Рабочая программа по развитию речи




Скачать 122.03 Kb.
НазваниеРабочая программа по развитию речи
Дата публикации18.02.2015
Размер122.03 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Саюкинский детский сад

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

в средней группе общеразвивающей направленности

на 2010-2011 учебный год.
Воспитатель: Ледовских И.М.


Пояснительная записка

Важнейшим условием полноценного психического разви­тия является своевременное и правильное овладение ребен­ком речью. Бее хорошо развитой речи нет настоящего обще­ния, нет подлинных успехов в учении. Развитие речи — процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принес-ти ребенку только вред. Однако и стихийность тоже недопустима. Развитие речи — это целенаправленная и по­следовательная педагогическая работа, предполагающая ис­пользование арсенала специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Следующие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка:

  1. Продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи. Уточнять и закреплять произношение звуков русского языка. Определять на слух наличие того или иного звука в слове, различать близкие по звучанию слова. Использовать интонационные средства выразительности.

  2. Обогащать речь детей. Помогать детям усваивать лек­сику и грамматику родного языка.

Это необходимо делать во всех ситуациях речевого обще­ния, возникающих стихийно или предусмотренных специ­ально. Эффективный путь обогащения речи — подражание. Вот почему вы, уважаемые коллеги, стремясь что-либо пере­дать детям, должны выступать носителями культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выра­зительно» владеть четкой дикцией.

3. Целенаправленно развивать диалогическую речь. Пя­тый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребенку яли затрагивает его личные интере­сы: «И я люблю шоколад.,.»; «И у нас на даче есть...». При этом они спешат высказаться, перебивают воспитателя и друг друга, обижаются на приятеля, перехватившего ииициативу в разговоре. Дети этого возраста достаточно часто сопро­вождают речью собственные действия. С возрастом жела­ние оформлять свои действия речью усиливается. Так, ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие.

Дети любят делиться впечатлениями. Их собственная ини­циативная речь отличается многословием и экспрессией; высказывания характеризуются отсутствием логичности, незавершенностью, «перепрыгиванием» с темы на тему. Вы­сказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, ребенок затрудняется одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом свиде­тельствуют ошибки в согласовании слов в предложении, про­пуски отдельных членов предложения, затруднения в конст­руировании каждого из простых предложений, входящих в состав сложного.

Итак, при решении задачи развития диалогической речи вам, уважаемые коллеги, предстоит:

  1. формировать у детей умения слушать и понимать обра­щенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре;

  2. воспитывать общительность, сдержанность, тактичность — качества, необходимые человеку для общения с окружаю­щими;

  3. помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.

Ребенок растет, разнообразнее становятся его интересы и запросы, определеннее стремление познавать окружающий мир. Все это находит отражение в речи детей, которая ха­рактеризуется рядом новых достижений. Вот некоторые из них. Дошкольники четырех-пяти лет:

  • проявляют интерес к тому, как предметы и их части рас­положены относительно друг друга. Появляется необходи­мость в употреблении предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между и т. п.) и соответствующей группы наречий (далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.);

  • способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции, связанные со сравнением предметов и их группи­ровкой, классификацией и сериацией. Дети начинают раз­личать и употреблять в речи существительные, обозначаю­щие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, мебель, животные — домашние и дикие, цветы — садовые, луго­вые и т. п.), прилагательные в сравнительной и превосход­ной степеней (тонкий, самый тонкий, тонюсенький);

  • демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутье. Используя аналогии, они легко усваивают способы образова­ния существительных с самыми разными суффиксами, гла­голов с приставками;

  • начинают в общении ориентироваться на мир людей и человеческие отношения. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.

Главная задача - привлекать внимание детей к новым сло­вам и помогать подбирать слова, наиболее точно и вырази­тельно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.

^ Занятия и игры

Цель занятий и игр - вовлекать детей в разговор на оп­ределенную тему и позволять высказать свои соображения по целому ряду простейших, простых и более сложных воп­росов, которые ставит взрослый. В этих речевых диалогах педагог берет на себя ведущую роль.

В играх-занятиях дети, как и педагог, принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. На неко­торые вопросы они могут давать фантастические по своей нелепости ответы, свободно манипулируя впечатлениями. Это характерно для четырехлетних детей. Ребенок действитель­но уже много знает и, не смущаясь, о многом судит, воспол­няя недостаток знаний своими оригинальными выдумками, в которых причудливо взаимодействуют реальные факты. Ролевые диалоги позволяют включать в игру юмористичес­кие вопросы, и они доставляют обеим сторонам особое удо­вольствие.

Дети этого возраста готовы разговаривать с педагогами на многие темы, но их речь наиболее результативна, ес­ли разговор касается: личных проблем ребенка; домашних животных; леса и его обитателей; животных Африки, зоо­парка и цирка; маленьких существ типа лесовичков, домо­вых, гномов и т. п.; героев телепередач для малышей и взрос­лых.

Используются следующие игры:

  • Игра «Я — старик-лесовик»;

  • Игра «Не плачь, мышонок»;

  • Игра «Башмачки»;

  • Игра «О моих сокровищах»;

  • Игра «Наша квартира»;

  • Игра «Сделали сами».

Приобщаем к книге

Пятый год жизни — особая пора в жизни человека. Ориентация ребенка четырех-пяти лет на мир людей и челове чеекие отношения ставит перед взрослыми задачу обеспечит эталоны, которые послужат дошкольнику опорами в слож­ной и противоречивой жизни. Правило ежедневно читать остается в силе. В перечень программных литературных произведений для детей четырех-пяти лет мы включили сти­хи, рассказы и авторские сказки, герои которых по своим человеческим проявлениям близки и понятны ребенку, учат его быть добрым, сильным, справедливым и великодуш­ным. Это мудрые сказки писателей — наших современ­ников: С. Козлова, Г. Цыферова, С. Вангели, Н. Носова, Г. Остера, Э. Мошковской, М. Москвиной, Р. Сефа и др. — и произведения русских поэтов и писателей начала века: А. Введенского, М. Зощенко, Саши Черного, Д. Хармса, Лео­нида Пантелеева и др.; литературные сказки зарубежных детских писателей: Э. Блайтон, Л. Берг, А. Милна, Э. Хогарт, Т. Эгнера, А. Баллинта, Э. Аттли и др. Для чте­ния детям рекомендованы не только законченные произве­дения, но и отдельные главы. Сделано это опять-таки с опо­рой на особенности возраста — способность ребенка четы­рех-пяти лет сочувствовать героям, переживать за них, хо­теть новых встреч с ними: с Незнайкой Н. Носова, Осликом Г. Цыферова и осликом Мафином Э. Хогарт, поросенком Плюхом Э. Аттли и знаменитым утенком Тимом Э. Блай­тон, Изюмкой А. Баллинта. Многие из этих веселых, про­стодушных и любознательных героев сочиняют и исполняют очень славные песенки, которые нравятся их друзьям и, ес­тественно, читателям.

У детей этого возраста заметен интерес к юмористичес­ким произведениям. Таких произведений в списке программ­ной литературы достаточно много. Мы назовем лишь неко­торые из них, менее знакомые взрослому читателю и юному слушателю: «Глупая история» М. Зощенко; «Зачем мыши хвост» Ю. Казакова; «Сундук», «Глупая лошадь» — англий­ские песенки в пересказе В. Левина; «Великан и мышь» А. Фройденберга; «На море» Л. Пантелеева; «Тайное стано­вится явным» В. Драгунского; «Трудолюбивая старушка» Ю. Морип. Эти произведения лучше всяких нравоучений из­лечивают от лени, упрямства, капризов, эгоизма.

В этой возрастной группе следует продолжить работу по ознакомлению детей с новыми произведениями малых форм фольклора: народными песенками, считалками, загадками, скороговорками. Эти произведения являются воплощением человечности, юмора, выразительности языка; в них встре­чаются идеальные сочетания труднопроизносимых звуков, продуманные по звучанию сочетания слов. Важно, чтобы дети не просто знали, помнили считалки, но и самостоятельно пользовались ими в игре. Ребенок должен знать несколь­ко считалок (2—4), загадок (3—4), скороговорок. Сложные скороговорки дети воспроизводить пока не умеют, но про­стейшие могут проговаривать, не нарушая структуру текс­та и не искажая слова («Шапка да шубка — вот и весь Мишутка»).

Знакомство детей с малыми формами фольклора, воспри­ятие и проговаривание детьми песенок, считалок, скороговорок, загадок способствуют также развитию у ребенка фо­нематического слуха, дикции, выразительности речи.

Программный репертуар предусматривает знакомство де­тей с народными и авторскими небылицами: «Наш козел-стрекозел», «Дед хотел сварить уху» (русские); «Стремглав, без оглядки» (удмуртская); «Чудеса» Ю. Тувима; «Трудолю­бивая старушка» Ю. Мориц; «Врун» Д. Хармса и др. Эти необычные юмористические произведения дети понимают, принимают, приходят в изумление от неправдоподобности описываемых событий, сами пытаются шутить, и мы реко­мендуем приветствовать эти попытки.

Огромное место в жизни ребенка занимают сказки. Пред­лагаемый нами список включает русские народные сказки и сказки народов мира, а. также литературные сказки — сказ­ки X. К. Андерсена, Й. Лады, Э. Блайтон, А. Милна и дру­гих писателей. Если принято считать, что художественная литература формирует у ребенка эстетические и этические представления, то это прежде всего должно быть отнесено к сказке. Сказка как никакой другой литературный жанр спо­собствует развитию воображения, побуждает к сочинитель­ству, и эта творческая деятельность ребенка начинается на пятом году жизни.

Дети должны знать и любить сказки. Для этого надо:

  • знакомить детей с новыми программными сказками;

  • рассказывать уже знакомые им произведения;

  • устраивать драматизации небольших отрывков из сказок, поощряя попытки детей играть роли, а не просто проговари­вать слова;

  • сочинять свои концовки к сказкам, в частности к произ­ведениям Дж. Родари («Сказки, у которых три конца»);

  • приветствовать попытки детей сочинять сказки, бережно относиться к их творчеству, не отказывать в помощи. Вна­чале будут сказки, которые вы сочините вместе со своими детьми. Вы расскажете эти сказки детям соседних групп, родителям и этим доставите своим воспитанникам большую радость, вдохновите их на сочинение новых сказок.

На пятом году жизни дети способны откликаться на об­разную сторону художественного произведения. Наши наблю­дения показали, что возраст четырех-пяти лет — пора осо­бого отношения к красоте, в частности к красоте языка. Пер­вая ступенька на пути к пониманию этой красоты — ваши искренние и яркие рассказы детям о том, что они видят. Важно объяснить детям, что об одном и том же можно рас­сказать интересно и по-разному.

Дети с вашей помощью начинают слышать красоту по­этической речи, особенно если она к месту и к настрое­нию. В программном перечне поэзия занимает достойное место. Список включает стихи таких замечательных рус­ских поэтов, как Е. Баратынский, И. Бунин, А. Майков, А. Плещеев, А. Фет и др.; предполагает знакомство детей с лучшими произведениями русских и зарубежных ав­торов Саши Черного, Ю. Владимирова, Д. Хармса, С. Мар­шака, К. Чуковского, Ю. Мориц, Ю. Кушака и др.

Детям этого возраста надо помогать учить стихи наизусть. Предлагая стихотворения для заучивания, предоставляйте ребенку право выбора, учитывайте интересы девочек и маль­чиков. Чтобы стихи не забывались, их надо читать чаще: на праздниках, вечерах досуга и т. п.

Чтобы стихотворение запомнилось, ребенку надо неодно­кратно его услышать и проговорить. Проговаривать стихи, чтобы запомнить, — этот мотив для ребенка не убедителен, поэтому попытайтесь организовать игру. Предложите детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами. Вы вместе с детьми читаете стихотворение, а ребе­нок (несколько детей) «рассказывает его руками». Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, речи, свободы движений. Они очень нравятся детям этого возраста.

Дети находят очень точные и выразительные жесты при чтении русских народных песенок («Наш козел-стрекозел», «Зайчишка-трусишка по полю бежал», «Дон! Дон! Дон! За­горелся кошкин дом» и др.), стихотворений Саши Черного, Ю. Владимирова, Д. Хармса.

Рекомендуем для заучивания с детьми следующие произ­ведения: «Внучка» А. Плещеева; «Мама, глянь-ка из окош­ка...» (первая часть) А. Фета; «Я знаю, что надо придумать» А. Барто; «Заячьи следы» В. Берестова; «Новость» Ю. Ку­шака; «Чудаки» Ю. Владимирова; «Правая и левая» О. Дри-за; «Следы» Ф. Грубина; «Ррры!» Г. Кружкова; «Добежали до вечера» Э. Мошковской.

Многие поэтические произведения хорошо читать по ро­лям, особенно те, которые знакомят детей с правилами хо­рошего тона, с соответствующей лексикой: «Вежливые сло­ва» Э. Мошковской; «Сундук» В. Левина; «У слоненка день рождения» Д. Самойлова и др.

Дети, почувствовав красоту и звучность рифмующихся слов, начинают рифмовать самостоятельно. Предоставляйте ребенку возможность публично прочесть самостоятельно со­чиненное стихотворение или рифмованные строчки.

^ Список произведений художественной литературы для чтения

Фольклор народов мира

Песенки, потешки, считалки, скороговорки, загадки

Русские

Наш козел...; Солнышко, колоколнышко...; Ножки, нож­ки, где вы были...; Дед хотел уху сварить...; Иди, весна, иди, красна...; Зайчишка-трусишка...; Дон! Дон! Дон! Заго­релся кошкин дом; Считалки. Загадки. Скороговорки.

^ Разных народов

Татарская. Мешок. Пер. Р. Ягафарова; Удмуртские. Из-за речки Вятки. Гуля-голубок. Пер. П. Поддеева; Армян­ская. Ласточка. Пер. И. Токмаковой; Грузинская. Ястреб. Пер. В. Берестова; Английские. Скрюченная песня. Барабек. Обраб. К. Чуковского. Шалтай-Болтай. Обраб. С. Маршака.

Сказки

Русские

Про Иванушку-дурачка. Обраб. М. Горького; Лисичка-сестричка и волк. Обраб. М. Булатова; Зимовье. Обраб. Соколова-Микитова; Сестрица Аленушка и братец Ива­нушка. Обраб. А. Н. Толстого; Журавль и цапля. Обраб. В. Даля; Лиса и козел. Обраб. О. Капицы; Лисичка со ска­лочкой. Обраб. М. Булатова; Жихарка. Обраб. И. Карнаухо-вой; Чудесные лапоточки. Небывальщина. Обраб. Н. Колпаковой.

^ Разных народов

Мордовская. Как собака друга искала. Обраб. С. Фетисо­ва; Украинская. Колосок. Обраб. С. Могилевской; Англий­ская. Три поросенка. Пер. С. Михалкова; Немецкие. Из ска­зок братьев Гримм: Заяц и еж. Бременские музыканты. Пер. А. Введенского; Французская. Из сказок Ш. Перро: Красная Шапочка. Пер. А. Введенского; Японские: Врун. Ивовый росток. Пер. Н: Фельдман.

Произведения поэтов и писателей России. Стихотворения: Е. Баратынский. Весна, весна! (В сокр.); И. Бунин. Лис­топад (отрывок); С. Дрожжин. Улицей гуляет... (Из стихотв. «В крестьянской семье»); С. Есенин. Поет зима — аукает...; A. Майков. Осенние листья по ветру кружат...; Н. Некра­сов. Не ветер бушует над бором... (из поэмы «Мороз, Крас­ный нос»); А. Плещеев. Внучка (по мотивам стихотворения немецкого поэта). Скучная картина!; А. Пушкин. Уж небо осенью дышало... (из романа «Евгений Онегин»); И. Сури­ков. Зима; А. К. Толстой. По вешнему по складу... (из бал­ады «Сватовство»); А. Фет. Мама! глянь-ка из окошка...; Саша Черный. Кто? Когда никого нет дома; Я. Аким. Пер­вый снег; 3. Александрова. Дождик; А. Барто. Уехали. Я знаю, что надо придумать; Е. Благинина. Эхо; А. Введен­ский. Кто?; Ю. Владимиров. Чудаки; О. Дриз. Правая и ле­вая. Пер. с еврейского Р. Сефа. Точка. Пер. Т. Спендиаровой; Б. Заходер. Никто. Кискино горе; Л. Квитко. Качели. Пер. с еврейского Е. Благининой. Бабушкины руки (в сокр.).Пер. Т. Спендиаровой; Г. Кружков. Ррры!; Ю. Кушак. Но­вость. Сорок сорок; В. Левин. Сундук. Глупая лошадь; О. Ман­дельштам. Плачет телефон в квартире... . Рассыпаются го­рохом телефонные звонки...; С. Маршак. Вот какой рассеян­ный. Багаж. Мяч. Про все на свете; С. Михалков. Дядя Степа; Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Огромный соба­чий секрет. Дом гнома, гном — дома. Песенка про сказку. Жила-была конфета; Э. Мошковская. Добежали до вечера.
Письмо; Г. Сапгир. Садовник; Р. Сеф. Лиловое стихотво­рение. Чудо; И. Токмакова. Ветрено. Ива. Сосны; Э. Успен­ский. Разгром; Д. Хармс. Игра. Врун. Очень страшная исто­рия; Н. Гернет и Д. Хармс. Очень-очень вкусный пирог.

Повести и рассказы

В. Бианки. Подкидыш; А. Введенский. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке (главы из книги); B. Вересаев. Братишка; С. Воронин. Воинственный Жако; Л. Воронкова. Как Аленка разбила зеркало (глава из книги «Солнечный денек»); В. Драгунский. Тайное становится явным; Р. Зеленая, С. Иванов. Ворона; М. Зощенко. Глупая история. Показательный ребенок; Е. Ильина. Чик-чик нож­ницами; Ю. Казаков. Зачем мыши хвост; Н. Носов. Заплат­ка. Затейники; Л. Пантелеев. На море (главы из книги «Рас­сказы о Белочке и Тамарочке»); Е. Пермяк. Торопливый ножик; М. Пришвин. Журка. Ребята и утята; Н. Романова. Котька и птичка. У меня дома пчела; Я. Сегель. Как я был обезьянкой; Н. Сладков. Неслух; Е. Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой. Почему Тюпа не ловит птиц. Лисята. Во­робей.

Басни

Л. Н. Толстой (из Эзопа). Отец приказал сыновьям... . Мальчик стерег овец... . Хотела галка пить... .

Литературные сказки

В. Авенариус. Капелька; М. Горький. Воробьишко; Д. Ма­мин-Сибиряк. Сказка про Комара Комаровича — Длинный нос и про Мохнатого Мишу — Короткий хвост; Т. Александ­рова. Светофорчик; В. Бианки. Первая охота; Ю. Дмитриев. Что такое лес; С. Козлов. Как ослику приснился страшный сон. Зимняя сказка; М. Москвина. Что случилось с кроко­дилом?; Э. Мошковская. Чужая морковка. Вежливое слово; Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги); В. Осеева. Волшебная иголочка; Г. Остер. Одни не­приятности. Эхо. Хорошо спрятанная котлета; Д. Самойлов. У слоненка день рождения; Р. Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках; Г. Цыферов. В медвежачий час (главы из книги); В. Чирков. Что натворило «Р»; К. Чу ковский. Федорино горе. Тараканище. Телефон.

Произведения поэтов и писателей разных стран ' Стихотворения Я. Бжехва. Клей. Пер. с польского Б. Заходера; Г. Вие-ру. Я люблю. Пер. с молдавского Я. Акима; В. Витка. Счи-талочка. Пер. с белорусского С. Погорельского; Ф. Грубин. Качели. Слезы. Пер. с чешского М. Ландмана; Я. Райнис. Наперегонки. Пер. с латышского Л. Мезинова; Ю. Тувим. Про пана Трулялинского. Пер. с польского Б. Заходера. Чудеса. Пер. В. Приходько. Овощи. Пер. С. Михалкова; А. Фройденберг. Великан и мышь. Пер. с немецкого Ю. Коринца.

Повести и рассказы

Литературные сказки X. К. Андерсен. Огниво. Стойкий оловянный солдатик. Пер. с датского А. Ганзен; Э. Аттли. Про маленького поро­сенка Плюха (главы из книги). Пер. с английского К. Ру­мянцевой и И. Баллод; А. Баллиит. Гном Гяомыч и Изюмка (главы из книги). Пер. с венгерского Г. Лейбутина; Д. Вис-сет. Вступление. Про поросенка, который учился летать. Про мальчика, который рычал на тигров. Пер. с английского Н. Шершеневской; Э. Блайтон. Знаменитый утенок Тим. Пер. с английского Э. Паперной; X. А. Ланглесия. Крокодиловы слезы. Пер. с испанского В. Симорра; А. Милн. Винни-Пух и все-все-вее (главы из книги). Пер. с английского В. Захо­дера; Д. Радович. Крокодокодил. Пер. с сербско-хорватского Л. Яхнина; Дж. Родари. Собака, которая ве умела лаять (из книга «Сказки, у которых три конца»). Пер. с итальянского И. Константиновой; Э. Хогарт. Мафии и его веселые друзья (главы из книги). Пер. с английского О. Образцовой; Т. Эгнер. Приключения в лесу Елки-ве-горке (главы из книги в сокр.). Пер. с норвежского Л. Брауде.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комлекта: «Методика развития речи детей дошкольного возраста»...

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по развитию речи для детей 4-5 лет группы компенсирующей направленности
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Коммуникация»...

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по развитию речи для детей 3-4 лет группы компенсирующей направленности
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Коммуникация»...

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный)...
Рабочая программа по чтению и развитию речи, 6 специальный (коррекционный) класс 8 вида

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный)...
Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 специальный (коррекционный) класс 8 вида

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по чтению и развитию речи в 7,8 классах учитель
Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению...

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по разделу «Развитие речи» для детей старшего возраста (5-7лет)
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования для 8 класса, изложенного в Программе по чтению...

Рабочая программа по развитию речи iconРабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основании:...
Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1 – 4 классы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница