«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1




Название«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1
страница1/8
Дата публикации03.10.2014
Размер1.6 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Приложение 2
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

1 цикл

«Феномен народной художественной культуры в контексте сохранения и развития института семьи»

Модуль 1

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» - 24 часа

Тема 1. Содержание понятия народная музыкальная традиция: философско-культурологический взгляд.

Тема 2. Роль и место народной музыкальной традиции в структуре отечественной художественной культуры.

Цель: в процессе проведения семинаров слушатели получат возможность осмыслить феномен народной музыкальной культуры как носителя духовной памяти народа с позиции социокультурной значимости, как для общего исторического развития общества, так и для нуждающейся в надёжной опоре современной личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Феномен народной музыкальной культуры и его место в отечественной художественной культуре: принципы исторического изучения и современного бытования.

2. Духовно-нравственная сущность народной музыкальной традиции в контексте становления гуманистической парадигмы: современное осмысление.

3.Социокультурная значимость народной музыкальной традиции: этническая и национальная идентификация личности.

4. Народная музыкальная традиция как форма национальной и семейной памяти.

5. Народная музыкальная традиция как информационная среда: философское осмысление.

6.Социальные, социально-психологические детерминанты народной музыкальной традиции.

7.Многомерность социального пространства народной музыкальной культуры.

8.Народная музыкальная традиция как инструмент освоения форм социального и природного пространства.

Модуль 2

«Ценностное осмысление народной музыкальной традиции как ресурс сохранения и развития института семьи» - 24 часа

^ Тема 1. Народная музыкальная традиция и её социально-образовательный потенциал: эстетико-аксиологическая, познавательная и гносеологическая функции.

Тема 2. Народная музыка как аккумулятор и транслятор социально значимых семейных ценностей.

Цель: в процессе проведения семинаров слушатели получат возможность широкого освоения функционального значения народной музыкальной традиции и его воспитательного и образовательного потенциала в контексте сохранения и развития традиционных семейных ценностей.

Вопросы для обсуждения:

1.Народная художественная культура как система ценностей.

2.Народная музыкальная традиция в контексте формирования творческого потенциала личности.

2.Фольклор как ресурс духовного освоения и преобразования мира.

3.Духовно-интегративный потенциал народной музыкальной традиции.

4.Созидательная роль народной музыкальной традиции в контексте становления мировоззрения личности.

5. Аутентичный характер народной музыкальной культуры.

6. Атрибутивный характер народной художественной культуры.

7.Народная музыкальная традиция как средство коммуникации.

8.Устная природа народной музыкальной традиции как фактор объединения семьи.

Формы текущего контроля знаний:

круглый стол.

Темы для проведения круглого стола:

1.Бытование и функционирование музыкального фольклора как фактор сохранения семейных традиций в современном социокультурном пространстве.

2.Традиционный музыкальный фольклор как коллективное семейное творчество, передаваемое из поколения в поколение.

3.Формирование нравственно-мировоззренческих основ личности в процессе народного музицирования.

4.Социализация личности в пространстве семьи как продукт народного музыкального творчества.

5.Трансляция духовной памяти семьи в процессе народного музыкального творчества.

6.Традиционный музыкальный фольклор как транслятор системы символов добра и зла, любви и ненависти в рождении «пространства семьи»: опыт сопереживания и соучастия.

^ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

2 цикл

«Трансляция семейных ценностей через обучение пению и игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Модуль 1

«Народное инструментальное исполнительство в ракурсе сохранения семейных традиций» - 24 часа

^ Тема 1. Становление мировоззрения личности в процессе освоения народного музыкального наследия как ресурса сохранения семьи.

Тема 2. Коллективность и индивидуальность народного музицирования как основа социально-созидательной деятельности семьи через осмысление духовной семейной памяти.

Цель: в процессе проведения семинаров слушатели получат возможность овладеть комплексом философско-культорологических, а также психолого-педагогических понятий, способствующих системному анализу социальной функции народного инструментального исполнительства, а также методологическому обоснованию процесса обучения игре на народных музыкальных инструментах в контексте сохранения ценностного мира семьи.

Вопросы для обсуждения:

1.Дайте определения общим направлениям обнаружения, выявления и построения личностных гуманитарных смыслов народной культуры.

2.Приведите в качестве примера материал по изучению народной музыкальной традиции, который выступает как вид художественного познания мира и художественной практики личности ребенка.

3.Охарактеризуйте механизмы погружения ребенка в мир народной культуры, оказывающие решающее влияние на формирование его социальной и национальной идентичности.

4.Какие основные критерии могут быть соотнесены с национальной идентичностью личности, внутрисемейной идентичностью?

5.Определите пути реализации ценностно-ориентационного и социализирующего потенциала отечественной художественной культуры в процессе ретрансляции традиционных семейных ценностей.

6.При каких условиях потенциал выработанных тысячелетней общественной практикой категорий ценностей музыкального фольклора приобретает личностно-смысловое воплощение?

7.В чем выражается мировоззренческая функция народной музыки?

8.Дайте оценку образовательного и воспитательного потенциала регионального традиционного фольклора как результата синтеза различных этнических культур.

9.Определите традиционный семейный контекст национально-регионального искусства.

10.Проанализируйте функциональные элементы произведений традиционного музыкального фольклора Вашего региона.

Модуль 2

«Обучения игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего возраста: различные аспекты взаимодействия» - 24 часа

^ Тема 1. Обучение игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста: психолого-педагогические условия.

Тема 2. Совместное народное инструментальное творчество: семейно-ориентированные образовательные технологии.

Цель: в процессе проведения семинаров слушатели освоят комплекс психолого-педагогических и методических рекомендаций, раскрывающих сущность инновационной семейно-ориентированной технологии обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста игре на народных музыкальных инструментах.

Вопросы для обсуждения:

1. Обучения игре на народных музыкальных инструментах как пропедевтика кризиса личности.

2. Народное инструментальное исполнительство в контексте совместной деятельности.

3.Обучение игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста: формы и методы взаимодействия.

4. Семейно-ориентированные технологии: анализ практики бытования.

5. Народная музыкальная традиция как ресурс совместного творчества семьи.

6. Технологии обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: музыкальное творчество.

7. Психологическая совместимость детей в процессе народного инструментального исполнительства.

^ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ

3 цикл

«Народные музыкальные традиции в условиях интегрированной педагогики: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»

Модуль 1

«Народная музыка в контексте коррекционного, интегрированного и инклюзивного образования» - 24 часа

^ Тема 1. Коррекционное, интегрированное и инклюзивное образование – цели, методы, средства: общее и различное.

Тема 2. Народная музыкальная традиция в контексте коррекционного, интегрированного и инклюзивного образовательного пространства: грани социокультурного взаимодействия.

Цель: освоение слушателями различных форм обучения детей с ОВЗ (коррекционного, интегрированного и инклюзивного), провести их сравнительный анализ, научиться целеполагать в процессе обучения детей с ОВЗ в различных условиях коллективного взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

1. Феномен народной музыкальной культуры и его место в образовании детей с ОВЗ.

2. Духовно-нравственная сущность народной музыкальной традиции в контексте становления гуманистической парадигмы: инклюзивное образование как современная социокультурная потребность.

3.Социокультурная значимость народной музыкальной традиции в контексте самоидентификации детей с ОВЗ.

4. Народная музыкальная традиция как форма социализации детей с ОВЗ.

5. Коррекционный потенциал народной музыкальной традиции в процессе обучения детей с ОВЗ.

6.Интегрированное обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ: народное музыкальное творчество.

7.Народная музыкальная традиция как инструмент освоения форм социального пространства: взаимодействие в условиях инклюзивного образования.

8. Народная музыкальная культура как суть духовно-нравственного начала культуры инклюзии.

Модуль 2

«Психолого-педагогические условия обучения музыке детей с ограниченными возможностями здоровья» - 24 часа

^ Тема 1. Психолого-педагогический потенциал народной музыкальной традиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тема 2. Семейно-ориентированные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования: методический портфель.

Цель: в процессе проведения семинаров педагоги освоят комплекс психолого-педагогических, методических рекомендаций, семейно-ориентированных технологий обучения детей с ОВЗ.

Вопросы для обсуждения:

1. Ресурсы народной музыкальной традиции в обучении детей с ОВЗ.

2. Народное музыкальное творчество и его возможности для объединения семьи с ребёнком с ОВЗ.

3. Технологии и методики обучения народному музыкальному творчеству детей с ОВЗ.

4. Принципы семейно-оринтированной педагогики в процессе обучения детей с ОВЗ музыке.

5. Музыкальное искусство в ракурсе института семьи: традиционные принципы взаимодействия в современном инклюзивном социокультурном пространстве.

Учебно-образовательные материалы трёх циклов обучающихся семинаров по теме ««Народная художественная культура как фактор сохранения и развития семейных ценностей и традиций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения».


^ Российский государственный социальный университет

Щербакова А.И.

доктор педагогических наук,

зав. кафедрой социологии

и философии культуры РГСУ
Историческая и художественная

картина мира в постижении сущности отечественной культуры:

истоков народных традиций, семейных ценностей, струн духовной общности
В конце концов для истории культуры события, поступки и деяния – это то, с чем она только и может иметь дело. Только они опредмечены и доступны изучению. Но они нужны не сами по себе, а в той мере, в какой возвращают нас к своему источнику – человеку, потому что и культура, взятая, как таковая, - это некоторое динамическое единство внутреннего мира (души) человека и ее выраженности вовне: в действиях и продуктах.

^ П.А. Сапронов
Формирование художественного пространства культуры, картины мира, вобравшей в себя все смыслы и ценности эпохи, ее неповторимый колорит, все, что создано гением народа, его духовными исканиями, его прозрениями, - акт самоидентификации, самосознания, самоопределения, устремленный в будущее. В этой картине чудесным образом преображаются исторические факты, рождаются великие герои, выковываются духовные и нравственные устои, объединяющие людей, позволяющие им ощутить свою общность, единство, сопричастность.

Потенциально бесконечным и неисчерпаемым назвал в своем фундаментальном исследовании П. Сапронов пространство отечественной культуры, которое, по его мнению, «не надо понимать как одну из сфер человеческой деятельности, как некоторый элемент русской жизни наряду с другими. В том-то и дело, что изучение русской культуры по существу может касаться всего и вся, что стало русской историей, тем или иным ее феноменом»(1). Как свидетельствуют историки, конец VIII - начало IХ века – это время объединения различных племенных союзов, сложившихся в восточнославянских землях, в межплеменные группировки. Потребность в объединении была продиктована не только постоянно расширяющимся объемом торговых связей, но и тем, что на этой территории сложился определенный языческий пантеон богов, определенный религиозно-художественный слой, объединяющий людей в сообщество, поклоняющееся одним и тем же богам, осуществляющее одни и те же обряды и ритуалы, поющих песни, близкие по содержанию и родственные по интонации, то есть, сообщество, ведущее сходный образ жизни. Такое сообщество необходимо с одной стороны охранять, что обусловливает потребность в военной силе, а с другой - военная сила нужна и для завоевательных походов, являющихся обязательной частью существования Древней Руси.

Это значит, что восточнославянские племена, уже начали активно двигаться в сторону построения Государства Российского, причем сложившийся в это время строй историки часто называют «военной демократией». Это еще не государство, но уже и не первобытность, для которой характерно равенство членов племени. Меняется роль вождя племени, ранее избираемого всеми членами за проявление мудрости, справедливости. Теперь это князь, в руках которого сосредоточивается военная власть, осуществление полного руководства всеми делами племени или союза племен, все богатства, которым владеет этот союз.

Возле князя формируется дружина, полностью преданных ему воинов, оберегающих не только племя, но и самого князя от угроз, который могут исходить как от внешних, так и от внутренних врагов. Война становится профессией дружинников. Военный дух и, следовательно, военные песни, живут в окружении князя и его дружины. Русские сказания и легенды наполнены деяниями героев и богатырей. Причем многие из них имеют реальных прототипов. Так рождаются предания, свидетельствующие о храбрости и самоотверженности русского воина. Такие предания и стали основой «Повести временных лет», что позволяет причислять это произведение к выдающимся памятникам древнерусской литературы и говорить о высокой художественности этого произведения.

Приведем одно из таких преданий в переводе Д. Лихачева, повествующее о победе русского юноши Кожемяки над печенежским воином.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 icon«Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры»
Роль Л. Л. Христиансена в становлении научной концепции исследования музыкального фольклора

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 iconТема урока: «Добро и зло»
«Формирование мотивации нравственного поступка через актуализацию проблемы добра и зла в контексте духовно-нравственных ценностей...

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 iconУрок музыка и изо в 5 классе Тема: Архитектура и музыка Русской православной...
Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души. Святой Афанасий Великий

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 icon«русской идеи» является одной из центральных тем в русской философии...
Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена русской идее в контексте отечественной культуры XIX века, анализу ее...

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 iconИстория возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной...
Цель данной публикации заключается в выявлении истоков и причин появления первых литературных музеев в России, а также определении...

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 iconДля аттестации праздник для детей раннего возраста
«Солнышко» музыка М. Раухвергера, слова А. Барто, танец «Ай-да!» слова и мелодия Г. Ильиной, обработка Р. Рустамова, русская народная...

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 iconИ тип урока
Основные темы и пробле-мы, получив-шие развитие в русской литерату-ре 19 в. Связь художественной литерату-ры с общест-венными события-ми...

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 iconУроках музыки. Актуальность и перспективность педагогического опыта
Главной целью работы учителя музыки, по-моему, мнению, является – формирование художественной культуры школьников в контексте различных...

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 iconТема «Предвестник зимы»
Немецкая народная песенка «Гусята» Русская народная песня «Как на тоненький ледок» муз. Греченинов «Верхом на лошадке»

«Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры» 24 часа Тема 1 iconСписок литературы о Великой Отечественной войне
Алексеев С. П. Идет война народная: Рассказы из истории Великой отечественной войны



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница