А. И. Куприн «Барбос и Жулька»




Скачать 190.86 Kb.
НазваниеА. И. Куприн «Барбос и Жулька»
страница1/2
Дата публикации28.01.2015
Размер190.86 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2


Учебно-методический комплект, разработанный Ефросининой Л.А., позволяет осуществлять комплексный подход к изучению произведений каждого блока, создавать единое литературное пространство (урок литературного чтения, дополнительное чтение произведений и книг к каждому изучаемому разделу). Объем учебного материала позволяет осуществлять дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовки и с учетом возможностей детей.
^ Конспект урока разработан

Вдовиной И.Э., учителем начальных классов

МБОУ «Гимназия «САН» г. Пензы

«Литературное чтение» 3 класс
Тема урока: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
Учебные задачи:

  1. Расширять и обогащать читательский опыт детей.

  2. Формировать основы читательской самостоятельности: определять жанр и тему произведения, составлять блок-схему, подробно и кратко пересказывать по плану.

  3. Развивать и совершенствовать навык осознанного, беглого, правильного и выразительного чтения, чтения молча и умения владеть основными видами чтения (изучающего, поискового и просмотрового).

  4. Развивать способности выявлять авторскую точку зрения и выражать с помощью интонации своё отношение к содержанию текста, к героям произведения, развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное, любовь и заботливое отношение к окружающим нас животным.

Оборудование:

-мультимедийное оборудование;

-презентация;

-листы для моделирования, цветные карандаши;

- карточки для индивидуальной и парной работы.

^ Материал к уроку:

Для учителя

  1. Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.

  2. Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина- М.: Вентана-Граф, 2013 г.


Для ученика

3. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова – 4-е изд. дораб.- М.: Вентана-Граф, 2012 г.

4. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2013 г.

5. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2012 г.


^ Ход урока


I.

Выявление читательского опыта учащихся.

Упражнение с моделями обложек по прочитанным произведениям

1)


- Ребята, я предлагаю вам сейчас провести игру–конкурс на лучшего знатока литературных произведений «Вспомни и назови».

- У каждого на парте лежит карточка №1, на которой даны модели обложек и перечень литературных произведений. Возьмите карточку и положите её перед собой. Вам предстоит определить, к какой модели подходит каждое произведение и указать номер в ячейке у произведения, соответствующий номеру выбранной модели. Всё понятно? На выполнение задания 3 мин. Приступайте.




Карточка №1

1 №2 №3
? ? ?


? ? ?
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

К.Д.Паустовский «Барсучий нос»

Л.Н.Толстой «Белка и Волк»

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе »

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко»

И.А.Крылов «Лиса и виноград»
Эзоп «Ворон и Лисица»

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Украинская народная сказка «Колосок»

И.И. Хемницер «Стрекоза»

А.П.Чехов «Белолобый»

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

А.Е.Измайлов «Филин и Чиж»

Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч»




- Закончили работать. Сверьте свои работы с правильно выполненным образцом на слайде. (Слайд 2).

1 №2 №3
? ? ?


? ? ?

2 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

1 К.Д.Паустовский «Барсучий нос»

3 Л.Н.Толстой «Белка и Волк»

2 Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе »

1 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко»

3 И.А.Крылов «Лиса и виноград»

3 Эзоп «Ворон и Лисица»

1 Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

2 Украинская народная сказка «Колосок»

3 И.И. Хемницер «Стрекоза»

1 А.П.Чехов «Белолобый»

2 Русская народная сказка «Зимовье зверей»

2 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

3 А.Е.Измайлов «Филин и Чиж»

2 Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч»




- Ребята, кто выполнил работу без ошибок? Молодцы!




- Если кто допустил ошибки – исправьте.




- Как вы думаете, что объединяет все данные модели?




(^ Эти модели объединены единой темой – произведения о животных)




- А в чём различие этих моделей?




(^ На моделях представлены произведения разных жанров: рассказ, сказка и басня)




- А кто может назвать ещё произведения о животных, соответствующие первой модели, не включённые в список?




(Варианты ответов детей: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», Л.Андреев «Кусака», А.И.Куприн «Слон», А.П.Чехов «Каштанка», Л.Н.Толстой «Зайцы», Л.Н.Толстой «Лебеди» и т.д.)


- Вспомните и назовите произведения, не включённые в список, соответствующие модели №3.

(^ 2-3 ученика перечисляют басни, правильно называя автора и заглавие)




- Назовите сказки о животных, которых не было в списке? На какие две большие группы их можно разделить?




( ^ Сказки литературные (авторские) и народные)




2-3 ученика называют произведения, соответствующие второй модели, правильно называя автора и заглавие




- Молодцы! Успешно справились с заданием, вспомнили много произведений, соответствующих данным моделям обложек.

2)


- А сейчас я прочту несколько отрывков из произведений, а вы постарайтесь угадать данное произведение, правильно назвать его и доказать свой ответ, найдя данный отрывок произведения в учебнике, хрестоматии и зачитать его. Соотнести с соответствующей моделью.




(Учитель читает отрывки из произведений, учащиеся находят данные отрывки в произведениях, помещённых в учебнике и хрестоматии, называют произведение.)




а)«- Так и быть, я вам сообщу ужасную тайну…да…Только - условие: никому не рассказывать. Правда, мне немного совестно говорить о самом себе, но что поделаете, если я – самая умная птица!»




- Из какого произведения данный отрывок? Найдите данный отрывок в тексте соответствующего произведения, укажите стр., абзац и зачитайте.




(Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех», с.37, последний абзац, сказка о животных, модель №2)




б)«…»




(А.П.Чехов «Белолобый», хрестоматия, с.




в)«Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы, женщины – честны, добры и понятливы. Но – прости им Бог – и те и другие безобразны»




(А.И.Куприн «Синяя звезда», с.52, последний абзац. Данное произведение не подходит ни к одной модели ни жанром, ни темой. Это легенда об эрнотеррском народе)




- Молодцы! Вы очень внимательны и хорошо знаете произведения. Настоящие книгочеи!




- А какие ещё произведения Куприна вы знаете?




(А.И.Куприн «Слон», «Скворцы»)





Комментарий. С первой минуты урока дети были погружены в деятельность, вовлечённые в литературную игру «Вспомни и назови», которая направлена на осознанное усвоение прочитанных ранее произведений, на развитие памяти и мышления детей.

Для проверки сформированности специальных читательских умений: умения правильно называть жанр, тему художественного произведения и его название, предлагается упражнение на соотнесение модели и услышанного произведения.

На данном этапе также происходило формирование умения работать с книгой (поиск отрывков из произведений, помещённых в учебнике и хрестоматии) и умения пользоваться просмотровым и поисковым видами чтения.


II.

Чтение произведения А.И.Куприна «Барбос и Жулька»




- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением А.И.Куприна. Откройте учебник на с. 56 и назовите это произведение.




(^ А.И.Куприн «Барбос и Жулька»)

(Слайд 3 - обложка книги А.И.Куприна «Барбос и Жулька» с иллюстрацией)




^ Целевая установка: - Прочитаем произведение А.И.Куприна «Барбос и Жулька» вместе. Я начну, а вы продолжите. Читать будем по абзацам.




Чтение рассказа учителем и детьми попеременно по абзацам.




Комментарий. Исходя из авторской методики, не следует проводить никакой предварительной подготовки перед чтением, никаких вступительных бесед об авторе, никакой словарной работы, поскольку первичное восприятие текста даёт возможность каждому ребенку почувствовать произведение, сделать своё открытие и высказать собственное отношение к прочитанному. Таким образом, обеспечивается целостное и непосредственное восприятие произведения.


III.

Беседа по первичному восприятию




- Ребята, произведение какого жанра я вам прочитала? Свой ответ обоснуйте.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Что поразило, удивило в рассказе?
Комментарий. После первичного восприятия текста очень важно дать возможность детям выразить свое эмоциональное  состояние, высказать общее впечатление о прочитанном, представить развёрнутые суждения.


IV.

Моделирование первой страницы обложки




- Возьмите и положите перед собой белый лист бумаги и самостоятельно нарисуйте модель обложки к этому произведению.




(^ Самостоятельная работа детей)




- Сравните свои модели с правильным образцом на слайде. (Слайд4)

Проверьте себя.






А.И.Куприн


Барбос и Жулька
- Кто смоделировал обложку без ошибок? Молодцы!




- С каким произведением мы познакомились на уроке?




( ^ С рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Рассказ о животных)




- Александр Иванович Куприн очень любил животных, превосходно знал их характер и повадки. В его доме жили семнадцать собак, несколько кошек, козлёнок и обезьянка Марья Ивановна, любимец – пёс Сапсан. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в его доме, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. Барбос и Жулька – герои прочитанного сегодня на уроке рассказа жили в то время на самом деле, и история, рассказанная в этом рассказе, действительно была в жизни.





Комментарий. Упражнение в моделировании обложки закрепляет знание о жанре (рассказ), теме произведения,  умение правильно назвать автора и заглавие рассказа.

^ Сравнение модели, выполненной учениками, с образцом способствует формированию действий самоконтроля и самооценки.


V.

Словарная работа




- Ребята, в тексте встретились непонятные слова. В учебнике после рассказа дано толкование многих слов. Прочитайте толкование первого слова в Словаре на с.63. Найдите это слово в тексте произведения.




(^ Ученик читает толкование слова и находит его в тексте)




  • Репяхами – репейниками, с.57, 1-ый абзац «Летом он постоянно с головы до хвоста бывал унизан колючими репяхами…) и т.д.

  • ^ Сталактитов -. ..; с.57, 1-ый абзац «…осенью же клоки шерсти…»

Фестоны - ..; с. с.57, 1-ый абзац и т.д.




- Все слова понятны? Есть вопросы?




^ Групповая работа




- В тексте есть словосочетания и выражения, значение которых не совсем понятно. Вы сейчас объединитесь в группы и попробуете объяснить значение этих выражений. Из предложенных вариантов выберите такое толкование, которое объясняло бы значение данного выражения. Представитель группы даст ответ. Время на обсуждение – 2 мин.




(^ Дети объединяются в группы, а учитель раздает каждой группе карточку со словосочетанием).




I гр. - « УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК»

  • на ушах имелись царапины, шрамы, полученные в драках, схватках с другими собаками;

  • уши со следами боевых схваток ничем не отличались от обычных ушей других собак;

  • самые обычные уши.




II гр - « НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР»

  • обладатель такого характера зависит от мнения других, не принимает самостоятельных решений;

  • обладатель такого характера самостоятельный, свободный, не находится в чем-либо подчинении, ни от кого не зависит, сам себе господин.







III гр.- « ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ»

  • люди испытали сильное эмоциональное волнение, душевное переживание, были растроганы поведением героя;

  • люди слегка руками дотрагивались друг до друга;




IV гр.- « ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА»

  • не совершать никаких действий, молча наблюдать за происходящим;

  • умышленно, специально побуждать кого-то к действию, вынуждать что-либо сделать;




V гр.- «ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ»

  • вести себя скромно, обходительно, по-доброму и уважительно по отношению к другим;

  • вести себя настороженно, недоверчиво, грубовато по отношению к другим.




VI гр.- « ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС»

  • испытывать сильный страх, вызванный действительной или кажущейся опасностью, охватывающей человека или многих людей;

  • испытывать сильный эмоциональный подъём, без страха и боязни сделать что-либо;

  • испытывать небольшую тревогу.




- Закончили обсуждение. Представители групп готовы дать объяснение словосочетаниям, выражениям?

-Во время ответа все группы внимательно слушают и, если появится желание уточнить или дополнить, сможете сделать это после ответа выступающего.




(^ Представитель группы зачитывает словосочетание, выражение и дает обоснование)




- Молодцы! Вы верно смогли объяснить значение непонятных слов, словосочетаний. Это поможет нам глубже проникнуть в содержание произведения, понять поступки героев и суть данного рассказа.





Комментарий. Словарная работа проводится после чтения художественного произведения. В рубрике «Словарь» поясняются устаревшие и трудные для детского понимания слова и выражения, употребляемые автором. Учащиеся читают слова и их толкования, находят в тексте предложения и абзацы с данными словами, читают и уясняют значения данных слов.

Работа со «Словарём» совершенствует навык чтения, учит понимать слово в его контекстном значении, помогает вникнуть в смысл произведения при перечитывании отдельных предложений и абзацев, в которых использовано толкуемое слово, то есть формируются поисковое и просмотровое виды чтения.



VI.

Работа с содержанием произведения



- Найдите и прочитайте, как выглядел Барбос.

(^ Ученик называет стр.56, 1-ый абзац и читает описание Барбоса)



- Прочитайте, как выглядела Жулька.

(Ученик называет стр.57, 2-ой абзац и читает описание Жульки)




- Как вы думаете, эти собаки различаются только внешностью?




(^ Эти собаки различались внешним видом и характером)




- Охарактеризуйте Барбоса. Какой по характеру он был? Докажите словами из текста I и III частей.




(^ Барбос - верный, независимый, разбойник, драчун, забияка, неаккуратный)




- Охарактеризуйте Жульку. Какая она по характеру? Докажите словами из текста.




(^ Жулька: деликатная, застенчивая, доверчивая, вежливая)




- Какие отношения были у  Барбоса   и   Жульки? Найдите ответ

в IV ч. и прочитайте.




(^ Между Барбосом  и   Жулькой  царствовало редкое согласие  и  самая нежная любовь)



- Как вы думает, почему автор так подробно описал собак?

(^ Чтобы было понятно, как они выглядели и какой у них характер, что они из себя представляют, представлен яркий образ главных героев)




^ Парная работа

(по созданию полной характеристики главных героев в рабочей тетради)




- Ребята, я предлагаю вам объединиться в пары и представить полную характеристику главных героев. Работать будете в рабочих тетрадях. Откройте тетради на с.30, №2. Прочитайте задание. Есть вопросы? Время работы – 5 мин. Приступайте.




- Закончили работать. Слушаем характеристику главных героев, данную парой….




(^ 2-3 пары зачитывают свои характеристики)




- Сравните свои характеристики с образцом на слайде. Согласны с данной характеристикой?




Слайд5


Характеристика

Барбос

Жулька

Происхождение

происходит от простых дворняжек или овчарок

принадлежит к распространённой породе тонконогих маленьких собак – комнатная собачка

Основная черта характера

верность, независимость

деликатность, застенчивая вежливость

Отношение к еде

съедал как свои, так и чужие съестные припасы

не попрошайничала, ела аккуратно

Отношение к людям

Барбос вызывал своим поведением гнев у людей, порой снисходительность

доверчивая, ласковая

Отношение друг к другу

редкое согласие и нежная любовь

редкое согласие и нежная любовь
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconТема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька» Цели
Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconКонспект урока чтения по теме: Произведения А. И. Куприна. Рассказ...
Конспект урока чтения по теме: Произведения А. И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconКуприн. Брегет. Чудесный доктор

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconНадя 17 лет жулька 17 лет люся данил лейтенант
Откуда взялась эта песня в подъезде ранним утром? Она звучит на лестничной площадке, в лифте, она проходит в двери однокомнатной...

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconАлександр Куприн Колесо времени
Гарсон! Литр белого вина. И оросите его гренадином. Оно спокойнее, если с запасом

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconПрограмма выступления артистов-чтецов
И. Шмелёв «Рождество», В. Никифоров-Волгин «Серебряный ветер», С. Лагерлёф «Святая ночь», А. Куприн «Бедный принц»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconТема урок
Урок И. А. Куприн. Жизнь, творчество. Повесть "Олеся". Воплощение идеала писателя

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconА. И. Куприн Гранатовый браслет. Олеся. Суламифь. Поединок
И. Бунин Солнечный удар. Легкое дыхание. Дело корнета Елагина. Господин из Сан-Франциско

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconНовый год в ясельной группе
Ведущая Кто у елочки плясал, рукавичку потерял? Может это наша няня? Может это мальчик Ваня? Может это пес Барбос? А может это дед...

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» iconКакие традиции продолжил А. И. Куприн в истории русской классической литературы?
Назовите произведения данного писателя и определите, какие в них темы раскрываются



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница