Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература»




НазваниеРабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература»
страница1/5
Дата публикации25.01.2015
Размер0.71 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе в 9 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 9 класса (В.Я. Коровина. Москва. «Просвещение», 2006 год)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» (В.Я.Коровина. Москва. «Просвещение», 2010 год), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение литературе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.(37 часов уплотнила, объединила)

Примерная программа основного общего образования по литературе

5-6 класс (37)

140 ч.

7-8 класс (29)

140 ч.

9 класс

105ч.

Всего

385ч.

(319+

66ч резерва)




Разделы курса литературы в 9классе :

Количество часов

1.Литература как искусство слова.

1

2 Древнерусская литература.

6(-2)

5. Литература XVIII века.

7

6. Литература XIX века.

65 (- 27)

7.Литература XX века.

7

8. Зарубежная литература

5 (-1)

РЕЗЕРВ

14 (-7)

ВСЕГО:

105


Основное содержание тем, изучаемых в 9 классе.



Тема

Основное содержание

Количество часов

1.

Литература как искусство слова

Литература как искусство слова

1

1.

Из древнерусской литературы

Слово как жанр древнерусской литературы.

4

3.

Из литературы 18 века

Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине, Н.М.Карамзин. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве

7

4.

Произведения русских писателей 19 века

Основные этапы жизненного пути А.С.Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Понятие о романтизме. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Комедия как жанр драматургии.

38

5.

Произведения писателей 20 века

Основные этапы жизненного пути И.А.Бунина, М.А. Булгакова, А.А.Блока, С.А. Есенина, В.Маяковского, Н.А.Заболоцкого, А.А.Ахматовой, М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского.. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах

14 (7)

6.

Зарубежная литература

Знакомство с жизнью и творчеством Ж.-Б.Мольера.

4


Программа предусматривает изучение регионального компонента (4 часа), встроенного в базовый курс, при изучении следующих тем:

  • А.С.Пушкин. Жизнь и судьба.

  • Слово о Маяковском.

  • М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы.

  • А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

^ Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

^ Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

^ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

^ Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

 Методы обучения:

                    *ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

                    ^ *ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

                    *ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

                    *ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы

  • Ода как жанр лирической поэзии

  • Жанр путешествия

  • Начальные представления о сентиментализме

  • Развивается представление о балладе

  • Начальное представление о романе в стихах

  • Развивается понятие реализм

  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  • Начальное представление о психологизме художественной литературы

  • Начальное представление о психологическом романе

  • Понятие о герое и антигерое

  • Понятие о литературном типе

  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

Литература и средства обучения.

Для учащихся

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. М.Дрофа, 2007.

  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 9 класс. – М. Просвещение, 2008.

  3. Обернихина Г.А. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. М. Просвещение, 2006.

  4. Русский фольклор. Словарь – справочник/ сост. Т.В.Зуева. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Коровина В.Я. Хрестоматия: 9 класс. М. Просвещение 2011..

Для учителя

  1. И.В.Золотарева. Поурочные разработки уроков литературы в 9 классе. Москва. «Вако», 2004.

  2. Научно-методический журнал «Литература в школе». Москва ООО «Наш язык».

  3. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Литература в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».

  4. С.В.Водолазькая Предметная неделя русского языка в школе. Ростов – на Дону «Феникс» 2005

  5. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.

  6. Научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».

Электронные пособия

  1. Литература 9 класс. Фонохрестоматия. Электронное пособие на CD – ROM / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2008.

  2. Уроки литературы в 9 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

Учебно-тематическое планирование
по литературе

предмет
Классы: 9
Учитель: Чубукова Наталья Юрьевна ІІ кв. категория

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков ______ , Р/р ___ ___,

административных контрольных уроков_______-_____ ч.
Планирование составлено на основе: программы «Литература» для общеобразовательных школ 5-9 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Москва «Просвещение» 2006 год.


Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений «Литература» 9 класс в двух частях. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, Коровин. Москва «Просвещение» 2010 год.
Дополнительная литература:


  1. И.В.Золотарева. Поурочные разработки уроков литературы в 9 классе. Москва. «Вако», 2004.

  2. Коровина В.Я. Хрестоматия: 9 класс. М. Просвещение 2011.

  3. Научно-методический журнал «Литература в школе». Москва ООО «Наш язык».

  4. Научно-популярный и учебно-методический журнал «Литература в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».

  5. С.В.Водолазькая Предметная неделя русского языка в школе. Ростов – на Дону «Феникс» 2005

  6. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.

  7. Научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А
Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова с учетом учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средней...

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература»
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение 2 класс»
Начальные классы (1-4) Рекомендовано Департаментом среднего образования Министерства образования РФ (М.: Дрофа, 2008) и программы...

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение 4 класс»
Начальные классы (1-4) Рекомендовано Департаментом среднего образования Министерства образования РФ (М.: Дрофа, 2008) и программы...

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа ориентирована на использование учебно-методического обеспечения
Программа по литературе для 10-11 классов / авт сост. В. И. Чалмаев, Г. С. Меркин, С. А. Зинин // Литература. Программа. 5-11 классы....

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа/нед.)
Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова» (2002 г.) и ориентирована на использование базового...

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа по английскому языку 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на использование умк «Английский с удовольствием» («Enjoy English») для 2 класса общеобразовательных...

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconПояснительная записка к рабочей программе по умк «Enjoy English»
Н. Рабочая программа ориентирована на использование учебника М. З. Биболетовой, а также дополнительных пособий: для учителя (книга...

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература» iconРабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комлекта: «Методика развития речи детей дошкольного возраста»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница