Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…»




Скачать 99.42 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…»
Дата публикации08.01.2015
Размер99.42 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Литература > Конспект
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«О РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…»

Класс – 8- 10

ЦЕЛИ:

  1. Выявление современных путей развития языка.

  2. Осознание учащимися достоинств русского литературного языка.

ЗАДАЧИ:

  1. Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в русском литературном языке.

  2. Углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка.

  3. Развивать интерес к изучению предмета.

  4. Воспитывать активную гражданскую позицию, чувство патриотизма.

  5. Воспитывать любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятия «Родина».

  6. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи.

  7. Развивать у учащихся навыки исследовательской работы по предмету .

  8. Обучать школьников самостоятельной работе с различными источниками получения информации.

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД № 1

Язык – необходимое условие существования человека и нации. С древности люди понимали важную роль языка в человеческом обществе. Уже в Ветхом Завете помещена легенда о Вавилонской башне, смысл которой в том, что потеря единого языка не дала людям возможности осуществить их общий замысел. В средние века во многих европейских странах велась ожесточенная борьба за право вести богослужение и научную деятельность на родном языке, а не на латинском. Не является исключением по накалу страстей и нынешняя эпоха.

Что же заставило нас объединиться сегодня и выступить в защиту русского литературного языка? Случай. Однажды на перемене я попросила: «Уберите из своей речи ненормативную лексику, слова – паразиты, слова – сорняки. Сколько слов останется в вашем обиходе?» Что было дальше? А дальше была тишина. Что ответить - ребята не нашлись.

Наверное, это было бы смешно, если бы не было так грустно, как сказал классик. Вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы, соотечественники Грибоедова и Пушкина, Тургенева и Достоевского, Есенина и Цветаевой, право так бездарно относиться к родной речи, позволять глумиться над литературным языком, втаптывать в грязь «великое и могучее» русское слово?

Не зря эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова К. Г. Паустовского «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

СЛАЙД №2

Сегодня пойдет речь о врагах литературного языка и о нашем отношении к нему. Нам представится возможность посмотреть на себя со стороны, ответить на вопрос, какой язык мы, поколение 21 века, передадим потомкам.

Звучит музыка. СЛАЙД №3

Ученица: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне надежда и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…(МУЗЫКА СМОЛКАЕТ). Мог ли предположить Тургенев, что в начале 21 – го века наш «Великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?

СЛАЙД №4

СЦЕНКА. Ученик и ученица.

  • Денис, ну че, прочитал?

  • Прочитал.

  • Прикольно или стремно?

  • Прикольно. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий , типа, Вас, как я поймет.»

  • Вот лох!

  • А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

  • Да ты чо?

  • Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега…Короче… А короче, Даша, я играл роль моего современника. И мне было как- то не по себе и от этих манер, и от этого языка.

  • Да, Денис, наш слог, действительно, ужасен. Что бы сказал Александр Сергеевич?

(ВХОДИТ ПУШКИН с томиком своих произведений):

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь не искал в строфах безбрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Ученик: Хочется и нам сказать: «Простите нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов». (Приклеивает на карту России черную стрелку с надписью «Молодежный сленг»).

УЧИТЕЛЬ: Но молодежный сленг не единственный враг литературного языка. Наверняка вы не раз становились свидетелями подобного разговора.

Диалог:

  • Привет, Даша! Как живешь?

  • Нормально.

  • А с учебой как?

  • Нормально.

  • Ты, говорят, болела? Теперь все в порядке?

  • Нормально.

  • Вот так поговорили!

  • Нормально…

Учитель : Убогость языка отражает убогость мышления. Полистайте сочинения.

СЛАЙД №5

  • «ДАЛЕЕ СОБЫТИЯ РАЗВИВАЮТСЯ МЕНЕЕ».

  • « Я ПОМНЮ, КАК ГУЛЯЛ СО СВОИМ ПИРАТОМ, КОГДА БЫЛ МАЛЕНЬКИМ ЩЕНКОМ».

  • «ЛЯГУШКА ПЛЫЛА, ГРЕБЯ НОГАМИ И РУКАМИ».

  • «НА ГОЛОВЕ У ДЕВОЧКИ БЫЛА БЕЛАЯ ПАНАМА И СИНИЕ ТУФЕЛЬКИ».

  • «ЛОСЕНОК МИШКА ЗА ТРИ ГОДА ПРЕВРАТИЛСЯ В БОЛЬШОГО И СИЛЬНОГО МЕДВЕДЯ».

Что там сочинения! На уроках литературы мы зачастую пересказываем. Давайте послушаем, как звучит пересказ фрагмента из произведения Н. В. Гоголя.

УЧЕНИЦА: (пародирует) О чем бы разговор ни был, он всегда говорил, если говорили о лошадях, он тоже как бы говорил о лошадях, если говорили о собаках, он тоже говорил как бы о собаках. Он говорил, что казенные палаты он знает, то, что их проделки как бы он тоже знает. Говорил о бильярде, потом о добродетелях, потом как бы про вино говорил. Короче, он про все знал и про все говорил.

Играя роль такой ученицы, я продемонстрировала еще один недостаток современной речи - БЕДНОСТЬ СЛОВАРЯ. (Приклеивает на карту России черную стрелку с надписью «Бедность словаря» и «Слова- паразиты»).

УЧИТЕЛЬ: А вот этот же фрагмент у Гоголя. Вопрос: сколько синонимов к слову говорит подбирает писатель? На листах вам предложено выделить те синонимы, которые использует Гоголь, к глаголу «говорить».

СЛАЙД №6

« О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенной палатою, он показывал, что ему не безызвестны и судебные проделки, было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина – и в горячем вине он знал прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них он судил так, как будто сам был и чиновником, и надсмотрщиком».

- ЧТОБ ПРЕКРАТИЛАСЬ ЯЗЫКОВАЯ ДРАМА, НУЖНА СОВСЕМ ДРУГАЯ РЕКЛАМА!

(рекламный ролик о словарях синонимов)

УЧИТЕЛЬ: А вот эти самые ученики, речь которых так бедна, становятся взрослыми.

^ СЦЕНКА «Милиционеры»

2 милиционера работают с бумагами. Раздается телефонный звонок.

  • Да! Але! Нет. У меня нету время.

Кладет трубку. Работает. Снова телефонный звонок.

  • Да… Я же сказал : у меня нету время.

Бросает в сердцах трубку, говорит другому милиционеру:

  • ЗвОнят, звОнят, не дают докУменты оформить.

  • Шо там у тебя?

  • Утопленник. Не знаю, как дело назвать.

  • Назови «Убийство».

  • А вдруг не убили?

  • Тогда «Самоубийство».

  • А вдруг убили? Назову дело так: «Дело об утопатии».

  • По – моему, такого слова нет. Напиши: «Дело об утонутии».

  • Нет, не звучит. Назову так: «Дело о добровольном вхождении в воду и невыходе из нее».

  • Здорово!

Встают, собирают бумаги на столе. 1 напевает «Наша служба и опасна, и трудна…»

2- й обращается к зрителям:

- Я допустил речевые ошибки, назовите их и исправьте.

ЗРИТЕЛИ: «нету время» - «нет времени» «документы» - документы

«звОнят» - «звонЯт»

УЧИТЕЛЬ: А результаты своей поисковой работы вам представят …(на слайдах отражены различные виды ошибок в газетах, на ТВ, в окружающей жизни).

СЛАЙДЫ 7,8,9

УЧИТЕЛЬ: «утопатие» и «утонутие» - «утопление». Совершенно верно. Фраза «Умервщление произошло по причине утонутия» принадлежит А. П. Чехову, который пародировал канцелярский стиль. КАНЦЕЛЯРИЗМЫ – враги литературного языка, лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности.

ЧИНОВНИК: Да! И это есть правильно! Давно пора с вышеизложенной ратификацией релятивистского языкового консенсуса, а также транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведших к всеобщей нелитературной сатисфакции электората, предупредить всех присутствующих о корригирующем мониторинге владения литературным языком! ((Приклеивает на карту России черную стрелку с надписью «Канцеляризмы»).

- ЛИКВИДИРУЕМ КАНЦЕЛЯРСКУЮ ПАНОРАМУ И ПОСМОТРИМ ПРОСТУЮ РЕКЛАМУ!

(рекламный ролик об орфографических словарях)

Учитель: «Что такое Родина? – писал А. Н. Толстой. – Это весь народ. Это его культура, его язык». У нас в стране провозглашена свобода слова, но не все понимают, что она сопряжена также с ответственностью за каждое высказывание. Иначе она может обернуться для кого – то позором, для кого – то бедой. Не так ли? Посмотрим фрагмент телепередачи.

(ТЕЛЕПЕРЕДАЧА) СЛАЙД 10

ВЕДУЩИЙ РУ- ТВ: ХАЙ, друзья! С вами Алекс. А в эфире «горячие» РУ – НОВОСТИ.

Известный актер и шоумен Ф. выступил недавно на брифинге и заявил, что не будет пролонгировать свои отношения с известным пиар – агентством, о чем уже уведомил месседжем его офис – менеджера. Его промоушном будет заниматься другое агентство, которое имеет гораздо более гламурный характер. На презентации новой шоу – риллы бренд –менеджер сказал ньюсмейкерам: «Эта крутая лав – стори вызовет реальный саспенс, в то же время экшн заставит испытать натуральный драйв. Мы надеемся на сиквел». Бай!

УЧИТЕЛЬ: Интересно, сам Алекс понял, о чем сказал? А вы, ребята? Из – за чего возникло непонимание? Наше слепое подражание Западу, в том числе и в языке, наносит непоправимый вред русской речи. ((Приклеивает на карту России черную стрелку с надписью «Неоправданное употребление иностранных слов» и «Слова – варваризмы»).

Предлагаю попробовать «перевести» данный опус. Соедините стрелками слова из 2- х столбцов.

СЛАЙД №11

Какими русскими эквивалентами можно заменить эти иноязычные слова:

  1. Хай! - Привет!

  2. Пролонгировать - продлевать

  3. Месседж - сообщение

  4. Промоушн - содействие

  5. Саспенс - подозрение

  6. Лав – стори - любовная история

  7. Драйв – удовольствие, встряска

  8. Бай! – пока!



УЧИТЕЛЬ: Если уж речь идет о культуре, то иноязычные слова мы знаем, а со своей речью творим «чудеса». С помощью сленга авторы некоторых современных песен хотят стать своими для молодежи, привлечь подростков; создается эффект подстраивания под аудиторию невзыскательную, с низким уровнем общей и речевой культуры. Небрежное обращение с литературным языком приводит к созданию бессмысленных, нелепых образов.

СЛАЙД №12 (звуковые фрагменты)

^ Найдите ошибки в современных песнях:

«РУКИ ВВЕРХ» «Студент»

Ты звОнишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

Скажи мне «Да» или «Нет»

И дай мне свой ответ.

П. Нарцисс «Шоколадный Заяц»

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто…

В. Бутусов «Песня идущего домой»

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам,

По скользкой мостовой

Ногами снег утюжил.

«КОРНИ»

Твои изумрудные брови

Колосятся под знаком луны…

УЧИТЕЛЬ: Да, женская красота во все времена вдохновляла писателей, поэтов и музыкантов. В 21 веке юноши поют о девушке, вероятно, красивой, у которой колосятся изумрудные брови. А вот как сказал Шекспир о женщине, не отличающейся необыкновенной красотой, но нежно любимой: СЛАЙД №13

ЧТЕЦ: Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

УЧИТЕЛЬ: Для сравнения с современными опусами послушаем также романс на стихи русской поэтессы Марины Цветаевой. Он все о ней, о любви… СЛАЙД №14

Простые стихи, но такие трогательные…

-- Какие эмоции и чувства вызвало это произведение?

УЧИТЕЛЬ: Надеюсь, каждый из нас осознал ту опасность, которая угрожает русскому литературному языку. СЛАЙД №15

В наше время защищать язык просто необходимо, ситуация намного серьезнее, чем в другие периоды русской истории. Еще о многом мы не сказали. Разговор – впереди! Российское правительство, понимая серьезность проблемы, объявило 2007 год Годом русского языка. Были проведены самые различные мероприятия во всем мире. А в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

- А ЧТО МОЖЕМ СДЕЛАТЬ МЫ С ВАМИ? Где друзья РЛЯ? Да вот они, словари и книги, неравнодушные люди.

Правильно, начинать надо с себя, потому что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судят не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. СЛАЙД №16

Домашнее задание:

Написать сочинение – миниатюру «Что значит русский язык в моей жизни?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»
Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» iconЗакон о русском языке. Иные приказы и постановления о русском языке
Минобрнауки России. Приказ n 195 от 08 июня 2009 г. Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного...

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» iconУрока Тема урока Цель урока
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» iconФилология
Общие сведения о русском языке. Русский язык государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы...

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» iconКонспект открытого урока русского языка в 7 классе
Мы закончили изучать сложную, но в то же время очень интересную часть речи- наречие. Наречие в русском языке- весьма «коварная» часть...

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» icon«на русском; о русском; по-русски» Народная мудрость — соль языка
Народная мудрость — соль языка (пословицы и поговорки русского народа и их «родственники» в языке моей страны)

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» iconИ рема. Последовательный и параллельный строй текста. Нерасчлененное...
Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. Нормы современного русского литературного языка. Типы словарей...

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» iconИзучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего...
Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;...

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» iconВопросы к междисциплинарному государственному экзамену по истории...
Фонетическая структура слога в позднем праславянском языке. Изменения монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний. Исторические...

Конспект урока русского языка «о русском языке замолвите слово…» icon«Речевой этикет в русском и английском языке»
Авторы: преподаватель литературы и русского языка 1 квалификационной категории Ревунова Н. А



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница