Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»




НазваниеПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
страница1/6
Дата публикации27.01.2015
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6



Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу литературного чтения для учащихся 3-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «ЛСОШ» (далее Образовательной программой);

  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.).

  • с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.



Цель:

-формирование читательской компетентности младшего школьника. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Задачи:

1) формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико – литературными понятиями.

^ Содержание программы.

Третий класс Литературное чтение (136 ч)

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы

и очерки. Справочная литература: словари, детская - энциклопедия, книги-справочники.

^ Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении с Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей -•: взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

^ Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре : сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотвор­ные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, :рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных .обращений, присказки, зачины и их варианты, особые кон­цовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные -: отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лирич­ность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев: наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, остойчивых выражений. Рассказы-описания (научно-художественные расска­зы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реаль­ных знаний.

^ Ориентировка в литературоведческих понятиях. Лите­ратура, фольклор, литературное произведение. Литератур­ные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художествен­ное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворе­ние, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

^ Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произве­дения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики: опре­деление времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирова­ние своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художе­ственному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных ис­торий с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произ­ведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр. кон­курсов, утренников, уроков-отчетов.

^ Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения. (желательно: темп чтения вслух – не менее 60 слов в минуту и про себя – не менее 80 слов в минуту).

^ Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычисление главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

  • отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;

  • Самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка;

  • с уроками изобразительного искусства;

  • с уроками музыки;

  • с уроками труда.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту)и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту) ;

  • знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

  • выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;

  • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;

  • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;

  • самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;

  • пользоваться библиотечным фондом;

  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

  • пользоваться справочной литературой.

Формирование УУД:

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебника «Литературное чтение».
^ Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
^ Предметные результаты:

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно и правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- различать рассказ и стихотворение.

^ Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013;

  2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013;

  3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:3 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Литература:

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 3 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.

  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентане – Граф, 2013.


^ Календарно – тематическое планирование ( 4 часа в неделю, 136 часов всего)


Дата

урока п/п


Тема урока

Виды учебной деятельности

на уроке

Универсальные

учебные действия

Стр. учебника, хрестоматии



Раздел «Устное народное творчество» (16 часов)










Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик»

урок изучающего чтения


Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении.


регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

У. 4-10






Малые формы фольклора: пословицы.

урок изучающего чтения


коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

У. 10-13






Малые формы фольклора: русские народные сказки.

«Самое дорогое»

урок изучающего чтения




Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Определение главной мысли. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя



познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

У. 13-18






Малые формы фольклора: русские народные сказки.

«Про Ленивую и Радивую»

урок изучающего чтения


регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

У. 18-24






Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

урок изучающего чтения


Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Работа с книгой: предисловие, послесловие


коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Х..34-42





Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Дополнительное чтение. РНС «Умная внучка»в пересказе А.П.Платонова

урок изучающего чтения


Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. наблюдение за развитием событийеление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты


У.18-23

Х.124-136





Р.С.

Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

урок изучающего чтения

Северные народные сказки. «Глиняный парень»

Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу


регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

У.30-32





Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

урок изучающего чтения


коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

У.30-42





Слушание и работа с детской книгой.. Русские народные сказки «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц»

урок изучающего чтения


Слушание сказки. Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных. наблюдение за развитием событий. деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям


познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Х.43-58





Р.С

Малые формы фольклора: скороговорки, потешки

урок изучающего чтения

Колыбельные песни.

Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок


коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Х. 6

У. 43-44





Урок обобщения по разделу «Устное народное творчество».

Проверочная работа по формированию читательских умений.

урок развивающего контроля



Обобщение по разделу. Литературная игра.

Выставка прочитанных книг.


познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль


Т.25-27





Былины. «Добрыня и змей»

урок изучающего чтения


Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

У.45-49





Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

урок изучающего чтения


Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

У.50-56





Былины. «Алеша Попович и ТугаринЗ меевич», «Вольга
и Микула»

урок изучающего чтения


Сравнение былин. Выявление характера героя его поступков и их мотивов.


познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

У.57-70





Слушание и работа с детской книгой. Былины. «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

урок изучающего чтения


Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий

Сравнение былин. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление


коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Х. 7-33





Урок – обобщение по разделу «Былины»

Проверочная работа по формированию читательских умений.

урок развивающего контроля


Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства.

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Т. 36-38




^ Басни Эзопа и И.А.Крылова. (5 часов)








Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лисица и виноград»

урок изучающего чтения


Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение


коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

У. 74-76





И. Крылов «Ворона и лисица», Дополнительное чтение

Эзоп «Ворон и лисица»

урок изучающего чтения



Формулирование личной оценки героев басни. упражнение в выразительном чтении

(выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).

Работа с внутритекстовой иллюстрацией.

Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении


познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

У.77

Х. 137






Слушание и работа с детской книгой. И. Крылов «Крестьянин и Работник», «Волк и Ягненок»

урок изучающего чтения

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Х. 141-144





Слушание и работа с детской книгой. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», урок изучающего чтения


коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Х. 138-141
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов является компонентом ооп мбоу...

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПояснительная записка (литературное чтение)
Литературное чтение является важным учебным предметом в программе специальной школы

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов разработана на основе

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению 1 класс
Предмет литературное чтение представлен двумя курсами: обучение грамоте и литературное чтение

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Л. А. Ефросининой, утвержденной Министерством образования и науки рф, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПрограмма «Литературное чтение» пояснительная записка рабочая программа...
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения...

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПояснительная записка Раб
Рабочая программа" учебного предмета "Литературное чтение" разработана на осно­ве учебно-методического комплекта "Школа России",...

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л....

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПояснительная записка Литературное чтение. 2 класс рабочая программа...
Образования и науки рф, в соответствии с примерной образовательной программой “Планета знаний”, программой по предмету «Литературное...

Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» iconПояснительная записка. Статус документа рабочая программа по курсу...
«Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе примерной программы в соответствии с программой и учебником под редакцией...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница