., 2006.

  1. Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // http://sprach-insel.com/index.php?option=com_content&task=view&id=58&Itemid=61

  2. И.О. Шайтанов. Компаративистика и/или поэтика. – М., 2010.

  3. Н. Э. Гронская , В. Г. Зусман Метакомпаративистика как методологический подход (на примере художественного и политического дискурсов) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1. С. 8-13.

  4. Handbuch Komparatistik. Theorien, Arbeitsfelder, Wissenspraxis / Hrsg. v. Rüdiger Zymner, Achim Hölter. - Stuttgart-Weimar, 2013.


^ 9.4. Темы для коллоквиумов
1. Семиотика кино и метакомпаративистика

2. Литературное произведение и кинотекст
9.5. Примерные темы эссе

1.Метакомпаративистика и компаративистика.

2. Метакомпаративистика как компаративистика дискурсов.

3. Семиотика искусства в трудах Ю.М. Лотмана. Метакомпаративистика и семиотика.

4. Проблемы семиотики литературы и кино в трудах Ю.М. Лотмана.

5. Исторический, политический и художественный дискурсы в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

6. Исторический, политический и художественный дискурсы в киноверсиях романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

7. Сопоставление романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» и киноверсии Кинга Видора.

8. Сопоставление романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» и киноверсии С.Ф. Бондарчука.

9. Сопоставление романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» и киноверсии BBC.

10. Сопоставление романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» и киноверсии 2007 года.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС
    1. ^

      Основная литература


  1. Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://sprach-insel.com/index.php?option=com_content&task=view&id=58&Itemid=61

  2. Вяч. Вс. ИВАНОВ. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины XX в. // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/m/Montage.html#Ivanov





    1. ^

      Дополнительная литература


    1. А.Н. Веселовский. Избранное: Историческая поэтика / Сост. И.О. Шайтанов. – М., 2006.

  1. Д.С. Лихачев. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. Избранные труды по русской и мировой культуре [Электронный ресурс]: [сб.] / науч. ред. Ю. В. Зобнин; СПбГУП. — СПб.: СПбГУП, 2006. — 416 с. — Электрон. дан. — Электронный ресурс размещен на сайте «Площадь Д. С. Лихачева» / СПбГУП. — Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/lihachev_izbrtrud.pdfСПб, 1997.

  2. Juri Lotman. The place of art among other modelling systems // Sign Systems Studies 39(2/4), 2011. // http://www.ut.ee/SOSE/sss/pdf/Lotman_392.pdf

  3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Издание подготовили Е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова. – М., 1977.

  4. Н. Э Гронская., В. Г. Зусман, В. Г. Сибирцева Метакомпаративистика как методологический подход к проблеме "культурной идентичности" (миграционное изменение) // В кн.: Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы / Отв. ред.: В. Г. Сибирцева; науч. ред.: В. Г. Зусман, Т. Б. Сиднева, Н. Э. Гронская,В. С. Ахамер, Т. П. Понятина. Т. 9. Н. Новгород : Деком, 2013. С. 12-17.

  5. Н. Э. Гронская , В. Г. Зусман Статуя Свободы в контексте компаративной имагологии: постановка проблемы // В кн.: Имагологические аспекты русской и зарубежных литератур: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред.:О. Поляков. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2012. С. 32-38.

  6. Н. Э. Гронская , В. Г. Зусман Метакомпаративистика как методологический подход (на примере художественного и политического дискурсов) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1. С. 8-13.

  7. М.В. Цветкова М. В. Заглавие «Родина» в английской и русской поэтической традиции // В кн.: Имагологические аспекты русской и зарубежных литератур: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред.: О. Поляков. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2012. С. 155-165.

  8. М.В. Цветкова. «Эксцентричный русский гений…» (Поэзия Марины Цветаевой в зеркале перевода.  Монография. - Москва-Нижний Новгород: "Вектор-ТиС", 2003.

  9. M. Tsvetkova. Marina Tsvetaeva and Germany: A Lifelong Romance // Under Western and Eastern Eyes. Leipzig: Leipziger Universitatsverlag.2012, P. 37-49

  10. M. V. Tsvetkova Ted Hughes & Alexander Pushkin: The Two 'Prophets' // The Ted Hughes Society Journal. 2013. No. 3/

  11. Zoran Konstantinovich. Zum gegenwartigen Augenblick der Komparatistik: Der Weg zur Intertextualität // Beiträge zu Komparatistik und Sozialgeschichte der Literatur: Festschrift für Alberto Martino // Hrsg. Von Norbert Bachleitner, Alfred Noe und Hans-Gert Roloff. – Amsterdam – Atlanta, 1997.

  12. Peter V. Zima Komparatistik. Tübingen, 1992.


12. Материально-техническое обеспечение НИС
Для лекций используется компьютер/ноутбук, проектор, экран.

Авторы проф. В.Г. Зусман,
проф. М.В. Цветкова



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма научно-исследовательского семинара "Проблемы изучения английской...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, и студентов, обучающихся по направлению «Филология» ивыбравших данный научно-исследовательский...

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Латинский язык для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Актуальные проблемы компаративистики  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. I. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины История литературы Европы и США. Ч. I. Литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Истоки европейских литератур» (Античная литература;...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа нис «Метакомпаративистика для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс-культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница