Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р.




Скачать 314.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р.
страница1/3
Дата публикации18.02.2015
Размер314.68 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Першинская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

На методическом совете

Протокол № ______

«___» сентябрь 20__ г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ С.Б.Кузьминых

«____» сентябрь 20__г.


Утверждаю

Директор школы

_______________ О.Н.Арефьева

«____» сентябрь 20__г.





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмет: литературное чтение

класс: 4

Составитель: учитель Ташкенова М.И.,

высшая квалификационная категория

с. Першино

^ Пояснительная записка
Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В «Чтение и начальное литературное образование».
^ Цель рабочей программы – развитие интереса учащихся к чтению, формирование грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

^ Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;

  • формировать эстетическое отношение к искусству слова;

  • совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладевать осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;

  • обогащать нравственный опыт младших школьников, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует овладению приемами понимания и анализа текстов, умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы: «технология», «окружающий мир», «изобразительное искусство»: научно-популярные произведения о природе, путешествиях, народном творчестве, искусстве, работа с текстом для создания образа, реализуемого в изделии. На уроках чтения дети через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, с некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичное явления, отраженные в музыкальных произведениях.

Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год: 4 часа в неделю, в том числе 3 часа Федерального компонента и 1 час из школьного (для более полного развития устной речи и обогащения словарного запаса учащихся.). Программа предусматривает проведение уроков: внеклассного чтения – 16 часов;

Выделяется 3 типа уроков внеклассного чтения:

1) по итогам самостоятельного домашнего чтения;

2) знакомство с писателем и его книгами на уроке;

3) урок-отчет.
В рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:

- письменные проверочные работы - 8

проводятся после завершения работы над каждым разделом.

В соответствии с едиными требованиями учета знаний учащихся особое место отводится декламации стихотворных и прозаических произведений.

- чтение наизусть –10, в т. числе

-стихотворения – 8

- проза 2

- проверка навыка чтения - 2

Проводится в конце первого полугодия и в конце учебного года с целью проверки правильности, осознанности и выразительности чтения.

Новизна данной программы заключается в следующем: в разделе «Детская литература 30-90-х годов» во внеклассное чтение добавлены 3 урока под общей темой «Новые встречи со старыми друзьями». На этих уроках уч-ся познакомятся с творчеством местной поэтессы Кузнецовой А.И., её автобиографией (уроки с применением ИКТ). Эти уроки будут проведены с целью воспитания уважения к людям своей малой родины.

В начале каждого урока систематически планируется работа над артикуляцией речевого аппарата и используется прием «жужжащего» чтения т. к. 35 % учащихся класса имеют нарушение звукопроизношения, недостаточный словарный запас.


^ Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Обучающиеся должны знать:

структуру учебника;

приёмы ориентирования в учебнике;

литературные приемы: сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты;

отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.);

литературный жанр – пьеса, баллада, басня, фантастическая повесть, роман-сказка, миниатюра;

понятие «пролог», «эпилог», «летопись»;
Обучающиеся должны уметь:

правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи вслух 90 слов в минуту;

выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения;

самостоятельно проводить подготовку к выразительному чтению;

проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

самостоятельно формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

определять тему произведения, его главную мысль, рассказывать сюжет;

называть героев произведения, видеть в тексте образы-персонажи, описания природы и интерьера;

видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания интерьера в тексте;

высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;

относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть

(повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса;

различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного

творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки, былины.

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки из прозаических произведений.

^ Обучающиеся должны применять на практике:

самостоятельно выбирать книги для чтения в библиотеке и книжном магазине.

бережно относится к книгам.

делать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии).

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные;

владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно
осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.

делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

.

^ Содержание учебного курса

1.Введение в курс литературного чтения ()

2. Любимые книги(8ч)

Стихи Г. Сапгира; баллада-шутка Ю. Мориц; отрывки из фантастической повести Е. Велтистова «Приключения Электроника».
Обучающиеся должны знать:

  • балладу Ю.Мориц «О фокусах шоколада» наизусть;

Обучающиеся должны уметь:

  • отличать фантастическую повесть от сказочной


^ 3. У истоков русской детской литературы (20 ч)

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок), Н.Кончаловская «Наша древня столица», отрывок из летописи «Повесть временных лет», «Похвала книгам» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха детям, стихи С. Полоцкого и К. Истомина, «Слово о полку Игореве» (фрагменты), С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука», А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова», статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», А. Шишков «Можно исправиться, когда твёрдо этого захочешь».
Обучающиеся должны знать:

  • отличия рукописной и печатной книги;

  • понятие «летопись»;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений;

  • имена, фамилии их авторов


Обучающиеся должны уметь:

  • читать осознанно текст;

  • определять тему произведения;

  • находить в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

  • понимать образные выражения, используемые в произведениях.

  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

^ 4. Детская литература XIX века. (44 ч)

Басни И. Крылова, А. Погорельский «Чёрная курица», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», В. Жуковский «Спящая царевна», В. Даль «Борьба грибов и ягод», А. Ишимова «Славяне», С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука», стихи А. Толстого, А.Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева, Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Л. Толстой «Два брата», «Как ходят деревья», «Какая бывает роса на траве», К. Д. Ушинский «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога», «Жалобы зайки», А. И. Куприн «Слон»
^ Обучающиеся должны знать:

  • изобразительные художественные средства;

  • наизусть басни И.А.Крылова (2-3 по выбору), стихи о природе (по выбору), отрывки из сказок А.Пушкина (по выбору);

Обучающиеся должны уметь:

  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса;

  • аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • восстанавливать авторский текст по опорным словам;

  • соотносить пословицы с характеристикой героя произведения.

  • практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения.

^ 5. Детская литература начала XXвека (30ч)

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», Б.Житков «Николай Исаич Пушкин», К.И.Чуковский «Телефон», «От 2 до 5», стихи Д.Хармса, Ю.Владимирова и А.Введенского, Е. Швец «Два брата», Б. Галанов «Пишу на ту же тему по-своему», А.Н.Толстой «Фофка», «Кот – сметанный рот», М. Пришвин «Изобретатель», «Сила жизни», Ю.Олеша «Три толстяка».

Обучающиеся должны знать:

  • основное содержание текста, их авторов;

  • стили текстов, их различия.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • уметь пересказывать текст;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

создавать небольшой устный текст на заданную тему.

^ 6. Детская литература 30—90-х годов(33ч)

А.Гайдар «Тимур и его команда», Н.Носов «Федина задача», В.Драгунский «Что любит Мишка», стихи А.Л.Барто.

Стихи Е. Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца, И.Токмаковой и Г.Сапгира, Э.Мошковской и Э.Успенского, С.Чёрного и В.Долиной, миниатюры Г.Цыферова, стихи Н. Матвеевой, С. Козлов «Снежный цветок», К.Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле», «Федя плюс Надя», Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета».
^ Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;

  • основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

  • изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты;

  • наизусть стихотворения советских поэтов (по выбору);

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

  • инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

  • проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании произведения;

  • создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

  • четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

^ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Итоговый контроль за I полугодие


Растрепанный воробей.

      
      Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.
      Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:
      - Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!
      Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.
      Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.
      Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

^ К. Паустовский

Вопросы и задания:
1) Дать характеристику вороне.

2)выбрать наиболее подходящие тексты заголовок: «Богатства вороны», «Ворона- разбойница», «Ворона и милиционер».

3)Ответить на вопросы:

- Где жила ворона?

- Как она забиралась в комнату?

-Кто покушался на богатства вороны?




Примечание. Вопросы и задания на выявление осознанности чтения- трехуровневые. Выполнения без помощи учителя первое задание, ученик получает «5». В случае затруднения он переходит к выполнению второго задания (на четыре балла). Если не может выполнить его самостоятельно, отвечает на вопросы под цифрой 3 и за правильные ответы может получить максимальную оценку на «три».

^ Итоговый контроль за II полугодие


Стрижонок Скрип/

Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть! А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях. Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет. Боязно! Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове. Сказала сердито: — Скрип-скрип! — и ещё по голове, и ещё по голове. Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!

^ В. Астафьев

Вопросы и задания:

1) Озаглавь текст.

2) Какое предложение полностью отражает основное содержание текста: «Стрижонок Скрип подрос», «Мама- стрижиха рассердилась», «Скрип был храбрый стрижонок».

3)Ответь на вопросы:

- Кто такой Скрип? - Что он иногда отбирал у брата и сестрёнки?

^ Учебно-тематический план



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Р. Х. Ягафаровой «Литературное чтение», утвержденной мо и...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, утверждённой...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской примерной программы начального...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохлова «Русский язык», утверждённой...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Р. Х. Ягафарова «Русский язык», утверждённой мо РФ (Москва...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, утверждённой...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы: Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Горецкого В. Г. «Литературное...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной...

Рабочая программа по литературном чтению для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Бунеева Р. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Кузина В. С., утверждённой мо...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница