Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры»




Скачать 79.63 Kb.
НазваниеКонкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры»
Дата публикации07.01.2015
Размер79.63 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Культура > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/2013 учебный год)




муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества «Народные ремёсла»

680051, г. Хабаровск, ул. Суворова дом 45, тел/факс (4212) 51-08-06,

www.khb-narrem.ippk.ru; E-mail: shkolnarcult@yandex.ru

Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников
Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры»

^ Автор: Жученко Ольга Григорьевна,

директор МАОУ ДОД ЦДТ «Народные ремесла», высшей категории

место выполнения работы: МАОУ ДОД ЦДТ «Народные ремесла», г. Хабаровск, ул. Суворова, д.45

^ ФОРМИРОВАНИЕ  ДУХОВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ  НАРОДНОЙ  КУЛЬТУРЫ

В современных условиях развития России чрезвычайно важными являются гуманистические аспекты воспитания детей и молодежи, поэтому на первый план выдвигаются проблемы формирования духовных ценностей личности. Успешность решения этой проблемы и эффективность формирования гуманистической личности во многом определяется слаженностью многих составляющих воспитательного процесса: это семья, и образовательные учреждения, средства массовой информации, а также государственные и общественные организации.

Все нравственные стороны личности закладываются в детстве, поэтому значительная роль в формировании нравственности принадлежит окружающей среде ребенка. Именно учителя, ежедневно общаясь с ребенком, должны способствовать воспитанию у учащихся духовных качеств, способствовать  восхождению к идеалам гуманизма.

Но современная жизнь, наряду с положительными сторонами  гуманистического воспитания и формирования духовных ценностей у учащихся, показывает  определенные недостатки в этой работе. Всем известны случаи: вандализма над памятниками культуры,  детской жестокости и преступности,  вражды на национальной почве и другие проявления низкого уровня культуры человека. Эти факты говорят, прежде всего, о недостаточном внимании общества, образовательных учреждений и других организаций к нравственным проблемам в воспитания детей и молодежи.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»  сегодня важная роль в формировании духовных ценностей у учащихся отводится учреждениям дополнительного образования. Педагогический коллектив Центра детского творчества «Народные ремесла» поделится  небольшим опытом работы в воспитании учащихся средствами использования народных традиций  русской культуры. Центр детского творчества  располагается в Южном округе г. Хабаровска, в нем на  сегодняшний  день  обучается  807 детей в 40  группах.  Образовательный процесс осуществляют 37  педагогов. Расположение Центра детского творчества  в отдаленном от центра микрорайоне и других специализированных учреждений дополнительного образования определяют его роль, образовательные цели и задачи. Контингент учащихся состоит в основном из детей и подростков, которые не посещают  художественные и музыкальные школы и другие учреждения дополнительного образования. Свыше 40% составляют дети из неполных и неблагополучных семей,  есть дети инвалиды, около 70% - это дети дошкольного и младшего школьного возраста. Средний  возраст  педагогов  центра - 40 лет. Педагоги  центра  имеют  звания  и  награды: знак «Почетный  работник  общего  образования РФ» - 2; «Отличник образования»-1,  «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»-1, «Член Союза художников РФ», кандидат педагогических наук, доцент – 1; медали «За  вклад  в  развитие  образования» -  10.

Основной целью Центра детского творчества «Народные ремесла» является удовлетворение познавательных  и духовных  потребностей ребенка, обучение и ориентация на будущую профессию и передача  социально  и личностно  значимых  не проходящих  ценностей  общечеловеческой  культуры. В нашем образовательном учреждении реализуются образовательные программы, объединенные базовым принципом – «Человек и Культура»,  где  личность ученика участвует в основных направлениях культуры: Семья, Природа, Здоровье, История,  Искусство.

Народная культура – это богатейшие традиции, сформированные веками и передаваемые из поколения в поколение и, которые в современном обществе были прерваны и во многом были утеряны. Самым важным принципом  народной культуры и  народных традиций является принцип УВАЖЕНИЕ. Уважение к самому себе и своей семье, своему роду, своим соседям, учителям, другим людям, в том числе и к иноверцам, а также - уважительное отношение к природе, труду, дому, вещам, произведениям искусства,  истории своей семьи и истории народа. Когда прерывается связь поколений, когда теряются семейные связи, когда человек не знает своих родовых корней, когда человек не сформировал уважение, то этот человек становится безнравственным. Тогда вступает в действие противоположный принцип -  НЕ УВАЖЕНИЕ, теряется чувство ЖАЛОСТИ, СОСТРАДАНИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЧУСТВИЯ. Безнравственному человеку  становится НЕ ЖАЛКО себя, родителей, друзей, природу, человеческий труд и многое другое. И это неуважение превращается в агрессивное поведение.

Поэтому на первое место в образовательных программах нашего Центра детского творчества, мы поставили направление - «Человек и Семья». Сегодня актуальными являются воззрения известного философа В.С. Соловьева, который в своих трудах показал пути духовно-нравственного воспитания. Мыслитель считал, что ЛЮБОВЬ и СЕМЬЯ есть главное содержание нравственного идеала, основа духовного пути его восхождения. Он говорил, что нравственное воспитание, начинающееся в семье через любовь родителей, любовь к детям, которая постепенно переходит в любовь к отечеству и достигает вершины через любовь к ближнему и выводит человека из состояния собственной замкнутости, изолированности, из рамок эгоизма и учит искусству общения. Семья рассматривается ученым как единое целое, одухотворенное культом предков, браком и воспитанием детей.

Направление «Человек и Семья» в нашей образовательной деятельности знакомит детей  с основами уважительного общения в семье с позиции естественного кровно-родственного союза и духовного сообщества. Учащиеся изучают семейно-бытовые обряды и традиции. Учитывая, что Центр детского творчества в основном посещают дети младшего и среднего школьного возраста, то воспитательная работа по формированию нравственного и духовного освоения мира, проводится в игровой форме или праздничной обстановке, а также в виде конкурсов, викторин и других, интересных  мероприятий. Образовательный процесс рассматривается нами как сотворчество старших и младших  и обязательно с привлечением членов семьи. Освоение народных и христианских традиций осуществляется как на занятиях, так и в организации совместных мероприятий. Например, в течение учебного года в направлении «Человек и Семья» были проведены следующие традиционные праздники:

        «Поле красно стогами, а изба – пирогами» - как праздник традиций гостеприимства;

         «Матушка Покрова, покрой сыру землю» - праздник Покрова Пресвятой Богородицы;

        «У нас – Рождественский сочельник» - образ праздника «Рождество Христово» в живописи, литературе, музыке и освоение духовных традиций: стихи, обрядовые действа, хождение со звездой, оформление праздничного стола;

         «Учимся величать семью нашу» - фольклорный праздник;

        «Пасха» - занятие-праздник как христианская традиция обновления жизни.

Направление «Человек и Природа» также способствует духовному и нравственному воспитанию детей. Учащиеся осваивают экологическое отношение к природе,  знакомятся с традиционными производственными промыслами, изучают календарно-обрядовые традиции в русской культуре. В нашем Центре детского творчества проводятся следующие мероприятия:

        «Осеннее новолетие» - праздник-ярмарка;

        «Синичкин день» - конкурс кормушек для птиц;

        «Доброе семя – в добрую пору» - занятие- конкурс на знание обрядов и обычаев весенней пахоты и сева;

        «Жавороночки, прилетите к нам!» - праздник весны и конкурс художественных творческих работ.

        «Прославление расцветающей природы» - праздник лета, занятие освоения обрядов и обычаев  Троицы»;

        «Здравствуй лето, красное!» - праздник хороводов.

Направление «Человек и История» способствует формированию у учащихся культурно-исторической памяти; проводится работа с ветеранами; изучаются культурно-исторические традиции своего рода (семьи), своего города, края. Данное направление реализуется в рамках занятий и в  рамках следующих тематических мероприятий:

        «Велика святорусская земля» - знакомство с историческими событиями России;

        «Про отцов и дедов помнить завещано» -  занятие  памяти.

        «Образ св. Георгия Победоносца в русской художественной культуре» - коллективное занятие

Направление  «Человек и Искусство» носит больше практическую форму, знакомит учащихся с основами народных художественных ремесел в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также  в области песенного и  танцевального творчества. В течение года проводится следующие мероприятия:

        «Добро творить – себя веселить» - праздник традиционного рукоделия;

        «Рисуем мир волшебных сказок» - выставка-конкурс  детского творчества;

        «В гостях у Василисы Премудрой» -  образ женщины в народном прикладном искусстве и волшебных сказках;

        «Льняные смотрины» - ярмарка, посвященная женскому рукоделию.

Направление «Человек и здоровье» способствует привитию основ здорового образа жизни, изучению традиций народных подвижных игр, знакомит  приемам ухода за новорожденным ребенком, больными и престарелыми людьми.

Таким образом, реализация программы «Человек и Культура» обеспечивает  передачу  социально  и личностно  значимых, не проходящих  ценностей  общечеловеческой  культуры. Не в назидательной форме, а в практической деятельности,  участия в различных совместных мероприятиях, постепенно обогащает ребенка, формирует духовные ориентиры, которые, как мы считаем, будут способствовать его дальнейшему развитию - как личности нравственной.

В заключение отметим, что духовно-нравственное воспитание должно осуществляться на всех ступенях развития нашего общества, начиная от семьи, образовательных учреждений, религиозных и общественных организаций и заканчивая государством в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.     Федеральный закон «Об образовании» (проект)http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html

2.     Соловьев В.С. Духовные основы жизни. Текст./В.С. Соловьев // Избранные произведения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconКонкурс на лучшего чтеца произведений дагестанских авторов на родных языках
Целью конкурса являетсяразвитие творческих способностей детей и подростков на основе изучения литературного наследия Дагестана; поддержка...

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества Номинация:...
Цель: способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconАнализ учебно-воспитательной работы маоу «Подшиваловская сош» 2011-2012 учебный год
«Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении посредством воспитания духовности, патриотизма школьников средствами национальной...

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013 2014...
Текст сопровождается презентацией, содержащей фотоматериалы, графику, живопись, цитаты из воспоминаний композитора и его окружения....

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconОтчет о проведении XII городского открытого экологического Форума школьников «Зилант»
Форум школьников "Зилант" для учащихся (7) 8-11 классов. Цель мероприятия формирования экологического мировоззрения и культуры у...

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconНоминация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в...
Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства в доу»

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconЗабыть тот горький год неблизкий мы никогда бы не смогли по всей...
Цель заседания: формирование у учащихся гражданской ответственности и патриотизма, духовности и культуры, способности к успешной...

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconПлан воспитательной работы школы на 2013 2014 учебный год Цель школы
Цель школы: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,...

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconВ конкурсе принимают участие учащиеся 1-11 кл и творческие коллективы...
Цель конкурса: формирование культуры энергопотребления и ресурсосбережения у школьников образовательных учреждений цао

Конкурса: Дополнительное образование детей и школьников Тема: «Формирование духовности у учащихся средствами народной культуры» iconПроект "Звонкий колокольчик"
Актуальность проекта: Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница