Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна




Скачать 80.71 Kb.
НазваниеКурс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна
Дата публикации18.02.2015
Размер80.71 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
Зайдуллин Наиль, Мухин Антон

2 курс

ГАОУ СПО «Уфимский топливно-энергетический колледж»

Руководитель: Сухарева Галина Витальевна

Тема работы: Использование симметрии в произведениях художественной литературы.

e-mail: SGV1512@yandex.ru

Введение

Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала адекватные методы математического описания знаков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.

Гипотеза

Перефразируя знаменитые слова Софьи Васильевны Ковалевской, что каждый математик должен быть немного поэтом в душе, в своей работе мы попытаемся доказать, что многим поэтам и писателям были не чужды математическая логика и строгие научные рассуждения.

Актуальность

Актуальность темы определена исследованием произведений русской классики, в которых прослеживаются различные виды симметрии и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков.

^ Цель исследования

Целью исследования является поиск различных видов симметрии в художественной литературе и их объяснение.

Объект исследования

Объектом исследования являются произведения русской классической и современной художественной литературы.

^ Задачи исследования

Анализ сюжетных линий в произведениях русской классики с точки зрения математики.

Методы исследования

  1. Выбор произведений русской литературы.

  2. Изучение сюжетных линий произведений.

  3. Выявление общих литературных и математических точек в исследуемых текстах.


Французский поэт Валери сказал: «Если бы логик всегда должен был оставаться логически мыслящей личностью, он бы не стал и не мог бы стать логиком; и если поэт всегда будет только поэтом, без малейшей склонности абстрагировать и рассуждать, никакого следа в поэзии он не оставит».1

Жизнь человека и общества постоянно требует сложных решений, выходящих за рамки любой профессии, любого специализированного образа мысли.

Наша исследовательская работа лишний раз подтверждает знаменитую истину, что математика не признаёт упрощенного подхода, основанного на фантазии и правдоподобности, и является «царицей всех наук»2.

В исследовании мы хотим подтвердить наше предположение о том, что многие поэты и писатели всё-таки являются математиками в душе и многим математикам свойственны поэтические таланты.

Симметрия повсюду вокруг нас. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. И литература не стала исключением.

Например, симметрия хорошо прослеживается в комедии А. В. Гоголя «Ревизор», которая подчиняется закону кругового движения. Действие комедии начинается и заканчивается приездом ревизора. В первых словах комедии городничий сообщает приглашенным чиновникам: «К нам едет ревизор». Предпоследнее явление V акта начинается подытоживающими все происшедшее в комедии словами почтмейстера: «Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Здесь ощущается кольцеобразность композиции.


^ Приезд лжеревизора - Хлестакова

Приезд настоящего ревизора

Городничий: «К нам едет ревизор»


РЕАКЦИЯ

ЧИНОВНИКОВ

Почтмейстер: «Чиновник. Которого мы приняли за ревизора был не ревизор

Чиновники: «Как ревизор?»

Чиновники: «Как не ревизор?»

Городничий: «Ревизор из Петербурга».

Почтмейстер: «Совсем не ревизор».

Письмо из Чмыхова.

Письма

Письмо Хлестакова в Петербург.


Зеркальную симметрию можно проследить в следующих произведениях:

- Рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Центральным моментом рассказа является сцена экзекуции. «Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее, утра», - вот слова, доказывающие значение этой части. Это самое варварское наказание, которое практиковалось в прежние времена. За какую-либо провинность давалось большое количество ударов – тысяча или больше, человек, конечно, не выдерживал и умирал. Но и мертвого его продолжали бить. Именно она разделяет произведение на две картины: «Бал» и «После бала». Л.Н. Толстой показывает контраст между ними, между светской жизнью и жизнью солдата. Автор показывает основы того строя, на котором покоится это благополучие, роскошь.


БАЛ

^ ПОСЛЕ БАЛА

Описание весёлого и счастливого бала

Сквозь строй (наказание)

Образ Вареньки

Вид наказываемого

Танцы

Описание наказания

Портрет отца Вареньки

Полковник как исполнитель наказания (палач)

Чувство бесконечного счастья Ивана Васильевича

Чувство стыда и ужаса у свидетеля наказания


- Рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького. «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями», - так Горький описывает нам главную героиню рассказа – старуху Изергиль. Именно она рассказала герою две легенды, содержание которых запали ему в душу. Первая история рассказывает нам о красивом и сильном юноше с холодными глазами – о Ларре, о его гордости и несчастной судьбе. Полной ее противоположностью является вторая легенда, главным героем которой был «Данко – молодой и смелый красавец». Автор сравнивает и противопоставляет эти рассказы, пользуясь свойствами антитезы. Но там, где противопоставление, там и симметрия (конечно, не во всех произведениях, но именно здесь).


^ ЛЕГЕНДА О ДАНКЕ

ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ

Идеал

Антиидеал

Жизнь, отданная за свободу людей

Герой, воплощающий идею гордости, абсолютного освобождения от условностей общества


Симметрия данного произведения отразилась не только в его композиции, но и в самом изложении рассказа. на бумаге. Горький разделил произведение на три части:

- I часть показывает читателю место действия и главных героев. Далее идет рассказ первой легенды – легенды о Ларре.

- II часть повествует о судьбе героини – старухи Изергиль.

- III часть рассказывает вторую легенду – легенду о Данко и опять возвращает читателя к «шуму волн».

Таким образом, в рассказе «Старуха Изергиль» явно обнаруживаются две симметричные легенды – легенда о Ларре и легенда о Данко. М. Горький показал жизненные позиции героев:

  1. Ларра – жить для себя и без людей.

  2. Данко – жить для людей и среди людей.

Осью симметрии является главная героиня – старуха Изергиль: живет для себя (как Ларра), но среди людей (как Данко).

- Повесть М. А. Булгакова. «Собачье сердце». Композиция этой повести основана на конфликте двух центральных персонажей – Шарикова и профессора Преображенского. Именно в этом конфликте раскрывается сущность каждого персонажа. Шариков отстаивает идею мира нового советского государства, а профессор Преображенский защищает мир старой России. Автор делает основной акцент на противопоставлении этих миров. Оно выражается не только отдельными моментами сюжета, но и композиционными особенностями построения повести. Всё произведение можно разделить на две части. В первую часть можно включить события, происходящие до операции, а во вторую часть - после операции. Эти части симметричны относительно друг друга, потому что в их построении присутствуют одинаковые элементы.



^ ДО ОПЕРАЦИИ

ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ



І глава. Описание жизни Шарика на улице



ПРОЛОГ



V глава. Дневник доктора Борменталя



ІΙ-ІΙІ главы. Знакомство с обитателями дома на Пречистенке


ЭКСПОЗИЦИЯ


VІ-ΙΧ главы. Рассказ об эволюции нового человека




ΙV глава. Операция и предполагаемая смерть Шарикова - Шарика


РАЗВЯЗКА



Конец ΙΧ главы. Рассказ о новой операции. «Новое» рождение Шарика.




- Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Если сравнивать героев комедии, то можно заметить их четкое разделение на положительных и отрицательных. Такое свойство характерно для всех произведений, написанных в стиле классицизма. Но в пьесе «Недоросль» есть одна особенность: число положительных и отрицательных героев одинаково. К первым можно отнести Стародума, Правдина, Милона и Софью, а ко вторым Простакову, Простакова, Скотинина и Митрофана. И положительных, и отрицательных героев одинаковое число. Именно в этом и заключается симметрия комедии. Но что же является осью симметрии? Какой человек не примыкает ни к первой, ни ко второй стороне? Это, безусловно, сам автор произведения – Дмитрий Иванович Фонвизин. Конечно, он отдает предпочтение положительным героям, но все же не показывает свою позицию конкретно.


^ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ

Стародум


АВТОР

Простакова

Правдин

Простаков

Милон

Скотинин

Софья

Митрофан


Таким образом, на примере комедии «Недоросль», обнаруживается новый тип симметрии в литературе, в котором симметричны главные герои относительно автора.

Заключение

Таким образом, на примерах произведений А.В. Гоголя «Ревизор», Л.Н. Толстого «После бала», М. Горького «Старуха Изергиль», М.А. Булгакова «Собачье сердце», Д.И. Фонвизина «Недоросль» нам удалось доказать, что принципы симметрии существуют не только в математике, но и в литературе.
Литература:

1. Алексеев М.П. Исследование "Пушкин и наука его времени". / текст. Стр.37

2. Видеман Т. Н., Алтухова Е. В., Мазурова Н. И., Бакулевская С. С., Докучаева Н. А. Математика. Рефераты. Волгоград. 2009год

3. Гоголь А. В. Статья из сборника «Арабески» 1835 «Об архитектуре нашего времени»

4. Гомер. Илиада. Песнь шестая

5. Депман И. Я. Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики М., «Просвящение» 1989 С. 191

6. Козлов С.Софья Васильевна Ковалевская: приложение «Математика» к газете «Первое сентября» [Текст] / - 2009. -№18.-С. 2-3.

7. Шикина, Г. Е. Гуманитариям о математике [Текст] / М: УРСС, 2001.

8. Математика в школе, 1989 г., №5

9. Фотина И. В. Математика. Коллективный способ обучения. Волгоград, 2009 г.


1 Валери П.. Об искусстве стр. 17

2 Карл Фридрих Гаусс. Сборник статей, М., 1956.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconСписок литературы 1 Альбом химических анализов источников водоснабжения. Уфа, 1984
Беседина Т. Н. Стандарт утэк методическое пособие по оформлению пояснительной записки и графических работ курсового и дипломного...

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconГаоу спо «Казанский энергетический колледж»
...

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconУтверждаю Директор гаоу спо мо «Колледж «Угреша»
Эстетическое воспитание студенческой молодежи средствами поэтического искусства

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconЭлектронные программы и базы данных из фонда учебной библиотеки гаоу...

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconТопливно-энергитический комплекс 2 стр. Нефть 3 стр. Природный газ...
Топливно-энергетический комплекс (тэк) играет особую роль в хозяйстве любой страны, без его продукции невозможно функционирование...

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconГаоу спо «Педагогический колледж №1», г. Тюмень духовно-нравственное...
Межрегиональной научно-практической конференции. II. 19 февраля 2013г. Тюмень: тогирро, 2013, С. 15-16

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconГоу спо «Пермский государственный технологический колледж» Театр моды. Номер «Пластилин»
Песня «Poker face» гоу спо «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна»

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconСправочник для поступающих в 2012 году в 2012 году прием в гаоу спо...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconКгаоу спо «Канский педагогический колледж» Краеведение Рабочая тетрадь...
Автор-составитель: Л. М. Мегалинская, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»

Курс гаоу спо «Уфимский топливно-энергетический колледж» Сухарева Галина Витальевна iconМетодические указания к летней педагогической практике Специальность...
Автор-составитель: Н. Х. Файзулина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж», Н. М. Ходакова, педагог-организатор...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница