«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков»




Скачать 104.73 Kb.
Название«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков»
Дата публикации16.11.2014
Размер104.73 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Культура > Конспект
Конспект непосредственной образовательной деятельности

Аттестуемый педагог (ФИО) Высоцкая Алла Валентиновна

Группа: подготовительная

Тема занятия « Автоматизация звука [ Р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков».

Тип занятия: интегрированное

Задачи: Образовательные: совершенствовать умение детей при помощи карточек-артикуляции звуков автоматизировать произношение звука [p] изолированно, в слогах, словах, определять позицию звука в словах, проводить звуковой анализ слогов, слов.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, координацию тонких движений пальцев рук и общую моторику, зрительные и слуховые анализаторы, познавательные процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.

^ Возраст детей: 6-7 лет

Форма организации обучения: подгрупповая.

Дата: 22.03.2013 г.

Место проведения: г. Урюпинск, МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотой ключик».

^ Методическое оснащение: демонстрационные предметные картинки, цветик-разноцветик, карточки-модели артикуляции звука [ р ], гласных звуков, демонстрационные замки со звуковой схемой 3 штуки,3 ключа с изображением предмета соответствующих схемам на замках, демонстрационная дидактическая гусеница , 6 раздаточных разрезных гусениц, магнитофон, диск с записью звуковой загадки.

^ Основные источники информации: «Индивидуальные логопедические занятия» Автор-составитель О.В. Тырышкина, издательство «Учитель», «Современный логопедический урок» Авторы-составители Е.А. Лапп, кандидат педагогических наук, Н.Г. Фролова, издательство «Учитель».

^ Образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, здоровье.

Формы непосредственной образовательной деятельности: ситуативный разговор, отгадывание загадок, моделирование, игровая деятельность, физкультминутка, артикуляционная, пальчиковая гимнастика.

Формы организации: подгрупповое

^ Предварительная работа: постановка звука [ р ], знакомство с карточками-моделями артикуляции звуков в общем плане, применение карточек-моделей при постановке и автоматизации ранее непроизносимых звуков, разучивание упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, физкультминутки, знакомство со звуковыми замками, умение работать коллективно.

^ Оборудование и материал: демонстрационные предметные картинки, цветик-разноцветик, карточки-модели артикуляции звука [ р ], гласных звуков, демонстрационная модель звука[ р ], картинка-символ звука[ р ], буква(Р),звуковые замки, демонстрационные замки со звуковой схемой 3 штуки,3 ключа с изображением предмета соответствующих схемам на замках, демонстрационная дидактическая гусеница , 6 раздаточных разрезных гусениц, сюрприз-сладости.




^ Этапы НОД

Содержание НОД

1.

Организационный момент.

Цель для детей:

-позитивно настроиться на непосредственно образовательную деятельность;

-выполнять предложенные логопедом действия.

^ Цель для логопеда:

-психологически настроить детей на восприятие нового материала;

-создать у детей мотивацию к деятельности;

-развивать речевое дыхание.

Логопед. Ребята, посмотрите, пожалуйста, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть и послушать, как красиво и правильно вы говорите. Поздоровайтесь с гостями (дети кивают головой в знак приветствия). А теперь мы поприветствуем, друг друга с помощью вот этого удивительного цветка, цветика-разноцветика (логопед показывает цветок с разноцветными лепестками). Сейчас я вдохну его нежный аромат и передам вам, тот, кому я дам цветок возьмёт, его и передаст другому ребёнку, назвав его по имени и скажет, что очень рад его видеть, первой сделаю это я (логопед передаёт цветок с произношением слов). Вот мы и поприветствовали друг друга, молодцы.

Этот цветок растёт в стране Красивой речи, но сегодня там случился переполох, подул сильный ветер, и всё разлетелось, так цветик-разноцветик попал к нам.

Давайте с вами подуем, как дует сильный ветер. Встаньте около стульчиков, красиво расправьте плечи, спину, наберите носом воздух. Сделайте, губы трубочкой и выдохните воздух, не раздувая щёк (проведение дыхательной гимнастики).

^ Ход непосредственной образовательной деятельности.




Методы: - словесный;

-игровой;

-метод мотивации и

стимулирования.






2.

2.1.

Основная часть.

Вхождение в тему.

Цель для детей:

-внимательно слушать и правильно отвечать на задаваемые логопедом вопросы.

Цель для логопеда:

-подвести детей к правильным ответам.

Логопед. Посмотрите, что ещё нам принёс ветер из страны Красивой речи (показывает картинки). Давайте назовём то, что на них изображено сначала тихо, а потом громко (дети называют). А теперь хорошо подумайте и скажите, какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? Какие вы догадливые! Конечно это звук [ Р ].

Послушайте звуковую загадку (звучит фонограмма - стихотворения, где часто встречается звук [ Р ]. (Дети отгадывают). Молодцы, ребята.

А что ещё в окружающем мире может реветь, рычать, грохотать? (Дети отвечают: трактор, тигр, собака, сверло…)






Методы: - словесный (беседа).






2.2.

^ Уточнение артикуляции звука [Р], автоматизация звука [ Р ] в изолированном произношении (при помощи карточек-моделей артикуляции звуков).

Цель для детей:

-применять полученные ранее знания;

-продолжать учиться работать с карточками-моделями артикуляции звуков;

- уметь автоматизировать звук [Р] в изолированном произношении.

Логопед. Подумайте и скажите, из какого замка звук [ Р ]? (Из синего). Почему? (звучит твёрдо). На что похожи губы? (На круг). Где находится язычок? (За верхними зубами). Что он делает? (Вибрирует). Что делает голосок? (Поёт). Быстрее запомнить, как надо правильно произносить этот звук нам поможет карточка - модели-артикуляции звука [ Р ].(Рассматривают карточки). Первый квадрат покажет нам модель артикуляции звука, второй квадрат покажет картинку - символ звука (тигр), на третьем квадрате изображена буква, обозначающая этот звук, и четвёртый квадрат в стихотворной форме расскажет, как надо произносить этот звук.

Сильно воздух ты вдохни, язык к нёбу подними,

Воздух плавно выдыхай, язык прыгать заставляй.

Ну, теперь, я надеюсь, вы всегда будите правильно произносить этот звук. Знаете, а я слышала, что звук [ Р] целебный. Если его произнести громко, то исчезнет злость и плохое настроение, а если тихо, то настроение сразу станет радостным. Давайте попробуем (дети произносят звук громко за тем тихо).


2.3.

^ Цель для логопеда:

-научить детей правильной артикуляции звука [ Р] , используя карточки-модели;

-проверить умение детей автоматизировать звук [р ] в изолированном произношении.

Методы: - наглядный;

- словесный (объяснение);

-моделирования.

^ Артикуляционная гимнастика.

Цель для детей:

-развивать артикуляционный аппарат для точного произношения звуков.


Логопед. Существуют волшебные упражнения, которые помогают подготовить наш артикуляционный аппарат к правильному произношению звука [Р]. (Проводиться артикуляционная гимнастика с показом картинок-символов определённого упражнения и стихотворение).

  1. «Лошадка». Язык к нёбу присосали, и от нёба оторвали:

То лошадка-язычок, громко делает щелчок!


2.4.

2.5.

2.6.

3.

Цель для логопеда:

-объяснить и показать детям правильное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.

Методы: - словесный (объяснение);

- наглядный.

^ Автоматизация звука [Р ] в слогах при помощи карточек-моделей артикуляции звуков. Анализ слогов. Пальчиковая гимнастика.

Цель для детей:

-закреплять умение проговаривать звук [Р ] в слогах, применяя карточки-модели, звуковой анализ слогов;

-совмещать движение пальцев

рук с проговариванием слогов.

^ Цель для логопеда:

-проследить, как дети умеют применять полученные навыки;

- развивать мелкую моторику.

Методы: - наглядный;

-словесный (объяснение)

-метод стимулирования (похвала, одобрение).

^ Физкультурная минутка.

Цель для детей:

- отдохнуть, снять напряжение.

Цель для логопеда:

-предостеречь детей от переутомления.

Методы: - наглядный (показ действий);

-словесный (описание).

^ Автоматизация звука [Р ] в словах с использованием моделей артикуляции звуков.

Цель для детей:

-научиться чётко проговаривать звук [Р] в словах, используя модели артикуляции звуков;

-закрепить умение делать звуковой анализ слов, определять место звука в слове,

-закреплять умение работать коллективно.

^ Цель для логопеда:

-подвести детей к умению автоматизировано проговаривать звук [ Р ] в словах;

-выявить успешность усвоения материала детьми.

Методы: - словесный (объяснение);

-проблемно-поисковый.

^ Заключительная часть.

Рефлексия.

Цель для детей:

-осознать удовлетворённость своею деятельностью;

-самооценка своей деятельности и деятельности всей группы.

^ Цель для логопеда:

-подвести итоги НОД;

-определить, насколько усвоен материал.

-наметить по полученным результатам дальнейшую работу.

Методы: - словесный (объяснение);

-метод самоконтроля и контроля

-метод стимулирования (одобрение).

  1. «Гармошка». К нёбу мы язык подняли, крепко-крепко присосали,

Наш язык теперь гармошка, поиграем им немножко.

  1. «Маляр». Подниму я язычок и покрашу потолок,

Двигаться вперёд-назад язычок наш очень рад!

  1. «Молоточек». Рот открыт, в улыбке губы, язычок наш молоток.

Молоточком тук да тук, раздаётся звонкий звук

Логопед. Посмотрите, ветер из страны Красивой речи нам принёс ещё и другие модели артикуляции звуков. Перед вами две модели артикуляции, попробуйте из них составить слог (дети составляют слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ). Назовите, у кого какой слог получился. Какой первый звук в слоге РА? (опросить по каждому слогу). Попробуйте поменять модели звуков местами, назовите, какие теперь слоги у вас получились, (дети называют АР, ОР, УР, ЫР, ЭР). У вас хорошо, получается произносить звук [ Р ] в слогах. Давайте произнесём чистоговорку. Ор-ор-ор-тёмный бор. Ру-ру-ру-тихо осенью в бору.

Ру-ру-ру-растут сосны в бору. Ру-ру-ру-грибы беру в бору.

Ру-ру-ру-мухоморы не беру.

Логопед. Представьте, что перед вами пианино, прижимая, пальчики поочерёдно к

поверхности стола, произносите слоги: ра, ро, ру, ры, рэ, с повышением интонации, а теперь, наоборот, с её понижением, слоги: рэ, ры, ру, ро, ра. (дети выполняют). Вот как мы с вами поиграли на невидимом пианино, здорово, правда!

Логопед. Давайте с вами немного поиграем, повторяйте за мной.

Мы на карусели сели, завертелись карусели (кружатся, взявшись за руки).

Пересели на качели, вниз летели, вверх летели (приседают и встают).

Впереди, вдруг водоём, и мы на лодочке плывём (качаются из стороны в сторону).

Ветер по морю гуляет, ветер лодочку качает (качаются вперёд-назад).

Вёсла в руки мы берём, быстро к берегу гребём (показывают, как гребут вёсла).

К берегу пристала лодка, мы на берег прыгнем ловко (прыгают на месте).

И поскачем по лужайке, словно зайки, словно зайки (прыгают на месте).

Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Логопед. А вот, что ещё принёс нам ветерок, (показываются замки и ключи). Вы должны, подобрать к какому, замку подходит, какой ключ. На замках нарисованы схемы из моделей артикуляции звуков, на ключах которые вы взяли, картинки, соответствующие зашифрованным словам на этих схемах. Работать будете в парах. (В схемах зашифрованы слова: шар, рак, рысь). Хорошо, справились с таким сложным заданием.

Ой! Посмотрите, кто ещё к нам попал из страны Красивой речи! (показывает картинку с изображением гусеницы). Она хочет с вами поиграть в игру «Найди место звука». У гусеницы, как и у всех слов, есть начало, середина и конец (показывает), я буду называть слова, а вы показывать мне ту часть гусеницы, где стоит звук [ Р ]. (У каждого ребёнка на столе разрезная гусеница). Слово рот (показ), сор (показ), торт (показ) и т.д.

Вот какие вы у меня молодцы, всё правильно показали.

Логопед. Вот мы с вами и рассмотрели всё, что принёс ветер из страны Красивой речи. И мне кажется, что он сделал это неспроста, затейник ветер захотел, чтобы вы научились говорить также грамотно и красиво, как жители его страны и умели правильно произносить звук [ Р].

Давайте вы попробуете оценить сами себя. Поможет вам в этом наш цветик-разноцветик, будем к нему добавлять лепестки. Я буду перечислять задания, которые мы выполняли, а вы, говорить, каким цветом добавлять, лепесток. Если справились с заданием, то зелёный, были затруднения - синий, не справились-красный.

1.Вы знаете как выглядит карточка-модель артикуляции звука [ Р ]? (Дети отвечают).

2.Правильно произносите этот звук отдельно? (Ответ)

3.В слогах? (Ответ)

4.Словах? (Ответ).

5.Можете определить место звука в слове? ( Ответ).

Ну, вот вы и оценили себя, давайте посмотрим, каких больше прибавилось лепестков (рассматривают цветок). В следующий раз мы попробуем, с вами также красиво произносить этот звук в предложениях и в свободной нашей речи. Я считаю, что вы молодцы, хорошо работали, выполняли все задания. Ветер вам принёс ещё и сюрприз (детям отдаётся шкатулка с гостинцами).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconЛогопедическая тема: «Автоматизация звука [с], буква С.»
Закреплять произношения звука с в слогах, словах, фразах= обогащась словарный запас по теме «Веасна»

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconАвтоматизация звука «Ц» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи
Ац-оц-уц-ыц, ыц-уц-оц-ац, яц-ёц-иц-ец, ец-иц-ёц-яц, ац-яц-оц-ёц, ыц-иц-уц-юц, ёц-оц-яц-ац, ец-уц-иц-ыц

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconАвтоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconАвтоматизация звука «Щ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи
Ащ-ощ-ущ-ыщ, ящ-ющ-ищ-ещ, ащ-ящ-ащ, ощ-ёщ-ощ, ыщ-ущ-ощ-ащ, ещ-ищ-ющ-ящ, ущ-ющ-ущ, ыщ-ищ-ыщ

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconАвтоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи
Ар-ор-ур-ыр, ер-ир-юр-яр, ыр-ир-яр-ар, ер-ор-ор-яр, ыр-ур-ор-ар, ар-яр-ор-ёр, ер-ор-юр-ур, ар-яр-ур-юр

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconАвтоматизация звука «З» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconНод: «Путешествие в песочную страну Гномов» с использованием элементов...
Материал: песочницы по количеству детей, песок, салфетки влажные, салфетки бумажные, тсо (магнитофон), домики, гномики, деревья

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconКонспект нод с использованием инновационных технологий
Цель: автоматизировать произношение звука [Л] (в изолированном виде, в словах, в словосочетаниях)

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» icon«Автоматизация звука ш в слогах и словах»
Предметные картинки, массажный мяч, собачка- рукавичка, лоток с песком, карточки схемы для автоматизации звука, маленькие игрушки...

«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции звуков» iconТематическое планирование во второй младшей группе №1 «знайки»
Р) Закрепить представления о летних изменениях в природе. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков «А»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница