Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов)




Скачать 148.25 Kb.
НазваниеВыдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов)
Дата публикации22.01.2015
Размер148.25 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы




Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов)
1. Педагогическая деятельность и теория К.Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) родился в Туле, а свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. В 1840 г он поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы Ушинский начал серьезно задумываться о распространении грамотности среди народа. В это время он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

По окончании университета 22-летний Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Поэтому профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К. Д. ушинского. Работая в 1854 – 1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

С 1859 по 1862 г. Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц. пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Но прогрессивная деятельность Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. И в 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

Все, перенесенное в России, тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу «Родное слово», а в 1867 г. появилось главное его произведение «Человек как предмет воспитания», явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть и 22 декабря 1870 г. Его не стало.

Главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского является мысль о народности воспитания. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших ситемах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

Ушинский создал теорию дошкольного воспитания, в основу которой положил идею народности. По его мнению, лучшим выражением народности является родной язык Поэтому он упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Ведь усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.

Необходимым условием самостоятельного познания ребенком окружающего мира, по его мнению, является наглядность. Он показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Поэтому в развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он также указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей – русским народным сказкам, пословицам, прибауткам и загадкам.

Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

К.Д. Ушинский придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно в закрытых учебных заведениях, где воспитанники могут заниматься обработкой сада, огорода, столярным и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т.д.

В деле воспитания детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский видное место отводил природе. Он считал, что общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, а также эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям.

Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный колектив. Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование.

Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д. Ушинским в «Родном слове», служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Историческая заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Он также обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов.

К.Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли.
^ 2. Л.Н. Толстой – великий педагог, знаток детской души
Гениальный писатель, оригинальный мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики. Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. «... Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты». Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии». Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.

Конечно же, идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

Педагогическое творчество писателя можно разделить на два больших периода:

- первый охватывает 60-70-е гг. (создание Яснополянской школы, издание журнала «Ясная поляна», составление учебных пособий – «Азбуки» и «Новой азбуки»);

- второй – включает последние 30 лет жизни, когда кристаллизуется религиозно-нравственное вероучение и предпринимаются попытки его адаптации к образовательным процессам.

Итак, педагогическая деятельность Толстого началась с 1859 года, когда он учил грамоте крестьянских детей «Ясной Поляны». Яснополянская школа явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность этой школы – одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в.

Л.Н. Толстой горячо пропагандировал необходимость самого бережного, внимательного и любовного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. Работа писателя в Яснополянской школе дает яркие примеры такого отношения к детям. Сам Толстой и учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной педагогики.

Л.Н. Толстой был замечательным, педагогом и психологом, умевшим глубоко понять внутренний мир ребенка, его психологические проявления в процессе роста и воспитания. Он обнаружил тонкое понимание детской психологии, способность глубоко разбираться в том, какие условия необходимы для правильного формирования личности человека в период его детства, отрочества и юности.

В яснополянской школе, которая основывалась на уважении личности ребёнка, развитии его активности и самостоятельности, применялась следующая форма занятий – свободная беседа учителя с учеником. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме художественных рассказов.

Учащиеся делились на три класса:

1) младший;

2) средний;

3) старший.

Домашние задания не практиковались, т.к. всё выполнялось в школе. Основной метод обучения – живое слово учителя (рассказ, беседа).

Кстати, Толстой в своей школе он допускал такой условный порядок и своеобразный режим, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т.д.

С 1861 года школа была реорганизована, и в её основу был положен принцип свободного творчества детей, реализующийся при помощи преподавателей. В начале 60-х годов начинает выходить педагогический журнал «Ясная поляна» и Толстой выступает с критикой традиционной школы. Вот его утверждения:

- учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов;

- в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться.

дело учителя – следовать и развивать природу ребёнка.

Эти положения нашли отражение в педагогических статьях Толстого «О народном образовании», в учебниках для начальной школы – «Азбука», «Новая Азбука» и четыре книги для чтения.

Толстовская «Азбука», изданная в 1962 году, – это комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.

В 1875 году вышли в свет переработанная Толстым «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.

Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

Большое место великий писатель отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, – многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов».

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

Конечно же, в педагогических взглядах Л.Н. Толстого имеются глубокие противоречия, крайности. Однако в его педагогических высказываниях и педагогической деятельности было также много ценного, способствовавшего развитию оригинальной русской педагогики.
^ 3. Н.И. Пирогов – великий хирург и педагог
Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) – по сути уникальная личность в истории России. Он был российским хирургом и анатомом, педагогом, общественным деятелем. Он являлся основоположником военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондентом Петербургской АН (1846). Пирогов участвовал в боях за оборону Севастополя (1854 – 55), во франко-прусской (1870 – 71) и русско-турецкой (1877 – 78) войнах. Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.

Однако, в 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества», спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ранней профессионализации, специализации в образовании как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образование. Мысли Пирогова о важной роли общего образования в формировании человека были исторически прогрессивными для своего времени.

Основой воспитания нравственного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста.

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование.

По его мнению, в семенном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изучать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и воспитание детей.

Н. И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье? Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «В ребенке, - писал Пирогов, - весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию; понятие, например, о форме и других чувственно-физических свойствах предметов развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Как близоруки наши воспитатели, видно из того, что самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования – детские игры – остается почти в совершенном бездействии в руках матери и воспитателей». Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Видные педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов.

Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обязательным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Он восставал против космополитизма в деле воспитания и образования детей, выражавшегося в том, что детям привилегированных слоев общества с раннего возраста гувернеры прививали презрение к родному языку и любовь к иностранному.

Шестилетний возраст детей Пирогов считал самым подходящим временем для того, чтобы начинать обучение детей грамоте. Исключение может быть сделано для детей, имеющих слабое общее развитие. Родителям и воспитателям надо наблюдать за ходом умственного развития ребенка и в соответствующий момент воспользоваться его интересом к грамоте, чтобы начать систематическое обучение.

Имя Н. И. Пирогова вошло в историю развития мировой хирургической науки, в историю развития русской науки и просвещения. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Н. И. Пирогов показал себя как гуманный и чуткий руководитель молодежи, он содействовал оживлению Деятельности педагогических советов гимназий, развитию творческой инициативы учащихся путем организации литературных утренников и т. п. Вместе с тем в педагогической теории Пирогова, как уже указывалось, отразились и некоторые черты, свойственные либерально-буржуазной педагогике: абстрактно-идеалистическое обоснование цели воспитания, примирение научного образования с религиозным воспитанием, непоследовательность в решении проблемы о телесных наказаниях детей и пр.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001.

  2. История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., Просвещение. 1981.

  3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

  4. Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

  5. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1953.

  6. Ушинский К.Д. Избранные работы. – М.: Дрофа, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) iconМиф о тангейзере и его рецепция в русской литературе второй половины XIX ˗- начала XX века

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) icon«История русской литературы xviii-первой половины XIX века» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «История русской литературы XVIII – первой половины XIX века» предполагает изучение литературного процесса 1700–1850-х...

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) icon«русской идеи» является одной из центральных тем в русской философии...
Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена русской идее в контексте отечественной культуры XIX века, анализу ее...

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) iconРазвитие теоретических основ деятельности народных крестьянских школ...
Гбоу дпо «Тверской областной институт усовершенствования учителей» ведущий научный сотрудник отдела инновационной педагогической...

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) iconВопросы к экзамену по курсу “История отечественной литературы второй...
...

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) iconИстория русской литературы второй половины XIX века учебно-методическое пособие
Печатается по решению кафедры литературы и редакционно-издательского совета Псковского государственного педагогического университета...

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) iconРусская природа в творчестве поэтов второй половины XIX века
Поэтическое воображение, идущее от реальных впечатлений, порождало образы, обладающие ясностью художественной мысли, цельностью в...

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) iconПояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины...
Осознание литературы как процесса, выявление различных мировоззренческих систем, стилей и направлений, индивидуальности писателей...

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) iconВоспитание русской дворянки конца XVIII первой половины XIX века: «корневое» и«иноземное»
Воспитание русской дворянки конца XVIII первой половины XIX века: «корневое» и «иноземное»

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX века (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница