Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей.




Скачать 314.68 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей.
страница1/4
Дата публикации25.01.2015
Размер314.68 Kb.
ТипОбразовательная программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №3 ст. КАРДОНИКСКОЙ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор МКОУ «ООШ №3

по УВР МКОУ «ООШ №3 ст.Кардоникской»

ст.Кардоникской» Кононова В.И.

Нестеренко Л.А. 2 сентября 2013 года

31 августа 2013 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога Буланчиковой Елены Ивановны

первой квалификационной категории

по литературному чтению


РАССМОТРЕНО:

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2013г

2013 – 2014 учебный год

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  3. Примерной и авторской программы начального общего образования по чтению и начальному литературному образованию Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.


^ Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы

  1. Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

  2. Рабочая учебная программа сохраняет основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по чтению и начальному литературному образованию Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

^ Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателе, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.

2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Форма подачи текстов в 4 классе - диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

- «Любимые книги»;

- «У истоков детской литературы»;

- «XIX век. Путешествие продолжается»;

- «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями».

Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

На изучение литературного чтения отводится:

- всего 136 часов в учебный год (4 часа в неделю). В том числе:

- на проведение проверочных работ - 8 ч;

- библиотечных уроков - 3 ч.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

^ Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

^ I. Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

^ II.Работа с текстом во- время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

^ III.Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.

^ Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе

В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:

1) по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;

2) знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:

- рассматривание книги, знакомство с писателем;

- чтение учителем фрагмента из любого текста;

- самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;

- самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;

3) урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку

^ Требования к уровню подготовки обучающихся

(4 класс)


Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

  • осознанное, правильное, выразительное чтение;

  • умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • самостоятельное нахождение ключевых слов;

  • самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

  • вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

  • формулирование основной мысли текста;

  • составления простого и сложного плана текста;

  • написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

  • высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

  • видеть в художественном тексте языковые средства, использованные автором






^ Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Для отслеживания уровня усвоения материала в процессе его изучения используются авторские проверочные работы, которые являются приложением к рабочей тетради по чтению (10 работ). Кроме этого делаются ежемесячные замеры скорости чтения, результаты которых фиксируются в Листе достижений (см. Приложение). В конце каждого раздела пишется творческая работа (сочинение на заданную тему).

В качестве итогового контроля используется итоговая контрольная работа (по тексту администрации) и итоговая проверка навыков чтения.
Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

^ Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

^ Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трём требованиям



Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

^ Оценка "4" -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

^ Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки чтения по книге «В океане света». 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2012, 208 с.



Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

  1. Бунеев Р.Н. В океане света (1, 2 ч.). Книга для чтения. – М.: Баласс, 2012.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 класс – М.: Баласс, 2012. – 112 с.

Контрольно-измерительные материалы по курсу

Приложение

Контрольная работа по чтению в 4 классе
Ученик _______________________________________ класс ________

1)Прочитай текст.

Медведь.

К отцу Сергию повадился медведь. Ноздрями шевелит: свежим хлебом пахнет.

- Погоди маленько, - сказал отец Сергий. – Хлебушко остынет. Я тебе его и вынесу.

Хлеб он положил на пень, а сам – в сторонку. Медведь понюхал каравай и съел его с большой охотой.

Каждый день в одно и то же время медведь стал приходить к избушке. Придёт и ждёт, как человек, когда же выйдет отец Сергий.

- Иду, иду, - говорит тот. – Несу, несу – голод не тётка. На печь от него не залезешь. Жалко, что мучка кончается.

Медведь прислушивался к неторопливой речи человека и не спешил уходить. Теперь отец Сергий пёк караваи поменьше: мука кончалась. Испечёт, разломит на две доли и большую отдаст медведю, а меньшую оставит себе.

- Ешь, гостюшко, не обижайся. Чем богаты, тем и рады.

А медведь не обижался. Он кое-что понимал. Да и, пожалуй, ему дороже хлеба было доброе слово.
Задание.1) Обведи в кружок точку перед тем ответом, который ты считаешь правильным.

1. Каков жанр этого произведения?

  • Сказка;

  • рассказ;

  • басня.

2. Что необычного в содержании этого текста?

  • Медведь любил хлеб.

  • Медведь понимал доброе слово.

Подчеркни в тексте подтверждение правильности твоего ответа.

3. Выпиши из текста слова и выражения, которые произносил отец Сергий?

  • Как называл хлеб? ____________________________________

  • Как обращался к медведю? _____________________________

  • Какие поговорки он произносил?

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


  1. Найди к каждой пословице из левой колонки разъяснение её смысла в правой колонке. Соедини.

Без дела жить – только

небо коптить.


Не следует надеяться на

невозможное.

Дважды в год лета не бывает.

Нужно судить не по внешнему виду,

а по содержанию.


Не всё то золото, что блестит.

Каждый должен трудиться.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального...

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа по курсу "Литературное чтение" для 2 класса (Образовательная...
Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 2-го класса Е. В. Бунеевой,...

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа по литературному чтению образовательная система «Школа 2100»
Стандарты второго поколения), авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Литературное чтение» (Образовательная...

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconПрограмма по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Литературное чтение» Образовательная система «Школа 2100» и с учётом учебного плана мбоу сош №3 им...

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа по литературному чтению (умк «Школа 2100»)
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа по литературному чтению учителя Виноградовой С. И
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа по литературному чтению учителя Васильевой В. М
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена...
«Литературное чтение» авторов Е. В. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Учебник: «Литературное чтение» 4 класс. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа литературное чтение
Основной образовательной программы начального общего образования лицея №145 и учебного плана гбоу сош №145 на 2013 2014 учебный год...

Образовательная программа по чтению и начальному литературному образованию Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. iconРабочая программа по литературному чтению «Школа 2100»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница