Зачётная книжка по литературе




Скачать 182.46 Kb.
НазваниеЗачётная книжка по литературе
Дата публикации22.01.2015
Размер182.46 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
ГБОУ СОШ 1265


ЗАЧЁТНАЯ КНИЖКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС

Генералова Н.С.

2013-2014

Иван Александрович Гончаров

Материал по учебнику: краткая биография И.А. Гончарова (основные даты), этапы творческого пути, история создания романа «Обломов».

Прочитанные произведения автора: «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв», «Фрегат «Паллада».

Прочитанные критические отзывы современников автора: Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», А.В. Дружинин «Обломов». Роман И.А. Гочарова». Д.И. Писарев «Обломов». Роман И.А. Гончарова».

^ И.А. Гончаров «Лучше поздно, чем никогда» (автокритческая статья)

Л.С. Гейро «Роман И.А. Гончарова «Обломов»

В.А. Недзвецкий «Романы И.А. Гончарова»

Знакомство с интерпретациями произведения.

Х/ф «Обломов. Рассказ о жизни И.И. Обломова» (1965)

Х/ф «Несколько дней из жизни Обломова» (1979)

Табурин Иллюстрации к роману

Русаков Иллюстрации к роману

Щеглов Иллюстрации к роману

Особенности романа «Обломов»:

  • Изменение замысла («Обломовщина», «Обломов»)

  • Говорящая фамилия героя

  • Социальный и временный или общечеловеческий и вневременной роман?

  • «Сон Обломова» создан за 10 лет до 2 и з части романа («увертюра всего романа»)

  • Время в романе: 8 и/или 37 лет

  • Контрастность образов (антитетичность)

  • Обширная экспозиция (неторопливая 1 часть романа)

  • Развитие героя от рождения до смерти (считая «сон» и «эпилог»)

  • Цельность и схематичность образов, портретность

  • Разностилевая лексика

  • Мастерское бытописание

  • Сон как смерть

  • Замкнутость мира Обломовки (идеальность)

  • Любовь как движущая сила жизни, «школа любви», испытание любовью

  • Герои-двойники, герои-пародии

  • Литературные аналогии и аллюзии

  • Образы-символы (сон, халат, песня, сирень...)

  • Традиция изображения «одного дня» героя

  • «живопись», «музыка» и «поэзия» текста

  • «уветюра», «поэма» и «драма» текста как художественный приём

Минисловарь терминов:

  • Роман (общественно-психологический, любовный), романное действие, герой романа

  • Натуральная школа

  • Гоголевское направление в литературе, гоголевская деталь

  • Типизация

  • Портрет

  • Пейзаж

Исторические, географические, научные и литературные реалии:

  • Естественный человек

  • Идеализм

  • Патриархальность

Александр Николаевич Островский

Материал по учебнику: краткая биография А.Н. Островского (основные даты), этапы творческого пути, история создания пьесы «Гроза».

^ Прочитанные произведения автора: «Гроза».

Прочитанные критические отзывы современников автора: Н.А. Добролюбов «Тёмное царство», «Луч света в тёмном царстве», Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы».

^ Знакомство с интерпретациями произведения.

Х/ф «Гроза» (1933 год).

Х/ф «Гроза» (1977 год).

А.Я. Головин Эскизы декораций к драме Островского «Гроза».

Б.М. Кустодиев Эскизы костюмов и декораций к драме Островского «Гроза».

Иллюстрации к «Грозе» С.В. Герасимова, И.С. Глазунова.

Минисловарь терминов:

  • Драматургия

  • Комедия и трагедия

  • Драма

  • Реализм

  • Ремарка

  • Конфликт

  • Элементы сюжета

  • Система образов

  • Второстепенные и эпизодические персонажи

  • Монолог

  • Диалог

  • Художественная деталь

  • Критический отзыв

  • Способы интерпретации

Исторические, географические, научные и литературные реалии:

  • Геена огненная

  • Отношение в XIX веке к самоубийству

  • Домострой

  • Мещанство

  • Купечество

  • Дворянство

  • Тяхта

  • Кулибин

  • Солнечные часы

  • Громоотвод

  • Вечный двигатель

  • Паровоз

  • Классицизм

  • Ода

  • Ломоносов

  • Державин

  • Тредиаковский

  • Текст романса на стихи А.Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя...»


Фёдор Ивановия Тютчев

Материал по учебнику: краткая биография Ф.И. Тютчева (основные даты), этапы творческого пути.

^ Прочитанные произведения автора: «Цицерон», «Весенние воды», «Silentium», «О чём ты воешь, ветр ночной...», «Тени сизые смесились...», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим...», «Я очи знал – о, эти очи!..», «Последняя любовь», *К.Б. («Я встретил вас – и всё былое...»).

^ Прочитанные критические отзывы: Лотман Ю.М. «Поэтический мир Тютчева», Ю.Н. Тынянов «Вопрос о Тютчеве», Пигарёв К.В. «Жизнь и творчество Тютчева».

*Тютчевиана - http://feb-web.ru/feb/tyutchev/default.asp?/feb/tyutchev/critics/pig/pig-001-.htm&-

Знакомство с интерпретациями произведения.

Чтение стихотворений Ф.И. Тютчева И. Смоктуновским, М. Козаковым, М. Тереховой и др.

*Из дневника дочери поэта: «Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нём есть что-то буйное и беспокойное».

Особенности лирики Тютчева:

  • Сочетание традиций одической поэзии XVIII века (тема человека и вселенной, стремление к афористичности, использованию высокой лексики, риторических фигур, сложных эпитетов) с элегическими мотивами (тип героя, настроение)

  • Форма фрагмента (отрывка), заимствованная у немецких романтиков, допускает смешение разнородного литературного материала, выражает идею незавершённости, открытости мира

  • Тютчевские фрагменты образуют «лирический дневник» (цикл, объединённый общими мотивами)

  • Классические тютчевские мотивы:

  1. Человек на краю бездны (интерес к сознанию человека, находящегося на грани жизни и смерти, невежества и всезнания...) «О чём ты воешь, ветр ночной...»

  2. Катастрофа, борьба и гибель (подлинное знание доступно человеку в момент разрушения этого мира) Цицерон

  3. Тайна и интуиция (тайна мира непознаваема, но мир Космоса тождественен миру души человека) Silentium

  4. Ночь и день (контраст дневной, повседневной сферы и ночного мира мистических прозрений) Silentium, «Тени сизые смесились...»

  5. Одиночество (тоска человека перед загадкой бытия, метафизическое одиночество) Silentium

  6. Природа (всегда одушевлена, вегда активна, динамична, разнообразна, символична) Фонтан, Весенняя гроза, «О чём ты воешь, ветр ночной...»

  7. Земля и небо (взаимосвязанность и нерасторжимость, антитеза жизни и смерти) Весенняя гроза

  8. Воспоминание (ретроспекция, отнесённость в прошлое) «О, как убийственно мы любим...»

  9. Любовь (автобиографичность, поэтизация не событий, а переживаний, всегда трагедия) Последняя любовь

  • Стремление к стройности композиции («планомерности построения» по выражению Ю. Тынянова)

  • Пристрастие к двух- и четырёхстрофным формам стихотворений (симметрия)

  • Характерна быстрая смена интонаций (сочетание ямба и амфибрахия в стихотворении Silentium)

Минисловарь терминов:

  • Фрагмент как жанр

  • Пантеизм, олицетворение

  • Антитеза, повтор, симметрия

  • Ода, элегия

Исторические, географические, научные и литературные реалии:

  • Романтизм, философский романтизм

  • Славянофильство

  • Классическая немецкая философия (Шеллинг): тождество «микрокосма» и «макрокосма»

  • Журнал «Современник»


Афанасий Афанасьевич Фет

Материал по учебнику: краткая биография А.А. Фета (основные даты), этапы творческого пути.

http://video.yandex.ru/#!/search?text=лирика фета&filmId=VizalH0HUXI&id=

^ Прочитанные произведения автора: «Кот поёт, глаза прищуря...», «На заре ты её не буди...», «Шёпот. Робкое дыхание...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Я пришёл к тебе с приветом...», «Это утро, радость эта...»

Прочитанные критические отзывы:

*критика о Фете - http://a-fet.ru/kritika_feta.html

^ Знакомство с интерпретациями произведения.

Стихи Фета в классическом русском романсе

Я. Полонский «Шёпот, робкое дыханье...»

Особенности лирики Фета:

Лирика Фета осталась в стороне от общественной жизни, чуждалась гражданских тем - только события душевной жизни человека, красота природы волновали поэта. И эти две стороны бытия неразрывно связаны между собой в его лирике.


В проповеди этого культа Фет не знал меры и поэтому прослыл глашатаем идей «чистого искусства», далёкого от жизни. Но своим творчеством поэт доказал, что для него главный источник прекрасного - это сама земля, родная природа во всех проявлениях . «Трепет жизни» - вот то, что Фет умел улавливать одним из немногих.

Характер и напряжение лирического героя нередко меняются у Фета в зависимости от состояния в данный момент природы. Как в природе изменения происходят в зависимости от цикличности, так и в мире человеческих чувств - от весны до весны.


Поэзия Фета удивительно земная, богатая мельчайшими конкретными подробностями реальной жизни природы. Соответствует ей и разнообразнейшая по своим проявлениям душевная жизнь лирического героя.

Произведениям Фета в высшей мере свойственно чувство меры, которое он считал важным качеством лирика. Как бы неопределённо, многозначно и символично ни было выраженное в его стихотворениях настроение, поэтическая форма почти всегда обладает внутренней завершённостью и цельностью.
В лирике Фета можно выделить три основных, ведущих формы фетовских стихов: описательная лирика ("Чудная картина..."), адресованный монолог («Я пришёл к тебе с приветом...»), и поэзия разума.

Также необходимо сказать о фрагментарности поэзии Фета , обладающей новаторской, свободной лирической формой и связывающей имя Фета с эпохой модернизма...

Стихи Фета ещё и очень музыкальны, полны выразительных образов. Его метафоры предвосхитили многие искания С.Есенина, Б.Пастернака, Н.Рубцова. Пророческими оказались слова Л. Н. Толстого о далёком сиянии стихов А. Фета.

^ Минисловарь терминов:

Поэзия Чистого искусства

Исторические, географические, научные и литературные реалии:

Философия Шопегауэра

^ Иван Сергеевич Тургенев

Материал по учебнику: краткая биография И.С. Тургенева (основные даты), этапы творческого пути.

Прочитанные произведения автора: «Отцы и дети», «Ася», «Первая любовь», «Записки охотника».

^ Прочитанные критические отзывы:

Писарев Д.И. «Базаров», Герцен А.И. «Ещё раз Базаров», Антонович М. «Асмодей нашего времени»

И.С. Тургенев «По поводу «Отцов и детей», Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Маркович В.М. «О проблематике романа «Отцы и дети», «Человек в романах Тургенева»

^ Знакомство с интерпретациями произведения.

Х/ф «Отцы и дети» (1958), телефильм «Отцы и дети» (1984), х/ф «Отцы и дети» (2008)

Перов В.Г. «Отцы и дети», Боклевский П.М. «Базаров», «П.П. Кирсанов», Табурин В. «Смерть Базарова»

^ Особенности произведения:

  • роман лица (в отличие от романа поступка): главная цель – изображение личности героя как представителя времени, идеологического или политического движения;

  • структура романа подчинена ответу на вопрос о продуктивности представляемой героем общественной силы, о его способности сыграть позитивную роль в развитии России;

  • Тургенев видит прекрасное в природе и в человеческой душе;

  • типизация, Тургенев всегда шёл от «живого лица» к художественному обобщению (система прототипов);

  • Тургенев всегда показывает характеры героев в динамике, в развитии; раскрывает характеры характер своего героя не прямо, а в идеологических спорах и в личной, интимной сфере;

  • обязательное «испытание любовью» (так выявляется истинная сущность и ценность любого человека);

  • «скрытый» психологизм (изображает мысли и чувства через внешние проявления); психологический портрет и речевая характеристика героя особенно значимы для автора; у каждого героя своя неповторимая и легко узнаваемая манера выражаться, раскрывающая его индивидуальность;

  • авторский взгляд на героя выражен собственно сюжетом, выбором ситуаций, испытаний;

  • органическое сопряжение личного с социальным – особенность построения романов Тургенева;

  • Тургенев убрал эпиграф:

Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание, но не было силы.

Человек средних лет: А в вас – сила без содержания.

  • «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса» (И.С. Тургенев);

  • особенность конфликта - противостояние одновременно двух сословий и двух поколений внутри каждого сословия;

  • стремление показать «героя времени» приводит к «эскизности» романа: концентрированность содержания, выделение кульминационных моментов сюжета, сосредоточение действия вокруг одного героя, предельная сжатость действия во времени;

  • чёткое деление романа на три части: знакомство героев антагонистов, попадание «нового» человека в сложившуюся среду; проверка героев и их идей жизнью, испытание любовью; подведение итогов;

  • отсутствие предыстории у главного героя;

Минисловарь терминов:

  • критический реализм, натуральная школа,

  • психологизм,

  • романтизм,

Исторические, географические, научные и литературные реалии:

  • аристократы, либералы, демократы, разночинцы, нигилисты, гегелисты,

  • патриархальность, английский парламентаризм,

  • общественный кризис, общественное благо, западничество и славянофильство.

^ Николай Семёнович Лесков

Материал по учебнику: краткая биография (основные даты), этапы творческого пути Н.С. Лескова.

Прочитанные произведения автора: «Левша», «Человек на часах», «Очарованный странник».

^ Прочитанные критические отзывы: Мущенко Е.Г., Скобелев В.П. «Поэтика сказа», Столяров И.В. «В поисках идеала», Путовойт П.Г. «Созвездие неповторимых: Мастерство русских классиков».

^ Знакомство с интерпретациями произведения.

Д. Митрохин, Н. Леонова Иллюстрации к «Очарованному страннику».

Х/ф «Очарованный странник» (1963)

Х/ф «Очарованный странник» (1990)

^ Особенности произведения:

  • Лесков «создал для России иконостас его святых и праведников» (М. Горький).

  • Автор раскрывал сложность и противоречивость характеров своих героев, взаимодействие в них разнородных начал. Лесков изображает драматизм внутренней борьбы героев, подчёркивая, что её итог зависит от способности человека осознать своё предназначение, найти свой путь в жизни.

  • Драма Лескова состояла в том, что он так же, как и шестидесятники, уважал народ, его трудолюбие, терпение, мудрость, талант и хотел для него лучшей доли, но в отличие от представителей демократического лагеря не имел готовых решений и мучительно искал источники и пути преобразования и укрепления Отечества.

  • Жанр хроники стал одним из основных в прозе писателя, стремившегося реформировать традиционную форму романа. Писатель отдавал предпочтение рассказам и очеркам, отвечавшим его потребности отражать «мелочи жизни».

  • Отличительной особенностью авторской манеры является способность соединять изображение лучших черт национального характера и критику негативных сторон русской жизни (Е.Ю. Зубарева).

Минисловарь терминов:

  • маленькие великие люди (Горький)

  • маленькие люди

  • цикл

  • рассказ и повесть, сказ

  • хроника

  • былинные мотивы

  • исповедь

  • окказионализм

Исторические, географические, научные и литературные реалии:

  • праведничество, праведник

  • конэсер

  • Крымская война

Михаил Евграфивич Салтыков-Щедрин

Материал по учебнику: краткая биография (основные даты), этапы творческого пути М.Е. Салтыкова-Щедрина.

^ Прочитанные произведения автора: Сказки, «История одного города» («Органчик»), «Господа Головлёвы».

Прочитанные критические отзывы: Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск, Бушмин А.С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина.

^ Знакомство с интерпретациями произведения.

  • Е.М. Рачёв, С. Лемехов, В. Мыслицкий Иллюстрации к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  • М/ф «Премудрый пискарь», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Самоотверженный заяц», «История одного города» («Органчик»)

  • Х/ф «Оно»

  • Х/ф «Тени»

  • Х/ф «Иудушка Головлёв», «Господа Головлёвы»

Особенности произведения:

  • «Сказки» состоят из 32 произведений

  • Самостоятельный сатирический цикл

  • Причины обращения к жанру сказки: условия цензуры, воздействие на читателя фоольклорной традиции, сказка как излюбленный жанр пропагандистской литературы, органическая близость поэтике автора

  • С народной сказкой роднит сказочный сюжет и использование традиционных приёмов

  • Принципиальные отличия от народной сказки: границы между добром и злом нередко размываются, отрицательные герои не всегда наказываются в финале, политическая сатира, используется много реальных деталей современной автору действительности, сказочная форма наполняется политическим смыслом, соединение разных речевых стилей

  • Тематика сказок (4 тематических блока): 1) тема власти, взаимодействия народа и власти; 2) тема народа, его трудолюбия и тяжёлого положения, покорности, правдоискательстве, стихийности протеста; 3) тема интеллигенции, осуждение приспособленчества, критическое отношение к прекраснодушию; 4) нравственно-этические темы

  • Использует различные виды иносказаний: эзопов язык, аллегоричность (в основе которой почти всегда социальная антитеза), ирония (иронические утверждения, ироническая похвала, ироническое сравнение, ироническое осуждение), гиперболизация, гротеск

  • Элементы сказочной поэтики: зачины, присказки, троекратное повторение мотива, эпизода и т.д.

  • Сказки соединяют в себе разные речевые планы: сказочная и нейтральная лексика, просторечия, канцеляризмы...

Минисловарь терминов:

  • Народная сказка

  • Авторская сказка

  • Эзопов язык

  • Аллегория

  • Сатира

  • Гротеск

Николай Алексеевич Некрасов

Материал по учебнику: краткая биография (основные даты), этапы творческого пути Н.А. Некрасова.

Прочитанные произведения автора: В дороге, Тройка, «Вчерашний день, часу в шестом», «Мы с тобой бестолковые люди», Забытая деревня, Поэт и гражданин, Размышления у парадного подъезда, Крестьянские дети, Железная дорога, Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «О Муза! Я у двери гроба», Кому на Руси жить хорошо.

^ Прочитанные критические отзывы: Архипов В.А. Поэзия труда и борьбы: очерки творчества Н.А. Некрасова, Чуковский К.И. Мастерство Некрасова, Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комментарий, Скатов Н.Н. Некрасов: современники и продолжатели.

^ Знакомство с интерпретациями произведения:

Особенности произведений:

  • Некрасов - публицист, поэт, прозаик, драматург, издатель, критик (все эти грани нашли своё отражение в лирике)

  • главный герой лирики Некрасова – народ (руский национальный характер)

  • основной пафос: согласование слова и дела

  • жанровая палитра : стихотворный фельетон, водевиль, ода, элегия, стихотворение-рассказ, поэма

  • прямые диалоги и сценическое действие в поэмах, драматический диалог

  • полифонизм в лирике (маски, многогеройность, галерея лирических героев)

  • интересные вступления (пролог в поэме), многоточия в качестве концовок (незавершённость), античные элементы в поэме (пролог, хор)

  • всероссийский обзор жизни (сверху донизу), эпическое, былинное начало (споры: поэма, эпическая поэма, поэма-эпопея, эпопея)

  • фольклорная основа, песенность, народно-сказочные мотивы

  • узнаваемость некрасовской ритмики (трехсложники)

  • проблема определения главного героя в поэме (мужики-странники, Матрёна Тимофеевна, Гриша, Савелий, Россия...)

Минисловарь терминов:

  • стихотворение факта (публицистичность), конкретность и точность

  • народность, демократизм, гражданская лирика

  • реализм, критический реализм

  • натуральная школа, физиологический очерк

  • сатира

  • литературная пародия

  • психологизм

Исторические, географические, научные и литературные реалии:

  • гоголевское направление в литературе

  • шестидесятники, народники

  • отмена крепостного права

  • пореформенная Россия

Фёдор Михайлович Достоевский

По учебнику изучаем: биография (в рабочую тетрадь записываются основные сведения), периодизация творчества (краткая характеристика этапов творчества в рабочей тетради).

^ Прочитать произведения: «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот», «Братья Карамазовы» («Легенда о Великом Инквизиторе»)

Знать критические интерпретации:

Бахтин М.М. «Проблемы поэтики Достоевского», «Проблемы творчества Достоевского»

^ Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий

Томас Манн «Достоевский, но в меру», Стефан Цвейг «Достоевский»

Лев Шестов «Достоевский и Ницше», Гроссман Л.П. «Город и люди «Преступления и наказания»

Знать художественные интерпретации:

Иллюстрации Д. Шмаринова, И. Глазунова, М. Шемякина

Х/ф «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»

Спектакли «РР», «Бесы», «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», «Мальчики»

Сериалы «Достоевский», «Идиот»

Передача о Достоевском http://video.yandex.ru/users/nnaira/view/59

Академия http://www.youtube.com/watch?v=CIAqUKc9wlU

Документальный фильм о Достоевском http://youtu.be/uWqvVpsi8hM

Особенности романа «Преступление и наказание»:

  • антидетектив, философско-социально-психологический роман

  • своеобразие художественного времени (интенсификация романного времени)

  • фантастическая действительность (сближается со сном, бредом)

  • значение художественных деталей (геометрия помещений, образ топора...)

  • на принципе оксюморона построены характеры всех персонажей

  • феномен двойничества, герои-идеологи

  • психологизм («Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»)

  • динамика сюжета ведёт от катастрофе к катастрофе, а промежутки заняты напряжёнными диалогами

  • приём умолчания, недоговорённость рассчитана на эффект первого прочтения (интрига)

  • роман-трагедия, драматические черты прозы Достоевского (ограниченное количество персонажей, стремительный ход развития сюжета, напряжённые диалоги, публичные скандалы, неожиданные признания...)

  • образ Петербурга, атмосфера преступления (весь роман наполнен уличными сценами и скандалами), образ каморки (шкаф, сундук, гроб, «низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят», «комнаты без форточек»), «всякий уединяется в свою нору»

  • особый смысл понятий «преступление» и «наказание»

Словарь терминов:

  • почвенничество

  • ницшеанство («Если Бога нет, то всё дозволено»)

  • двойничество

  • полифонизм

  • диалогизм

  • романтический герой, нигилизм

Лев Николаевич Толстой

Материал по учебнику: краткая биография, этапы творческого пути Л.Н. Толстого.

Прочитанные произведения автора: «Кавказский пленник», «Детство», «После бала», «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина»

Прочитанные критические отзывы:

  • Л.Н. Толстой «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» http://bookz.ru/authors/tolstoi-lev/neskol_k_424/1-neskol_k_424.html

  • Н.Г. Чернышевский «Военные рассказы графа Л.Н. Толстого» http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/trk/trk-0912.htm

  • Громов «О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире»

  • Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого: проблематика и поэтика.

  • Бочаров С.Г. «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», «Мир» в «Войне и мире»//в книге «О художественных мирах»

  • Линков В.А. «Война и мир» Л. Толстого

  • Кандиев Б.И. Роман-эпопея: комментарий

Знакомство с интерпретациями произведения:

  • Шмаринов Д.А. Иллюстрации к роману «Война и мир»

  • Л. Пастернак Альбом иллюстраций к произведениям Л.Н. Толстого

  • Х/ф «Война и мир» (1967), Х/ф «Война и мир» (2007)

  • Спектакль «Война и Мир. Начало романа». «Мастерская П. Фоменко»

Особенности произведения:

  • Эволюция замысла

  • Значение понятий «война» и «мир» (макро- и микромиры Толстого)

  • Сложная жанровая специфика (роман-эпопея, историческая и/или семейная хроника...): «Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника» (Л.Н. Толстой)

  • Принципы единения: «семейная» и «военная» мысли, концепция истории

  • Макро и микрокомпозиция в романе

  • Антитеза естественного и искусственного

  • Полицентризм романа. Семейный принцип (семьи «любимые» и «нелюбимые»)

  • Образы-символы: круга (шара)

  • Идея «сопряжения»

  • Значение снов, значение авторских отступлений

Минисловарь терминов:

  • Роман-эпопея (исторически значимое для нации событие в центре, полицентризм...)

  • Народность, историзм, мысль народная и мысль семейная, психологизм

  • Антитеза, параллелизм сцен, сцепление эпизодов, приём ретардации

  • Диалектика души и диалектика характера, художественная деталь

Исторические, географические, научные и литературные реалии:

  • Наполеоновские войны

  • Отечественная война 1812 года, партизанская война

  • Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир, Бородинская битва, Москва 1812 года

  • Тема наполеонизма, образ Наполеона, наполеоновская фабула в литературе

  • Масонство

  • Толстовство, взгляд Толстого на историю и роль личности в истории

Антон Павлович Чехов

По учебнику изучаем: биографию (в рабочую тетрадь записываются основные сведения), периодизацию творчества (краткая характеристика этапов творчества в рабочей тетради).

^ Прочитать произведения: «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня»

***Метерлинк «Слепые», Ибсен «Пер Гюнт», Сартр «Мухи», Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»

Знать критические интерпретации:

  • А. Скафтымов «О единстве формы и содержания в «Вишневом саде А.П. Чехова», «К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова»

  • А. Белый «Вишневый сад, А. Бабецкий «Аристократизм, мещанство и босячество», А. Крайний «Что и как», А. Амфитеатров «Вишневый сад»

  • М. Неведомский «О современном художестве», А. Луначарский «Вишневый сад» Чехова, Г. Петров «В защиту Лопахина, З. Паперный «Вопреки всем правилам»

Знать художественные интерпретации:

  • Х/ф «Вишнёвый сад» (1993), Х/ф «Сад» (2008)

  • Посмотреть спектакль «Вишневый сад» (театр «Современник»)

  • Живопись: Т. Варшавская «Вишнёвый сад», Ю. Перевезенцев «Посвящение Вишнёвому саду», Г. Емец иллюстрации «Вишнёвого сада», В. Левенталь, Э. Кочергин - декорации к спектаклю «Вишнёвый сад»

Особенности произведения:

  • Новая драма ХХ века («Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и рабиваются их жизни» А.П. Чехов)

  • Размытая (неопределённая) жанровая специфика

  • Особая композиционнно-психологическая схема пьесы: надежда, отрезвление, тревожное волнение, прощание

  • Непрерывное движение внутреннего, эмоционального сюжета («подводное течение»), отказ от внешней интриги: не от интриги к интриге, а от настроения к настроению

  • Лирический сюжет образуется не сцеплением эпизодов и жействий героев, а «сквозными» темами, рефренами, лейтмотивами, поэтическими ассоциациями и символами, засчёт которых создаётся особая атмосфера пьесы

  • Событие вынесено за сцену (фон), главные события в сознании персонажей

  • Перенесение акцента с внешнего на внутренний конфликт

  • Каждый герой ведёт свою тему, повторяющиеся мотивы

  • Принцип повторения и взамооотражения персонажей (видимая противоположность при скрытом сходстве)

Минисловарь терминов:

  • Драматургия

  • Трагедия, комедия, драма, фарс

  • Авторская ремарка, монолог и диалог, неупорядоченный разговор, ответы невпопад, жизнеподобие

  • Конфликт внешний и внутренний

  • Хоровая судьба, единство персонажей, повторы

  • Психологическая глухота, чеховский герой

  • Текст, контекст, подтекст («подводное течение»)

  • Образы-символы, категория времени

  • Импрессионизм в литературе

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зачётная книжка по литературе icon«Эдуард Асадов о войне» Зачётная работа по литературе ученицы 11...
Зачётная работа по литературе ученицы 11 класса. Таганаевской сош. Гусевой Екатерины

Зачётная книжка по литературе iconКонтрольная работа по политологии моя зачетная книжка заканчивается...
Так она является своеобразным допуском к зачету или экзамену. Данный вид письменной работы выполняется на базе изучения источников...

Зачётная книжка по литературе iconТема: «Орфография»
Зачётная деятельность: конспекты + контрольная работа (60-70% – «уд.»; 71-80% – «хор.»)

Зачётная книжка по литературе iconПрофессионально-педагогическая компетентность эксперта государственной...
Зачетная работа слушателя курсов «Профессионально-педагогическая компетентность эксперта государственной итоговой аттестации выпускников...

Зачётная книжка по литературе iconТема: «Простое двусоставное предложение»
Зачётная деятельность: конспекты + контрольная работа (60-70% – «уд.»; 71-80% – «хор.»)

Зачётная книжка по литературе iconНовая книжка всегда начинается

Зачётная книжка по литературе iconЗачетная работа по творчеству Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого
Проанализируйте стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium». Что общего между ним и стихотворением В. А. Жуковского «Невыразимое»?

Зачётная книжка по литературе iconП. А. Вяземский. Старая записная книжка. Составление, статья и комментарий...

Зачётная книжка по литературе iconЗачетная работа
При выполнении заданий А1-А5 в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой...

Зачётная книжка по литературе iconПрограмма «Школа 2100». Учебник «Русский язык»
Б распредели слова по группам и проверь: гряда, глазки, книжка, беглец, кнопка, червяк



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница