Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола»




Скачать 66.55 Kb.
НазваниеУрок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола»
Дата публикации18.02.2015
Размер66.55 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок-лингвистическая экспедиция

«Чудодейственная сила глагола».
Цели: показать роль глагола в построении связных высказываний, обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантических групп, в частности глаголами движения, речи, чувства, звучания, которые являются наиболее употребительными, воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка.

Глагол является основой языка. Найти верный глагол

для фразы – значит дать движение фразе.

Л. Н. Толстой

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию-путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов», - писал В. Г. Белинский.

Скажите, какие глаголы мы можем найти, чтобы описать, как человек идёт? Запишем на доске. (Словарь!)

В русском языке 40% слов – существительные, 35% - глаголы. «Глагол – это речь человека, разумный говор – язык», - говорил В. И. Даль.

Итак, наш первый маршрут – глаголы, описывающие действия человека и природные явления.

^ Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьётся;

Встаёт, упал; в такой беде

Арапов чёрный рой мятётся;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вот распутывать несут…

-О ком здесь идёт речь? (о Черноморе и его слугах)

-Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается сцена?

-Что передают глаголы ( глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.)
-Глагол может передать и последовательность движений:

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко:

« Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.-

-Из какого произведения этот отрывок («Сказка о царе Салтане»)

-Какие глаголы использует А. С. Пушкин, чтобы передать силу и энергию молодого Гвидона?

-Радость действия, борьбы внушают эти 6 строчек и завершаются они победой: «Вышиб и вышел»

-Глаголы делают выразительным описания природы. Прочитаем отрывок стихотворения Ф. И. Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущиё мир природы,

Избытком жизни упоён…

-Назовите здесь глаголы( есть ещё глагольные формы)

-Что создают эти слова, какую картину рисуют( создают мелодику, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук)
Обратимся к записи, сделанной в начале урока. Глаголы идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, шествовать, лететь.

- Определите лексическое значение глаголов.

-Что общего во всех значениях? Чем отличаются?

-Вспомните разные виды транспорта и скажите, какими глаголами можно описать их движение. (автобус – едет, трамвай – весело стучит по рельсам, троллейбус – движется, такси – мчится)

- Как ходят взрослые, дети, пожилые люди.

Глаголов движения очень-очень много, нужно умело использовать их в речи, подбирая подходящие именно в данный момент.

- Прослушайте текст, выпишите глаголы движения.

Мне была предоставлена полная свобода. Я сутра гонял по парку, убегал в деревню играть в «солдаты»с деревенскими мальчишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго. (В.Брюсов)

-Какие глаголы вы выписали? Как вы думаете, почему автору в одном предложении удалось рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?

-Следующее задание. Вставьте в текст пропущенные глаголы движения и запишите их в тетрадь.

^ Мы идём с лесником по мелколесью Кое-где попадаются маленькие оконца-колодцы.

- Родник, говорит лесник и (зачерпывает) ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно ( скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков(сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом(низвергается) в пропасть.(К. Паустовский)

- Мы с вами работали на маршруте ГЛАГОЛЫ ДЕЙСТВИЯ, а сейчас следующий маршрут ГЛАГОЛЫ РЕЧИ.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. Из живущих на земле существ только человек обладает даром речи. Чтобы назвать этот бесценный дар, человеческий гений создал большое количество глаголов, обозначающих речь, мысль,чувства. И. С Тургенев, например, в романе « Отцы и дети» употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь. Вот некоторые из них: повторит, шепнуть, закричать, прибавить, сказать, воскликнуть сообщить, возразить, намекнуть, переспросить.

-Глаголы играют большую роль в текстах с прямой речью диалогах.

Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»

^ Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба – Яга. Василиса встретила её.

- Всё ли сделано? – спрашивает Яга.

- Изволь посмотреть сама , бабушка, - молвила Василиса. Баба – Яга всё осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

- Ну, хорошо!

Потом крикнула:

- Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу.

-Найдите глаголы речи, запишите их.

- Какие глаголы подчёркивают характер героев сказки?

( молвила – потому что ласковая, добрая , почтительная; крикнула – скорее всего злая, сварливая.)

- следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы на три группы: 1) глаголы со значением речи

2) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего

3) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.

Говорить(1), вспомнить (2), улыбнуться(3), рассказать(1), удивиться(2), пояснить(1), обрадоваться(2), ужаснуться(2), нахмуриться (3), упрекнуть(1), провозгласить(1), усмехнуться(3), застонать(2), приуныть(2).

- придумайте словосочетания с глаголами говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить

- определите лексическое значение глаголов чувств вспомнить, , удивиться, ужаснуться, обрадоваться
- наш третий маршрут – глаголы звучания. Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на кухне гремят посудой, а из телевизора доносится бодрая музыка. А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Чтобы назвать всё многообразие звуков, человек создал множество глаголов звучания. Много звуков существует для обозначения звуков, издаваемых птицами и животными.

Послушайте, как звучит «Лесной оркестр», и выпишите глаголы, которые передают звуки леса.
Лесной оркестр.

В мае лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и жужжание, и урчание, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки. ( В. Бианки)
-Какие глаголы вы выписали

Все эти глаголы служат для передачи звучания леса.

- Прослушайте текст Скребицкого и определите, какое средство выразительности использует автор для передачи лесного разговора.
Лесной разговор.
- Люблю, когда лес шумит,- сказал, обернувшись ко мне, Михаил Петрович, - особенно летом. Иду и слушаю, о чём деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собою. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну, жди ненастья, грозы.

Им-то сверху видней, что на небе делается, ещё издали точку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдёт гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдёт, прямо заслушаешься…

- какое же средство выразительности использует автор.
- умеете ли вы слушать природу? И главное рассказать об этом, используя разнообразные глаголы. Домашним заданием будет написание мини- сочинения на одну из тем «Звуки весеннего леса» , « Лес проснулся», «На берегу лесной речки»

- Что нового и интересного вы узнали сегодня о глаголе
Закончить нашу сегодняшнюю экспедицию хочется словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Чудодейственная

сила глагола.
(Открытый урок

для учителей школы).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconУрок развития речи в 6 классе Тема : Чудодейственная сила глагола. (Урок путешествие)
Цели: 1 показать роль глагола в построении связных высказывании, в развитии речи

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconУрок русского языка в 5 классе «Чудодейственная сила глагола»
Цели урока: показать роль глагола в построении связных высказываний; обогатить речь учащихся глаголами разных лексико- семантических...

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconУрок развития речи, закрепление. Тема: «Чудодейственная сила глагола»
Урок разработан для учащихся 6 «А» класса при прохождении темы «Глагол», предусмотренной учебной программой, на которую отводится...

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconУрок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: Лингвистическое путешествие...
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе»

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» icon«Чудодейственная сила глагола»
Эпиграф к уроку: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе»

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconУрок с использованием технологии критического мышления по теме: «В...
Тип учебного занятия: урок повторения ранее изученного материала и закрепление имеющихся знаний по теме

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconУрок русского языка по теме: "Спряжение глагола". 5-й класс
Освоение алгоритма применения правила правописания гласной в личных окончаниях глагола

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconУрок по теме: Время глагола. Цели
Содействовать совершенствованию умения определять время глагола, изменять глаголы по временам

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconУрок русского языка в 7-м классе. Тема: Презентация части речи
Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола, изучить порядок морфологического разбора глагола

Урок-лингвистическая экспедиция «Чудодейственная сила глагола» iconКонспект урока по русскому языку Обобщение по теме «Глагол»
Закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница