Программа по предмету «Литература»




НазваниеПрограмма по предмету «Литература»
страница1/10
Дата публикации18.02.2015
Размер0.91 Mb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10






  1. Пояснительная записка

Программа по предмету «Литература» для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, раздел «Литература», требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, примерной программы по литературе

^ Цели и задачи:

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Задачи изучения литературы в основной школе:

  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  2. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  3. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  4. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  5. овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);

  6. использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно - мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

  • воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

  • формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

  • формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

  • развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

  • приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

  1. ^ Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература, как искусство словесного образа, — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

  1. ^ Место предмета в учебном плане

Учебный образовательный план Гимназии №10 предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме:

  • в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч,

  • в 9 классе — 105 ч.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.)
^ Метапредметные результат:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

^ Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно -выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их

оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных

произведений;

- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение

и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их

отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные

монологические высказывания разного типа;

- уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой

изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на

литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  1. ^ Содержание курса

  1. Русский фольклор

Малые жанры фольклора

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Сказки (волшебные, бытовые, о животных) Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

^ Обрядовый фольклор

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.

Народные песни. Частушки

Отражение жизни народа в народных песнях (исторических и лирических). Частушки как малый песенный

жанр.

^ 2. Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

«Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в пне...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты) Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержите произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.

^ 3. Русская литература XVIII в.

Д. И. Фонвизин

Комедия «Недоросль» («Бедная Лиза».

Своеобразие проблематики произведения. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

Г. Р. Державин Стихотворение «Памятник».

Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Тема поэта и поэзии.

^ 4. Русская литература XIX в. (первая половина)

И. А. Крылов

Басни «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне».

Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы ее воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

В. А. Жуковский Баллада «Светлана».

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое».

Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского.

^ А. С. Грибоедов Комедия «Горе от ума».

История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция и несценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

^ А. С. Пушкин

Стихотворения «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Анчар», «Туча», «19 октября» («Роняет лес багримый свой убор...»), «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», •На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе возопи нерукотворный...», «Осень», «Два чувства дивно близки нам...».

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни и пейзажной лирике. Размышления поэта о скоротечности бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение - особое состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней лирики Пушкина. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Библейские и античные образы в поэзии Пушкина. Традиции классицизма, романтические образы и мотивы, реалистические тенденции в лирике поэта. Образы, мотивы, художественные средства русской народном поэзии в творчестве Пушкина. Образ Пушкина в руccкой поэзии XIX—XX вв.

Баллада «Песнь о вещем Олеге».

Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни...». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песни...». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.

^ Роман «Дубровский».

История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа.
^ Повесть «Станционный смотритель».

Цикл «Повести Белкина». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

^ Роман в стихах «Евгений Онегин».

Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиции «свободного романа». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как «ми лый идеал» автора. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы. «Онегинская строфа».

^ Трагедия «Моцарт и Сальери».

Цикл маленьких трагедий пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, и 1,1 раженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «черного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии.

^ М. Ю. Лермонтов

Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», • Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», Пророк», «На севере диком стоит одиноко...», «Ангел», -Три пальмы». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэта как заповедные святыни сердца.

^ Стихотворение «Бородино».

Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

^ Поема «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема и «справедливой власти. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

^ Роман «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Нравственно-философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.

^ Н. В. Гоголь

Повесть «Ночь перед Рождеством».

Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

^ Повесть «Тарас Бульба».

Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

^ Повесть «Шинель».

Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Роль фантастики в идейном смысле произведения. Гуманистический пафос повести.

^ Комедия «Ревизор».

История создания комедии и ее сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Основном конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство драматурга в создании характеристик. Ремарки как форма выражения Авторской позиции. Гоголь о комедии.

^ Поэма «Мертвые души».

История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о России. Жанровое своеобразие произведения, егосвязь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом путешествием. Причины незавершенности поэмы. Авторские лирические отступления в тематике и идейный смысл. Чичиков в системе образов поэмы. Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приемы их создания, образы крестьян. Образ Руси. Своеобразие гоголевского реализма.

Поэма «Мертвые души» в русской критике.

^ 5. Русская литература XIX в. (вторая половина)

Ф.И. Тютчев

( Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан»).

Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

А. А. Фет

Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Учись у них — у дуба, у березы...».

Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

^ И. С. Тургенев

Повесть «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Рассказ «Певцы».

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача».

Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения.

^ Н. А. Некрасов

Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

^ Л. Н. Толстой

Рассказ «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

^ А. П. Чехов

Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть

чиновника».

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали.

^ 6. Русская литература XX в. (первая половина)

И. А. Бунин

Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...».

Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Рассказ «Подснежник».

Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

^ А. И. Куприн

Рассказ «Чудесный доктор».

I'сальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.

^ М. Горький

Рассказ «Челкаш».

Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление it воле. Символический образ моря. Сильный человек. Противостояние сильного характера обществу.

^ II. С. Шмелев

Роман «Лето Господне» (фрагменты).

История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребенок и национальные традиции.

Л. Л. Блок

Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», Родина».

Лирический герой поэзии Блока. Символика и реалистические детали в стихотворениях. Образ Родины.

В.В.Маяковский

Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»,
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотвореНИИ, одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии.

^ С. А. Есенин

Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Нивы

сжаты, рощи голы...».

Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный прием. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

^ А. А. Ахматова

Стихотворения «Перед весной бывают дни такие...»,

«Родная земля».

Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, ее многозначность. Тема Родины в стихотворении.

^ А. П. Платонов

Рассказ «Цветок на земле».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

А. С. Грин

Повесть «Алые паруса» (фрагменты).

Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

^ М. А. Булгаков

Повесть «Собачье сердце».

Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Образ Шарикова и «шариковщина>> как социальное явление. Проблема исторической ответственности интеллигенции. Символика имен, названий, художественных деталей. Приемы сатирического изображения.

^ 7. Русская литература XX в. (вторая половина)

А. Т. Твардовский

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два

бойца»).

История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие.

^ М. А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека».

Изображение трагедии народа в военные годы. Образ Андрея Соколова. Особенности национального характера. Тема военного подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. Особенности композиции рассказа.

^ Н. М. Рубцов

Стихотворения «Звезда полей», «В горнице».

Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.

^ В. М. Шукшин

Рассказ «Чудик».

Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и прак-гической приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя.

^ И. Г. Распутин

Рассказ «Уроки французского».

Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой от-1ЫВЧИВОСТИ. Нравственная проблематика произведения.

^ В. II. Астафьев

Рассказ «Васюткино озеро».

Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Картины родной природы.

^ Л. И. Солженицын Рассказ «Матренин двор».

Историческая и биографическая основа рассказа. изображение народной жизни. Образ рассказчика. Портрет и интерьер в рассказе. Притчевое начало, житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в русской литературе.

^ 8. Литература народов России

lТукни

Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Любовь к своему родному краю, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».

М. Карим

Поэма «Бессмертие» (фрагменты).

Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы А. Т. Твардовского.

К. ^ Кулиев

Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа.

Р. Гамзатов

Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты

ссорились, бывало...».

Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта.

^ 9. Зарубежная литература

Гомер

Поэма «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»).

Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».

^ Данте Алигьери

Поэма «Божественная комедия» (фрагменты).

Данте и его время. Дантовская модель мироздания. Трехчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.

^ У. Шекспир

Трагедия «Гамлет» (сцены).

Трагический характер конфликта. Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление благородства мыслящей души и суетности времени. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра.

Сонет № ^ 130 «Ее глаза на звезды не похожи...».

Любовь и творчество как основные темы сонетов. Об-I люб ленной в сонетах.

М. Сервантес

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности.

^ Д. Дефо

Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты).

Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Кру-ЭО. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

И.-В. Гете

Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья.

^ Ж.-Б. Мольер

Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены).

Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Особенности изображения комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

Дж. ^ Г. Байрон

Стихотворение «Душа моя мрачна...».

Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байрон и русская литература.

^ А. де Сент-Экзюпери

Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты).

Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребенку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца.

Р. Брэдбери

Рассказ «Все лето в один день».

Особенности сюжета рассказа.

Образы детей. Смысл финала произведения.

^ 10. Сведения по теории и истории литературы

Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор.

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. «Вечные» образы в литературе.

Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.

Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Внутренний монолог. Дневники, письма и сны героев. Лирические отступления. Эпилог. Лирический сюжет.

Авторская позиция. Заглавие произведения. Эпиграф. Говорящие» фамилии. Финал произведения.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в лите-ратуре. Юмор. Сатира.

Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Сим-пол. Гротеск. Художественная деталь. Системы стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.

Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Драма. Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть, роман, роман в

стихах). Лирические жанры (стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе). Лироэпические жанры (басня, баллада, поэма). Драматические жанры (драма,

трагедия, комедия).

Литературный процесс. Традиции и новаторство в литературе. Эпохи в истории мировой литературы (Античность, Средневековье, Возрождение, литература XVII, XVIII, XIX и XX вв.). Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм).

Древнерусская литература, ее основные жанры: слово, поучение, житие, повесть. Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы.

Русская литература XVIII в. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека.

Русская литература XIX в. Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Становление реализма в русской литературе XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы. Идеальный женский образ. Утверждение непреходящих жизненных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Психологизм русской прозы. Основные темы и образы русской поэзии XIX в. (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Социальная и нравственная проблематика русской драматургии XIX в.

Русская литература XX в. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм). Поиск новых форм выражения. Словотворчество. Развитие реализма в русской литературе XX в. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи. Основные темы и образы русской поэзии XX в. (человек и природа, родина, любовь, война, назначение поэзии).

^ Тематическое планирование учебного предмета «Литература»

5 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Основные компетенции литературного образования

(содержание и виды работы учащихся)

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Диагностика

Кол-во часов

Дата

Корректировка

читательская

литературоведческая

коммуникативно-речевая







^

Вводные уроки (1 ч.)


1

Книга и ее роль в духовной жизни человека.




Термины

Ответы на вопросы учебника.

Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их лексического значения

Проверка записей в тетрадях

1







^

Мифы (9 ч.)


2

Мифы. Мифы Древней Греции.

Мифы Древней Греции

Миф, мифология, легенда, предание

Словесное рисование, пересказ эпизодов

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты литературных произведений.
Характеризовать героя литературного произведения.

Соотносить содержание литературных произведений с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения


Устный опрос

1


3-4

Мифы и легенды Древней Греции. Мифы о Геракле.

Мифы Древней Греции

Мифологический герой

Комментированное чтение, пересказ.

Устный опрос

2


5-6

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея»/

Гомер « Илиада», «Одиссея»

Мифологический персонаж

Комментированное чтение, пересказ.

Устный опрос по лексическо-му значению незнакомых слов

2


7

Мифы древних славян

Мифы древних славян

Мифологический персонаж

Комментированное чтение, пересказ.

Устный опрос

1


8,9

Проект по разделу

«Мифы»

Мифы

Легенда, предание.

Защита проекта

Устный опрос

2


10

РР Творческая мастерская по созданию мифов и легенд.


Устный монологический ответ

Оценка работ

1




^

Устное народное творчество (18 ч.)


11

Сказка и миф.

Сказки и мифы.

Сходства и различия жанров сказки и мифа. Сказочные и мифологические образы.

Толкование слов. Ответы на вопросы учебника.

Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.

Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

Устный опрос

1


12

Виды народных сказок.

Народная сказка

Народная сказка как жанр фольклора. Сказка о животных. Бытовая сказка. Волшебная сказка.(присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты)

Определение особенностей сказки. Беседа по тексту.

Оценивание выразительного чтения.

1


13

«Белая уточка». Язык народной сказки.

«Белая уточка».

Язык народной сказки.

Беседа по тексту.

Устный опрос

1


14

«Горшеня». Нравственный идеал в народных сказках.

«Горшеня».

. Определение темы, идеи.

Беседа по тексту.

Устный опрос

1


15,16

РР Творческая мастерская создания сказки.







Устный монологический ответ. Рисунки учащихся.

Оценка работ

2


17,18

Легенды и предания.

«Ограде Китеже».

«Атаман Кудеяр».

«Про Никитушку Ломова»


Легенды и предания.

Особенности жанра предания.

Комментированное чтение. Беседа по тексту.

Устный опрос

2


19

Жанры русского фольклора. Небылица как игровой жанр фольклора.

Небылица.

Небылица как игровой жанр фольклора.

Беседа по тексту.

Устный опрос

1


20

Вн. чт.Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор

Жанры обрядового фольклора

Беседа

Устный опрос

1


21

Вн.чт.Народные песни. Частушки.




Жанры народных песен. Частушка как жанр

Беседа по тексту

Устный опрос

1


22,23

Загадки. Тематические группы загадок.

Загадки.

Тематические группы загадок.

Беседа.

Устный опрос

2


24

РР Творческая мастерская по созданию загадок.

Загадки

Тематические группы загадок.

Устный монологический ответ

Загадки

1


25,

26,

27

«Золотые зерна мудрости». Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки.

Особенности жанра.

Беседа.

Устный опрос

3


28

РР Рассказ по пословице

Пословицы.

Особенности жанра.

Сочинение рассказа по пословице.

Пословицы

1




^

Народный кукольный театр (4 ч.)


29,

30

«Петрушка Уксусов».

«Петрушка Уксусов».

Драматическое произведение

Беседа по тексту.

Выразительное чтение фрагментов художественного текста.

Устный опрос

2


31-32

Проект по разделу «Устное народное творчество»

Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества

Защита проектов

Подбор и обобщение дополнительного материала по теме.

Устный опрос

2




^

Сказочные события и герои в литературе (17 ч.)


33

Литературные сказки. Сказки в жизни А.С.Пушкина.

Сказки А.С.Пушкина

Литературные сказки. Особенности жанра.

Беседа по тексту.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулиро-вать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.

^ Давать общую

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.


Устный опрос

1


34,35

Сказки А.С.Пушкина

Сказки А.С.Пушкина.

Герои сказки.

Беседа по тексту.

Викторина

2


36,

37

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» - сказка-поэма.

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

Сказка-поэма.

Беседа по тексту.

Устный опрос

2


38

«Руслан и Людмила» (избранные главы). О строении стиха.

«Руслан и Людмила»

Строение стиха. Двусложные размеры.

Беседа по тексту.

Анализ стихотворного текста

1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Программа: Государственная программа по литературе для 5-9 классов под редакцией В. Я. Коровиной / Коровина В. Я., Коровин В. И.,...

Программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 классов составлена на основе программы по литературе для 5 9 классов общеобразовательной...

Программа по предмету «Литература» iconУчебному предмету «Литература» учителя русского языка и литературы...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...

Программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....

Программа по предмету «Литература» iconЛитература Хакасии 10 класс на 2013-2014 уч г. рабочая программа...
Аннотация к рабочей программе по предмету Литература Хакасии 10 класс на 2013-2014 уч г

Программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г

Программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г

Программа по предмету «Литература» iconУчебному предмету «литература» (образовательная область "Филология") для 6 «А» класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...

Программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница