Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г.




Скачать 143.91 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г.
Дата публикации18.02.2015
Размер143.91 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАДЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Рассмотрено Принято Согласовано Утверждено на заседании МО педагогическим заместитель Директор Руководитель МО советом директора по УВР МБОУ Вадьковская СОШ -----------( В.В.Горелова) Протокол № -------- МБОУ Вадьковская СОШ __________(П.Л.Кулюда) Протокол №------------ от_____________ __________(Г.Н.Алейникова) Приказ№ _________от___

от---------------- «-------»---------------- 2013г. «------» -----------2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ


5 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ



Составил:

учитель русского языка и литературы

Горелова Вера Васильевна

Первая квалификационная категория
п.Вадьковка

2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 7-е издание, исправленное и дополненное. – М. : « Русское слово»,2011) и рассчитана на 2 часа в неделю.

В качестве обучающего пособия необходимо использовать учебник- хрестоматию для общеобразовательных учреждений в двух частях автора-составителя Г.С.Меркина (Учебник:Меркин Г.С. Учебник-хрестоматия.Литература 5 класс в 2частях. – М. : « Русское слово», 2011.

Учебник-хрестоматия «Литература. 5 класс» соответствует программе по литературе для 5-11 классов (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев), допущенной Министерством образования РФ. Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

^ Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик, и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программой (автор-составитель Г.С.Меркин).

Курс литературы ориентирован на совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; воспитание у школьника активного отношения к действительности, к природе, ко всему окружающему миру, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Оба предмета формируют коммуникативные умения и навыки , лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла, историей и обществознанием.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
^ Цели обучения:

*воспитание духовно развитой личности,

*формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

*развитие эмоционального восприятия художественного текста образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении, развитее устной и письменной речи обучающихся.

^ Задачи изучения литературы :

-воспитательная:

*формирование эстетического идеала,

* развитие эстетического вкуса, который служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности:

-образовательная:

*формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности,

*умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа,

*освоение предлагаемых произведений как искусства слова,

*формирование речевых умений- умений составлять план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

^ Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

-умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

-выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

-осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

-умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

-умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

-умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

-умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

-умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

-умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

-умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

-умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

-умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
^ Содержание тем учебного курса

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

^ Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

^ Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.


^ Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.

Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица». Загадки, пословицы, поговорки.

^ Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

^ Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и

Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

^ Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

^ В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Из литературы XIX века

^ А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств

^ Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..

И.З. Суриков. «В ночном».

^ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История создания стихотворения

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.


^ Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.


И.С.Тургенев

Детские впечатления И.С.Тургенева.Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей».

Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные;образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная направленность, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие,доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

^ Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения.

Стихотворение «Тройка ».

^ Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям

^ А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова.


Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Из литературы XX века

^ И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов

^ Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

^ А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.


А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

^ С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.


^ А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

^ П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа


^ Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

^ Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы.

Д.Дефо

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь,необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»(отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта),характеристика жанра.

^ Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и взрослых.
^ Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

^ ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

^ А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок).

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть

И.А.Крылов. Басня - на выбор.

А.С.Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино»(отрывок).

Н.А.Некрасов. Одно из стихотворений - по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов 19века.

А.А.Блок. «Летний вечер».

И.А.Бунин. Одно из стихотворений – по выбору.

С.А.Есенин. Одно из стихотворений - по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов 20 века.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Антонова Л.В. Контрольно-измерительные материалы.Литература.5класс.-М.: «ВАКО»,2011.

2. Вялкова Г.М., Чернова Т.А. Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. –М.: «Планета»,2013.

3. ГоряиноваЕ.Э. По страницам добрых книг.Уроки внеклассного чтения в 5-6 классах. Методическое пособие. –Брянск: ООО «Курсив»2003.

4.Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям 5-8классы. . –Волгоград: «Учитель»,2003.

5. Корниенко Н.Г., Межуева Л.А., Филиппова Е.Н.Текущий и итоговый контроль по курсу «Литература.5класс» Контрольно-измерительные материалы в двух частях. –М.: «Русское слово», 2013.

6.Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к курсу «Литература. 5класс».-М.: «Русское слово», 2007.

7. Мордас Е.М. Русский язык.Литература. 5-11 классы. Уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины. –Волгоград: «Учитель», 2011.

8.Савина.Л.Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. –Волгоград: «Учитель»,2003.

9.Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе.5-8классы.-М.:»Дрофа»,1997.
10.Соловьёва Ф.Е.Уроки литературы.К учебнику «Литература.5класс»(автор-составитель Г.С.Меркин).Методическое пособие под редакцией Г.С.Меркина.-М.: «Русское слово», 2011.

11. Фонохрестоматия к учебнику литературы. 5 класс.

12.Шадрина С.Б. Внеклассные мероприятия по литературе. 5-8 классы.-Волгоград: «Экстремум», 2006.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе...
Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе Г. Меркина для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconРабочая программа составлена на основе Государственного стандарта...
Государственного стандарта основного общего образования, Федерального компонента государственного стандарт и Программы по литературе...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconРабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента...
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconРабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина,...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Литература. 5-11 кл. / под редакцией Г. И. Беленького. 4-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2009. 110 с. (Авторы составители программы...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Литература. 5-11 кл. / под редакцией Г. И. Беленького. 4-е изд., перераб. М.: Мнемозина, 2009. 110 с. (Авторы составители программы...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, примерной...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы- составители: Г. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница