Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»




Скачать 70.87 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»
Дата публикации27.01.2015
Размер70.87 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Киреева Людмила Павловна,

учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Ноябрьск

Тел.: 89044585814

E-mail: Lumalu_mila@mail.ru
Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме:

«Л.Н. Толстой «Прыжок»
Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л.Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь
Раздел: Великие русские писатели

Тема: «Л.Н. Толстой «Прыжок»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

-познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Прыжок»;

- подготовить учащихся к выразительному чтению для более глубокого и точного пересказа мысли и чувств, заключенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изобразительным событиям, героям их поступкам.

Задачи:

-учить детей сравнивать художественные тексты, анализировать поступки героев, выделять основную мысль текста; обогащать словарный запас учащихся;

-развивать интерес к чтению, монологическую и диалогическую речь учащихся, эмоциональную сферу личности ребенка; формировать умение работать с текстом;

-воспитывать познавательную активность; формировать межличностные отношения учащихся.
^ Методическое оснащение урока:

1) презентация к уроку

2) смайлы (для рефлексии (25 шт.)

3) карточки с характеристикой героя (25 шт.)

4) портрет писателя

5) иллюстрация с изображением обезьяны

^ Методы обучения: фронтальный опрос, монологический ответ учащегося, прием предвосхищения событий рассказа; здоровьесберегающие технологии

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная)

Словарная работа: галера, палуба, мачта, аршин
^ Ход урока:

I. Орг. момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
II. Проверка домашнего задания

а) алаку – акула (отгадай какое слово зашифровано)

б) дома вы готовили пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

- пересказ по плану

- пересказ от лица артиллериста (оценивают дети)

- какой герой ярко изображен в рассказе?
^ III. Речевая разминка

Фотограф.

Нелегко снимать зверей,

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит «Боюсь немножко

Что увидит снимок кошка» -

«Уколю – грозится ёж –

Если снимок не пришлешь».

(В. Берестов)

- читаем медленно, четко выговаривая слова

- шепотом, тихо, вполголоса, громко

- выразительно, в движении.

- А что сказала бы обезьяна?(показ иллюстрации)

-Она просила бы снять её и так и этак, она любит позировать корчить

рожи, кривляться, гримасничать.

- Я не случайно упомянула об обезьяне.

Слайд №1 - Сегодня мы познакомимся с первым рассказом Л.Н. Толстого

«Прыжок», в котором она сыграла не последнюю роль.

^ IV. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний.

а) Сначала я вам предлагаю «включить» своё воображение и побывать заочно в музее «истории кораблей» А экскурсоводом у нас будет Эдик.

Слайд № 2

Слайд № 3 (рассказ об истории развития кораблестроения с

Слайд № 4 показом слайдов и рисунков.)

Слайд № 5

б) – Такие корабли раньше служили основным средством для дальних морских плаваний.

- Рассмотрите рисунок с. 153 к рассказу «Акула».

Палуба такого корабля делалась из твердых пород дерева мачты возвышалась над ней на высоте 15-25м. (высота 5-8-ми этажного дома).

На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины, к перекладине протягивалось множество канатов и веревочных лестниц.

Вот на одном из таких кораблей и произошла история, с которой мы сейчас познакомимся.
^ 2.Чтение рассказа

а) Под музыку шум моря читаю начало рассказа до слов: «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику…»

- Как вы думаете, откуда на корабле была обезьянка? (Корабль возвращается из кругосветного путешествия…)

- Как вы поняли выражение «еще больше расходилась» (еще больше гримасничала, прыгала)

- Посмотрите на иллюстрацию и подумайте, что будет дальше?

(предположение детей)

б) чтение до конца: Учитель + дети

- Оправдались ли ваши предположения?

(Словарь: аршин – русская мера длины ≈ 71 см.)
3. Физминутка

«На море»

- «Горизонт» (правую руку выставляем вперед, указательным пальцем ведем линию в воздухе слева направо на счет 1-4 и наоборот на счет 5-8)

- «Лодочка» (так же, только ведем дугу вниз)

- «Пловцы»( правую руку вытянуть перед собой, на счет 1 – 4 приближаем указательный палец к носу одновременно смотря на кончик пальца)

5 – 8 отдаляем от себя глядя на кончик пальца.

- «Солнышко» 1 – 4 – ведем круг в воздухе влево; 5 – 8 вправо.

- «Яркое солнышко» - зажмурить глаза

- закрыть ладонями

- часто поморгать
^ 4. Работа над содержанием текста

- Почему мальчик залез на мачту корабля?

(Обезьяна сорвала шляпу и живо забралась на мачту. А все стали смеяться)

- Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты характера:

(на доске) Геройство

Смелость

Хвастовство

Желание испытать себя

Или покрасоваться

Сделать все по-своему (выбор детей)

- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?

(Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он сын капитана, а матросы – подчиненные капитана – смеются над ним. Мальчик не захотел показаться слабым.)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика?

В какой момент? Почему? (Зачитайте отрывок с. 158 – 1 абзац)

Кто помог мальчику? Как это произошло? (Зачитайте отрывок с.158- 4 абзац)

Слайд № 6

– Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Представьте, что это кадр диафильма. И вам надо подобрать точные слова для него.

- Какие это будут слова, зачитайте? С. 158

- Как это характеризует мальчика? (смелый поступок, решительный)

-Как находчивость капитана спасла мальчика?

-Когда вы переживали за мальчика?

- Почему капитан заплакал? (Он потрясен)

- Похожи ли рассказы «Акула» и «Прыжок»? Чем?

а) Место действия – корабль

б) Настроение и переживания схожи – сначала хорошее настроение, потом тревожно, волнение, страх и наконец, облегчение

в) Отцы спасают своих детей, проявляя находчивость. Это сильные, решительные, красивые люди.

г) Столько картин! Столько движения!

- Чем различаются рассказы?

- Кто изображен ярко в рассказе «Акула»?

-А в рассказе «Прыжок»?
^ 5. Составление характеристики героя.
Давайте проследим по содержанию рассказа как описывает Л.Н. Толстой состояние мальчика.
Работа в группах - Найдите и подчеркните слова, которые показывают

(1-2 мин. листочки состояние мальчика

с текстами с.153, с.154)

(на доске) 1. растерянность

2. обидчивость

3. стыдится слабости (выбирают характе-

4. желает покрасоваться ристику по ситуации)

5. самоуверенность

6. беспечность

7. легкомысленность

8. чувство страха

9. решительность

10. смелость
Каждый из учащихся получает лист с такой же характеристикой

Д/З: 1) группа* - составить рассказ-характеристику мальчика, опираясь на данный список.

2) Остальные – приготовится читать выразительно, отображая черты героев произведения, выражая к прочитанному свое отношение.
^ V. Итог урока.

- О чем этот рассказ?

- Рефлексия:

Смайлы. 1. - Если вам понравился урок и вы считаете, что все удалось,

поднимите «улыбку»

- Если не понравилось на уроке «грустное лицо»

- Если остались равнодушны «спокойное лицо»

2. А кто будет дома перечитывать для выполнения задания этот

рассказ с удовольствием «улыбку»
Слайд № 8 Слова из письма Л.Н.Толстого.

«Главное требование моё - понимание. Писать можно из головы и из сердца. Я старался писать только из сердца

-Поэтому так хорошо и доходит смысл его рассказов до наших сердец.
Список использованной литературы

1.Кутявина С.В. поурочные разработки по литературному чтению:3 класс.-М.:ВАКО,2010-288с.-(В помощь школьному учителю).

2.Ковалько В,И. Школа физкультминуток (1-4 классы):практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.-М.:ВАКО,2007.-208с.-(Мастерская учителя).

3.Инернет-ресурсы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconМетодическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным»
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным» В. Драгунский

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconЛ. Н. Толстой «Прыжок»
Оборудование: учебник литературного чтения для 3 класса Э. Э. Кац, 1 часть, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, диск со слайдами...

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconРазработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка»
Тема: Первичные представления о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка»

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconМетодическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по...
Цель: Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconМетодическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие...
Образовательное учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тымская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconКонспект урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Акула»
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению; аудиозаписи

Методическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок» iconМетодическая разработка.
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница