Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского»




Скачать 211.31 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского»
Дата публикации13.10.2014
Размер211.31 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Культура > Урок
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа пос. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области

Номинация конкурса: Педагогические идеи:

среднее образование
Урок литературного чтения во 2 классе по теме:

«Сказки К. И. Чуковского»




^ Автор: Шалимова Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов, первой категории.
Место выполнения работы: ГБОУ СОШ пос. Коммунарский Самарской области Красноярского района.

^ ОУ: ГБОУ СОШ пос. Коммунарский

Учитель: Шалимова Ольга Вячеславовна

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс

Тема урока: Сказки К. И. Чуковского. (Заключительный урок (четвертый) по творчеству К. И. Чуковского)

^ Цели: расширить и углубить интерес к творчеству К. И. Чуковского.

Задачи:

  • обучающие: понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

^ Учащиеся должны:

- знать произведения Чуковского,

- уметь отвечать на вопросы, соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности (интонация, темп чтения, особенности речи);

  • развивающие: развивать умение сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; формировать внимание, культуру речи; развивать навыки работы в группах.

  • воспитывающие: воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора.

^ Тип урока: урок обобщения знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа парами, групповая.

Базовый учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 2 класс.

^ Необходимое техническое оборудование: ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран, маршрутный лист путешественника, портрет писателя с указанием лет жизни; выставка книг поэта; детские рисунки – иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского; карточки с конкурсными заданиями; «чудо - дерево»; листочки – смайлики.





Структура и ход урока:

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний.

3. Вступительная беседа.

4. Работа над темой урока.

  • Вспомни сказку

  • Кто есть кто

  • Конкурс знатоков(кроссворд)

5. Физминутка.

6. Работа над темой урока.

  • Аукцион

  • Корзина с потерянными вещами

  • Музыкальная страничка

7. Физминутка.
8. Работа над темой урока.

  • Шифровка (разноуровневые задания)

  • Героический поступок (работа парами)

  • Найди связь


9. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).

  • Вставь нужное слово (групповая работа)

10. Самооценка.



Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты


1.

Организационный

^ Послушайте шутливое стихотворение Валентина Берестова. Подумайте, о ком оно?

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

^ Открываем тему урока, записанную на доске. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

- Почему Чуковский не читал в детстве такие замечательные сказки?

Отвечают на вопрос

о Корнее Чуковском.

Определяют тему урока

^ Познавательные УУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Регулятивные УУД:

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

^ Личностные УУД: Формировать положительное отношение к урокам чтения.

2.

Актуализация знаний.

Постановка целей.

^ Из какого произведения эти строки?

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

^ Сегодня на уроке мы будем путешествовать по листочкам чудо – дерева. Вот наш маршрутный лист. (СЛАЙД 2)

Если с заданием справились, переворачиваем спрятанную букву. В конце урока попробуйте сложить фразу. Удачи!

Определяют, из какого произведения данный отрывок

Знакомятся с маршрутным листом и картой путешествия

^ Познавательные УУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.


3.

Вступительная беседа

^ 1 апреля 2012 г., если бы был жив Корней Чуковский, ему исполнилось бы 130 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. (СЛАЙД 3)

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.^ (СЛАЙД 4 )

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. (СЛАЙД 5 )

Дети рассматривают фотографии сказочника

Личностные УУД: Формировать интерес, положительное отношение к детским книгам.

4.

5.

6.

7.

8.


Работа

над темой урока

Физминутка

Работа над темой урока

Физминутка

Работа над темой урока

Начинаем необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

I листочек. «Вспомни сказку».

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Веселится народ-

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого… (комара) ^ (СЛАЙД 6 )

«Муха – Цокотуха»

И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких,

Ну очень маленьких… (детей) (СЛАЙД 6 )

«Бармалей»

Нет – нет! Соловей

Не поёт для свиней

Позовите-ка лучше… (ворону)^ (СЛАЙД 7 )

«Телефон»

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

- Я больше идти… (не могу). (СЛАЙД 8 )

«Федорино горе»

Только вдруг из – за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает… (воробей) ^ (СЛАЙД 9 )

«Тараканище»

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит) (СЛАЙД 10 )

«Айболит»

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке… (темно). ^ (СЛАЙД 11 )

«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,

Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) (СЛАЙД 12 )

«Путаница»

А за ним – то народ

И поёт, и орёт:

- Вот урод, так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое… (чудовище). ^ (СЛАЙД 13 )

«Крокодил»

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

II листочек. «Кто есть кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?^ (СЛАЙД 14)

Айболит - (доктор), Бармалей - (разбойник), Федора - (бабушка), Каракула - (акула), Мойдодыр - (умывальник), Тотошка, Кокошка - (крокодильчики),
Цокотуха - (муха), Барабек - (обжора), Рыжий, усатый великан - (таракан).

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

III листочек. «Конкурс знатоков».

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.^ (СЛАЙДЫ 15, 16 )

http://festival.1september.ru/articles/518574/img1.gif

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (Тараканище)

  1. Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  1. Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  1. Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

  1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (Телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Физминутка

Аукцион. ^ (СЛАЙДЫ 17, 18 )

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (^ Ваня Васильчиков)

- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.


IV листочек. «Корзинка с потерянными вещами».

- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. ^ (СЛАЙД 19 )

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” –  вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.

V листочек. «Музыкальная страничка» ^ (СЛАЙД 20 )

1.Бармалей, 2.Муха –Цокотуха, 3. Крокодил, 4. Айболит, 5. Федорино горе,

6.Мойдодыр, 7. Тараканище, 8. Телефон

- К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

Физминутка

VI листочек.« Расшифруйте имена сказочных героев».

- Расшифруйте имена сказочных героев. ^ (СЛАЙД 21 ) Выбираете карточку:

  • зеленую (базовый уровень): необходимо переставить буквы, чтобы расшифровать имя;

  • красную (повышенный уровень): даны только согласные, необходимо в зашифрованные слова добавить гласные буквы, чтобы получились имена сказочных героев.

Задание 1уровня

^ 1.АБАЕРМЛЙ 5. ООЦУКТХА

2.ООМЫЙДДР 6.АФОДЕР

3.ОЙАИБЛТ 7. АТРЕКИНААЩ

4.ООКИРКДЛ 8.АКУРКЛАА


Задание 2 уровня

1. РМЛЙБ 5. КТХЦ

^ 2. ЙДДРМ 6. РФД

3.ЙБЛТ 7. РКТНЩ

4. РКДЛК 8.КРКЛ


(1.Бармалей, 2.Мойдодыр, 3.Айболит, 4.Крокодил, 5.Цокотуха, 6.Федора, 7.Тараканище, 8.Каракула)

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.

VII листочек. «Героический поступок» ^ (СЛАЙД 22 )

Работа парами.

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. (Детям раздаются карточки для работы.)


Айболит

Зажгли море.

Воробей

Проглотил солнце.

Крокодил

Помыла свою посуду.

Комар

Вернул солнце в небо.

Федора

Потушила море.

Медведь

Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка

Съел таракана.

Лисички

Вылечил зверей.




VIII листочек. «Найди связь» ^ (СЛАЙД 23 )

На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
(Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху?
(Паук)

Назовите сказку по иллюстрации. ^ (СЛАЙД 24 ) Посмотрим отрывок, правы ли вы? (СЛАЙД 25 )

Сопоставляют отрывки и сказки, анализируют и делают выводы.

Размышляют над прочитанным.

Работают фронтально.

Разгадывают кроссворд

Размышляют над прочитанным.

Размышляют над прочитанным.

Отвечают на вопросы по содержанию художественного произведения.

Рассматривают иллюстрации, соотносят их с содержанием произведений.

Воспринимают на слух отрывок из художественного произведения.

Разноуровневая работа:

  • базовый ур.

  • повышенный.


Работают парами.

Размышляют над прочитанным.

Отвечают на вопросы по содержанию художественного произведения.

^ Познавательные УУД:

Сравнивать объекты: находить общее и различие.

Личностные УУД: Уметь признавать собственные ошибки.

Познавательные УУД:

Сравнивать объекты: находить общее и различие.

^ Познавательные УУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Познавательные УУД:

Сравнивать объекты: находить общее и различие.

^ Личностные УУД:

Внимательно относится к собственным переживаниям и переживанием других людей.

Познавательные УУД:

Сравнивать объекты: находить общее и различие.

^ Познавательные УУД:

Сравнивать объекты: находить общее и различие.

Познавательные УУД:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

^ Коммуникативные УУД:

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

9.

Подведение итогов.

^ Все листочки собраны. Какое слово у нас получилось? Вы – молодцы! Много сказок мы сегодня вспомнили. Какая особенность присуща произведениям Чуковского? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание. «Вставь нужное слово» Работа группами.


1
- Выберите подходящее слово по смыслу и вставьте его в текст.

Сказки К. Чуковского всем детям ориентироваться в


3

2
окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за и свободу. Стихи воспитывают способность сопереживать, сострадать, радоваться вместе с другими.


1


- помогают, разрешают, запрещают


2


- зло, добро, тепло


3


- К. Чуковского, музыканта, про осень

Складывают слово «Молодцы!»

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами. Понимание основного содержания текста.

^ Групповая работа

Обсуждать в группе высказывание о сказках Чуковского.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

10.

Самооценка

Оцените себя. Если вы поработали отлично, приложили все свои силы, то возьмите цветок и украсьте им наше чудо - дерево; если не все сегодня у вас получилось, то прикрепите листочек. Посмотрите, как расцвело наше чудо – дерево!

1 апреля 2012 года исполнилось 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского… (СЛАЙДЫ 26, 27 )Спасибо за урок!

Анализируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль и самооценку.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок внеклассного чтения во 2 классе. Сказки «Корнея Чуковского»
Итак, урок внеклассного чтения. Тема нашего урока «Сказки Корнея Чуковского». Эпиграфом является слова А. С. Пушкина «Что за прелесть...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок внеклассного чтения в 1 классе «Добрый мир сказок К. И. Чуковского»
Урок внеклассного чтения в 1 классе «Добрый мир сказок К. И. Чуковского» поможет расширить знания ребят о творческом наследии К....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок литературного чтения по теме «Е. Шварц «Два брата»
Цели: Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки,определять тему

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок литературного чтения в 3 классе Обобщение знаний по теме «Люби живое»
...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения...
Урок литературного чтения в 4 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок литературного чтения во 2 «А» классе Тема : Обобщение по разделу «Сказочные человечки»
Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-сказки, о героях литературных сказок писателей разных стран

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского» iconУрок литературного чтения «Что за прелесть эти сказки»
Развивать навыки беглого осознанного чтения, творческие способности, речевые умения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница