Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников




Скачать 300.3 Kb.
НазваниеЭстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников
страница1/3
Дата публикации18.02.2015
Размер300.3 Kb.
ТипАвтореферат
www.lit-yaz.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Бородулина Лидия Николаевна

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА CТАРШЕКЛАССНИКОВ


Специальность 13.00.08. – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2007

Работа выполнена в Государственном учреждении

«Институт художественного образования»

Российской академии образования

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Печко Лейла Петровна
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

член – корреспондент РАО

Демин Вадим Петрович
кандидат педагогических наук, доцент

Казначеева Наталья Николаевна

Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет

Защита состоится «25» сентября 2007 г. на заседании диссертационного совета Д 008. 015. 01 в ГУ «Институт художественного образования» РАО по адресу:

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ «Институт художественного образования» РАО.

Автореферат разослан «22 » августа 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук И.Э. Кашекова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется признанием социокультурной ценности творческого потенциала личности и значимости гуманитарного образования. Поставленные перед общеобразовательной школой задачи носят комплексный характер, предъявляются особые требования к их реализации. Литературное образование тесно связано с проблемами реформирования и совершенствования содержания обучения, переориентации на гуманизацию образовательного процесса, на развитие личности учащегося. Выдвигаемая педагогическая стратегия требует принципиальных изменений в самой организации преподавания литературы и в целом - образования в школе. Основой занятий все чаще становятся так называемые «эстетико-коммуникативные события», т. е. сопоставление собственных интерпретаций учеников как формирующихся читателей, их эмоциональных предпочтений, оценок литературных произведений, что опирается на глубокое осмысление текста. Такая система противодействует увлечению школьников исключительно низкопробной продукцией массовой культуры, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы, влияет на повышение грамотности и развитие чувства родного языка. В настоящее время остро возникает проблема обогащения культурного опыта школьников, так как наблюдаются утрата ценностных ориентиров в их сознании, отрыв от традиций культуры.

Эстетическая деятельность учителя литературы определяется в данном исследовании как интегративная система активности личности, направленная на организацию диалогического пространства занятий и сочетающая деятельностный, интеллектуальный, эмоциональный и коммуникативный компоненты. Цель эстетической деятельности учителя литературы состоит в развитии культуры личности, целостного духовного самоопределения старшеклассника на основе сознательно выбранной собственной позиции.

Однако сохраняющаяся в современной школе «знаниевая» доминанта не создает активную среду взаимодействия учителя и учащегося. Между тем актуальные ориентации образования требуют от словесника разворота к активной эстетической деятельности.Искусство слова обладает особым потенциалом в формировании творчески развитой, активной личности. Вместе с писателем «следуя за героем» (М.М. Бахтин), учащиеся осваивают мир через эстетическую и мировоззренческую сущность произведения.

Продуктивные современные разработки идей эстетического воспитания и развития творческой личности учащегося при освоении различных видов искусства (Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.П. Печко, Л.Г. Савенкова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов,) позволили теоретически обосновать ведущие положения при исследовании эффективных моделей эстетической деятельности учителя литературы. Специфика эстетической деятельности исследовалась в трудах эстетиков, культурологов, педагогов Г.С. Батищева, Д. Бэкхерста, М.С. Кагана, Н.И. Киященко. Для обоснования авторской концепции особенно значимы идеи П.А. Флоренского о культуре как творческом восхождении к всечеловеческому; положения теорий Н.А. Бердяева и М.М. Бахтина о роли личностного и исторического начала в культуре, об установлении связи человечества и личности, о понимании культуры как особого диалога.

В последние десятилетия исследователи-педагоги обращались к различным аспектам организации литературного образования старшеклассников, его формам и методам (Г.Л. Ачкасова, Т. И. Сухова и др.); к проблемам развития творческого читателя (Э.И. Гуткина, О. В. Стукалова и др.); формирования коммуникативных умений на уроках литературы (И.Ю. Кудина); личностного отношения старшеклассников к художественному произведению (И.И. Московкина). Проблемы диалога в литературном образовании рассматривались в работах C. П. Лавлинского, В.И. Тюпы.

Между тем наиболее значимые аспекты эстетической деятельности учителя литературы, организации им постоянного общения и обмена культурным опытом у старшеклассников, проблема влияния на развитие и обогащение как его неотъемлемой части литературно-эстетического опыта личности не были раскрыты в исследованиях.

Теоретико-методологическое рассмотрение научных работ, в которых затрагиваются аспекты данной актуальной педагогической проблемы, а также ретроспективный анализ и обобщение собственной педагогической деятельности в различных педагогических учреждениях свыше 20 лет позволили сформулировать проблему как основной вопрос диссертационного исследования: «Какова система эстетической деятельности учителя литературы, выступающая в качестве ведущего фактора развития культурного опыта старшеклассников?». Существующие в настоящее время противоречия между открытиями педагогической теории и их представленностью в педагогической практике, отсутствие профессиональной готовности учителей к реализации новых моделей общения с искусством слова, недостаточное понимание ими сущности и развивающих функций эстетико-педагогической деятельности требуют специального изучения. Необходимость решения выдвинутой проблемы обусловила выбор темы исследования «Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта старшеклассников».

Объект исследования: профессиональная деятельность учителя в процессе гуманитарного образования старшеклассников.

Предмет исследования: эстетическая деятельность учителя литературы на основе организации занятий по обогащению культурного опыта старших школьников.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка эффективных моделей и условий профессиональной эстетической деятельности учителя литературы, направленной на развитие культурного опыта учеников, что является основой современной разработки научно-методических рекомендаций по реализации эффективной эстетической деятельности учителя в процессе литературного образования старшеклассников.
Задачи исследования:

1. Провести анализ философско-эстетических, психолого-педагогических, литературоведческих и культурологических исследований по основным аспектам проблематики исследования.

2. Дать определение и характеристику эстетической деятельности учителя как основы развития культурного опыта старшеклассников; выявить условия, обеспечивающие успешность этой деятельности.

3. Обосновать педагогическое содержание разработанных моделей эстетической деятельности учителя.

4. Провести опытную апробацию разработанных моделей, выявить зависимость развития культурного опыта старшеклассников от эстетической деятельности учителя литературы.

Гипотеза исследования. Влияние эстетической деятельности учителя литературы на развитие культурного опыта старшеклассников эффективно при следующей системе педагогических условий: I. комплекс деятельностных, эмоциональных, интеллектуальных и коммуникативных компонентов; их развитие в эстетическом сознании учителя при постоянном повышении профессионального уровня; II. комплекс условий, направленных на трансляцию культурного опыта учителя посредством его эстетической деятельности в диалогическом пространстве урока литературы и внеклассных занятий через обоснованную систему совокупных методических моделей; III. опытно-экспериментальная реализация построенных моделей профессиональной деятельности учителя. При этом организация литературного образования старшеклассников осуществляется на основе разработанных в исследовании модели педагогической поддержки; базовых и локальных моделей эстетической деятельности учителя-словесника; а именно: модель № 1 - развития культуры художественного восприятия старшеклассников (сотворческое сопереживание автору, героям; глубинное восприятие; самоопределение; вхождение в диалогическую ситуацию произведения в рамках коммуникативного события); модель № 2а - обогащения культурного опыта старшеклассников в процессе диалога с литературным текстом, транслирования собственного эстетического опыта учащихся другим участникам занятия; модель № 2б - развития учителем культурного опыта старшеклассников в процессе подготовки и проведения «культурных событий».

Методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция психического развития личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); деятельностный подход к развивающейся личности ребенка (А.Н. Леонтьев, А.В. Бакушинский); теории, определяющие способность личности к саморазвитию (А. Маслоу, К. Роджерс); исследования закономерностей возрастного развития психических процессов личности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Малюков, Ф. Райс, Д.И. Фельдштейн); концепции «диалогизма» и «полифонии» М.М. Бахтина; научно-теоретические положения о творческом читателе (В.Ф. Асмус); идеи обращения к «экологии культуры» как основе творческого развития личности (Д. С. Лихачев); положения о роли искусства в развитии творческого потенциала личности в эстетической деятельности (П.А. Флоренский, В.В. Бычков, Н.И. Киященко); принципы методических систем преподавания литературы в истории отечественной педагогики (В.П. Острогорский, М. А. Рыбникова); идеи авторов продуктивной концепции художественного и литературного образования старшеклассников (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г. Н. Кудина).

Методы исследования: осуществление деятельностно-коммуникативного подхода требует таких методов, как теоретический анализ работ педагогов, психологов, философов, искусствоведов в аспекте проводимого исследования; экспериментальные методы проверки теоретических моделей и практической системы; методы наблюдения и фиксации педагогических ситуаций; сопоставительный анализ данных, полученных в опытно-экспериментальной работе; изучение педагогической документации данных анкетирования учителей и письменных работ школьников; экспертная оценка перспективных планов и творческих работ; тестирование, интервьюирование; статистические методы обработки полученных материалов; ретроспективный научно-методический анализ педагогического опыта преподавания литературы (свыше 20 лет).

Опытно-экспериментальная база исследования включает педагогов и учащихся средних общеобразовательных школ г. Москвы № 717 (с классами, профилированными на ВУЗ); № 112 (для детей с девиантным поведением); школу-интернат № 8 пос. Рощино (Ставропольский край); № 16 г. Актау (Казахстан); преподавателей Московского института медико-социальной реабилитологии (филологический факультет, факультет культурологии); учителей-слушателей курсов повышения квалификации при методическом центре образования САО г. Москвы. Количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации на проводимых нами занятиях (в Школах молодого специалиста при методическом центре образования САО г. Москвы; при Областном отделе народного образования Мангышлакской области Казахстана) и участвовавших в педагогических тренингах составило 124 человека. Количество студентов-будущих педагогов, принимавших участие в эксперименте, включало 76 человек. Количество учащихся, привлеченных к эксперименту, составило 570 человек.

Научная новизна исследования: на основе деятельностно-коммуникативного подхода определена сущность эффективной эстетической деятельности учителя литературы в работе со старшеклассниками в современных школах. Теоретически обоснована система построения каждого диалогического учебного занятия как эстетического коммуникативного события-встречи (в организации пересечения в пространстве и времени многих уникальных интерпретаций текста участниками). Определены эффективные условия организации учителем литературного образования старших школьников на основе эстетической деятельности.

Выявлена взаимосвязь эстетической деятельности учителя и развития культурного опыта старшеклассников, ее значимость для активизации их самосознания, самоактуализации и самоопределения в современном обществе в процессе освоения культуры; конкретизированы приемы и методы развития эстетической деятельности учителей литературы, способствующие ее обогащению на основе включения в решение различных профессиональных задач.

Дана система моделей, расширяющая сферы взаимодействия учителя со старшеклассниками, а также содействующая переносу опыта эстетической деятельности учителя на другие формы профессиональной активности; выделены критерии эстетической деятельности учителя (информационный; коммуникативный; развитость общей культуры личности и педагогической культуры; наличие развитого эстетического сознания; творческий характер эстетическо-педагогического анализа текста).

Теоретическая значимость исследования характеризуется следующим: дано определение эстетической деятельности учителя как условия развития и обогащения культурного опыта старшеклассников. Основными ее характеристиками являются: интегративное сочетание компонентов (интеллектуального, коммуникативного и эмоционального), а также способов и форм целенаправленной педагогической организации работы; их направленность на гуманистическое развитие личности в процессе изучения литературы; диалогичность, взаимодействие, поэтапность развертывания деятельности учителя в системе преподавания и открытость дальнейшему росту. Обоснованы содержание и структура коммуникативной позиции учителя литературы, выступающего в качестве организатора полипозиционного общения и рефлексивной активности. Показана эффективность диалогических контактов учителя и ученика как субъектов культуры, обладающих возможностью выбора культурных ценностей. Выявлен педагогический потенциал взаимодействия учителя и учащихся в диалогическом пространстве занятий, в особенности, при «погружении» в освоение художественного текста.

Теоретически обоснованы базовые и локальные педагогические модели эстетической деятельности учителя литературы: модель развития учителем литературы художественного восприятия старшеклассников при освоении искусства слова (№1); модель развития и обогащения учителем культурного опыта старшеклассников в процессе диалога с литературным текстом (№2а и 2б). Кроме того, разработаны модели совершенствования эстетической деятельности в процессе повышения квалификации молодых специалистов (I. модель постижения индивидуальных особенностей учащихся; II. модель коммуникативной рефлексии педагога; III. модель развития умения владеть коммуникативной ситуацией на уроке).

Практическая значимость исследования заключается в том, что на базе теоретически обоснованных моделей эстетической деятельности учителя: во-первых, разработана технологическая система для учителей литературы и будущих педагогов по реализации диалогического пространства на уроке и во внеклассной работе; во-вторых, созданы: а) программы педагогических тренингов для повышения уровня коммуникативной компетентности учителей; б) методические рекомендации для учителей литературы по организации эстетической деятельности в работе со старшеклассниками; в) программа организации внеучебной деятельности на основе литературно-музыкального клуба.

Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке педагогических курсов повышения квалификации в преподавании литературы, связанных с активизацией эстетической деятельности учителя, развитием культурного опыта старшеклассников, процессом их самоопределения. Научно-практические разработки, предложенные в диссертационном исследовании, могут стать основой при создании программ и лекционных учебных курсов, пособий для студентов педагогических колледжей и высших учебных заведений данного профиля. Автором разработаны и апробированы программы для подготовки студентов - будущих учителей («Тренинги, формирующие готовность к эстетической деятельности»).

Достоверность исследования: обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии и эстетики, культурологии, литературоведения, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений диссертационного исследования на широкой экспериментальной базе, в образовательных учреждениях разного типа. Достоверность исследования обеспечена также тем, что эксперимент проводился лично соискателем в процессе многолетней педагогической работы в качестве учителя литературы в школах и преподавателя в вузах.

Этапы исследования: Проблема изучалась на следующих основных этапах: I. теоретико-поисковый этап (1996 - 1998 гг.) сочетал изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, философско-эстетической; культурологической литературы с параллельным исследованием состояния проблемы в практике. Разрабатывались гипотеза исследования, его программа; отрабатывался понятийный аппарат, задачи; осуществлялся поисковый эксперимент. На II преобразующем этапе эксперимента (1998-2003 гг.) выявлялись педагогические условия эффективной эстетической деятельности учителя литературы; определялись модели развития общекультурного и особенно литературно-эстетического опыта старшеклассников, проводилась их апробация и реализация. На III аналитическом этапе (2003-2006 гг.) выявлялись результаты исследования; осуществлены систематизация, обобщение и интерпретация полученных данных, письменное оформление материалов диссертации.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе работы в школах г. Москвы - №№ 717, 698, 1 (для детей с девиантным поведением), Ставропольского края - №№ 8, 13 г. Невинномысска; в школе № 8 пос. Рощино Курского района, Казахстана - №№ 1,16, 17 (г. Актау); в школах молодого специалиста при методических центрах образования (САО г. Москвы, Областного Отдела народного образования Мангышлакской области (Казахстан); а также на педагогических факультетах и кафедрах педагогики и психологии высших учебных заведений (Московский государственный университет культуры и искусств; Институт медико-социальной реабилитологии г. Москвы).Материалы теоретической и практической работы вошли в ряд публикаций автора. Проводилось обсуждение материалов диссертационного исследования в лаборатории интеграции искусств ИХО РАО. Апробация осуществлялась в выступлениях по проблеме исследования на конференциях и семинарах, круглых столах: «Эстетический опыт личности в образовательном процессе школы и вуза как условие освоения культуры» (2003 г., ИХО РАО, г. Москва); «Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании» (2004 г., ИХО РАО, г. Москва); Всероссийская конференция «Художественная культура и образование. Юсовские чтения» (2005 г., ИХО РАО, Москва); 9-я международная научно-практическая конференция «Проблемы молодежи глазами студентов» (2006 г., Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула) и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетическая деятельность учителя литературы представляет собой интегративную систему активности личности, которая направлена на организацию диалогического пространства занятий, тем самым она оказывает глубокое влияние на развитие и обогащение культурного опыта личности взрослеющего школьника.

2. Педагогическими условиями эффективного осуществления эстетической деятельности учителя литературы в старших классах являются: а) организация диалогического пространства занятий с опорой на индивидуальную педагогическую поддержку ученика, поскольку эта деятельностная стратегия по развитию культурного опыта старшеклассников адекватна установкам юношеского возраста; б) осознанное принятие учителем литературы коммуникативной позиции организатора полипозиционного общения («рефлексивного управляющего»), основанное на создании педагогических ситуаций культурного самоопределения старшеклассников; в) использование учителем в построении занятий базовых и локальных моделей эстетической деятельности.

3. Осуществление эстетической деятельности учителя литературы проходит определенную последовательность научно обоснованных этапов. Они связаны с обогащением структуры личностных и профессиональных проявлений педагогов, особенно в процессе повышения квалификации. При этом выделяются I. обогащения сфер коммуникативных навыков, профессиональной компетентности, саморегуляции и педагогической рефлексии; II. этап расширения сфер эстетической деятельности; III. этап переноса приобретенных знаний и опыта эстетической деятельности на другие сферы личностных и профессиональных проявлений учителя.

4. Ведущими критериями эстетической деятельности педагога-словесника являются информационный (владение профессиональной информацией); коммуникативный (развитость общей культуры личности, педагогической культуры и культуры общения, в частности); развитое эстетическое сознание и самосознание; творческий характер эстетико-педагогического анализа и интерпретации литературного текста. Основными показателями высокого уровня эстетической деятельности являются мотивационный (открытость к изменениям и росту в профессиональном и личностном плане); интеллектуальный; эмоциональный.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconПрограмма «Дорога к чтению» (2011-2015)
Начиная с 90-х годов XX века чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого человека, как условие...

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconОпыта: «Метод проектов как средство развития внутренней мотивации...
Авторы опыта: Соловьёва Анна Владимировна, Кучерова Ирина Фёдоровна учителя, английского языка муниципального общеобразовательного...

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconЛитературный проект на немецком языке как условие развития творческой активности учащихся
Ворческого, позитивно мыслящего, умеющего гибко реагировать на сложные задачи социума.(6) Каждое образовательное учреждение, каждый...

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconПрофессиональные конкурсы как условие развития творческого потенциала педагогов
До недавнего времени в образовании профессиональное мастерство учителя определялось только оценкой его деятельности администрацией...

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconКоррекционно-развивающая деятельность специалистов доу, как основное...

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconХоменко Людмила Николаевна
Проектная деятельность как условие воспитания духовно-нравственных ценностей гимназистов при реализации фгос

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы
Как важно научить детей самостоятельно мыслить, чтобы знания стали для них не случайным сводом правил, а радостным открытием. Именно...

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconОбобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы...
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников iconФормирование читательского опыта в процессе преподавания литературы
И в этом, возможно, состоит основное отличие читательского опыта от такого понятия, как «остаточные знания». Читательский опыт является...

Эстетическая деятельность учителя литературы как условие развития культурного опыта cтаршеклассников icon«Профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров в...
Ддержки инновационных направлений развития системы образования Республики Коми в течение 2010 года в четырёх образовательных учреждениях...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница