Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146




Скачать 107.52 Kb.
НазваниеУчебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146
Дата публикации10.01.2015
Размер107.52 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
Темы для самостоятельного изучения по учебной дисциплине

ПМ Преподавание по программам начального и общего образования

МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению

для студентов ОЗО 5 курса по специальности 050146
Задания для портфолио

  1. Анализ художественного произведения для детей (по выбору).

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:


  • · повествование (рассказывает);

  • · описание (показывает);

  • · рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?


2. Конспектирование статей В.Г. Белинского, А.М.Горького, К.И.Чуковского о детской литературе и детских писателях (по выбору).

3. Поиск, анализ и систематизация информации об авторе художественного произведения (по выбору).

4. Подготовка и создание проекта детского журнала (по образцу).

5. Оформление альбома малых жанров устного народного творчества.

6. Информационный поиск «живого материала» поговорок, пословиц, загадок, легенд и составление альбома «Фольклор родного края».
7. Анализ композиции, ведущих образов, языка басен И.А.Крылова

План анализа басни

  1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
    2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
    3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
    4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
    5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
    6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
    7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
    8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
    9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
    10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?


8. Подготовка к презентации по сказкам А.С.Пушкина.

9. Подготовка реферата по теме «Фольклорные традиции и поэтика авторской сказки».

10. Изучение и анализ стихотворений поэтов 19 века по схеме: содержание и лирический сюжет, центральные образы, композиция и особенности поэтического языка, образовательно-воспитательное значение.
11. Написание развернутого отзыва на книги Л.Н.Толстого, В.М.Гаршина, Д.Н.Мамина-Сибиряка (по выбору)
12. Подготовка и аргументация рекомендательного списка по теме «Изображение тяжелого детства – один из мотивов в рассказах писателей конца 19 – начала 20 века».
13. Информационный поиск материалов о жизни А.И.Куприна В.Г.Короленко, А.С.Серафимовича, А.Станюковича, Л.Чарской (по выбору).

14. Подготовка исполнительской партитуры для выразительного чтения стихов В.В.Маяковского.
15. Подготовка «маршрута путешествия» по творчеству К.И.Чуковского: лист наблюдений за тематикой творчества, оценочный лист по творческой манере поэта, аннотированный указатель по произведениям для младшего школьного возраста.

16. Изучение, выбор и подготовка материалов для викторины или КВН по творчеству С.Я.Маршака.

17. Самостоятельный информационный поиск материалов по творчеству обэриутов и создание оценочного листа особенностей игровой поэзии.

18. Подготовка к презентации литературных сказок Е.Шварца, А.Гайдара, А.Н.Толстого, Ю. Олеши (по выбору).

19. Составление библиографической справки о писателе (В.П.Катаев, Л.А.Пантелеев, Л.А.Кассиль, Е.Ильин, В.А.Осеева. Е.Пермяк – по выбору).

20. Сбор материалов из журналов «Детская литература», «Начальная школа», из периодической печати и пр. для создания авторизованной выставки «Книжный век С.В.Михалкова».
21. Составление фрагментов конспекта урока чтения по произведениям М.М.Пришвина и К.Паустовского (по выбору).
22. Анализ содержания и оформление годовой подборки одного из детских журналов (по выбору).
23. Подготовка к презентации «Литературная Астрахань».

Анализ материалов и оформление книжек-самоделок «Стихи астраханских поэтов для детей».
24. Составление письменных отзывов на книги зарубежных авторов.
25. Подготовка к презентации по сказкам зарубежных авторов.


Темы для самостоятельного изучения


  1. Книга как особый вид искусства. Типы детских изданий и детских текстов (книга-произведение, книга-сборник, книга-вырубка, книга-панорама, книга-стикерс, книга-игрушка, видеокнига). Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Гигиенические требования к оформлению, правила и нормы печати.

  2. Чтение-рассматривание как основной метод учебно-воспитательной работы с книгой.

  3. Поэтика авторской сказки: проблематика и основные сюжеты, эстетический план построения сказки, особенности художественного мира, философская и психологическая основа, художественное время и художественное пространство, авторская индивидуальность.

  4. Особенности оформления научно-познавательной и справочной литературы для детей.

  5. Принципы и традиции игровой поэзии в литературе ХХ века: способы создания юмористических ситуаций и цель использования комического; сочетание юмористического и поучительного; поэтика нонсенса, абсурда, условность и аллегоричность, «реализм необычайного»; диалогичность и многоголосие стихов; ребенок и взрослый; ребенок как творец, создатель нового; художественное своеобразие поэзии (гиперболизация, ритмика, вариативность словесных формул, словотворчество); оптимистическое восприятие мира (на примерах творчества обэриутов, Б.В. Заходера, И.Токмаковой, В.Берестова, Ю.Мориц.).

  6. Особенности современного рассказа: модификация жанра (дидактический, природоведческий, исторический, научно-познавательный, юмористический, игровой рассказ). Природа комического в рассказах - несоответствие между происходящим и восприятием этого ребенком, между восприятием взрослого и ребенка, между «быть» и «казаться»..Психологизм, философичность повествования, особенности дидактики (познавательность, активность героя, «работа души» при выборе нравственных ориентиров; художественные особенности: фольклорные приемы, изображение мира на грани фантастики и реальности, словотворчество (на примерах творчества Л.Н.Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П.Чехова, В.Осеевой, С.Алексеева, В.Драгунского, Н.Носова. Э.Успенского, В.Астафьева, Р. Погодина, Л. Чарской, Ю. Коваля, В.В.Голявкина).

  7. П.П.Ершов, С.Т.Аксаков, В.И.Даль. Сюжет, композиция, образы, связь с устным народным творчеством. Особенности авторской сказки.

  8. Лирика А.С.Пушкина в чтении детей. Высокое поэтическое мастерство поэта в описании картин родной природы, в изображении чувство человека. Значение стихотворений А.С.Пушкина для воспитания у детей способности к нравственно-эстетическому восприятию мира, для развития у них чувства ритма, чуткости к звучанию слова. В.Г.Белинский о творчестве А.С.Пушкина для детей младшего школьного возраста.

  9. Поэтические произведения 19 века в детском чтении. Традиции реализма в творчестве поэтов «некрасовской школы»: И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова, Н.А. Некрасова. Тема Родины, детства, крестьянского быта. Развитие романтических традиций русской литературы и философской направленности в творчестве поэтов «чистого искусства»: Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова, А.К.Толстого.

  10. Л.Н.Толстой. Роль Л.Н.Толстого в развитии детской литературы и детского чтения. Тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в круг детского чтения из «Азбуки» и «Русской книги для чтения». Краткая характеристика басен, сказок и рассказов Л.Н.Толстого для детей. Повесть «Детство», ее значение в развитии темы детства в русской литературе. Повесть «Кавказский пленник».

  11. В.М.Гаршин. Особенности творческой манеры. В.М.Гаршина в произведениях, вошедших в детское чтение («О жабе и розе», «Гордая пальма», «Лягушка-путешественница», «Сигнал», «Медведи»). Этическая и эстетическая ценность сказок В.М.Гаршина. Социальный пафос драматических конфликтов в рассказах «Медведи» и «Сигнал».

  12. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Писатель о воспитательном значении детской литературы. Обзор произведений Д.Н.Мамина-Сибиряка, вошедших в круг детского чтения. Общая характеристика «Аленушкиных сказок», уральских рассказов («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Богач и Еремка»), рассказов о детях-тружениках («Кормилец», «Вертел», «Пимка-жигаленок» и др.).

  13. Поэзия обэриутов. Традиции игровой поэзии в творчестве обэриутов. Жанрово-стилистические особенности их поэзии, разносторонность поэтической манеры: эксцентрика и лирика (Д.Хармс, Ю.Д.Владимиров, А.И.Введенский, Н.Заболоцкий).

  14. Литературная сказка 20-50 годов 20 века. Общая характеристика героической и волшебной сказки. Тематическое многообразие, богатство и своеобразие художественных форм и единство идейно-воспитательной направленности сказок писателей. Знакомство с основными сборниками литературных сказок для младшего школьного возраста разного типа (П.П.Бажова, В.А.Каверина, В.Катаева, А.Н.Толстого, Е.Л.Шварца, Ю.К.Олеши, Б. Шергина, А.П. Гайдара, К.А. Паустовского).

  15. Общая характеристика художественной и публицистической прозы, вошедшей в круг чтения младших школьников в 20-30 годы. Гуманистическая сущность научно-познавательных книг для детей, их направленность на воспитание умственной активности читателя, приобщение его к великому миру науки.

  16. Б.С.Житков. Общая характеристика деятельности Б.С.Житкова в области теории и практики детской литературы. Идейно-тематическое богатство произведений писателя для детей младшего возраста. Анализ циклов: «Рассказы о животных», «Морские истории», «О смелых людях», «Рассказы о технике». «Что я видел» энциклопедия для детей. Познавательное значение книги, своеобразие языка.

  17. Анализ книги В.В.Бианки «Лесная газета».

  18. Э.Н.Успенский. Знакомство с собранием сочинений Э.Н.Успенского «Общее собрание героев…» (в 10 томах). Многообразие жанров (повести-сказки, детективы, авантюрно-приключенческие истории, стихи, рассказы, пьесы и сценарии радиопостановок, кинофильмов и мультфильмов). Повести-сказки Э.Н.Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Колобок идет по следу», «Дядя Федор и кот» и продолжение повести – «Тетя дяди Федора, или побег из Простоквашино» и др.

  19. Стихи поэтов второй половины 20 века. Глубокая содержательность и подлинное мастерство – органическое свойство детской поэзии 20 века. Знакомство со сборниками стихов Е.А.Благининой, З.Н.Александровой, Я.Л.Акима, В.Д.Берестова, Б.В.Заходера, Э.Мошковской, Р.С.Сефа., И.Токмаковой, Ю.Мориц.

  20. Историческая литература. Общая характеристика произведений мастеров исторической прозы: А.Н.Рыбакова, Ю.И. Коринца, В.Яна, А.К.Югова, О.М.Гурьян, Л.Ф.Воронковой и др. Обзор творчества С.П.Алексеева. Знакомство с книгой Н.П.Кончаловской «Наша древняя столица».

  21. Природоведческая литература. Сочетание принципов научности и художественности в произведениях Н.И.Сладкова, С.В.Сахарнова, Г.Я.Снегирева, Э. Шима, Ю.Дмитриева, Н.Дуровой и др.

  22. Справочная литература. Общая характеристика справочной литературы и ее основных отличительных особенностей. Своеобразие книг-справочников для детей. Знакомство со справочниками общего типа, с отраслевыми словариками, с орфографическими и лингвистическими словариками для младших школьников с библиографическими указателями.

  23. Периодическая печать для детей. Общая характеристика периодической печати для детей (центральное и местное издание), ее основных свойств, образовательно-воспитательных целей и задач. Знакомство с отдельными изданиями и их историей: газеты Пионерская правда», «Веселые картинки», «Миша», «Трамвай», «Колобок», «Юный натуралист» и др.

  24. Детская литература Астраханского края. Литература народов, населяющих Астраханскую область. Общая характеристика творчества астраханских писателей для детей, их тематическое и жанровое многообразие. Знакомство с повестями А.Шадрина «Следы на воде», А.Белянина «Рыжий и полосатый», А.Маркова «Атаман Метелка», А.Ухина «Кольцо заветное»; рассказами и сказками о природе родного края (И.Бодрова «Там, где цветет лотос», Ю.Чуйкова «Сказки старой ивы», Н.Любовцевой «Легенды о лотосе, Н.Поливина «Солнечный мальчик» и др.),

  25. Знакомство со сборниками стихов «Золотые рукавички» и сборниками стихов астраханских поэтов: В.Хлебникова, Б.Шаховского К.Холодовой, Н.Мордовиной, Н.Ваганова, Ю.Щербакова и др.

  26. Общая характеристика книг татарских, казахских и др. писателей для младшего возраста на русском языке (М.Джалиля, Г.Тукая, Р.Минуллина и др.).

  27. Сказки, новеллы, баллады Д.Р.Киплинга, повести-сказки А.А.Милна и А.Линдгрен. «Маленький принц» А.Сент-Экзюпери.



^ Список литературы

Арзамасцева, Ирина Николаевна. Детская литература: Учебник для пед. вузов и сред. пед. учеб. заведений / И. А. Арзамасцева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2002. - 472 с.

^ Арзамасцева, Ирина Николаевна. Детская литература: Учебник для вузов / И. Н.Арзамасцева, С. А. Николаева. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 576 с.

Акимова, Алла Николаевна. Семидесятые, восьмидесятые Проблемы и искания современной детской прозы: Очерки / А. Н. Акимова. - М. : Детская литература, 1989. - 223 с.

Горький, Максим. О детской литературе : Статьи, высказывания / М. Горький : Статьи, высказывания. - М. ; Л. : Детская литература, 1952. - 255с.

Гриценко, Зинаида Александровна.Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : Учебное пособие для вузов / З. А. Гриценко. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 320 с.

Детская литература: учебник для среднего проф. образования / Е. Е. Зубарева, В. К. Сигов, В. А. Скрипкина ; ред. Е. Е. Зубарева. - М. : Высшая школа, 2004. - 551 с.

Детская литература: Учебное пособие для вузов / ред. Е. Е. Зубарева. - М. : Просвещение, 1989. - 399 с.

Зарубежная детская литература: Учебник для вузов / сост. И. С. Чернявская. - М. : Просвещение, 1982. - 559 с.

Зарубежная детская литература: Учеб. пособие для вузов и сред. пед. учеб. заведений /Будур Н.В. и др. - М. : Академия, 1998. - 304с.

Зарубежные детские писатели в России: биобиблиографический словарь / под общей ред. И. Г. Минераловой. - М. : Флинта, 2005. - 520 с.

Ковалева, Марина Александровна. Детская литература: Методическое пособие для гуманитарных фак-тов пед. институтов / М.А. Ковалева ; М. А. Ковалёва . - Бийск : НИЦ БиГПИ, 2000. - 67 с.

Корф, Ольга Борисовна. Детям о писателях: XX век: От О до Я: Книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф. - М. : Стрелец, 2006. - 56 с.

Русская литература для детей: Учебное пособие для сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Полозовой. - М. : Академия, 1997. - 512 с. - (Педагогическое образование).

Сетин , Федор Иванович. История русской детской литературы : Конец X - первая половина XIX века: Учебник для вузов / Ф. И. Сетин . - М. : Просвещение, 1990. - 303 с.

http://www.kid-author.ru/?pg=now1 Детские писатели

http://kidslitera.ru/ Детские писатели

http://www.agniyabarto.ru/ А.Л.Барто

http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=37 Детская библиотека

http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/ Е.Чарушин

http://www.velib.com/biography/charskaja_lidija Л.Чарская

http://www.s-marshak.org/content/blogsection/24/91/ С.Маршак

http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/skazochnik.htm К.Паустовский

http://pobibl.rusedu.net/post/200/36161 Е.И.Чарушин

http://www.blge.ru/gosti/markov.htm А.Марков

http://nkozlov.ru/library/s318/d3913/#.UrcbtbvxvIU Книги о детях и для детей

http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=225 Тексты лекций по детской литературе

http://shpori-vsem.ru/literature/86-detliteratura.html?start=12 Детская литература: ответы к экзаменам

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине мдк. 01. 03. Детская литература...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconКонспект урока по предмету «Детская литература с практикумом по выразительному...
Департамент образования администрации Владимирской области вогоу спо во «Муромский педагогический колледж»

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconВопрос ы к экзамену по дисциплине «Детская литература с практикумом...
Литература как способ отражения и средство познания действительности. Понятия «детская литература» и «детское чтение». Специфика...

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconПрограмма по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному...
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconГрафик учебного процесса на 2012-2013 учебный год Специальность 050146...
Мдк. 01. 04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconКонтрольная работа по дисциплине «детская литература с практикумом по выразительному чтению»
Объем работы определяется темой, но не более 15-20 страниц ученической тетради. План обязателен. Желательно в плане против каждого...

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconВопросы к экзамену по детской литературе с практикумом по выразительному чтению для 31 гр
Раскрыть понятия «детская литература», «круг детского чтения». Особенности детской литературы

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconВопросы к экзамену по Детской литературе с практикумом по выразительному...
Вопросы к экзамену по Детской литературе с практикумом по выразительному чтению(43 группа)

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconУчебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального образования, реализующих...

Учебной дисциплине пм преподавание по программам начального и общего образования мдк 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов озо 5 курса по специальности 050146 iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литературному...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница