Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами




Скачать 120.67 Kb.
НазваниеУрок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами
Дата публикации28.01.2015
Размер120.67 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 18 г. Томска


Интегрированный урок (русский язык и литература)

Урок практической словесности

Тема урока:

Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами

(на материале рассказа Л.Н. Толстого

«После бала»)



Автор: Журавецкая Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ Гимназия № 18 г. Томска,

634041, г. Томск, ул. Киевская, д.111

тел. 55-74-34, e-mail: school18@tomsk.net


Томск - 2010

Урок практической словесности

Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами (на материале рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)
^ Цель урока: постараться увидеть, как при помощи предложений с однородными членами Толстой раскрывает свою авторскую позицию.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить, систематизировать и углубить знания обучающихся;

  • формировать внимательное отношение к языку художественного произведения

Развивающие:

  • развивать умение анализировать текст;

  • способствовать развитию познавательного интереса, творческого мышления, памяти;

  • формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, вкус к правильной русской речи;

  • содействовать формированию устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы.

Время реализации – 1 урок (45 минут).

Используемые приемы и методы педагогических технологий:

- по концепции усвоения и преобладающему методу: развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательская, развития образного мышления, коммуникативная, ИКТ;

- по подходу к ребёнку: личностно-ориентированная, гуманно-личностная, технология сотрудничества.
Интеграция: русский язык, литература
Авторский медиапродукт

I. Среда: программа «Interwrite Workspaсe», текстовый редактор Microsoft Word, программа Microsoft PowerPoint, электронный тест в Microsoft Excel.

II. Электронное пособие – наглядная презентация учебного материала из 20 слайдов. (Приложение 1)

III. Технологический сценарий

        1. Структура медиапродукта линейная, схема взаимосвязей слайдов презентации:




  1. Содержание кадров:

Номер кадра

Содержание кадров

Система навигации

1

Тема урока.


Переход (далее ) №2

2

«Погружение в текст». Задание 1

 на 3 слайд

3

«Погружение в текст». Задание 2

 на 4 слайд

4

«Погружение в текст». Задание 3

 на 5 слайд

5

«Погружение в текст». Задание 4

 на 6 слайд

6

Ключевые авторские слова, найденные при «погружении в текст»

 на 7 слайд

7

Лингвистический эксперимент. Задание 1

 на 8 слайд

8

Авторский вариант предложения

 на 9 слайд

9

Лингвистический эксперимент. Задание 2

 на 10 слайд

10

Авторский вариант предложения

 на 11слайд

11

Предложение, передающее душевный настрой Ивана Васильевича на балу

 на 12 слайд

12

Синтаксические конструкции для выполнения задания по их замене

 на 13 слайд

13

Задания по вариантам: выписать ряды однородных членов

 на 14 слайд

14

Предложения для работы I вариант

 на 15 слайд

15

Предложения для работы II вариант

 на 16 слайд

16

Предложение, передающее состояние Ивана Васильевича, увидевшего наказание.

 на 17 слайд

17

Выполнение задания по подбору однородных членов к слову жестокость

 на 18 слайд

18

Масленичный обряд

 на 19 слайд

19

Решение проблемного вопроса

 на 20 слайд

20

Домашнее задание





^ Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  1. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет использования средств интерактивной доски и продуктов Microsoft PowerPoint и Microsoft Excel;

  2. интенсификация учебного процесса;

  3. развитие творческого, логического и наглядно-образного мышления;


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники, тетради, классная доска.
^ Карта занятия


Комментарий хода урока

Время

(мин)


№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

1

1

Внимание


Организованность

Аккуратность


2. Восстановление опорных знаний

10

Тест в программе Microsoft Excel на интерактивной доске

Внимание


Самостоятельность Коммуникативность

3. «Погружение в текст», поиск авторских ключевых слов

6

2-6

Внимание

Логическое мышление.

Образное мышление. Творческое мышление

Коммуникативность

Аналитичность Аккуратность

Сообразительность

Аргументирован-

ность

4. Лингвистический эксперимент

5

7-10

Логическое мышление.

Творческое мышление

Память

Самостоятельность Любознательность Точность речи

Аргументирован-

ность

5. Поиск и замена синтаксических конструкций

4

11-12

Образное мышление. Творческое мышление.

Точность речи

Коммуникативность

6. Поиск рядов однородных членов в сенах описания мазурки и наказания

7

13-15

Внимание

Творческое мышление

Самостоятельность

Аналитичность Аккуратность


7. Однородные члены при описании состояния Ивана Васильевича, увидевшего наказание

4

16-17

Внимание

Память

Творческое мышление

Наблюдательность

Внимательность

Самостоятельность


8. Сообщение обучающегося «Масленичный обряд»

2

18

Внимание

Мышление

Точность речи

Коммуникативность

9. Решение проблемного вопроса

5

19

Внимание

Образное мышление. Творческое мышление

Внимательность

Самостоятельность

Коммуникативность

10. Домашнее задание.

1

20

Внимание


Самостоятельность

Устойчивость к достижению цели

Ход урока
1. Восстановление опорных знаний.

  • тест по рассказу (на интерактивной доске) (Приложение 2)

  • схемы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами (2 уч-ся на доске)


2. «Погружение в текст». Задание: восстановить слово авторского текста.


  • «И я невольно соединяю его и её в одном нежном (трогательном, умиленном, растроганном, ласковом) чувстве».

  • «Я посмотрел на его уткнутую в подушку и закрытую до половины фланелевым одеялом голову, и мне стало (необычайно, невероятно, любовно, исключительно) жалко его за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал».

  • «Крепостной наш лакей Петруша встретил меня со свечой и хотел помочь мне раздеваться, но я отпустил его. Вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно (забавным, родным, трогательным, заботливым)».

  • «При каждом ударе наказываемый, как бы (сжимаясь, удивляясь, ужасаясь, изумляясь), поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова».


Уч-ся высказывают свои варианты, обосновывают, затем вместе сверяем с текстом

Вывод: наше погружение в текст позволило нам найти ключевые авторские слова: любовно, трогательно, умиленно. Вот этими словами Толстой определил те чувства и взаимоотношения, которые должны быть главными между людьми. Именно эти чувства владели душой главного героя, именно любовь ко всем людям и окружающему миру испытывал молодой Иван Васильевич в то утро.

3. Продолжим работу над словом. Лингвистический эксперимент.

1) Задание: вспомните по тексту и допишите предложение

^ Она была прелестна:…

Уч-ся читают разные варианты, воспроизводят авторский текст. Рядом записывают авторский вариант

Она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная

- Почему Толстой использует именно такую синтаксическую конструкцию? Начертить схему на доске. (Союз и придает законченность высказыванию и выделяет смысловую нагрузку последнего слова. Дальше по тексту: именно величественная).
2) Задание: вставьте пропущенные определения:

^ Она была в ( ) платье с ( ) поясом и в ( ) перчатках, немного не доходивших до ( ) локтей, и в ( ) башмачках.

Учащиеся работают в тетрадях и у доски

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках.

- Какое определение преобладает, повторяется? (белый) Ассоциации с цветом? Цветопись.

- Не является ли повторение слова речевой ошибкой? Какова роль однородных определений? (Создают образ)

- С чем ассоциируется образ Вареньки? Назовите словесные ряды, ассоциации, слова. Учащиеся называют свои ассоциации, слова.
4. – Найдите предложения, передающие душевный настрой Ивана Васильевича на балу.

Уч-ся выбирают синтаксические конструкции.

^ Я был пьян любовью, но зато танцевал до упаду - танцевал и кадрили, и вальсы, и польки.

- Какой повторяется союз? Играет ли союз, синтаксическая конструкция выразительную роль? (Подчеркивает важность происходящего, передает душевный настрой Ивана Васильевича). Построить схему

- Перестроить синтаксические конструкции. Что изменилось?


5. - Назовите эпизоды, где Толстой ещё использует однородные члены. В каких сценах также важно передать движение?

(Учащиеся приводят примеры из текста: сцена мазурки, сцена наказания). Зачитывается текст.

I вариант выписывает ряды однородных членов из сцены описания мазурки.

II вариант – из сцены наказания.

I вариант

Он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг зала.

^ С некоторым усилием приподнявшись, он нежно и мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел её ко мне, думая, что я танцую с ней.

II вариант

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед…

При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.
Вывод: При описании движения, действия используются однородные сказуемые, обстоятельства, которые подчеркивают контраст в описании двух сцен.

6. – Найдите предложение, передающее состояние Ивана Васильевича, увидевшего наказание.

- В прямом или переносном смысле используется слово тошнота? (переносный смысл - омерзение)

- Какие глаголы используются при описании состояния Ивана Васильевича?

- Что передает Толстой перечислением этих сказуемых? (Ужас, страх)

- Какая метафора завершает? («вырвет ужасом»)

- «Неловко и неприятно» было все это вспоминать Ивану Васильевичу. Почему?

( Несовместимость нравственной основы Ивана Васильевича с тем, что он увидел).

- Что стало главной причиной того, что жизнь Ивана Васильевича изменилась? (Жестокость)

- Подберите ряд однородных членов, раскрывающих понятие жестокость.

(Жестокость – зло, несправедливость, ненависть, бессердечность, беспощадность, безжалостность. Жестокость – друга, людей, времени, судьбы).
7. Решение проблемного вопроса:

- А теперь вспомним последнее ключевое слово, которое мы нашли в начале урока (удивляясь) и зададим себе еще два очень важных вопроса, если мы внимательные и вдумчивые читатели.

- Почему наказываемый при каждом ударе поворачивал лицо в сторону удара, как бы удивляясь?

- И второе – почему наказываемый был татарин?
Будем внимательны, Толстой уже почти ответил нам почему, но его ответ рассыпан по ткани повествования и нам надо только собрать эту важную для нас мудрость.

- Итак, какая погода стояла в то утро? («Самая масленичная погода»)

Давайте вспомним масленичный обряд. Сообщение уч-ся.

- Какое же на самом деле было утро? Зачитать описание утра в тексте.

Казалось бы, чему удивляться, если это было наказание, и какое значение имеет, русского ли наказывают или нерусского?

А ведь мы уже ответили раньше на эти вопросы, даже еще не задавая их. Было Прощеное воскресенье. То, что происходило, быть не должно. Даже в сознании татарина не укладывался факт происходящего. Его слова: «Братцы, помилосердствуйте» - словно растворялись в том страхе, который владел одними, и в том бездушии и жестокости, заполнившими, как туман, сознание других. Писатель, как и его герой, ужасался происходящему безумию.

Урок подошел к концу, но то, о чем мы говорили, вы обдумаете дома и выразите в своих сочинениях-миниатюрах «Что для вас жестокость?»
Д/з: написать миниатюру «Что для вас жестокость?»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconЭкспрессивные возможности конструкций с однородными членами
...

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconЭкспрессивные возможности конструкций с однородными членами (употребление...
Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л. Н. Толстого

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconНашего урока словесности «Экспрессивные возможности конструкций с...
Ребята, сегодня у нас открытое занятие, и вы, надеюсь, захватили с собою отличное настроение, серьёзность, уверенность в будущих...

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconУрок-погружение Тема: «Экспрессивные возможности конструкции с однородными членами»
Помочь понять некоторые аспекты мировоззрения Л. Н. Толстого, погрузившись в его язык

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconОднородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения...
Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconТема урока: Предложения с однородными членами. 5 класс Цель урока
Образовательные: повторить основные признаки однородных членов предложения; знаки препинания при однородных членах

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами icon«Изобразительные возможности предложений с однородными членами»
Очп в художественной речи (подробное, детальное описание героя, окружающей обстановки, образная характеристика действий, передача...

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconТема урока: Предложения с однородными членами, объединенные союзами.
Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных...

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconТема урока: Имя числительное ( обобщающий урок) Тип урока
Имя числительное (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических)

Урок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами iconКонспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница