Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл»




Скачать 311.81 Kb.
НазваниеРабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл»
страница1/3
Дата публикации31.08.2014
Размер311.81 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа по ИКН 2-4 классы

Пояснительная записка

Курс «История и культура народов  Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для общеобразовательных школ «История и культура марийского народа» (1992). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.

Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач: 
1. Обучающие:
- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.
- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.
2. Развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.
Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» история, этнография , этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.

Программа предназначена для обучающихся начальной ступени общего образования, рассчитана на 3 года освоения. В процессе изучения учебного предмета обращается внимание на формирование основ гражданской идиентичности, на развитие духовно – нравственной личности, на ее социализацию.

Ведущими идеями программы является приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия. Подчеркивается важность воспитания толлерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигелизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности.

Учебный предмет «История и культура народов Марий Эл» призван дать обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории.

Программа построена по тематическому принципу с календарной раскладкой тем и указанием числа часов на изучение соответствующего материала, является ориентиром для составления рабочих планов занятий. Изложение материала из класса в класс, объединенное в содержательные блоки, осуществляется по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно – хронологической основе с учетом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной, воспитательной и педагогической ценности. Цель: способствовать развитию нравственной, творческой личности, любящей родную землю, самостоятельно оценивающей явления, происходящие в природе и жизни края.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, список использованных источников. Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса ИКН. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

^ Основные принципы, положенные в основу программы:

• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика

• научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

^ Формы организации работы: тематические занятия в классе, экскурсии, практическая работа, - внеклассные мероприятия (утренники, конкурсы, игры и др..

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, республики, актуальность, воспитательная ценность. Материал курса дает возможность проведения интегрированных занятий с уроками марийского языка, развития речи, трудовым обучением, изобразительным искусством. Содержание курса разработано с учётом возможностей осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе. Дети узнают об изменениях в природе, происходящие под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность. Дети знакомятся с историей и культу-рой марийского народа, включаются в творческую деятельность. Подведение итогов изучения каждой темы предполагается в форме игровых занятий, анкет, тестов, рефератов, выставок творческих работ. Итогом реализации данной программы являются творческие работы учащихся, практический опыт, наработанный учащимися на занятиях.

На начальном этапе обучения (2 – 4 классы) основной школьный курс «История и культура народов Марий Эл» связан с изучением предмета «Окружающий мир» и «Марийского языка». Данный курс в содержании начального общего образования ориентирован на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательная активность, инициативнсть и создает образовательную среду, стимулирует активные формы познания. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс ««История и культура народов Марий Эл»» изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа.

^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства

^ Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

^ Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

^ Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

^ Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

^ Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

^ Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется: умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья; умение различать государственную символику Российской Федерации, Республики Марий Эл; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран. Изучение предмета способствует и формированию регулятивных универсальных учебных действий: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств);устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Развиваются и коммуникативные способности учащихся: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами. Реализация возможностей формирования у младших школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.

^ Содержание учебного предмета.

Содержание программы 2 класса (34 ч.)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconРабочая программа Пояснительная записка рабочая программа по мировой...
Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству,...

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 Зарубежная литература и культура...
Знания, полученные в процессе освоения данной дисциплины, в соответствии с учебным планом, будут углублены и расширены в курсе «Зарубежная...

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7)...
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного...

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconАвторская образовательная программа "История хореографического искусства"...
Программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconПояснительная записка: Курс «История образования и педагогической мысли»
Курс «История образования и педагогической мысли» является базовым, рассчитан на 2 семестра

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconРабочая учебная программа Английский язык 2 4 классы Пояснительная записка
Мбоу сош №14 разработана на основе примерной программы по английскому языку, созданной на базе федерального компонента государственного...

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconПояснительная записка предлагаемая Рабочая учебная программа составлена...
Рабочая учебная программа предназначена для 5 9 классов общеобразовательных учреждений при обучении английскому языку по умк «Английский...

Рабочая программа по икн 2-4 классы Пояснительная записка Курс «История и культура народов Марий Эл» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница