Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 185.12 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Дата публикации07.01.2015
Размер185.12 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Культура > Конкурс
Министерство образования Российской Федерации


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-13 учебный год)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тулинская средняя общеобразовательная школа Куйтунского района Иркутской области
Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников
^ Авторская программа по изобразительному искусству «Радуга красок»

Автор: Корчевая наталья Викторовна, учитель изобразительного искусства МКОУ Тулинская СОШ,

Высшая категории; e-mail: natali4557@yandex.ru

Место выполнения работы: МКОУ Тулинская СОШ, Куйтунский район, пос. жд. станции Тулюшка, ул. Свердлова, 1; e-mail: tulinskaja@yandex.ru

Главное управление общего и профессионального образования

Иркутской области Куйтунского района

МКОУ Тулинская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА
^ «РАДУГА КРАСОК»

внеурочная деятельность художественно – эстетического направления

(компьютерная поддержка)

Возраст: 6 – 9 лет

Срок реализации: 1 год
Автор : КОРЧЕВАЯ Н.В.

учитель ИЗО и черчения

«Верьте в талант

и творческие силы каждого

воспитанника!» Сухомлинский


Введение

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту...  Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...».
Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений.
Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.
Необходимо обращать внимание ребенка на знакомые предметы, явления, помочь ему разобраться, что хорошо, что плохо. Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи; музыку, любят фантазировать. В рисунке они как бы закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчествё, знакомое каждому ребенку, необходимо с детства развивать эту способность фантазировать, открывать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности. А изобразительная деятельность всегда, являлась и является художественным образованием и эстетическим воспитанием человека, способствовала приобщению ребенка к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.

^ Пояснительная записка
Программа «Радуга красок» составлена учителем изобразительного искусства МКОУ Тулинская СОШ Корчевой Натальей Викторовной

Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта образовательная область «Искусство», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы духовно – нравственного воспитания младших школьников «Ступени познания», планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

В основе программы система личностно ориентированного подхода, позволяющего обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе лежат следующие принципы:

  • принцип самоактуализации – важно пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных возможностей.

  • принцип индивидуальности – создание условий для формирования индивидуальности личности, учитывая индивидуальные особенности и всячески содействовать их развитию.

  • принцип субъектности. Межсубъектный характер отношений должен быть доминирующим.

  • принцип выбора – важно, чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации процесса.

  • принцип творчества и успеха – индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок узнает о сильных сторонах своей личности, выявляет свои способности. Достижение успеха способствует формированию положительной «Я»-концепции.

^ Цель программы: раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, воспитать в нем потребность достижения гармонии в собственном творчестве.
Задачи программы:

  • Самоутверждение личности в роли творца, независимо от уровня умственного и психического развития.

  • Расширение запаса знаний детей о разнообразии и закономерностях изобразительного искусства, многообразии оттенков цветов, законов композиции, стилизации, ДПИ.

  • Развитие художественного вкуса, фантазии, творческого начала.

  • Воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, целеустремлённости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и доброжелательности.

Особенности реализации программы

Программа составлена с применением современных педагогических технологий:

  • Игровая технология;

  • Компьютерные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии.

При планировании занятий используются различные методы и приёмы обучения: метод силуэтного изображения с последующим привнесением контура, творческие задания, метод непосредственного проживания, игры и т.д. Новые формы и методы организации учебного и воспитательного процесса позволяют делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.

Художественная деятельность детей на занятии имеет разнообразные формы:

  • Изображение на плоскости и в объёме

  • Декоративная и конструктивная работа

  • Восприятие явлений действительности и произведений искусства

  • Обсуждение работ товарищей

  • Изучение художественного наследия

  • Прослушивание музыкальных и литературных произведений

  • Также используются экскурсии, посещение и участие в выставках, пленэры.

Многообразие видов деятельности и форм работы с детьми стимулирует их интерес и является необходимым условием формировании творческой личности ребёнка.

Основной формой работы являются внеурочные занятия: занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импро­визации, занятия — образы, занятия — праздники, занятия — эксперименты, занятия – презентации, занятия – исследования и т.д. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера: виды изобразительного искусства, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Практические занятия направлены на формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение, выражать свои мысли. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества так как некоторые задания требуют объе­динения детей в подгруппы.

Каждая тема является звеном единой цепочки, обеспечивающей поступательное движение от простого к сложному. По-новому открывая для себя предметный мир, познавая его эстетическую ценность, дети постепенно осваивают изобразительную азбуку.

Для повышения уровня мотивации обучающихся используются ИКТ (работа с графическими редакторами, создание презентации, использование Интернет ресурсов, дистанционное участие в конкурсах и т.д.) Использование компьютерных технологий на занятиях направлено на развитие творческого и критического мышления детей.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Данная программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте 6-9 лет, из расчёта 1 час в неделю. Состав группы постоянный. Набор детей осуществляется по их желанию.

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате изучения курса «Радуга красок» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

^ Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

  • чувство гордости и уважительного отношения к культуре и искусству своей Родины, к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение коммуникативными навыками в процессе совместной творческой работы, умениями сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

^ Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

^ Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Критерии оценки творческих работ детей:

1. Самостоятельность, смелость, необычность решения.
2. Художественный уровень (понимание основ композиции, создание цветовой и ритмической гармонии, соответствие мотива форме и способу изображения и т.д.).
3. Технологический уровень (чистота исполнения, качество красочного слоя, соответствие фактуре материала и т.д.).

Мониторинг результативности программы

^ Форма контроля

Периодичность

Диагностика «Творческие способности»


два раза в год (сентябрь, апрель)

Проверочные тесты (Приложение1)

при завершении изучения раздела, темы

Педагогическое наблюдение

в течении всего времени

Анкетирование родителей (Приложение 2)

два раза в год (сентябрь, апрель)

Результативность участия в конкурсах, выставках различного уровня

в течении всего времени

Для занятий по данной программе необходимы следующие материалы:

  • простой карандаш

  • глеевая ручка

  • фломастеры,

  • маркеры

  • гуашевые и акварельные краски,

  • КИСТИ

  • Пастель

  • тушь.

  • плакатные перья.

  • палочки.

  • набор белой и цветной бумаги, картон

  • ножницы, клей,

  • ПК (компьютер)



Литература для детей и педагога

  1. Аксаков С. Детские годы Багрова – внука. М.: Детгиз, 1982

  2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1984

  3. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Дошкольное воспитание 1998 №3

  4. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству – М.:Творческий центр,2007-11-0

  5. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей – М.: Самарский дом печати 1994

  6. Дорожкин Ю.Г. Хохломская роспись. М.: Мозайский, 1999

  7. Дайн Г. Игрушечных дел мастер. М.: Просвещение, 1994

  8. Каменева Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1984

  9. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. М.: Просвещение, 2003

  10. Неменский Б.М. Твоя мастерская. М.: Просвещение, 2003

  11. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Ижевск, 1992



 

Содержание программы

  1. Символ красоты. Вводное занятие. 1 час.

Знакомство с целями и задачами кружка. Обсуждение плана кружка. Тест-диагностика. Техника безопасности.

Игра «Ищем художника»

Материалы и оборудование: бумага, ручка

  1. ^ Силуэт. 1час

Основные понятии. От пятна к силуэту. Постановка руки. Освоение приёмов кистевого рисования.

Игра «Волшебники»

Практическая работа: изображение персонажа для теневого театра

Материалы и оборудование: ПК, гуашь, бумага, кисти

  1. ^ Осенний букет. 2 часа

Закрепление понятий. Цветное поле (рисование на цветной бумаге). Развитие цветоощущения детей. Тепло и холод

Практическая работа: изображение осеннего букета

Материалы и оборудование: гуашь, цветная бумага, кисти

  1. ^ Животные реальные и фантастические. 2 часа

Закрепление понятий. Работа с иллюстрациями. Основы стилизации. Животные фантастические и реальные.

Практическая работа: изображение фантастических животных с использованием приёмов стилизации

Материалы и оборудование: ПК,бумага, акварель, кисти, фломастеры

  1. ^ Персонажи русских сказок. 2 часа

Закрепление понятий. Работа с иллюстрациями. Основы композиции.

Рисунки – загадки.

Практическая работа: построение композиции для сказочного сюжета

Материалы и оборудование: акварель, бумага, кисти

  1. ^ Контур 1час

Основные понятия. Простой, сложный, замкнутый.

Игра «Угадай-ка»

Практическая работа: изображение пейзажного контура

Материалы и оборудование: ручка, бумага

  1. ^ Полосатая рамка. 1 час

Основные понятия. Плоскость, границы плоскости. Разнохарактерные полосы. Изображение в раме.

Практическая работа: изготовление рамы

Материалы и оборудование: ПК, бумага, клей, линейка

  1. ^ Портрет любимой игрушки. 2 часа

Закрепление понятий. Творческая работа.

Практическая работа: произвольный способ изображения любимой игрушки

Материалы и оборудование: акварель, бумага, кисти

  1. ^ Морозные узоры. 2часа

Основные понятия. Белый контур, ограничение формата. Симметрия на примере квадрата.

Практическая работа: изготовление снежинки на основе квадрата

Материалы и оборудование: гуашь, бумага, кисти

  1. ^ Матушка – зима. 2часа

Основные понятия. Ассоциативный образ. Сказочный персонаж.

Практическая работа: изображение снежной королевы с ярко выраженным характером

Материалы и оборудование: гуашь, бумага, кисти

  1. ^ Миниатюра. 2часа

Основные понятия. Определение миниатюры. Путешествие в виртуальный музей.

Практическая работа: создание пальчиковых персонажей

Материалы и оборудование: плакатные перья, бумага


  1. ^ Ёлочные игрушки. 2часа

Изготовление плоских керамических форм. Знакомство с глиной.

Практическая работа: изготовление плоской основы

Материалы и оборудование: гуашь, глина, кисти, коктейльные трубочки, грунтовка

  1. ^ Декоративный элемент. 1час

Основные понятия. Трафарет. Декоративные украшения.

Игра «Оглянись вокруг»

Практическая работа: изображение портьерной ткани с последующим вырезанием по трафарету

Материалы и оборудование: ПК,бумага, карандаш, ножницы

  1. ^ Золотая хохлома. 2часа

Основные понятия. ДПИ. Стилевые особенности. Цветовые ограничения.

Практическая работа: изображение элементов хохломской росписи

Материалы и оборудование: акварель, бумага, кисти

  1. ^ Книжная закладка. 1час

Закрепление понятий. Узор в полосе. Творческая работа.

Практическая работа: изготовление закладки для книги

Материалы и оборудование: акварель, бумага, кисти

  1. ^ Русские народные загадки. 1час

Закрепление понятий. Занятие – игра

Практическая работа: изображение загадки с помощью рисунков

Материалы и оборудование: акварель, бумага, кисти, гуашь

  1. ^ Аленький цветочек. 2часа

Основные понятия. Стилизация растений. Основные приёмы. Коллективное творчество.

Практическая работа: создание коллективного панно «Сказочная клумба»

Материалы и оборудование: акварель, бумага, кисти, цветная бумага, клей, ножницы

  1. ^ Матрёшка. 1час

Основные понятия. Стилевые особенности росписи. История происхождения. Работа по шаблонам.

Практическая работа: эскиз росписи матрёшки по шаблону

Материалы и оборудование: акварель, бумага, кисти

  1. ^ Весна – красна. 1час

Закрепление понятий. Весенние праздники. Коллективное творчество.

Практическая работа: создание коллективного панно «Весна – красна» в технике коллаж

Материалы и оборудование: ватман, гуашь, кисти

  1. ^ Поздравительная открытка. 1час

Основные понятия. Разворот, поля, формы. Идея поздравления. Современные и старинные праздники.

Практическая работа: создание открытки (свободная техника)

Материалы и оборудование: акварель, бумага, кисти

  1. ^ Сказочная птица. 2часа

Основные понятия. Стилизация животных. Многообразие природных форм. Сказочные птицы – особые возможности.

Практическая работа: создание аппликации «Жар – птица»

Материалы и оборудование: ПК, акварель, бумага, кисти, цветная бумага, клей

  1. ^ Праздник красок. 1час

Занятие – праздник. Совместное творчество детей, родителей, педагога.

Тематический план



Тема

Содержание

Кол час

1

Символ красоты

Вводная тема.

1

2

Силуэт

Основные понятия. От пятна к силуэту

1

3

Осенний букет

Три цвета

2

4

Животные реальные и фантастические

Образ

2

5

Персонажи русских сказок

Композиция

2

6

Контур

Основные понятия. Игра

1

7

Полосатая рамка

Плоскость. Границы. Линии

1

8

Портрет любимой игрушки

Образ

2

9

Морозные узоры

Ограничение формата

2

10

Матушка – зима

Ассоциативный образ

2

11

Миниатюра

Основные понятия

2

12

Ёлочные игрушки

Технология

2

13

Декоративный элемент

Трафарет

1

14

Золотая хохлома

Цветовое решение

2

15

Книжная закладка

Узор в полосе

1

16

Русские народные загадки

Композиция

2

17

Аленький цветочек

Стилизация

2

18

Матрёшка

Роспись

1

19

Весна – красна

Гамма цвета

1

20

Поздравительная открытка

Разворот. Поля.

1

21

Сказочная птица

Стилизация

2

22

Праздник красок

Праздник

1




Всего




34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница