Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень.




НазваниеПояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень.
страница1/4
Дата публикации24.01.2015
Размер0.53 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Алькеевская ООШ

объединения учителей предметников

Протокол №1

__________Э.И.Салахова

___________И.М.Гиниятуллин

от «28» августа 2014г.

«28» августа 2014 г.

Приказ №46 от 28.08. 2014.








Рабочая программа

Наименование учебного предмета русская литература

Класс 8

Учебный год 2014 - 2015

Количество часов по учебному плану всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.


Рабочую программу составил (а)________________________ / Сабируллина Роза Нурисламовна /

подпись расшифровка подписи

^ Пояснительная записка
Кому адресована программа:

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. Рабочая учебная программа по русской литературе 8 класса составлена на основе:

- Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004 года №1089) (с действующими изменениями);

-учебного плана МБОУ «Алькеевская ООШ Буинского муниципального района Республики Татарстан» на 2014-2015 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от 28.08.2014 года) и утвержденного приказом №46 от 28.08.2014г.;

- образовательной программы МБОУ «Алькеевская ООШ»;

- программы для 5 – 11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г.Ахметзянова, «Магариф», 2009 год;

-учебника: Русская литература для 8 класса под редакцией М.Г.Ахметзянова – Казань: Магариф, 2007.

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год;

- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993).

Концепция программы:

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Рабочая программа конкретизирует содержание образовательного стандарта. Программа учитывает возрастные особенности учащихся, специфику предмета, особенности его освоения учащимися, для которых русская литература не является родной; параллельное изучение русской и родной (национальной) литературы; определяет минимальный набор сочинений; дает распределение учебных часов по разделам.

Обоснованность:

Предмет литературы ставит перед собой задачи развития способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. Она построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал курса литературы в 8 классе располагается следующим образом: русская литература XIX века, русская литература XX века, литература народов России, зарубежная литература

^ Образовательная область, в которую входит данный учебный предмет:

Предмет литература входит в образовательную область филологии.

Цели учебного предмета:

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель изучения русской литературы в татарской школе - приобщение учащихся-татар к искусству русского слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

^ Место и роль курса в обучении:

Учебный предмет «Литература» является составной частью социально-гуманитарного цикла учебных дисциплин и изучается в 5 – 11 классах.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся школы с татарским языком обучения воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в школе с родным (нерусским) языком обучения реализуется принцип «диалога культур».

Цели:

-Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

-Воспитание духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-Развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;

-Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;

-Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Задачи:

Познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

^ Сроки реализации программы:

Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 70 часов; (2 урока в неделю).

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра и зла, жестокости и сострадания, прекрасного в природе и жизни человека. Произведения соответствуют федеральному компоненту Госстандарта. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев; высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования и вариативную часть, включающую региональный компонент. Региональный компонент обеспечивается включением в программу литературы народов России.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.

^ Общая характеристика учебного процесса:

Методы:

В процессе обучения используются объяснительно - иллюстративный (беседа, сообщение); репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.); проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации); эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ); исследовательский.

^ Формы обучения:

Основной формой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь нерусских учащихся.

Также применяются следующие формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, урок-дебаты, урок-защита творческих работ учащихся.

^ Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:

Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществознания, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.

В программе также прослеживаются межпредметные связи с татарской литературой, русским и иностранным языками.

^ Предполагаемые результаты:

Современное школьное литературное образование приобретает все большую практическую направленность. Формируемые знания становятся все более действенными, способствуют созданию у школьников «фундамента» опыта практической деятельности (умений и навыков) для выполнения работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями. Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на личностно-ориентированный подход в деятельности учителя. Его реализация в учебном процессе обеспечивает развитие личности школьников, овладение ими комплекса умений, формирование способностей использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной для адаптации к условиям проживания на определенной территории.

Предметными результатами освоения учащимися программы по литературы являются:

-знание авторов и содержание изученных художественных произведений, основных теоретических понятий, предусмотренных программой, и их соотношения: родов литературы (эпос, лирика и драма) и жанров всех трёх родов.

-представление богатства и многообразия жанров и знание наиболее распространенных жанров.

-умение характеризовать и оценивать главных героев произведений по их поступкам, объяснение значения деталей портрета;

-выразительное чтение художественных произведений, умение сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

^ Система оценки достижений обучающихся:

Оценка обучающихся при устном или письменном опросе проводится по пятибалльной шкале. Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий. Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.


^ Учебно-тематический план



Наименование разделов тем

Всего часов

1

Введение. Художественная литература и действительность.

1

2

Русская литература XIX века

36

2.1

Александр Сергеевич Пушкин

8

2.2

Михаил Юрьевич Лермонтов

4

2.3

Николай Васильевич Гоголь

7

2.4

Контрольная работа №1

1

2.5

Иван Сергеевич Тургенев

2

2.6

Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Алексей Константинович Толстой

1

2.7

Николай Алексеевич Некрасов

3

2.8

Николай Семенович Лесков

2

2.9

Лев Николаевич Толстой

3

2.10

Контрольная работа №2

1

2.11

Антон Павлович Чехов

4

3

Русская литература XX века

26

3.1

Иван Алексеевич Бунин

1

3.2

Александр Иванович Куприн

1

3.3

Максим Горький

1

3.4.

Максим Горький . «Сказки об Италии». (Урок внеклассного чтения)

1

3.5

Владимир Владимирович Маяковский

2

3.6

Марина Ивановна Цветаева

1

3.7

Осип Эмильевич Мандельштам

1

3.8

Константин Георгиевич Паустовский

3

3.9

Контрольная работа №3

1

3.10

Александр Трифонович Твардовский

2

3.11

Стихотворения о Великой Отечественной войне.А.А.Сурков, М.В.Исаковский

1

3.12

Андрей Платонович Платонов

1

3.13

Анна Андреевна Ахматова

1

3.14

Александр Исаевич Солженицын

2

3.15

Виктор Петрович Астафьев

2

3.16

Николай Михайлович Рубцов

1

3.17

Чингиз Торекулович Айтматов

2

3.18

Сочинение «^ Доброта и красота души героев в произведениях А.И.Солженицына, Ч.Айтматова, Н.М.Рубцова, В.П.Астафьев»

1

4

Литература народов России.

2

4.1

Творчество М. Карима и М.Джалиля

1

4.2

Калмыцкий героический эпос « Джангар»

1

5

Зарубежная литература

3

5.1

Вильям Шекспир

1

5.2

Жюль Верн

1

5.3

Артур Конан-Дойл

1

6

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

1

7

^ Итоги года, задание на лето

1




ИТОГО:

70
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconПояснительная записка Кому адресована программа : рабочая программа...
Федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования (Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089)

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconПояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от...

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для начальной школы, 2 класс, базовый уровень

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconРабочая учебная программа по русскому языку для 7 класса составлена...
Рабочая программа предназначена для обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы, базовый уровень

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconПояснительная записка рабочая программа предназначена
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы...

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconРабочая программа по литературе предназначена для использования в...
...

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
...

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconРабочая программа по русскому языку 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучения русскому языку учащихся 8 класса общеобразовательной школы

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconРабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной...

Пояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница