Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна




Скачать 295.9 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна
страница1/2
Дата публикации23.01.2015
Размер295.9 Kb.
ТипМетодическое пособие
www.lit-yaz.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2


Министерство образования Чувашской Республики и молодежной политики

РГОУ «Ядринская национальная гимназия-интернат»

Методическое пособие


Обучение составлению сочинения – рецензии в подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку


Автор: Алексеева Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

г. Ядрин

2005

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Особенности композиции сочинения-рецензии 5

Глава 2 Оформление микротем 6

Глава 3 Начало сочинения 7

Глава 4 Способы и средства связи предложений 8

Глава 5 Типы речи 9

Глава 6 Особенности публицистического, научно - популярного, художественного стиля в таблицах 11

Глава 7 Образцы обучающих сочинений - рецензий 14

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение

Каждый учитель русского языка и литературы, готовящий учеников к ЕГЭ по русскому языку, сталкивается с проблемой: как научить ребят писать сочинение - рецензию. В по­следнее время выпускается много пособий, которые могут оказать значительную помощь в подготовке к ЕГЭ. Но редко какой учебник содержит обобщенный практический мате­риал для учителя и выпускника по варианту С.

Цель данной работы – обобщить свой опыт работы в обучении составления сочинения-рецензии, чтобы оказать практическую помощь учителям русского языка в подготовке выпускников к ЕГЭ (вариант С - составление сочинения - рецензии). Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • систематизировать материал, используемый автором работы в подготовке к ЕТЭ (вариант С);

  • прежде всего, изложить материал, разработанный автором работы и необходимый в
    подготовке к составлению рецензии;

  • показать особенности работы с текстами разного стиля;

  • познакомить с обучающими сочинениями - рецензиями к текстам разного стиля.

В числе тех пособий, которые могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует назвать «Подготовка учащихся к единому экзамену по русскому языку. Часть С. Образцы лицензий» Ермаковой Г.А., Васильевой Ф.И.2 Пособие адресовано учителю-ученику. Оно посвящено методике работы над текстом содержит рекомендации для учителя по анализу текста речевые образцы, представляет рецензии написанные учащимися школы ЧР. В нем имеется кодификатор элементов содержания по русскому языку.

«Практикум по написанию рецензий на итоговом экзамене по русскому языку» Ермаковой Г.А.3 предлагает образцы написания рецензий методические шаги для выстраивания работы. Пособие имеет практическую направленность в нем даны советы как начинать и завершать сочинение-рецензию указываются основные параметры, стили речи, в него включены в качестве приложения критерии оценки рецензий, образцы сочинения автора данной работы (стр. 9, 14-15, 15-16, 16-17).

В учебнике «Русский язык. Грамматика. Стили речи». Власенковой А.И., Рыбченковой Л.М.1 основное внимание уделяется важнейшее единицы речи – тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам.

Пособие «Трудности ЕГЭ по русскому языку» Кудяковой Т.А.6 представляет собой руководство по выполнению заданий по всем частям ЕГЭ. В частности, в нем проведены языковые и речевые стандарты – клеше, используемое при рецензировании, прилагаются справочные, лингвистические материалы и функциональная характеристика выразительных средств. С целью выработке навыков лингвистического анализа и рецензирование текста продемонстрированы образцы сочинений-рецензий, изложения с элементами сочинения, экзаменационное сочинение.

«Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.» Капинос В.И. и других; содержит различные виды изложений тексты для изложений представлены в системе, отражающей последовательность ознакомления учащихся со стилями и типами речи.

Автор данной исследовательской работы:

  • обобщил средства связи предложений текста;

  • указал на особенности подтипов рассуждения, описания, которые встречаются в текстах;

  • составил таблицу, отражающую особенности работы с текстами разных стилей;

  • составил обучающие сочинения - рецензии к текстам разных стилей.

В написании этой исследовательской работы автор, прежде всего, исходил из того необ­ходимого сведения, какие необходимые выпускнику при подготовке к составлению рецен­зии, отсутствуют в пособиях. В учебниках, указанных в списке использованной литературы и изданных до 2003 года, содержится подробная информация о стилистике, приво­дятся рекомендации, как работать с текстом разных стилей, предлагаются тренировочные упражнения. Вообще в пособиях, напечатанных с 2003 года, имеются некоторые рекомендации к составлению рецензии. Однако на практике учитель сталкивается со многими вопросами, которые не освещаются в брошюрах, адресованных учителю, ученику, абиту­риенту.

Данная работа адресована, прежде всего, учителю. Ее уникальность в том, что без материала, содержащегося здесь, практическая работа учителя в подготовке к ЕГЭ по русско­му языку (вариант С) будет неполной. И этот материал поможет учителю успешнее под­готовить выпускников к сочинению - рецензии. Он может быть использован и абитуриентом: изложен доступным языком, проиллюстрирован примерами.

Глава 1. Особенности композиции сочинения – рецензии.

Сочинение-рецензия состоит из четырёх частей:

1.Начало сочинения.

2.Содержание.

3. Форма.

4.Личностное восприятие.

Во второй части сочинения – рецензии (содержании) должны быть определены: 1) ведущая тема; 2)микротемы (количество микротем не всегда совпадает с количеством абзацев, в большом абзаце можно выделить несколько микротем, несколько маленьких абзацев могут составить одну микротему); 3)проблема: широко – философская, нравственная, экологическая, эстетическая, конкретно – исходя из ведущей темы; 4)идея, авторская позиция.

В третьей части (форме) указываются: 1)стиль речи; 2)тип речи; 3)способ связи между предложениями (цепная (контактная) или параллельная (дистанционная)); 4)языковые средства, характерные прежде всего стилю анализируемого текста, их роль.

В рецензии желательно применять разные виды построения, рассуждения. Например: тезис – риторический вопрос? («Мост», соединяющий тезис с доказательством) – доказательства – данный вид уместно использовать в третьей части; тезис – доказательства – в последней части рецензии.

^ Глава 2. Оформление микротем.

В оформлении микротем важно сохранить единообразие. Микротемы могут представлять собой: 1) распространённое существительное, например: вопросы, волнующие родителей призывников, методы воспитания молодых солдат; необходимость борьбы с произволом в армии; 2) сложноподчинённые предложения, например: в первой микротеме говорится о том, какие вопросы волнуют родителей призывников; во второй сообщается о том, как воспитывали в воинской части молодых солдат, в третьей рассказывается …, в четвёртой повествуется; 3)повествовательные предложения: родителей призывников волнуют вопросы службы в армии; в армии применяют жестокие методы воспитания молодых солдат; случай в воинской части №7324 не единичен; 4) вопросительные предложения: что такое биосфера? Как накапливается энергия в биосфере? Как совершается круговорот в биосфере?

^ Глава 3. Начало сочинения.

В пособии Ермаковой Г.А. «Практикум по написанию рецензии на итоговом экзамене по русскому языку» названы 7 вариантов начала сочинения. Однако в нём не ко всем вариантом приведены образцы – в этом мы всё - таки видим недостаток пособия. При подготовки к ЕГЭ необязательно, на наш взгляд, пользоваться всеми 7 вариантами. Практика показывает, что учащиеся быстрее усваивают следующие варианты начала сочинения:

1. начать с указания проблемы, её актуальности, значимости – составление риторических вопросов: Какие вопросы волнуют сегодня родителей призывников? Что происходит в сегодняшней российской армии? Жизнь в армии это служба или выживание, школа мужества или наказание? Об этом размышляет в своём тексте В.Матвеева.

2. С размышления на тему, которая затрагивается в тексте. Мучительные, тревожные вопросы встают сегодня перед родителями призывников. Нет доверия к российской армии. Страшно отдавать в армию своего сына: армия перестаёт быть школой

мужества, и солдату приходится, скорее всего, не служить, а выживать. Нелегко искоренить дедовщину, издевательство над молодыми солдатами, унижение человеческого достоинства, жесткость и насилие. Об этом текст В. Матвеевой.

3.С краткого сообщения о писателе, являющемся автором текста. В творчестве И.С.Тургенева изображается загадочность души русского человека; души крестьянина, который, несмотря на тяжкое крепостничество, сохранил в себе щедрость, открытость,

любовь к свободе. Глубина души, неподдельность, искренность, тяга к воле раскрывается в русской народной песне. Об этом же говорится и в данном тексте.

4.С лирического размышления.

Как удивительно прекрасна природа, пробуждающаяся от долгого зимнего сна! Март улыбнётся тепло – оживает всё окружающее. Щедро и хлебосольно распахнёт апрель ворота - и затрещит, загудит, запоёт, забурлит весна. Именно об этом текст Л. Н. Толстого.

Первый и второй варианты начала сочинения обычно используются при работе с текстом публицистического и научно-популярного стиля. Третий и четвёртый – рекомендуются при составлении рецензии к тексту художественного стиля. Третий вариант приемлем только в том случае, если ученик имеет представление о творчестве писателя.

^ Глава 4. Способы связи предложений.

Связь между предложениями текста бывает цепная (контактная) или параллельная (дистанционная). Что же представляет собой каждая из них?

Цепная связь – мысль движется от одного предложения к другому и осуществляется обычно в повторе слова из предыдущего предложения, развёртывании его в последующем

предложении.

Параллельная связь – употребление предложений, в которых одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, видовременная соотнесённость (Кудинова Т. А. «Трудности ЕГЭ по русскому языку». Ростов-на-Дону, Феникс, 2004, стр.130).

Чтобы учащимся понятна была суть этих связей, можно изобразить так: ребята стоят в одном ряду, берутся за руки, рука моя – в твоей руке (что – то из одного предложения переходит в другое) – это цепная связь; если руки опущены – это параллельная связь.

Однако ни в одном из учебных пособий, адресованных учащимся, абитуриентам не указывается средства связи между предложениями текста. Чаще всего в текстах, предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку встречаются следующие средства связи:

1) Замена имени существительного на местоимение (За огородом есть колхозный сад. В нём растут яблони, груши, сливы.)

2) Однокоренные слова (За садом есть озеро. В озёрной воде видны даже камушки.)

3) Лексически оправданный повтор. (За огородом есть пруд. В пруду плавают гуси, утки)

4) Лексически оправданный повтор и указательное местоимение (За огородом сад. В этом саду яблони).

5) Замена обстоятельства (существительного, наречия) наречиями там, здесь, туда, и т.д. а)^ В лесу было хорошо. Та пели птицы, б) Я люблю возвращаться домой. Туда меня всегда тянет.

6) Антитеза (использование лексических и контекстных антонимов, противительного союза. а) От нагревания железо расширяется, а от охлаждения оно сужается, б) Сто лет назад люди не знали телевизора. Сейчас без телевизора не обходится ни одна семья, в) Черёмуха давно отцвела. Но зато сирень благоухала).

7) высказывания в первом предложении замена словом во второй (Солнце ещё не зашло. Это помогло Олегу завершить дело);

8) контекстные синонимы (Это был хозяин леса. Мужчине было лет 40);

9) наличие во втором предложении указание на часть целого, о котором говорится в первом предложении (Деревья стояли голые. Яблони и берёзы ещё сохраняли листочки);

10) второе предложение - неполное (парцелляция) (Дом был заброшенный. Ветхий, с разбитыми окнами).

Если предложения текста связаны дистанционно, то средства связи следующие: 1) синтаксический параллелизм (Лошади устали от продолжительной жары. Люди утомились от долгого пути); 2) анафора (единоначатие) (Не раз снился потом этот дурной сон. Не раз он вскакивал средь ночи, пытаясь куда-то бежать); 3) по смыслу: (Весна. Солнце начинает припекать сильнее. На санных дорогах стоит вода.)

^ Глава 5. Типы речи.

В тексте, предложенном для анализа, встречаются разные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Поэтому очень важно знать признаки каждого типа речи. Чем же характеризуются повествование, описание, рассуждение? Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. Описание - словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей. (Т.А.Кудинова. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004, стр.129.)

Однако такие типы речи, как описание и рассуждение, имеют свои подтипы. Описание предмета отвечает на вопрос: каков предмет?

Петух был такой красивый и смелый.

На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках. а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами (подобрала Алексеева И.В.)

Описание места отвечает на вопрос: что где находится?

Молчаливый лесной сумрак посветлел с одной стороны, и меж деревьев мелькнул водный простор. С крутого песчаного берега открылось озеро. Необозримо уходило оно, отодвинув леса до синего горизонта, и изумрудно-зелёные острова бесчисленными стаями покрывали светлое лицо его. Узкими протоками оно тянулось в другие, соседние озера, па сотни вёрст растянувшиеся по угрюмому, суровому, молчаливому краю, с одной стороны которого катило тяжёлые холодные волны Белого моря, с другой - морозной мглой дышали ледяные поля Северного океана. (А.С.Серафимович).

Описание состояния природы отвечает на вопрос: каково вокруг?

Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днём таяло на солнце, а ночью дождило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги.

Потом вдруг понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи мёл бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих, и подвинулся густой туман, в природе перемен... (Л. Н.Толстой)

Описание состояния человека отвечает на вопрос: каково ему?

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось, даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. (По Р. Достян)

Рассуждение может быть трёх подтипов.

1. Рассуждение-доказательство отвечает на вопрос: почему?

Замечательно быть моряком. Это самая лучшая профессия.

Во-первых, у моряков красивая форма. Лента с якорем, белоснежная бескозырка привлекает многих.

Во-вторых, моряки отважные, смелые, стойкие люди. Они не боятся трудностей.

В-третьих, моряки бывают во многих городах земного шара, знакомятся с достопримечательностями.

В-четвёртых, моряки любуются беспредельными морями и океанами, восходом и закатом солнца, лучи которого пляшут на водных просторах.

2. Рассуждение-объяснение отвечает на вопрос: что это такое?

Что такое космическая орбитальная станция? Космическая орбитальная станция-это большой искусственный спутник, который движется постоянной околоземной орбите. На её борту космонавты и учёные производят научные эксперименты и наблюдают за жизнью в невесомости. В космических станциях есть жилой и рабочий салон, а также ванная, приспособленная к условиям невесомости... (Детская энциклопедия: 1001 вопрос и ответ).

3. Рассуждение-размышление отвечает на вопрос: как быть? что делать?

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет, есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах,… Что делать с такой бабушкой? - Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть это близкий человек. Опекать, беречь... Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни. (По И.Медведевой)

Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)? Матрос вырвался и побежал по палубе, увертываясь и виляя между корзинами, ящиками, людьми. За ним бежал усатый... Они, один за другими, нырнули в проход машинного отделения. Затем вынырнули с другой стороны. Пробежали вверх по грану, дробно стуча подошвами и срываясь со скользких медных ступенек. (В.Катаев).

Начало сочинения

  1. с указания проблемы, её актуальности -
    риторические вопросы.

2) с размышления на тему, которая
затрагивается в тексте

Языковые средства и их назначения в тексте.

  1. вводные слова: выражают отношение говорящего к высказываемому; эмоциональная оценка сообщаемого; призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам и др;

  2. риторические вопросы: служат вопросом - размышлением; подчёркивают нужную мысль; являются эмоциональным откликом на ситуацию;

  3. вставная конструкция: служит для добавочного сведения, попутного замечания, поправку, оговорку:

  4. пословицы и поговорки - с целью выражения общих суждений, сентенций;

  5. парцеллеция - как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений;

  6. цитирование: в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности;

  7. экспрессивная лексика: для выражения отношения к предметам;

  8. ряды однородных членов: для создания своеобразного ритмического рисунка текста.




Проблема («на поверхности»)


нравственная, философская, экологическая, актуальная, злободневная, общественно значимая.

Идея. Авторская позиция

Сиюминутная (конкретная в тексте) - зачем? (почему?) - «глубокая». Позиция автора чётко выражена.

Характерные признаки стиля


Логичность, образность, эмонадиональность, оценочность, призывность


Цель


Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиями.

^ Глава 6. Особенности публицистического, научно-популярного,

художественного стиля в таблицах.
Особенности публицистического стиляи работа с ним

Особенности текста научно-популярного стиля и работа с ним.


Начало сочинения


1) С указания проблемы, её актуальности- риторические вопросы;

2) С размышления на тему, которая затрагивается в тексте.

Проблема

(научная)

Определяется исходя из темы конкретного текста.

Идея, авторская

Позиция

Нет, (Может быть, если есть выход на общественную проблему).

Характерные

Признаки стиля

Логичность, точность, отвлечённость и обобщённость.

Цель

Сообщение научных данных, фактов на доступном для массового

читателя (слушателя) языке.




Языковые средства, характерные научному

стилю:

1) научная лексика (терминология);

2) повторение ключевых слов;

3) абстрактные понятия (отглагольные существительные)

4) конкретная лексика - для обозначения

общих понятий;

5) словосочетание ”существительное +

существительное в родительном падеже “;

6) сложные предложения;

7) прямой порядок слов.

Роль этих языковых средств: строгая

последовательность в изложении,

смысловая точность, достоверность.

Языковые средства, делающие текст

популярным

1) примеры для иллюстрации отдельных

научных положений;

2) сравнение;3) перифраза;

4) вводные слова;

5) модальные частицы;

6) риторические восклицания.

Они упрощают язык науки, делают его

доступным, понятным для широкого

круга читателей; привлекают внимание

к поднятой в тексте научной проблеме.



Языковые средства, характерные художественному стилю:
1) тропы: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет;
2) стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, умолчание, эллипсис, эпифора, оксюморон.
Благодаря им в тексте создаётся образная, эмоциональная картина.



Начало сочинения



  1. с краткого сообщения о писателе, являющемся автором текста;

с лирического размышления.

Проблема (проблематика)

(“в подводном течении”)

Философская, нравственная, экологическая, эстетическая.


Идея, авторская позиция


Раскрывается через изобразительно- выразительные средства

Характерные признаки



Образность, эмоциональность, конкретность, субъективность.


Цель

Создание художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.


Таблицы 1-3 представляют собой систематизацию понятий, сведений, необходимых для составления сочинения-рецензии к текстам публицистического стиля (таблица 1), научно-популярного стиля (таблица 2), художественного стиля (таблица 3).

В них указываются варианты начала сочинений, характерные признаки стиля, цель текста, языковые средства и их назначение в тексте, проблема (проблематика), идея, авторская позиция.

Определение проблемы в тексте публицистического стиля (таблица 1) не вызывает затруднений, так как она находится «на поверхности» это значит, что вопрос, поставленный автором текста, налицо. «Сиюминутной» названа основная мысль (авторская позиция), которая выражена автором и сформулирована часто в предложениях текста. Но эта идея должна заставлять нас задаваться вопросами: зачем? почему? к чему это приведет? и т.д., и задуматься над более глубокой идеей, которая содержит мысль об общечеловеческих ценностях.

В таблице 2 четко разграничены языковые средства научного стиля (костяк языка текста) и подвида – научно-популярного (средства популяризации текста).

В таблице 3 проблема (проблематика) «в подводном течении» следует понимать так: автор текста, изображая, выражает свое отношение к происходящему, но не дает прямую оценку; используя разные художественные приемы, предоставляет читателю возможность увидеть картину, чтобы читатель мог задуматься над нравственными и философскими проблемами.
Глава 7. Образцы обучающих сочинений-рецензий.
Текст публицистического стиля.

1.“Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наше собственность. 2. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… 3. Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании “. 4. Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50 году от Р. Х.

5. Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью. 6. Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. 7. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часам, измерять его как следует, не умели, а значит, не берегли. 8. Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. 9. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. 10. Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. 11. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – всё изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. 12. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. 13. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. 14. Не только у него – цейтнот становится всеобщим. 15. Недостаёт времени на друзей, на детей нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. 16. Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков.17. Время куда-то исчезает, его становится всё меньше.

(По Д.Гранину)


Сочинение-рецензия.

Всегда ли мы ценим чужое, да и своё, время? И почему надо беречь время? Что мы делаем, чтобы экономить его? Над этим вопросами задумаемся мы вместе с автором текста Д. Граниным.
^ Другой вариант.

Как древние относились по времени? Как люди пытались обуздать время? Разрешил ли проблему цейтнота современный человек? Об этом говорится в тексте Д. Гранина.

Ведущая тема данного текста – размышление о дефиците времени. Ей подчинены три микротемы: Сенека о времени; попытка древних обуздать время; стремление разрешить проблему нехватки времени. Д.Гранина волнует вопрос дефицита времени. Он утверждает, что нужно ценить время, своё и чужое, потому что его “нельзя возвратить обратно”. Автор приводит нас к мысли о том, что при огромной занятности современного человека неумение организовать время может лишить его возможности соприкасаться с миром прекрасного, обогатить свой внутренний мир.

Анализируемый текст принадлежит публицистическому стилю. Что же говорит об этом? Текст привлекает внимание к общественно значимой проблеме нехватки времени. Ему присущи логичность, образность, эмоциональность, оценочность.. Тип речи этого текста – рассуждение. Почему я так считаю? Тезис заключён в предложении №6: “Время единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании“. Доказательством служат предложения под №5-13. Вывод содержится в предложениях под №14-17.Предложения в тексте соединены цепной и параллельной связью. Что на это указывает? Так, предложения под №6-7 связаны заменой существительного “ у древних” местоимением “они”; местоимение “для этого” в предложении №9 заменяет часть высказывания в предложении №7: ”чтобы сэкономить этому человеку деловому человеку время”; предложения под №13 и 14 – заменой словосочетания “Дефицит времени” словом “цейтоном” и существительного “деловой человек “ местоимением “у него”. Предложение под №15-17 – связаны по смыслу. В предложенном для анализа в тексте есть языковые средства , характерные публицистическому стилю. Какую же роль они выполняют? Цитирование помогает Д.Гранину убедить читателя в значимости затронутого вопроса, вводные слова (“а значит”, “ по мнению делового человека “) выражают отношение говорящего к высказываемому; ради однородных членов (“обуздать, приручить, понять”, “ наращивает, внедряет, переделывает”) создают выразительною смысловую соотнесённость; градация (“ ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков”) “усиливает” впечатление.

Действительно, цейтнот в наше время становится всеобщим. Особенно нехватка времени заметна в большом городе. Людям некогда любоваться красотой природы, сходить в музей, театр, пообщаться с друзьями, почитать интересную книгу. Человек превращается в робота, забывает о духовном развитии.
^ Текст научно-популярного стиля.

1. Тайну кровообращения раскрыли лишь в веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. 2. Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам – капиллярам - и возвращается к сердцу. 3. Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. 4. Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. 5. Вот уж мотор так мотор! 6. Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми.

7. Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. 8. К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурсы. 9. Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от доктора . 10. Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. 11. Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. 12. Но эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. 13. Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам.
^ Сочинение – рецензия.

Как был установлен характер движения крови по организму? Почему не просто создать искусственное сердце? В чём недостаток искусственного сердца? Об этом говорится в тексте из энциклопедии.

Ведущая тема данного текста – рассказ о работе сердца. Ей подчинены 3 микротемы: открытие тайны кровообращения; сложность создания искусственного сердца; «плюсы» и «минусы» в применении искусственных клапанов сердца. В этом тексте поднимается научная проблема исследования работы сердца и применения искусственного аппарата.

Текст относится к научному стилю, это один из его подстилей – научно-популярный. Почему я так считаю? Здесь есть типичные признаки научного стиля: логичность изложения, точность, обобщенность, объективность. Научные суждения написаны доступным, ясным, понятным языком, раскрыты подробно, иллюстрированы примерами.

Анализируемый текст принадлежит рассуждению. Что же об этом говорит? В нём содержится размышление над теми вопросами, которые затронуты в тексте, имеются предложения, являющиеся своеобразным выводом, вытекающим из фактов (предложение под №№ 3, 7). Предложения в тексте из энциклопедии преимущественно соединены цепной связью. Что же на это указывает? Так предложения под №№ 1 и 2 связаны с помощью однокоренных слов «кровообращение» - «кровь»; предложения под №№ 2 и 3 – заменой существительного «кровь» местоимением «её» и использованием в предложении № 3 наречия «так», заменяющего высказывание в предыдущем слово «мотор» в предложении под № 5 является контекстным синонимом слова «сердца» в предложении под № 4. В тексте имеются средства языка, характерные научному стилю, научно-популярному подстилю. Какова же их роль? Использование терминов («кровообращение», «артерий», «вена», «искусственное сердце», «бионика»), словосочетаний «сущ. + сущ. в род. п.» («изучение анатомии», «проблемы пересадки сердца», «проблема вторжения веществ», абстрактных отглагольных существительных («движения», «пересадки», «поиски») подчёркивает строгую последовательность, смысловую точность, достоверность. Применение восклицательного предложения, перифразы («мотор», «биологическая машина»), вводного слова («к сожалению»), модальных частиц («лишь», «даже») упрощает язык науки, привлекает внимание к поднятой научной проблеме и делает текст доступным для широкого круга читателей.

Данный текст привлекает меня интересными фактами из области медицины. Он рождает во мне гордость за человека, далеко шагнувшего в исследовании работы сердца, вселяет веру в то, что в далёком будущем продолжительность жизни человека увеличится.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconПособие по подготовке к сочинению части 3 С1 егэ по русскому языку...
Проблема – это вопрос, который стал объектом раздумий автора, над которым он размышляет, к которому неоднократно возвращается и по...

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconМетодическое руководство по составлению для выпускников, студентов...
Европаспорт: Методическое руководство по составлению для выпускников, студентов и сотрудников российских учебных заведений. – Спб.,...

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconПодготовка к написанию сочинения по тексту М. Худякова с учётом требований...
Тема: Подготовка к написанию сочинения по тексту М. Худякова с учётом требований к заданию с с развёрнутым ответом егэ по русскому...

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconДополнительные образовательные программы культурологической направленности...
Образовательная программа предназначена для подготовки слушателей к сдаче егэ по русскому языку

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconЗаседание методических объединений по вопросу подгоовки к егэ анализ результатов егэ-2011
Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме егэ

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconИспользование элементов образовательной технологии "Дебаты" в подготовке...
Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать такие нормы построения текста, как логичность, последовательность,...

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconГосударственная (итоговая) аттестация учащихся 11-х классов в 2011-2012...
Для выпускников 11-х классов установлена обязательная форма государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике...

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconУчебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная...
Алексеева И. С. Профессиональный тренинг переводчика: Учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей...

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconГрафик дополнительных занятий по русскому языку и математике для...

Методическое пособие Обучение составлению сочинения рецензии в подготовке выпускников к егэ по русскому языку Автор: Алексеева Ирина Владимировна iconЭлективный курс «Подготовка к егэ по русскому языку»
Программа го курса «Подготовка к егэ по русскому языку» предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница