Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»




Скачать 449.4 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»
страница1/3
Дата публикации25.01.2015
Размер449.4 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Средняя общеобразовательная школа №169

Московского института открытого образования
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МО Зам. директора по УВР Директор СОШ №169

Учителей______________ «____»__________20___г. «____»___________20__г.

Протокол № от________ __________/ / ___________/ /

_____________/________/
Рабочая программа

на 2013/ 2014 учебный год

Учебный предмет: литература

Класс: 9

Количество часов:    в неделю 2;      всего за год  68

Учитель (ФИО): Шеметова Т.Г.
Планирование составлено на основе программы (название, авторы) . общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

^ Используемый учебник (название, авторы, выходные данные)

В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.:Просвещение,2011.

Рабочую программу  составил (а)

Шеметова Т.Г / ___________________/

2013 г.

^ Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (9-е издание, М. Просвещение 2010). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература - 9 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагаются методическое пособия О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 9 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2010 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе: урок за уроком», М.: «Русское слово», 2010г., И. В. Золотарёвой, О.Б. Беломестных, М. С. Корнеевой «Поурочные разработки по литературе, 9 класс», М.: «ВАКО», 2011 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (2 часа в неделю+ школьный компонент.

^ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - ^ 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 3 часа.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011.

Словари и справочники:

    1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

    2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

    3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

    4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

    5. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

    6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:

Эскимо, 2008

10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС.




Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цели урока

Тип урока

Наглядность

Теория литературы

Домашнее задание

1




Введение. Литература как искусство слова. Шедевры русской литературы.

1

Подведение итогов летнего самообразования.

Дать общую информацию о работе в новом учебном году.

Прививать интерес и любовь к литературе.

Круглый стол







«Слово о полку Игореве». Подготовить выразительное чтение зачина.

2




«Слово о полку Игореве». История открытия и изучения памятника. Зачин. Историко-культурный контекст времени создания произведения.

1

Познакомить учащихся с произведением русского эпоса.

Определить архетип произведения русской литературы.

Воспитывать в детях уважение к традициям русского народа.

Урок - экспедиция

Карта

Зачин.

Прочитать произведение полностью.

3




Композиция «Слова…». Принцип переплетения триад. Жанровые особенности второй части.

1

Познакомить учащихся с историей похода Игоря на половцев, его последствиями и значениями для Руси.

Воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.

интегрированный

Карта «Русь в XII - нач. XIII вв.»; репродукция картины Н.К.Рериха «Поход князя Игоря», В.М. Васнецова «После побоища Игоря Сятославича». Фрагмент оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»

Триада, жанр.

Подготовить исторические справки о князьях, к которым обращается автор.

4,5




Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Особенности композиции. Роль рефренов.

2

Раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы. Осознание себя звеном в цепи поколений.

Развитие творческих способностей, орфографической зоркости, чуткости слуха.

Урок развития речи.

Рисунок М.А. Рыбниковой «Плач Ярославны»

Композиция, концовка.

Найти в «Слове…» сравнение битвы с полем, с жатвой.

6




Образ русской земли в «Слове…».

1

Формировать систему нравственных ценностей.

Продолжать развивать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания.

Урок - семинар

Репродукции картин.

Образ

Выписать из текста название рек, городов и стран (умение показать их на карте); явление природы, название животных и птиц; имена языческих божеств, название людей по роду занятий, по возрасту и полу.

7




Путешествие за пониманием

1

Развивать умение логически мыслить. Четко и кратко формировать собственную мысль.

Воспитывать любовь к предмету, коллективизм через работу в группе.

Урок - исследование

Карточки с текстом на др. русском языке (отрывок);

Карточки с переводами (отрывки)

Отрывок, выписки, сноски, ремарки

Перевод отрывка-оригинала. Повторить литератур.термины.

8




Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Хождения.

1

Совершенствовать умение систематизировать, обобщать и делать выводы.

Прививать умение выслушивать мнение других и принимать правильное решение.

Повторительно-обобщающий




Древнерусская литература, жанр

Хождения.

Выписать в тетрадь основные даты по истории 18 века.

Инд.задание: биограф.справка о Ломоносове М.В.

9




Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

1

Воспитывать патриотизм на примере оды Ломоносова.

Лекционный

Портрет М.В. Ломоносова, таблица историч.дат

Классицизм

Перечитать стихотворение «Вечернее размышление». Сформировать основную мысль. Письменно.

10,

11




«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

2

Совершенствование навыков работы с текстом на основе анализа. Определение темы, идеи текста, выделение ключевых слов.

Практикум

Портрет Елизаветы

Тема, идея, строфа, ода

1.подготовить выразительное чтение отрывка о русском языке из «Российской грамматики» (наизусть).

2. Инд.зад.: биогр.справка Радищев Н.А.

Чтение «Путешествие из Петербурга в Москву».

12,

13




«Путешествие из Петербурга в Москву» - важный этап развития общественной мысли в России.

2

Гражданское воспитание учащихся, через осмысление произведения.

Интегрированный

Аудиозапись отрывка




1.Анализ эпизода. Письменно.

2.Читать Фонвизин Д.И. Недоросль.

14




Фонвизин Д.И. Жизнь и творчество. Недоросль.

1

Знакомство с биографией и творчеством Д.И.Фонвизина.

Конференция

Портрет Д.И.Фонвизина

Сатира, комедия

Инсценировка действия (на выбор учащихся). 2 группы.

15, 16




Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания гражданина.

2

Учить выделять в тексте главную мысль, идею. Развивать умение работы с текстом, через анализ и комментированное чтение произведения.

Урок с ролевой игрой.

Иллюстрации к произведению




1.Работа с текстом. Найти реплики, обличающие гл.героя.

17




Карамзин Н.М. Писатель и историограф.

1

Показать и осмыслить влияние истории на развитие творчества и литературы в целом.

Интегрированный

Портрет Н.М. Карамзина.

Сентиментализм

Читать «Бедная Лиза».

18




Влияние сентиментальных повестей Карамзина Н.М. на произведение русской литературы на примере повести «Бедная Лиза»

1

Подвести ребят к основной формулировке идеи произведения. Показать художественные достоинства повести, мастерство автора, через определения роли пейзажа.

Исследование







Пересказ эпизода. Устный анализ.

19




Характеристика русской литературы 18 века.

1

Проверка и систематизация знаний, полученных в процессе обучения литературы раздела 18 век.

Урок контроля знаний

тесты




Чтение пьесы «Горе от ума»

20




А.С. Грибоедов – великий драматург. Знакомство с пьесой «Горе от ума»

1

Знакомство с писателем – драматургом. Развитие творческого представления.

Урок – лекция.

Портрет А.С.Грибоедова

Пьесы, ремарки, действие.

Читать 2-е действие. Характеристика одного из героев (выбор ученика).

21




Структурные невероятности пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Выявить и объяснить несоответствия текста духу классицизма. Показать структурные невероятности произведения через анализ произведения.

Урок - диспут

Иллюстрации к произведению




Подготовить доклад на тему «Мотив глухоты в комедии Грибоедова А.С.»

22




А.С. Грибоедов и его поэтическая пьеса.

1

Выявить уровень понимания комедии.

Развитие языковых норм; умения правильно и красиво излагать свои мысли.

Урок развития речи

Иллюстрации к произведению




Повторить основные вехи жизни и творчества А.С. Грибоедова; дочитать комедию.

23




Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Закрепление знаний, полученных при изучение комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума»

Урок - игра

Декорации




Выучить стихотворение А. С. Пушкина (по выбору учащегося) (из предложенного перечня)

24




Жизнь и творчество Пушкин А.С.

1

Актуализировать и расширить знания о жизни и творчестве поэта.

Урок - игра

Портрет А. С. Пушкина




Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть из представленного перечня.

25




Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина

1

Определить жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина; показать влияние творческого метода и тематики произведений на выбор жанра.

Урок - семинар




Эпитет, метафора, рифма, рифмовка.

Подготовить выразительное чтение стихотворения «К Чаадаеву». Определить идею произведения.

26




Мотив дружбы в лирике А.С. Пушкина.

1

Определить значение творчеств Пушкина в расширении и изменении жанровой системы русской поэзии

Урок - анализ




образ

Выучить стихотворение «Я вас любил…»

27




Анализ стихотворения «Я вас любил…»

1

Продолжить развитие умения определять жанровую тональность произведения

Урок - анализ







читать поэму «Медный всадник».

28




Конфликт в поэме «Медный всадник»

1

Начать знакомство с поэмой.

Определить конфликт в поэме и чем он вызван.

Урок - исследование







Найти в поэме строки, выражающие позицию автора.

29




Сложность позиции автора.

1

Раскрыть основные направления поэмы; выявить позицию автора;

Учить работать с текстом при ответе на поставленный вопрос.

Урок – анализ







Читать эпилог поэмы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 7 класса...
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая рабочая программа по литературе...
Настоящая рабочая программа по литературе для 9 Б,В класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа по русской литературе для...
Рабочая программа по русской литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 6 класса...
Федерального Государственного Стандарта основного общего образования по русскому языку примерной программы по русскому языку основного...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 5 класса...
...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница