Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс




Скачать 126.62 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Дата публикации06.12.2014
Размер126.62 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ - КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/2013 учебный год)
_________________________________________________

департамент культуры и национальной политики Кемеровской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств №10»

г. Тайга Кемеровской области
Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников


Материалы к открытому уроку по музыкальной литературе
«Творчество М. Глинки и А. Даргомыжского»

АВТОР: богданова татьяна викторовна, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ теоретических дисциплин МБОУ ДОД «ДШИ №10».
^ МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МБОУ ДОД «ДШИ №10», город Тайга кемеровской области, ул. Кирова, д.47
Открытый урок по музыкальной литературе

3-й год обучения
Обобщение знаний по теме: «Творчество М.Глинки и А.Даргомыжского»
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Творчество М. Глинки и А. Даргомыжского»
Цель урока: закрепление материала.
Задачи:

- Образовательная: изучение музыки М. Глинки и А. Даргомыжского.

- Развивающая: обобщение знаний на основе музыкального материала.

- Воспитательная: воспитание нравственных качеств учащихся путем анализа нравственных качеств главных героев оперы М. Глинки «Жизнь за царя», героев романсов М. Глинки и

А. Даргомыжского

Оборудование и источники информации: картины художников 1-ой половины и 2-ой половины 19 века. На доске портрет А. Пушкина кисти О.Кипренского и В. Тропинина, портрет М. Мусоргского кисти И. Репина, портрет М. Глинки. и А. Даргомыжского. Компьютер, DVD- диски.

Готовясь к открытому уроку, посвященного творчеству Глинки и Даргомыжского, я вдруг вспомнила сюжет, показанный по TV в новостях: в день рождения Пушкина по Летнему саду Петербурга разгуливали и ездили в каретах дамы и кавалеры, одетые по моде 19 века. Это был заповедный уголок той эпохи. «А почему бы нам с учащимися не одеться в платья с кринолинами, не почувствовать себя пушкинскими героинями, не проникнуться духом того времени?» - подумала я. Так и родилась идея путешествия в «машине времени».
Структура урока:
а) самопрезентация - 5 мин.

б) организационный момент - 2 мин.

в) основная часть урока – 22 мин.

г) прослушивание музыкальных фрагментов, и просмотр видеофрагментов – 6 мин.
Форма работы
Фронтальная работа в группе
Урок проходит в форме телепрограммы «Такси».

Содержание урока:




Действия учителя

Действия учащихся

Учащиеся заходят в класс. Звучит романс А.Даргомыжского на стихи М.Лермонтова «Мне грустно».

Звучит романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.Пушкина.

Звучит романс А.Даргомыжского «Старый капрал» на стихи П.Беранже.

– Здравствуйте. Куда едем?
– Садитесь. Поздравляю вас, вы попали в программу «Машина времени», где не нужно платить деньги за проезд, напротив, награждают вас за правильные ответы. У вас есть право на 3 ошибки и 2 подсказки (позвонить или спросить у прохожей публики).

Под публикой подразумеваются члены жюри и зрители.

– Вас ждут простые вопросы, сложные и очень сложные.

^ ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
1-ый вопрос:

Пушкина называют основоположником русской классической литературы. А кто из русских композиторов является основоположником русской классической музыки – М.Глинка или А Даргомыжский?
Верно. На фундаменте, заложенном Глинкой, выросло величественное знание русской музыки. Все русские композиторы – классики считали себя наследниками композитора.
2-ой вопрос:

С братом какого поэта жил М.Глинка, учась в Благородном пансионе – А.Пушкина или Дельвига?
Да, верно.

3-ий вопрос:

Какой жанр был самым любимым в России конца 18-начала 19 века – романс или инструментальный концерт?
Это правильно!

4-ый вопрос музыкальный.

5-ый вопрос:

Оперу «Каменный гость» написал А Даргомыжский или М.Мусоргский?
Верно.
^ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Кто был автором либретто оперы «Жизнь за царя»?
Это правильный ответ.

2. Музыкальный вопрос.

Это правильный ответ.


3. Кто из поэтов-декабристов написал думу «Иван Сусанин»?
Верно.
А кого еще из декабристов вы знаете?

Это пятеро казненных после восстания на Сенатской площади, остальные 124 были сосланы на каторгу.
4. О портрете, принадлежавшим кисти какого художника, Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Да, а еще есть портрет Пушкина кисти Тропинина, менее парадный, в домашнем костюме.
5. Кого называл Мусоргский «великим учителем музыкальной правды»?
Это правильно.
6. Назовите художника передвижника, написавшего портрет М.Мусоргского за неделю до смерти композитора?
Да. Бородин с большим трудом поместил Мусоргского в госпиталь, в котором работал, а Репин написал очень правдивый портрет.

^ ВОПРОСЫ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ
1. Видео вопрос. На экране сцена из оперы «Иван Сусанин» 1 действие, интродукция.

2. В истории некоторых музыкальных шедевров случаются казусы. Брат царя, Великий князь Михаил посылал провинившихся офицеров вместо гауптвахты на эту оперу. Какую?
Да, верно.
3. Кто был в то время главным дирижером императорского театра, автором одноименной оперы, тепло приветствовавшим оперу М.Глинки «Жизнь за царя»?



– В Петербург 19 века.

Ответ учащихся:

– М.Глинка.

Ответ учащихся:

– С братом А.Пушкина.

Ответ учащихся:

– Романс.

Учащиеся называют романс, автора музыки и слов.

Ответ учащихся:

– А.Даргомыжский.

Ответ:

– Барон Розен


Ученики говорят название романса, называют автора.

Ответ:

– Кондратий Рылеев.

Ответ:

Пестель, Каховский, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин

Ответ:

– О портрете О.Кипренского.

Ответ:

– А.Даргомыжского.


Ответ:

– И.Репин.

Ученики называют оперу, композитора, действие.
Ответ:

– На оперу М.Глинки «Руслан и Людмила».

Ответ:

– Катерино Кавос




Да. В то время при дворе работало много иностранцев: музыкантов, архитекторов, скульпторов.
4. Кто был автором памятника мещанину Минину и князю Пожарскому, возглавившим русское ополчение в борьбе с польскими интервентами в 1612 году.
Верно.
5. В чем видели свою главную задачу композиторы «Могучей кучки»?

Да, для творчества композиторов «Балакиревского кружка» была характерна народность, историзм, программность, собирание и разработка фольклора.
6. Как называлось творческое объединение художников, родившееся в 1863 году под руководством Ивана Крамского и получившее название «бунт 14»?
Да. Передвижники, как и композиторы «Могучей кучки», стремились к народности, историзму, правде жизни (вспомним портрет Мусоргского: взлохмаченного, с красным носом. Для художника была важна правда).
Предлагаю сыграть вам в суперигру.
Что за человек изображен на портрете И.Крамского, что вы о нем знаете? (Показывается портрет П.Третьякова)

Даю он очень помогал «передвижникам». Он заплатил Сурикову за «Боярыню Морозову» столько денег, что тот смог съездить на стажировку в Италию и оставить денег семье на проживание. И был еще один знаменитый меценат – Савва Мамонтов, очень поддерживающий материально композиторов «Могучей кучки»
Вот мы и приехали к месту назначения. Поздравляю! Вы получаете призы в виде пятерок!

Ответ:

– Иван Мартос.

Ответ:

– В создании и пропаганде русской национальной музыки.

Ответ:

– Товарищество передвижников.

Ответ:

– Это П.Третьяков, купец, известный меценат, покупавший картины русских художников с целью создания национального музея и подаривший свою коллекцию Москве в 1892 году.




Список литературы:



  1. Б.И. Бродский. «Из жизни великих творений». М, 1963.

  2. А.П. Зорина. «Могучая кучка».Л; 1977.

  3. Г.Ф. Калинина. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке.; выпуск 3.; М; 2001.

  4. «Легенда о счастье»; «Московский рабочий»;1987.

  5. Л.Михеева.; Т. Розова. «В мире оперы».;Л; 1989.

  6. Русская музыкальная литература., выпуск 1.; Л; «Музыка»;1983.

  7. Русская музыкальная литература; выпуск 2; Л; «Музыка»;1984

  8. Л.Тарасова. «Волшебство оперы»;Л;1979.

  9. С.Фенина. «Беседы о русских художниках»;М;1990.



Приложение к уроку
Могучая кучка

1861 год был знаменательным в общественной и культурной жизни России. Проведенная царским правительством реформа по отмене крепостного права фактически усложнила экономическое положение крестьян. Лучшие умы были заняты о судьбе русого народа. И это определило направление русской литературы и искусства. Главной действующей силой общественной жизни того периода стала разночинная интеллигенция. Новые веяния, прежде всего, проникли в литературу. Задачи искусства были изложены Чернышевским в его диссертации «эстетическое отношение искусства к действительности: «Общеинтересное в жизни - вот содержание искусства». Писатель своим творчеством должен служить народу, правдиво воспроизводить в искусстве народную жизнь и образы людей из народа.

Писателей привлекает раскрытие богатого внутреннего мира человека , прошлое и будущее русского народа.

Гражданственная лирика Некрасова призывает к служению добру и правде ради блага народа. Салтыков-Щедрин в гротесковой форме обличает систему социальных уродств царской России. Толстой создаёт величественную эпопею народную( роман «Война и мир»), филосовски решая вопросы человеческого бытия.

В 1863 Академию художеств покинули 14 молодых художников (во главе с Крамским) и сразу же были взяты на учёт царской охранкой. Это были Перов, Репин, Суриков, Шишкин, Васнецов. Их протест против консерватизма и рутины Академии художеств получил название «бунта 14-ти». Позднее эти художники образовали товарищество передвижных выставок, сделав живопись доступной массе народа.

Были две особенности, отличающие историю русского искусства 19 века и позволяющие противостоять силам реакции: 1-ая заключалась в сильной боевой критике( с искусством Пушкина, Гоголя, Некрасова, Островского неразрывно связана деятельность Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Творчество передовых художников выдвинуло своих идеологов - Стасова и Крамского. Критики не только разъясняли главные идеи и задачи произведения, но и формулировали основные теоретические положения, возводя их в принцип как идейно-теоретическую основу художественного творчества.

Другой отличительной чертой было образование творческих коллективов: уже упоминавшаяся художественная артель передвижников, литературная группа вокруг редакции «Современника», «Артистический кружок» в Москве, объединявший вокруг Малого театра актёров, литераторов, художников.

Одним из творческих содружеств был балакиревский кружок, поставивший целью сделать музыку достоянием народа. Большим событием стало создание в Петербурге по инициативе А. Рубинштейна РМО – концертная организация, главной задачей которого было сделать хорошую музыку доступной большим массам публики. Задуманная Балакиревым БШМ начала существование в 1862г. при горячем участии Ламакина – дирижёра прославленной капеллы. Через год из любителей, занимавшихся в школе, образовывается оркестр, готовый выступать публично.

Теперь группа молодых композиторов располагала большим исполнительским коллективом, с которым она могла образовывать вкусы слушателей, пропагандируя. Собственное творчество. В 60-70 гг. между А Рубинштейном, РМО и консерваторией с одной стороны, и балакиревским кружком с другой возникли разногласия, суть которых была в следующем: Рубинштейн связывал развитие русской музыки с профессиональной учёбой. Но одновременно музыкальные взгляды Рубинштейна отличались некоторой академичностью: недооценка национально-русского музыкального стиля( принципов Глинки). Балакиревцы, наоборот, во главу угла ставили продолжение дела Глинки и борьбу за национальную основу русского музыкального творчества(постоянная пропаганда в концертах БМШ произведений русских композиторов).В этом заключалась сильная сторона кучкистов. Слабость их была в том, что в своей борьбе за свободное проявление творческой инициативы на основе народных традиций они недооценивали необходимость систематической профессиональной учёбы. Творчество Чайковского роднило с кучкистами любовное отношение к фольклору, обращение к программности. Но главными темами в творчестве кучкистов стали жизнь русского народа, история, а основой музыкального языка-крестьянская песня. Чайковский же наиболее полно проявил себя как лирик, и музыкальный язык его сформировался на основе глубокого претворения городского песенно- романсного стиля.

Могучую кучку составили 5 композиторов: Балакирев, Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков. Стасов метко характеризовал каждого из кучкистов одним эпитетом: «Балакирев - самый темпераментный, Кюи - самый изящный, Римский-Корсаков- самый учёный, Мусоргский- самый талантливый, Бородин- самый глубокий. Положение каждого из них в истории русской музыки различно. Балакирев, возглавивший музыкальный кружок, выступил в роли наставника, руководителя, Мусоргский, Бородин и Римский- Корсаков своими произведениями открыли новый период в русской музыкальной классике.

Композиторов связывали не только совместные занятия и не просто дружба. Их объединяли общие взгляды на музыкальное искусство, общие цели и задачи.

Эстетические принципы «Могучей кучки»:

1.Связь с лучшими достижениями современности:

а) народность( широко представленная в операх жизнь народа художественно воплощала освободительные тенденции, характерные для 60гг.)

б) глубокий историзм, находившийся в одном русле с развитием русской исторической науки19в.(Ключевский, Соловьёв, Костомаров), исследования которой базировались на тщательном собирании и изучении подлинных исторических документов.

в) программность. Большое место, которое занимает программность в творчестве кучкистов, объяснялось их реалистической и демократической эстетикой. Программные произведения позволяли наиболее наглядно показать, что музыкальные темы могут воплощать образы литературы, живописи, а характер их развития - передавать последовательность жизненных событий.

г) тщательное изучение фольклора:

1.народная песня- основа музыкального языка.

2. издание сборников русских народных песен.1867- сборник Балакирева,1876, 1882 гг. - сборники Римского-Корсакова. Немало записей сделано Мусоргским и Бородиным.

3.Чуждые национальной ограниченности, композиторы «Могучей кучки» широко разрабатывали музыкальное творчество не только русского, но и других народов. В их произведениях звучат украинские, польские, чешские, испанские песни, музыкальные темы народов Востока( половецкие сцены в «Князе Игоре», «Пляски персиянок» в «Хованщине».).

Некоторые сочинения, не основанные на подлинных песенных темах, написаны в духе национальных образцов( «Польский акт» в «Борисе Годунове» или широко распространённый в русской музыке жанр мазурки).

Песни различных народов наряду с другими историческими источниками служили воссозданию верного исторического и локального колорита сочинения.

4.В центре творческого внимания композиторов «Могучей кучки» была опера- самый демократический вид музыкального искусства и разработка реалистических основ этого жанра. Кюи в статье «Каменный гость» писал: «Чего мы должны требовать от оперной музыки?- правды и красоты».Правда означает то, что музыка в течение всей оперы должна выражать то, что происходит на сцене, с соблюдением местного колорита, характера эпохи и развития музыкального характера действующих лиц.

Отсюда вытекали вопросы выбора сюжета , вопросы драматического содержания и музыкального воплощения, соотношения музыки и сценического действия, взаимосвязи слова и мелодии. Пройдя этапы исканий, композиторы создали произведения в самых разнообразных жанрах:

  1. эпические ( «Князь Игорь», «Садко»).

  2. речитативные( «Женитьба», «Моцарт и Сальери»).

  3. 3. опера-сказка( «Снегурочка», « Сказание о невидимом граде Китеже»)

  4. народные драмы( «Борис Годунов», «Хованщина»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница