Программа по дисциплине «История русской литературы»




НазваниеПрограмма по дисциплине «История русской литературы»
страница1/6
Дата публикации23.01.2015
Размер0.8 Mb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Высшая школа телевидения

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
035100.62 Телевидение.

Профиль – Мультимедийная журналистика

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013


ББК**.**

Учебная программа по дисциплине «История русской литературы» составлена в соответствиями с компетенциями ФГОС ВПО. Предназначена для студентов направления подготовки 035100.62 Телевидение.

Составитель: Телицына Т.В., канд.филол.наук, доцент, Высшая школа телевидения
Утверждена на заседании Высшей школы телевидения от протокол №
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией от , протокол №

© Издательство Владивостокский

Государственный университет

экономики и сервиса, 2013


Введение
Дисциплина «История русской литературы» разработана для студентов 1-го и 2-го курсов по направлению 035100.62 «Телевидение» в соответствие с компетенциями выпускника по данному направлению подготовки ФГОС ВПО. Учитывая особое значение филологической подготовки как важнейшей части фундаментального журналистского образования, в связи со спецификой этой профессии, преподавание этой дисциплины начинается с первого курса. Курс предназначен сформировать у будущих журналистов адекватное и системное представление о литературном процессе XI – XXI вв., высших достижениях древнерусской, русской классической и литературы начала XXI века; научить самостоятельно анализировать и понимать произведения литературы не только в художественном, но и в историческом, общественно-политическом контексте; развить чувство языка, умение работать со словом.

В курсе лекций постоянно подчеркивается неразрывная связь русской литературы с общественным движением эпохи, историей общественной мысли, журналистики, историей философии, русской культурой и искусством. Таким образом, дисциплина становится важным звеном в системном освоении гуманитарных знаний, что очень важно для формирования целостного системного мышления будущего журналиста.

Так как профессия тележурналиста представляет собой публичную деятельность и оказывает огромное воздействующее влияние на массовую аудиторию и отдельную личность, журналисту важно знать менталитет современного россиянина, во многом сформированного русской литературой которая носит «человековедческий» характер, фиксирует своеобразие национального мировоззрения и национального отношения к обществу, человеку и человечеству – «миру».

Отечественная литература на всем протяжении своего развития демонстрирует высочайшее поэтического мастерство писателей разных эпох, что становится для будущего журналиста прекрасной школой словесного творчества, публицистичности, гражданского долга. Внимание студентов обращено на непреходящие общечеловеческие ценности, на учительскую миссию литературы. Таким образом, изучение «Истории русской литературы» играет важную роль в мировоззренческой подготовке будущего журналиста, поэтому данная дисциплина входит в базовую часть общепрофессионального цикла.


  1. ^ Организационно-методические указания


1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Цель курса: сформировать у будущих журналистов систематизированное представление о литературном процессе XI – XXI вв., высших достижениях древнерусской, русской классической и литературы начала XXI века; научить анализировать и понимать произведения литературы не только в художественном, но и в историческом, общественно-политическом контексте; развить чувство языка, умение работать со словом.

^ Задачи курса: изучение основных этапов развития отечественной литературы, усвоение периодизации; выявление места отечественной литературы в мировом литературном процессе; усвоение неразрывной связи русской литературы и реальной социальной действительности как одной из особенностей отечественного литературного процесса; изучение классических образцов русской литературы; приобретение навыков анализа художественных произведений в историческом и общественно-политическом контексте.


    1. ^ Место учебной дисциплины в структуре ООП

Для освоения дисциплины «История русской литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования, а также постепенно наращиваемую информацию, получаемую в ходе освоения параллельных курсов: «История», «История зарубежной литературы», «Введение в литературоведение», «Мастерство публичного выступления журналиста». «Современный русский язык», «Культура устной речи». Знания, полученные в результате освоения курса «История русской литературы» являются крайне важными для углубленного освоения последующих дисциплин: «История отечественной журналистики», «Культурология», «Философия», «История отечественного и зарубежного кино». Знакомство с лучшими образцами русской классической литературы имеет непосредственное практическое значение для изучения курсов «Основы журналистской деятельности», «Стилистика и литературное редактирование», для работы студента в профессионально-творческих мастерских.

^ 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Данная дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:


ОК-1

Способность к системному мышлению, выделение устойчивых взаимосвязей между явлениями действительности, к анализу и синтезу информации, осознанному и ответственному выбору гносеологических и этических идеалов, а также эстетических предпочтений

Б.1

Б.3

Б.6


Знать

З1:

– основные категории и понятия философии, истории, культурологи, менеджмента и права;

Уметь

У1:

анализировать процессы и явления, происходящие в обществе

Владеть

В1:

– навыками системного мышления, анализа и обобщения информации, постановки цели и выбора путей её достижения

ОК-2

Способность к самосовершенствованию, умение критиковать и воспринимать критику, наличие активной, ответственной нравственной и гражданской позиции



Б.1

Б.3

Б.5

Б.6

Знать

З1:

правила и нормы делового общения

Уметь

У3:

критически оценивать свои действия и взгляды, понимая социальное влияние своей профессиональной деятельности

Владеть

В1:

способностью осознавать ответственность перед обществом за свою социальную и нравственную позицию

ОК-4

Умение использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, базовые знания в различных сферах функционирования социума (например: политики, экономики, науки, культуры) в профессиональной деятельности

Б.1

Б.5

Знать

З1:

– иметь представление об основных закономерностях функционирования социума; этапах его исторического развития

Уметь

У1:

– использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук в профессиональной деятельности

ОК-11

Способность быть активным и ответственным носителем, хранителем и продолжателем отечественных национально-культурных традиций

Б.1

Б.3

Б.6

Знать

З1:

– иметь представление о путях сохранения и развития отечественных национально-культурных традиций

Уметь

У1:

уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям своего народа

Владеть

В1:

умением использовать исторический опыт, национальное культурное наследие в профессиональной деятельности и личностном развитии




    1. ^ Основные виды занятий и особенности их проведения

Объем и сроки изучения дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Из них 136 часов – аудиторной работы, 296 часов – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 40 процентов аудиторных занятий.

Данная дисциплина преподается в виде лекционных занятий, на которых излагаются теоретические вопросы эволюции отечественной литературы. Во время лекционных занятий возможны такие методы как блиц-опросы, лекции- беседы, просмотр изображений и другие формы активизации внимания и изучения дисциплины. Преподавание дисциплины «История русской литературы» не требует специального технического обеспечения, но возможно использование проектного оборудования при изучении творчества автора.


    1. ^ Виды контроля и отчетности по дисциплине

Подготовка по данной дисциплине предполагает текущую аттестацию и итоговую аттестацию. Текущая аттестация проводится в течение семестра на лекционных занятиях в виде тестирования. Промежуточные аттестации распределились следующим образом: 1 семестр – экзамен, 2 семестр – экзамен, 3 семестр – экзамен, 4 семестр – экзамен.

Итоговая оценка формируется на основе результатов промежуточных аттестаций.



  1. Структура и содержание учебной дисциплины


^ 2.1.Темы лекций

Модуль 1. Русская литература Х1 – ХV111 веков (1 семестр)

Раздел 1. Древнерусская литература

Тема 1. Общая характеристика древнерусской литературы (2 часа)

Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации. Своеобразие древнерусской литературы: рукописная традиция, анонимность памятников, затрудненность хронологического приурочивания. Историзм древнерусской литературы. Гражданственность и патриотизм – характерные черты литературы. Идеи единства русской земли. Публицистичность памятников. Этапы изучения литературы XI – XVII вв.

Тема 2. Литература Киевской Руси (Х1-Х11вв.) (4 часа)

Общественно-политическое устройство древнерусского государства. Оригинальные памятники древнерусской литературы – летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI – XII вв.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Историзм, формирование идеи русской государственности. Образ летописца. Торжественная и простая проповедь XI – XII вв. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Жанр поучений. «Поучение чадам» Владимира Мономаха. Житийная литература. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Киево-Печерский патерик. «Хождение» как литературный жанр. «Хождение игумена Даниила» в «святую землю».

«Слово о полку Игореве». История его открытия, опубликования и изучения. Полемика о подлинности «Слова о полку Игореве» и времени его создания. Автор «Слова о полку Игореве», его позиция. Поэтическая образность «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления. Своеобразие жанра «Слова о полку Игореве». Образы Русской земли, Бояна, изображение князей. «Слово о полку Игореве» и средневековый эпос («Песня о Роланде», «Песня о Нибелунгах»).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7)...
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного...

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы
В условиях, когда еще не определилась академическая концепция истории русской литературы ХХ века, необходимо

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине «история русской литературы»
Возникновение и периодизация древнерусской литературы. Историческое повествование в литературе Киевской Руси. «Повесть временных...

Программа по дисциплине «История русской литературы» icon4. Список литературы по дисциплине
История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 2 (1840-1860 годы); ч (1870 – 1890 годы) М., 2005;2006

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...

Программа по дисциплине «История русской литературы» iconИстория русской литературы 1 половины ХХ века с элементами литературоведения...
История русской литературы ХХ века: Учебное пособие. Под ред. Л. П. Кременцова. – М., 2002



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница