Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг




НазваниеПрограмма развития классного коллектива на 2009-2014 гг
страница1/5
Дата публикации01.10.2014
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Яндобинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор школы ________/А.П. Кондратьев/

30 августа 2009 года

school2102

Программа

развития классного коллектива

на 2009-2014 гг.

« Поколение будущего»

Программа составлена

Ильиной Людмилой Михайловной,

учителем истории и географии

МБОУ «Яндобинская СОШ»

Аликовского района

Чувашской Республики

с. Яндоба – 2009 г.

^ Пояснительная записка

Много работы у современного педагога. Не только уроки, но и объёмная воспитательная работа со множеством проблем. Как и другие учителя, я, Ильина Людмила Михайловна, учитель истории и географии МБОУ «Яндобинская СОШ», стараюсь быть ближе к своим подопечным. После первого моего выпуска в 2009 году возникла определённая ситуация. Она была интересна тем, что из 10 обучающихся, выпускников нашей школы, в деревне пожелали остаться лишь трое. Ко мне обращались родители с просьбой поговорить с детьми, чтобы те остались при них. Но нелегко было убедить ребят, которые уже ездили в город на подготовительные курсы, то есть почувствовали «вкус» города. А из оставшихся на селе ни один не приспособился к ведению хозяйства. У них нет желания завести семью, строиться. Как житель села и истинный патриот, очень переживаю за это «потерянное» поколение. Часто молодые люди не знают, чем им заняться, какую профессию выбрать, мечутся между городом и деревней.

В данных обстоятельствах повышается значимость образования и воспитания будущего сельского жителя в школе, так как школа на сегодняшний день – единственный образовательный и культурный центр села, способный оказать значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

Особенность нашего микрорайона в том, что он расположен недалеко от города Чебоксары. Близость города оказывает как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное – близость культурных центров. Отрицательное – утрата и размывание нравственных качеств, присущих сельскому жителю: трудолюбие, уважение к людям труда, семейным традициям, почитание старших, стремление к взаимопомощи, трезвый образ жизни.

Разрушение сельскохозяйственного производства приводит к сокращению численности сельского населения. При отсутствии рабочих мест у молодёжи возникает много свободного времени, которым они не умеют правильно распорядиться. Всё это усложняется тем, что на селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста. Как мне кажется, причины всего этого кроются в том, что взрослые мало времени уделяют духовно-нравственному воспитанию своих детей. О необходимости уделять больше внимания формированию в молодёжи свойств духовно развитой личности, любви к своей стране говорится и в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России по проекту А. Я. Данилюка и др.

Основная задача всех образовательных учреждений — создать условия для реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для возрождения села. Наша школа тоже работает в этом направлении. Средняя школа была открыта в селе Яндоба в 1862 г. Школа работает над проблемой «Воспитание социально адаптированного человека». Целью этой работы является создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование у подрастающего поколения духовности, гражданской ответственности, правового самосознания. В школе есть социальный педагог, но нет психолога. А это создает определённые трудности при решении важных воспитательных задач. Каждый, кто работает с детьми, должен быть хорошим психологом. Данная программа призвана внести свой вклад в общее дело воспитания подрастающего поколения на селе. В моём классе 17 детей: 7 мальчиков и 10 девочек. Ребята в школу ходят из 8 населённых пунктов. Социальный паспорт класса, в целом, благополучен, но есть мальчик, который проживает только с отцом. Одна девочка воспитывается матерью- пенсионером, а отец умер. И одна девочка из опекунской семьи. Но вся сложность состоит в другом: в Яндобинском сельском поселении очень мало рабочих мест, из 31 родителя только 7 имеют постоянное место работы. Остальные вынуждены жить за счет личного подсобного хозяйства или уезжать на заработки в Москву и Московскую область, в Санкт- Петербург или Нижегородскую область. Пап рядом нет! А теперь начали ездить и мамы. На родительские собрания ходят дедушки, бабушки, братья и сёстры. В двух семьях дети оставлены под присмотром только бабушек. Такая ситуация чревата тем, что в свою очередь у многих детей нет мотивации, чтобы обосноваться в сельской местности. Плохую успеваемость, невоспитанность они прикрывают тем, что после школы «поеду, заработаю, уеду в город и стану человеком». Все это отражается и на взаимоотношениях между детьми, так как кто-то обеспечен лучше, а кто-то хуже. Не всегда выполняются социальные нормы. При этом тяжело выявлять все эти тенденции, так как они хорошо завуалированы во время присутствия рядом с детьми взрослых. Анкетирование учащихся 5-го класса, беседа с родителями показали, что и этот мой выпуск в большинстве своём, как и первый, тяготеет к городскому образу жизни!

Даже статистика последних лет Яндобинского поселения показывает (только11% молодых людей видят своё будущее на селе), что при таком раскладе в деревне очень мало окажется молодёжи. Все данные переживания, наблюдения явились стимулом для работы над данной программой

Сами родители понимают, что не могут в полной мере обеспечить мотивацию своих детей к проживанию и самореализации на селе в силу различных обстоятельств (материальные затруднения, отсутствие достаточных знаний, времени и т.д.). Поэтому именно с их стороны было предложение «что-то сделать для привлечения детей к традиционным ценностям, для дальнейшего их проживания в деревне». Они пришли к тому, что только школа им может в этом помочь. Ведь современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В такой период нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных и нравственных установок (Концепция духовно-нравственного воспитания)

Актуальность программы заключается в содействии социализации личности в сельских условиях. В условиях, когда дети обделены родительским вниманием.

Данная программа призвана содействовать укреплению нравственности, основанной на отечественных традициях, способствовать формированию положительного отношения к проживанию в сельской местности и физическому труду через взаимодействие с социальными партнёрами.

^ Цель программы:

Создать условия для воспитания у обучающихся понимания своей личностной и общественной значимости как сельского жителя.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры чувашского народа, культуры быта и семейных отношений, потребностей и мотивов нравственного поведения, культуры сохранения собственного здоровья для становления гармонично развитой личности.

  2. Развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих включение в сельскую общественную жизнь через организацию социально значимой деятельности обучающихся.



  1. Обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношении к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека через разнообразные формы сотрудничества.

  2. Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества через общественно- полезную деятельность.

Данные задачи я решала через сотрудничество с социальными партнёрами (фермеры, руководители сельхозпредприятий), посещая с детьми места для отдыха, занятия спортом и творческой деятельностью Аликовского района ( ЦД и ЮТ, физкультурно- спортивный комплекс «Хелхем», Аликовский и Яндобинский дома культуры и отдыха); вместе следя за вакансиями в Аликовском районе (через центр занятости населения).

Почему именно фермеры? С позиции социальной педагогики фермерские семьи как коллектив производственный, социальный, воспитательный стали важным явлением сегодняшней сельской жизни. Для одних переход в фермерство - осознанный выбор, для других - следствие безысходности, для третьих - попытка самореализоваться в новом деле. Фермерские семьи - многопоколенная семейная общность, объединенная общим делом, трудом во благо всех членов семьи. Дети сегодняшних фермеров в абсолютном большинстве в 12-13 лет уже работают на тракторах, управляют автомобилями, хорошо разбираются в вопросах агротехники.

Программа построена с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призвана способствовать их решению.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста. Ребенок данного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовному развитию, гражданскому воспитанию.

Успешная реализация данной программы возможна при соблюдении следующих принципов:

принцип самоактуализации и индивидуальности;

принцип сотрудничества;

принцип выбора; http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gctuux55evhrztrjutqlkq2p_kd0c769l5pypn77q_dedyllo4dcka

ценностно-смысловой подход;

принцип доверия и поддержки;

социальное закаливание детей.

Для достижения целей необходимо использовать различные учебно-воспитательные технологии:

интерактивные;

социально – преобразующие;

проектно-исследовательские;

здоровьесберегающие;

игровые;

трудовые.

В реализации программы участвуют: заместитель директора по воспитательной работе Григорьева Л.А., социальный педагог школы Константинова С.М., библиотекарь школы Алексеева Е.А., классный руководитель Ильина Л.М., родительский комитет класса: Николаев А.П., Иванова Д.В., Афанасьева А.И. и остальные родители.

^ Сроки реализации программы:

Программа как начальная ступень предпрофильной подготовки рассчитана на 5 учебных лет. Включает в себя три этапа:

Подготовительный «Стартуем вместе» (2009-2010 учебный год). Знакомство с коллективом класса и родителями. Диагностика уровня развития духовно-нравственных качеств подростков. Изучение социометрических данных. Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Основной «Первые шаги и успехи» (2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы).

Работа по 4 направлениям:

«Моя семья – моё богатство»

«Ты и я, мы - друзья!»

«Родина, мир, труд»

«Мир глазами красоты»

Заключительный «Шаг во взрослую жизнь»

(2013-2014 учебный год). Анализ проделанной работы. Подведение итогов.

^ Ожидаемые результаты:

Сформировано целостное и гармоничное представление о ценностях материальной и духовной культуры чувашского народа, культуры быта и семейных отношений. Сознательный выбор здорового образа жизни.

Высокий уровень коммуникативности. Освоены социальные нормы, правила общественного поведения. Сформировано осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

Развиты навыки, обеспечивающие включение в сельскую общественную жизнь.

Усвоено детьми умелое сочетание деятельность в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека. Развито рациональное отношение к окружающей природной среде.

Сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества.

^ Итоговая работа реализации программы: вначале между родителями, учащимися и классным руководителем Ильиной Людмилой Михайловной была договорённость о создании «Классной фотокопилки реализации программы», чтобы в 9-ом классе можно было снять отчётный фильм о «поколении будущего». Но детьми ещё было предложено составление буклета на тему «Моё село - моя гордость!»

^ Основные программные мероприятия

на 2012-2013 учебный год

По данной схеме классный руководитель работал каждый год. На каждый учебный год проводились соответствующие по направлениям мероприятия, разработанные в ходе анализа предыдущего учебного года.

«Моя семья – моё богатство»

Задача: формирование у учащихся целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры чувашского народа, культуры быта и семейных отношений, культуры сохранения собственного здоровья, потребностей и мотивов нравственного поведения для становления гармонично развитой личности.

В данном направлении необходимо воспитывать интерес обучающихся к материальной и духовной культуре чувашского народа. Приобщать детей к семейным ценностям. Формировать базовую культуру семейных отношений. Формировать необходимость и мотивацию нравственного поведения. Способствовать сознательному выбору ЗОЖ. Изучать, оберегать лучшие местные традиции. Для решения задач духовно-нравственного воспитания, как отмечается в Концепции воспитания и социализации российских школьников следует обращаться к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведениям литературы и искусства для детей и юношества; периодической литературе, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий, фольклора народов России; истории своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.

^ Формы работы

Тренинги нравственного самосовершенствования;

Дискуссии по нравственной тематике («Воспитание в чувашской семье», «Роль женщины и мужчины в семье», «Каким должен быть сельчанин?»);

Беседы о семье, о родителях и прародителях;

Классные часы («Тепло и уют моей семьи» «Традиции моей семьи»);

Игры («Человек, на которого я хочу быть похожим», «Дерево жизни»); http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcraoohuwvgmboowyt4peqwgt5l4x6mckfcfoq-pgmkbig9t2o_s

Сочинение « Каким я вижу себя через 10 лет?»

Встречи с семьёй долгожителей, местных фермеров, медицинским работником;

Проведение семейных праздников.

^ Ожидаемый результат:

Формирование уважительного отношения к культуре народа; приоритет семейных ценностей и нравственности; осознанный выбор ЗОЖ.

«Ты и я, мы - друзья!»

Задача: Развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих включение в сельскую общественную жизнь через организацию социально значимой деятельности обучающихся.

В данном направлении работа строится для воспитания понимания и сочувствия к жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации, уважительного отношения к старшим и заботливого отношения к младшим. Не быть безучастным по отношению к окружающим. Научить оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этически правильные поступки.

^ Формы работы

Классные часы («Мы разные, но мы вместе», «Община чувашской деревни», «Этикет в жизни каждого»);

Родительские собрания («Толерантность», «Благословение И.Я. Яковлева»);

Акции (« Поможем ветеранам войны», «Согреем ладони – разгладим морщины»);

Изучение нравственного наследия («Покажи мне как с тобой общаться», «Нагорная проповедь»);

Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», «Помоги младшему», беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconОриентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
Характеристика школы как коллектива, уровень его воспитанности, дисциплинированности, успеваемости. Связь школы с общественностью....

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconСпособствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала классного коллектива
Применение различных видов работы классного коллектива для достижения поставленных целей

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconПрограмма Развития классного коллектива
В последние годы учёные и практики разрабатывают воспитательные системы гуманистического направления, в которых высшей ценностью...

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconАнализ воспитательной работы 3-2 класса за 2009- 2010 учебный год
Укрепление классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconНсценирование художественных произведений на уроках литературного...
В первый класс приходят малыши, которые считают себя особенными. Они уверены, что люди должны окружать их заботой, любовью и вниманием....

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconПрезентация сказок Пушкина, карта-путеводитель, сказочные предметы,...
Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconКлассный час, посвященный теме семьи и семейным ценностям «Моя классная семья» в 5-м классе Цели
Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей, создание благоприятного психологического климата...

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconРабочая программа по литературе в 9-а классе на 2013-2014 учебный год
В. Я. Коровиной (Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2009). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconПрограмма развития «Средняя общеобразовательная школа №3»
Анализ достижений школы, творческого потенциала коллектива с точки зрения развития

Программа развития классного коллектива на 2009-2014 гг iconЭтапы развития воспитательной системы
В 1 классе я начинаю работать с ещё не организованной группой детей. Главной задачей я ставлю помочь безболезненно адаптироваться...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница