Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая.




Скачать 355.13 Kb.
НазваниеПояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая.
страница1/3
Дата публикации14.11.2014
Размер355.13 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. У ребенка желание творить возникает самостоятельно ещё в раннем возрасте и отличается чрезвычайной искренностью. Педагоги и родители должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он. Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка. 
Обучение рисованию в младшем школьном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

- пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

- сформировать изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Как правило, занятие изобразительным искусством на уроках чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. К сожалению, современные методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для младших школьников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных способностей. Ребёнок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремиться её исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. Еще одним, не ориентированным на столь юный возраст приём, является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотипными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребёнок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопится – рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображение зверей, птиц, крон, деревьев. Детям рисовать трудно, они боятся рисовать, а следственно у них пропадает интерес и желание. 
Нетрадиционные приёмы рисования – вот приемы, которые не требуют от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Предметы получаются более приближённые к реальным, рисунки объёмными и живыми (на примере метода тычка), у детей появляется возможность создавать различные цветосочетания (так как гуашь высыхает быстро), появляется возможность почувствовать многоцветие изображенного предмета. Метод тычка позволяет высвободить время, которое эффективно можно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для дидактических и подвижных игр, позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму.
Все это говорит о том, что с детьми, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Разнообразие способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. 
В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время.

Данная дополнительная общеобразовательная программа «Акварелька» может рассматриваться как программа, реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественно-эстетическая.

^ Цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.
Поставленная цель раскрывается в решении следующих задач:
Обучающие:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

  • знакомить с искусством русского народа для активизации познавательного интереса к отечественному искусству,

  • научить осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Воспитывающие:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;

  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Развивающие:

  • развивать эстетические чувства и понимание прекрасного, совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление;

  • развивать сознание того, что самобытная традиционная культура русского народа - общее достояние нашего Отечества, его вклад в мировую культуру, наследие.



^ Направленность программы «Акварелька» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – познавательно-творческой, учебной, по времени реализации – кратковременной (1 год).

Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

^ Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

^ Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Материально-техническое обеспечение


  • Экспозиционный экран.




  • Персональный компьютер учителя.




  • Персональные ноутбуки у учащихся




  • Мультимедийный проектор.

Материалы

  • – акварельные краски, гуашь;

  • – восковые и масляные мелки, свеча;

  • – ватные палочки;

  • - альбомы;

  • – стаканы для воды;

  • – подставки под кисти;

  • – кисти.



Принцип построения программы
Программа детского творческого объединения художественно-эстетического направления «Акварелька» предназначена для обучающихся 1 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте 7 - 8 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности.


Основные дидактические принципы программы:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • последовательность и систематичность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

^ Ценностные ориентиры содержания курса:


  • формирование первоначальных представлений об изобразительном искусстве разных видов и жанров, выразительных средствах;




  • развитие коммуника­тивных умений;



  • развитие нравственных и эстетических чувств;



  • развитие способностей к творческой деятель­ности;




  • формировать умение оценивать созданные изображения;

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций.


^ Формы проведения занятий

Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения - непременное условие занятий по изобразительному искусству.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

  • уроки – игры: дидактические, ролевые;

  • познавательные беседы, сказочное повествование;

  • игры-импровизации;

  • игры с элементы пантомимы;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

  • моделирование

  • выставки

  • викторины

  • проекты

Структура занятий

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая;

  • выставка работ учащихся

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

^ Планируемые результаты

Личностные результаты: ориентирование в социальных ролях, нравственно-этическое оценивание своей деятельности, развитие наблюдательности, зрительной памяти, сформированность мотивации к познанию и саморазвитию, отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности, развитие художественного вкуса, овладение художественными терминами.



Предметные результаты : название основных и составных цветов; понимание значение терминов: краски, палитра, композиция, линия, орнамент, аппликация, симметрия, ассиметрия , силуэт, рельеф; материалы и технические приемы оформления; название инструментов, приспособлений. Должны уметь: пользоваться инструментами: карандашом, кистью, палитрой; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешиванием; пользоваться материалами. 


Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность. 

^ Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Акварелька» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении техник и правил рисования, знакомство с картинами художников; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.

Контроль знаний осуществляется в виде отчетных выставок, творческих (индивидуальных и коллективных) работ, выполненных учащимися кружка «Акварелька»; выполнение творческих заданий, проведения зачетных занятий.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц - выставки, когда работы детей по конкретной теме развешиваются на стенах или раскладываются на столах. 

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

^ Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
^ К концу первого учебного года учащиеся должны уметь:


  1. Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему).

  2. Стремиться правильно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов.

  3. Применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, ровно закрывать поверхность в пределах намеченного контура.

  4. Менять направление мазков согласно форме.

  5. Использовать формат (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом.

  6. Использовать навыки компоновки, определять величину и расположение в зависимости от размера листа бумаги.

  7. Правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку.

  8. Свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины.


  9. Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображения.



  1. Определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение в центре листа).

  2. Передавать в тематических рисунках пространство, используя правило "Ближе – дальше"; 

  3. Выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из стилизованных форм растительного и животного мира.

  4. Владеть акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами, промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску,


Учащиеся должны знать:


1. Особенности изобразительных и графических материалов, используемых учащимися в своей деятельности, их возможности для создания образа.

  1. Что такое линия, пятно, мазок, цвет, симметрия, часть и целое, зеркальное изображение, рисунок, узор.

  2. Названия цветов и оттенков, три основных цвета; 

  3. Правила смешивания красок и получения производных цветов;

  4. Начальные сведения об изобразительном искусстве, народном искусстве и некоторых видах росписи.

  5. Знать свойства гуаши, акварели.



^ Аудиторных занятий

Внеаудиторных занятий

18

15

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconПрограмма художественного творчества «иллюзион» для учащихся младшего школьного возраста
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать и преумножать...

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconЭффективная реализация расширяемой метамодели case-средства на основе uml 0
Это означает, что, используя такое средство, пользователь может создавать в нём не только заранее определенный класс моделей, а имеет...

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconВладимир Шемшук Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее
Человек не может жить без веры, без чётких социальных ориентиров. Этические принципы, вытекающие из народной философии и национальной...

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconВеликолепная семерка
Формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной экосистемы, развитие которой оказывается во все большей...

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconСобака в нашем доме
Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они научились охранять человека от врагов,...

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconОбращение к родителям
Если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться...

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconПояснительная записка представленная программа имеет название «искусство в гармонии с природой»
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconКонкурсов задания разложить в отдельные конверты с указанием
Формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной экосистемы, развитие которой оказывается во все большей...

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. iconБыть здоровым не только модно, но и полезно
Кобылье молоко очищает все внутренние органы: желудок, кишечник, печень, селезенку, почки, а самое главное происходит полезный процесс...

Пояснительная записка Способность к творчеству отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда; преумножать, не разрушая. icon«Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т е. почву,...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение мбдоу «Детский сад №65»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница