Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании»




НазваниеПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании»
страница1/5
Дата публикации25.01.2015
Размер0.61 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол №__

«__»_____ 2013год



«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____М.В. Кондратьева

«__»_____ 2013год



«Утверждаю»

Директор школы

_____Л.П. Сорокина

Приказ №____

«__»_____ 2013год



^ Рабочая программа учебного предмета

литература

9 класс (базовый уровень)

учителя русского языка и литературы

Бабыкиной Марины Александровны


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № __ от

«__» ______2013г


с. Речное - 2013-2014 уч. год

^ Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Примерной программы по литературе

- Приказа МО и Н РТ от 4 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

- Учебного плана МБОУ – Реченской ООШ Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2013 года)
1. Общая характеристика учебного предмета


Литература
– базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

2. Специфика предмета.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:
V-VI классы
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
IX класс
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ Реченская ООШ. Базисный учебный план для образовательных учреждений РТ предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объёме 105 часов.
3. Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
^ Цели обучения.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

4. Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


5. Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Введение

1

^ Древнерусская литература

7

Литература 18 века

12

Литература 19 века

60

Литература 2 половины 19 века

20

^ Зарубежная литература

5

Итого

105


6. Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)

Литературные направления, школы, движения.

^ Древнерусская литература (7 часов)

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. «Печальная повесть о походе Игоревом». Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…». Образ автора в «Слове…». РР. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» Обучение сочинению

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Стихотворения «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…»

^ Литература 18 века (12 часов)

Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм.

М. В. Ломоносов – реформатор русского языка.

У литературной карты Татарстана. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Творчество М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». «Сатиры смелый властелин». Герои и идейное содержание комедии. Идеал честного человека в комедии. Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки».

А. Н. Радищев. Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...».

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Осень».

Повесть Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

У литературной карты Татарстана. Или Абдуссалям. Жизненный и творческий путь.

^ Литература 19 века (60 часов)

Становление и развитие романтизма в 1 четверти 19 века. Важнейшие черты эстетики русского романтизма.

К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности».

В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики. Баллада «Светлана».

К. Ф. Рылеев Жанр исторической песни в творчестве поэта. «Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века.

А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Сюжет, композиция, система образов. «Век нынешний и век минувший». Любовная интрига в комедии. Фамусовское общество. Развязка комедии «Горе от ума». Проблема ума.

И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.

РР. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

У литературной карты Татарстана. Туфан Миннуллин «Альмандар из Альдермеша».

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема дружбы в лирике поэта. «Свободы верный воин». Свободолюбивая лирика Пушкина. Романтические поэмы Пушкина. Образы природы в лирике А.С. Пушкина. «Поговорим о странностях любви…». Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина.

«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия.

А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей.

У литературной карты Татарстана. Н.А. Дурова. «Записки кавалерист-девицы».

А.С. Пушкин. «Я думал уж о форме плана…».Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, сюжет, композиция. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Роль антитезы в создании центральных образов романа. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Анализ 5 главы. Сон и именины Татьяны. Анализ 6 главы. Дуэль. Образ автора в романе. Нравственно-философская проблематика романа. «Энциклопедия русской жизни». Белинский и Писарев о романе. Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина.

^ РР. Классное сочинение по творчеству Пушкина.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Адресаты любовной лирики Лермонтова. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. РР. Анализ стихотворения. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Печорин как «портрет поколения». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. Дружба в жизни Печорина. Любовь в жизни Печорина. РР. Обучение анализу эпизода. Роман в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. РР. Сочинение по творчеству Лермонтова.

Н.В. Гоголь. Творческая биография. ^ ВЧ. Петербургские повести. Поэма «Мертвые души»: обзор содержания. Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме. Образ Чичикова. Образ города в поэме. Образ родины, лирические отступления в поэме. РР. Поэма в оценке Белинского Подготовка к сочинению. Сбор материала. РР. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»..

^ Литература 2 половины 19 века. Обзор. (20 часов)

Эмоциональное богатство поэзии Тютчева, Фета, Некрасова.

А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета. Любовь в патриархальном мире и его влияние на героев пьесы.

Ф.М. Достоевский. Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди».^ ВЧ. Ф.М. Достоевский «Белые ночи».

Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая повесть «Юность». РР. Анализ главы «Я проваливаюсь».

А. П. Чехов «Смерть чиновника».

Своеобразие ранней прозы М. Горького. М. Горький «На дне».

Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи.

Основные темы и мотивы поэзии А. Блока.

Основные темы и мотивы поэзии С. Есенина.

Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой.

Основные темы и мотивы поэзии А. Ахматовой.

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце».

М.А. Шолохов «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи.

А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике. ^ РР. Анализ стихотворений «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые».

А.И. Солженицын. «Матренин двор». Творческая история произведения.

Новейшая русская проза.

Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого.

^ Зарубежная литература (5 часов)

Данте Алигьери. Универсально-философский характер «Божественной комедии».

И.В. Гёте. Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения.

Уильям Шекспир. «Гамлет» - «пьеса на века».

7. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса
Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризировать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениям, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



^ Список литературы

Для учителя:

    1. С.А. Зинин и др. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учрежднений: в 2 ч. – 2-е изд.,испр. – М.: ООО ТИД «Русское слово» - РС», 2007. – 408с.


Для учащихся:

  1. Библиографический словарь «Русские писатели» в 2 ч.,/ под редакцией П.А. Николаева. –М.: «Просвещение», 1990

  2. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе 8 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка статус документа Данная рабочая программа по...
Федерального Закона от 29. 12. 2012 г №276- фз «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 5 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 4 класс...
Федерального компонента государственного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по литературе, 8 класс учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании следующих документов

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного...
Статус документа. Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconУчебного предмета «Русский язык» 11 класс, базовый уровень Разработана...
Федеральным законом от 29. 12. 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница