Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно




Скачать 76.47 Kb.
НазваниеКнига не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно
Дата публикации18.02.2015
Размер76.47 Kb.
ТипКнига
www.lit-yaz.ru > Литература > Книга
Консультация для родителей

по чтению художественной литературы

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. c:\users\алексей\desktop\картинки для сайта группы\f137b7cecaa2.png

Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное произведение, видеть изображенные события, страстно переживать их.

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. c:\users\алексей\desktop\картинки для сайта группы\stellazh.png
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-5лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

  • формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

  • обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

  • помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

  • помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их.

  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

  • помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать



Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
c:\users\алексей\desktop\картинки для сайта группы\c14e0fbc3c7b0de8fcb2ab7b6b0cc4e8.jpg

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. 

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. 

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. 
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. 

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить, просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. 

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет. 

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. 

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги. 

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. 

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Список литературы для чтения детям (4-5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички.



  • «Наш козел…»;

  • «Зайчишка-трусишка...»;

  • «Дон! Дон! Дон!»;

  • «Гуси, вы гуси...»;

  • «Ножки, ножки, где вы были?..».

  • «Сидит, сидит зайка…»;

  • «Кот на печку пошел…»;

  • «Сегодня день целый…»;

  • «Барашеньки…»;

  • «Идет лисичка по мосту...»;

  • «Солнышко- ведрышко...»;

  • «Иди, весна, иди, красна...».




Сказки. 

  • «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

  • «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого;

  • «Жихарка», обр. И. Карнауховой;

  • «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

  • «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова;

  • «Лиса и козел», обр. О. Капицы;

  • «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;

  • «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. 

  • «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;

  • «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова;

  • «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина;

  • «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. 

  • «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;

  • «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

  • «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;

  • братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. 

  • И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

  • А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»;

  • А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»);

  • А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»;

  • Я. Аким. «Первый снег»;

  • А. Барто. «Уехали»;

  • С. Есенин. «Поет зима — аукает...»;

  • Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

  • И. Суриков. «Зима»;

  • С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»;

  • С. Михалков. «Дядя Степа»;

  • Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.);

  • Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»;

  • Э. Успенский. «Разгром»;

  • Д. Хармс. «Очень страшная история».



Проза. 

  • В. Вересаев. «Братишка»;

  • А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги);

  • М. Зощенко. «Показательный ребенок»;

  • К. Ушинский. «Бодливая корова»;

  • С. Воронин. «Воинственный Жако»;

  • С. Георгиев. «Бабушкин садик»;

  • Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;

  • Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);

  • В. Бианки, «Подкидыш»;

  • Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. 

  • М. Горький. «Воробьишко»;

  • В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

  • Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

  • К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;

  • Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

  • Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;

  • В. Бианки. «Первая охота»;

  • Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. 

  • Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. 

  • В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;

  • Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;

  • «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера;

  • Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;

  • С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки.

  • А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;

  • Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной;

  • Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде;

  • Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской

  • ; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

  • «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки;

  • А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

  • 3. Александрова. «Елочка»;

  • А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;

  • Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;

  • В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит»;

  • Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома!!!

c:\users\алексей\desktop\картинки для сайта группы\67055391_2f504dfa97091.jpg


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconКнига не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка...

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconКак научить ребенка любить литературу?
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном,...

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconПояснительная записка Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе
Цель программы: научить детей читать художественную литературу, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как...

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconРабочая программа начальных классов моу «Гимназия №2»
Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе,...

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconКнига в жизни ребенка
Согласитесь, трудно найти родителя, который не хотел бы преподнести своему малышу роскошный подарок, своеобразный билет первого класса...

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconЦели массовой работы показать пользователям прелесть чтения, научить...
Ибо массовые мероприятия с их использованием различных форм и приемов помогают читателям эмоционально воспринимать значение, смысл,...

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconПамятка для родителей как научить ребенка не попадать в дорожные «ловушки»
Надо научить ребенка наблюдать за дорогой, видеть и предвидеть «ловушки» и умело избегать их

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconКак научить ребёнка писать без ошибок?
По статистике 70 школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии...

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconКак научить ребёнка хорошо говорить
Всем известно, что речь напрямую связана с мышлением. Чем больше она развита, тем сообразительнее мышление

Книга не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно iconКнига, прочитанная в детстве
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога научить детей любить книгу, ощущать...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница