Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева




Скачать 101.69 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева
Дата публикации10.01.2015
Размер101.69 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 6 «В « классе

Тема урока: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

Цели урока:

1. Обучающие: познакомиться с новым жанром поэзии «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, с их идейно-художественными особенностями.

2. Развивающие: учиться анализировать произведения малого жанра, развивать умения выделять главную мысль текста, сравнивать и обобщать, аргументировать свою точку зрения и проводить аналогии; развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к литературе, духовности, чувству прекрасного; развивать творческие способности учащихся, навыки сотрудничества.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, тексты стихотворений, схемы, компьютерная презентация, карточки, цветные карандаши.

^ Эпиграфы к уроку на доске:

«Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе»…

^ П.В. Анненков (русский литературный критик);
«Стихотворения в прозе» И.с. Тургенева - безусловно, проза, но художественная и прекрасная». Валерий Брюсов (русский поэт);

«Сам язык…гармонический, образный, тургеневский язык, производит впечатление скорее стихов, чем прозы»

А.И. Введенский (митрополит русской церкви, идеолог)

Ход урока.

1. Оргмомент:

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Нет труда, не физкультуры,

А урок литературы!

А чем же отличается, по-вашему, урок литературы от других уроков?

(дети высказывают предположения)

Правильно, ребята! Именно на уроке литературы мы можем поговорить о различных произведениях, поразмышлять о смысле жизни, об истинных человеческих ценностях.

Итак, мы начинаем.

2. Учитель

Подумайте, из какого произведения эти строки, как называется это произведение, и кто автор?

Учитель выразительно читает отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Муму

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннам, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Правильно, ребята, автор этих строк Иван Сергеевич Тургенев, известный широкому кругу читателей как прозаик, но мало кто знает, что первые его литературные опыты были поэтическими.

3. Что Вы о нем знаете? Какие произведения читали?

4. Электронная презентация (краткая биография жизни писателя и его творчества).

5. Учитель: сегодня на уроке нам предстоит открыть особый мир этого писателя, прикоснуться к тайне его творчества. Ребята, возьмите карточку зеленого цвета и прочитайте тексты. (один ученик выразительно читает вслух, остальные – про себя)

^ 1. Был прекрасный, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. (И. С. Тургенев)

Из какого произведения эти строки и о чем оно? – «Бежин луг»

Я помню сам старинный, грустный сад,
Спокойный пруд, широкий, молчаливый…
Я помню: волны мелкие дрожат
У берега в тени плакучей ивы;
Я помню — много лет тому назад -
И в том саду хожу в траве высокой
(Дорожки все травою поросли),
Заря так дивно рдеет… блеск глубокой
Раскинулся от неба до земли…
Хожу, брожу задумчивый, усталый,
О женщине мечтаю небывалой…!


(И. С. Тургенев)

Учитель: Что объединяет эти два отрывка? (автор – И.С. Тургенев, тема – описание природы)

- А какие отличия вы заметили? (1- проза, 2 – стихотворение)

- Давайте вспомним, что отличает прозу от поэзии. Для этого поработаем с таблицей.

Проанализируйте содержание среднего столбца и заполните графы «Поэзия», и «Проза».

Как вы думаете, чем отличается проза от поэзии?

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

+

Повышенная выразительность

-

+

Музыкальность

-

Чаще небольшой

Объем

Больше, чем стихи

Строфы, строки,

Способ размещения текста на листе

Сплошной текст

+

Повышенная выразительность, музыкальность (тропы)

-

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции атора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения нет.

Учитель: Вывод: итак, какие признаки характерны для прозаического произведения? А для поэтического? (дети отвечают)

Молодцы, ребята. Таблица нам еще пригодится, не прячьте ее далеко.

^ 6. Постановка проблемы.

Учитель : а теперь обратитесь к учебнику . В нем вам предлагается новое произведение. «Близнецы»

Посмотрите, кто его автор? Да, снова И.С. Тургенев. Читать этот текст мы будем вместе: я вслух, а вы про себя. Слушайте внимательно и попробуйте определить : текст, с которым мы познакомимся, является поэтическим или прозаическим. Постарайтесь доказать свое мнение, опираясь на заполненную таблицу. (читает стихотворение «Близнецы»)

^ 7. Поиск решения

Учитель: Какими чертами обладает прочитанный нами текст?

(Ответы детей: Отсутствие ритма, рифмы и размера, небольшой объем, передача мыслей, чувств, эмоций автора).

Учитель: Что же перед нами: поэзия или проза?

(Стихотворение в прозе)

Учитель: Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Стихотворения в прозе И.С. Тургенева ). (Дети записывают тему урока в тетради.) Какие же цели поставим мы для себя на уроке?

(Дети высказывают предположительные цели, учитель обобщает)

Что ж, друзья, в путь, к осуществлению целей! Опираясь на выводы таблицы, собственные наблюдения, попытайтесь сформулировать определение жанра стихотворения в прозе.

(звучат предположения учащихся)

^ 8. Выражение решения.

Давайте посмотрим на доску, где записано определение жанра стихотворения в прозе. (один из уч-ся читает вслух).

Стихотворение в прозеэто лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворений в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, их объединяют и общие черты: автобиографичность, рассказ от первого лица, исповедальность дневниковой записи, философские раздумья над важнейшими вопросами, доверительное общение с читателем.

^ 9. Аналитическая работа с текстом.


1.    Вступительное слово учителя.
В последние годы жизни(1863-1883) Иван Сергеевич создает цикл стихотворений в прозе, который включает в себя 83 миниатюры. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. Но к нашему счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала "Вестник Европы" Михаил Матвеевич Стасюлевич. Вот как вспоминал он это событие:
"… я заехал к Тургеневу в начале августа (ровно за год до смерти)… Среди разговора я спросил, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Тургенев отрицал этот слух. "Впрочем, хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать". Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель,…откуда вынул большую папку написанных листков различного формата и цвета, объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры. Точно так же  и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель". Именно Стасюлевич дал этим произведениям  общее название "Стихотворения в прозе". 

^ Выдающийся русский поэт и переводчик Лев Озеров писал: «Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с лирической дисциплиной стиха. «Стихотворения в прозе» являются не произвольным соединением стихов и прозы, а принципиально новым видом творчества»

Учитель: Обращение к эпиграфам к уроку. Зачитать их).

Вслушайтесь в васказывания известных поэтов о стихотворениях в прозе Тургенева. В них дана очень высокая оценка последнего творения великого русского писателя, певца природы, Родины, России. Мысль о любви к родному языку, к родному народу звучит в одном из лучших стихотворений, которое завершает цикл. Это стихотворение «Русский язык»
2.    Анализ стихотворения в прозе "Русский язык".

- Чтение стихотворения учащимися.
Учитель:    Можно ли считать этот текст стихотворением в прозе? (Да. Маленький объем, отсутствие ритма, рифмы, размера, проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык)
Какими Эпитетами характеризует Тургенев русский язык? (Великий, могучий, правдивый, свободный).

    Как вы понимаете последние предложение? Можно ли его считать риторическим восклицанием? (Да, можно. Риторическое восклицание предполагает утверждение, которое невозможно оспорить.) (Риторическое восклицание – прием ораторской речи, содержащее в себе утверждение, не допускающее возражений и не требующее ответа).

Учитель: Действительно, с какой силой звучит проникновенная любовь к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Тургеневу была свойственна обостренная чуткость к слову. И нам он завещал относиться к слову бережно, с вниманием, с любовью.

3.    Вывод учителя.
Особенность, а скорее ценность этого жанра в том, что, не придерживаясь строгой ритмической формы, можно легко, свободно, даже в какой-то мере музыкально изложить свои раздумья, переживания, мечтания на бумаге. Сейчас мы познакомимся ещё с одним произведением - это стихотворение в прозе "Два богача".

Прочитайте текст стихотворение в прозе «Два богача», попробуйте определить основную тему, основную мысль, авторское отношение, художественно-изобразительные средства.
10. Анализ художественного текста
О чем говорится в стихотворении?

(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих «громадных» доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела, но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).
Какова же основная тема этого стихотворения в прозе?  Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?

(В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны 2 богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое – духовное богатство, доброту, бескорыстие).

Каково авторское отношение к изображаемому? К кому из героев автор симпатизирует больше?

Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении?

(Автору больше по душе «бедный богач». В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).

Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении ,давая оценку богачу?

(«Хвалю и умиляюсь»)

Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом?

(«Далеко Ротшильду до этого мужика». Помощь мужика ценнее, т.к. это естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций.

Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли к выводу, что в нем раскрывается бескорыстная любовь, сочувствие, сострадание к обездоленным, милосердие.
11. Подведение итогов урока. 

   А) Ребята,  что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Б) Какие чувства, эмоции, раздумья вызвали у вас прочитанные сегодня произведения?

Свои размышления вы можете оформить в виде маленького стихотворения или сочинения-миниатюры. А может быть, кому-то удастся создать стихотворение в прозе. Для выполнения этой работы воспользуйтесь схемой. 

Мне бы хотелось, чтобы сегодняшнее наше знакомство со стихотворениями в прозе не закончилось на этом, а продолжалось. Я хочу к вам обратиться со словами Тургенева «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»

Домашнее задание:

А) Прочитать 3-5 стихотворений в прозе И. С. Тургенева. (одно из них выполнить по схеме); каждый из вас получит отметку за сегодняшний урок после сдачи таблицы.

Б) Попробуйте сами сочинить стихотворение в прозе;

 В) Прочитать стихотворение в прозе «Воробей» и подготовиться к изложению.


Заключительное слово учителя: 
     Так сложилось, что большую часть своей жизни И.С. провел за границей, но он, как никто другой, любил Россию. Смертельно больной, живя во Франции, он понимал, что уже никогда не сможет вернуться домой, поэтому все его думы, все мечты были о Родине, именно это помогало Тургеневу мужественно переносить боль. Перечитывая стихотворения в прозе, у меня тоже родилось несколько поэтических строк, которые сегодня я хочу подарить вам.

Жизнь в Париже - реальность это,
А у Тургенева особая мечта:
Россия - вся в ромашки, васильки одета - 
Осталась для писателя одна и навсегда.
И если возвратиться нет возможности,
Осуществить заветную мечту.
Перо, бумага и, конечно, творчество
Помогут мысленно увидеть всю страну.
Ребята, я хочу вам пожелать: мечтайте и творите как можно больше. Это поможет сделать жизнь ярче, разнообразнее и счастливее.

Спасибо за урок. 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. 7 кл
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Класс
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева iconНашего урока "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни"
Воспитание любви к родине на примере умения любить родину великого мастера слова – Ивана Сергеевича Тургенева

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева icon"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"
««Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения...

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева icon"Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической...

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева iconСтихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения
Цели урока: выявление художественной идеи стихотворения в прозе, художественного своеобразия стихотворения

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева iconУрок литературы в 10 классе тема урока: Филологический анализ стихотворения...
Текст любого произведения – это некая модель мира. Она, конечно, субъективна, но, через талант писателя – мыслителя, она универсальна,...

Урок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева iconПлан-конспект урока «Как хороши, как свежи были розы» (опыт прочтения...
«Как хороши, как свежи были розы» (опыт прочтения стихотворения в прозе И. С. Тургенева)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница