Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс)




НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс)
страница1/5
Дата публикации28.01.2015
Размер0.69 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

1 Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение», автор Л.А. Ефросинина (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой (2010г)).

Литературное чтение имеет огромное значение в формирование духовно-богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Основная цель уроков литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как искусства художественного слова; обо­гатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование задач деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по­нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше­ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан­ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз­ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

^ Для реализации программы используется учебно-методический комплект.

  • Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» для 4 класса: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – Москва. Вентана Граф, 2010г.

  • Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. Учебная хрестоматия» для .4 класса.– Москва. Вентана Граф, 2006 г

  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (№1, №2) Рабочая тетрадь для учащихся 4классов.- Москва. Вентана Граф,2012г.

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой (2010г )


Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, но в программу внесены изменения. По учебному плану на литературное чтение отводится 3 часа , поэтому сокращены на 1час уроки рекомендуемые для дополнительного чтения.

^ Общая характеристика предмета
Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие — овладение элементарными лите­ратурными представлениями и знаниями. Круг минималь­ных литературоведческих понятий вводится не для того, что­бы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разо­браться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испы­тывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования млад­ших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельно­сти: слушании, чтении, говорении, письме..

Следует обратить внимание еще на один специфичес­кий для учащихся 4 класса аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой еди­ницы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем па литературном материале и организуем целостное вос­приятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти ас­пекты деятельности не следует путать. Поэтому в програм­ме разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое coдержание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечива­ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмо­ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита­ния, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и но­вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в 4 классе являются следующие:

Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

На основном этапе (4 класс) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» клас­сической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жан­рах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями приро­ды, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд ав­торов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хро­нологическая последовательность предъявления произведе­ний одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эсте­тического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной от­зывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагоги­ческие принципы построения процесса обучения: системно­сти, преемственности, перспективности и др.

Как осуществляется обучение литературному чтению в 4 классе?

В 4 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литера­турные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает боль­шую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определен­ные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

В 4 классе проводятся уроки обучения работе с кни­гой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждо­го изучаемого раздела.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терми­нах, навык чтения, восприятие литературного произведе­ния, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредмет­ные связи.

Поясним кратко основные линии программы.

Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. В 4 классе — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понима­ние задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто хо­рошо читает, так и с теми, кто отстает в овладении про­цессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности*.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстратив­ную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту прису­щую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведе­ния зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие ав­торскому замыслу.

В 4 классе начинается собственно литературное чте­ние школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его компози­ции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное вос­приятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне по­нимания главной мысли.

Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 4 классе вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, рас­ширяется круг детского чтения, в соответствии с этим услож­няются произведения и увеличивается доля литературовед­ческих терминов.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в кон­тексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать,

почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а за­тем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельно­сти — говорение. Практическое знакомство с диалогом и мо­нологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диало­га о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обуче­ние пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихо­творных произведений и небольших отрывков из прозаиче­ских произведений.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного разви­тия, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интер­претировать текст. Для этого программа предлагает исполь­зовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произве­дения, реконструировать отдельные картины сюжета, описа­ние героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин­терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают­ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме­ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работы в парах.

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотвор­ные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повто­ров, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые кон­цовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные I и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лирич­ность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и геро­ев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные расска­зы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реаль­ных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Лите­ратура, фольклор, литературное произведение. Литератур­ные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художествен­ное произведение, научно-художественное, научно-популяр­ное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворе­ние, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или про­изведений одного и того же автора; особенности произведе­ния (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их по­ступков, выделение деталей для характеристики; определе­ние времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формиро­вание своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художе­ственному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных ис­торий с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произве­дениям во внеурочное время (в группе продленного дня, и творческой мастерской, в литературном кружке или на фа­культативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказоч­ный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших про­изведений или глав из произведений целыми словами. Уме­ние читать выразительно текст произведения, передавая от­ношение к событиям, героям, выбирая соответствующий со­держанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смы­сла событий. Вычленение главной мысли текста. Определе­ние поступков героев и их мотивов в произведениях; сопо­ставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отноше­ния к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концов­ка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текс­та (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостояте­льное выполнение заданий к тексту

Читательские умения:

самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

отбор произведений по теме и жанру, авторской при­надлежности;

самостоятельное чтение произведений и книг по за­данной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочи­нение считалок, сказок, рассказов);

с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, ис­пользование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

с уроками музыки: знакомство с музыкальными про­изведениями на тексты отдельных произведений, составле­ние музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках/
^ Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 102 часа в год (34 рабочих недели по 3 часа в неделю.)

Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны знать:

  • название и основное содержание изученных литературных произведений: имена, отчества и фамилии их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);


называть, проводить примеры:

  • сказок народных и литературных;

  • стихов и рассказов из круга детского чтения;


различать, сравнивать:

  • произведения фольклора;

  • жанры детской художественной литературы;

  • сказки народные и литературные;

  • словари и справочники;

  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);


уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;


К концу обучения у учащихся должны быть сформированы УУД.

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации



^ Содержание программы учебного предмета
1.Героическая песня, былина, легенда библейское предание.(5)

В этом разделе ученики знакомятся с понятиями: о былине как о жанре фольклора; о героической песне; «библейское предание»; легенда – жанр фольклора. Повторение изученных былин, понятие о былине как о жанре фольклора. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов

^ 2. Мифы народов мира (4)

В этом разделе происходит знакомство с понятием о мифе, особенностями древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Образы героев мифа. Составление плана, пересказ по плану. Рассказывание эпизодов.

^ 3. Книги Древней Руси (7)

Учащиеся узнают в этом разделе о житие как о жанре древнерусской литературы. Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как о жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли (служение Родине, ее процветание).

4.^ Басни. Русские баснописцы. (4)

Закрепление понятия «басня», «мораль», «вступление». Учащиеся знакомятся с понятием: «аллегория». Закрепление понятий «Олицетворение и «сравнение». Сравнение басен И. Крылова, И. Хемницера, Л. Толстого ( сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнение в выразительном чтении. Заучивание басен. Сравнение басен А. Измайлова и И.Крылова.

^ 5.Произведения В.А. Жуковского (3)

Творения видов сказки. Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадке). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Слушание баллады В.А.Жуковского «Светлана», слушание сказок: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее». Сравнение сказок.

^ 6.Произведения А.С.Пушкина (5)

В этом разделе учащиеся работают с понятиями: эпитеты, сравнение, рифма, ритм, тон, фон, иллюстрационный рисунок. Расширение жанровых разнообразий. Работа с сюжетом. Повторение произведений А.С.Пушкина. Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкине. Знакомство со словарем В.И. Даля, повторение произведений В.Даля. Произведения А.С.Пушкина в детских журналах.

^ 7.Произведения М.Ю. Лермонтова (4)

Работа с текстами стихотворений М.Ю.Лермонтова. Повторение понятий «строфа», «рифма». Выделение логических ударений. Выразительное чтение стихов, заучивание наизусть. Понятие об авторской сказке, героях положительных и отрицательных. Работа с книгами М.Ю.Лермонтова, книги-справочники. Слушание восточного сказания М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных песен.

^ 8. Произведения П.П. Ершова (2)

Особенности волшебных сказок. Ритм, тон и темп чтения. Наблюдение над особенностью стихотворных строк. Творческая работа: мини-сочинение «Слово о Пушкине».

^ 9. Произведения В.М. Гаршина (4)

Закрепление понятия «легенда», выделение особенностей легенды, определение главной мысли. Сюжетно – композиционный треугольник. Рассказывание отдельных эпизодов. Понятие об авторской сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану.

^ 10. Произведения русских писателей о детях (2)

Понятие о повести, главах. Работа с сюжетно-композиционным треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции выражение своего отношения к произведению и поступку героев.

^ 11. Произведения зарубежных писателей (6)

Повторение произведений зарубежных писателей. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора. Структурные единицы главы, абзацы, смысловые части. Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи). Русские писатели-переводчики (К.И.Чуковский, А.А.Ахматова). Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей.

^ 12. Л.Н. Толстой(6)

Составление рассказа.

13.А.П. Чехов ( 2 )

14. Стихи А.А. Блока (2)

В этом разделе работают над понятиями: тон, темп, ритм. Определение позиции поэта. Определение темы, комментирование заголовка, определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть. Повторение стихов А.А.Блока, изученных раньше.

^ 15. Стихи К.Д. Бальмонта (4)

Определений тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Работа с книгами стихов русских поэтов.

^ 16. Произведения А.И. Куприна (4)

17. Стихи И.А. Бунина.(3)

Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Закрепление понятий тон, темп, ритм. Закрепление понятий: эпитет, сравнение. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть стихов. Повторение стихов русских поэтов. Сравнение стихотворений, выделение их главной мысли.

^ 18. Произведения С.Я. Маршака.(6)

Повторение понятия жанры произведений. Понятия: пьеса, действие, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка. Работа с пьесой по действиям: чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спектакля.

^ 19. Произведения П. П. Платонова (2)

Знакомство с понятиями: «жанр в жанре»; «сказки – были». Выделение описаний картин природы, внешнего вида героев и отношения человека к природе и природы к человеку. Слушание сказки-были А.П.Платонова «Старый воробей»

^ 20. Стихи Н.А. Заболоцкого (3)

Повторение понятий: пауза, логическое ударение. Сравнение стихотворений: строф, тем. Выразительное чтение ( паузы, логические ударения). Работа с текстом стихотворения. Работа с книгами стихов: отбор стихов по темам, по авторам.

^ 21. Произведения Н. М. Рубцова (4)

22. Произведения о детях войны (2)

Повторение понятий: строфа, рифма, описание. Книги о детях войны ( время и место действия, герои, их поступки, игры). Слушание стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста». Творческая работа: рассказ о любимом литературном герое (ребенке).

^ 23. Юмористические произведения (4)

Понятия: юмор, ирония. Повторение изученных рассказов о детях. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Повторение стихов о детях. Работа со стихотворением А. Л. Барто «Леночка с букетом»: чтение, беседа, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть. Юмористические произведения на страницах газет и журналов.

^ 24. Произведения С.В. Михалкова (6)

Повторение произведений С.В.Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание одного из стихотворений. Повторение понятий: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.

^ 25. Очерки (4)

Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Выделение особенностей очерка. Очерки о писателях. Повторений изученных очерков. Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Повторение произведений и очерков А.И.Куприна о Чехове, Р.Сефа о Дж. Чиарди.

^ 26. Путешествия, приключения, фантастика. (9 )

Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере. Рассматривание книг Дж. Свифта. Повторение понятия «описание героя». Понятие писатель-фантаст. Работа с произведе-

ниями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Знакомство с книгами Н.П.Вагнера.



раздела

Тема раздела

Кол-во часов



Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

5



Басни. Русские баснописцы

4



Произведения В.А.Жуковского.

3



Произведения А.С.Пушкина.

5



Произведения М.Ю.Лермонтова.

4



Произведения П.П.Ершова.

2



Произведения В.М.Гаршина

4



Произведения русских писателей о детях

2



Произведения зарубежных писателей.

6



Мифы народов мира.

4



Книги Древней Руси.

7



Произведения Л.Н.Толстого

6



Антон Павлович Чехов

2



Платонов П.П.

2



Произведения А.А.Блока

2



Произведения К.Д.Бальмонта

4



Произведения А.И.Куприна

4



Произведения И.А.Бунина

3



Произведения С.Я.Маршака

6



Произведения Н.А.Заболоцкого.

3



Произведения Н.М.Рубцова

4



Произведения о детях войны

2



Произведения С.В.Михалкова

5



Юмористические произведения

4



Очерки

4

26

Путешествия, приключения, фантастика.

9




Итого

102ч
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа 2100», а именно:...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее – рабочая программа) и составлена...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconРабочая программа по предмету литературное чтение (умк «Школа 2100») 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа-2100", а именно:...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconРабочая программа по литературному чтению на 2013 2015 годы
Рабочая программа" учебного предмета "Литературное чтение"разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) iconПояснительная записка Раб
Рабочая программа" учебного предмета "Литературное чтение" разработана на осно­ве учебно-методического комплекта "Школа России",...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница