Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село»




Скачать 442.93 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село»
страница1/3
Дата публикации29.08.2014
Размер442.93 Kb.
ТипИсследовательская работа
www.lit-yaz.ru > Культура > Исследовательская работа
  1   2   3
Исследовательская работа

по мировой художественной культуре:

«Государственный музей-заповедник «Царское село» - дело всей жизни Ивана Петровича Саутова»

Выполнил: Виноградов Роман

Ученик 11 «Б» класса

Руководитель: Сибакина Светлана Валентиновна

Г. Пушкин

2009 год

Содержание

Введение…………………………………………………………….. стр.2
Глава 1. Биография………………………………………………. стр.7
Глава 2. Заслуги Ивана Петровича Саутова в области деятельности реставрации памятников Санкт-Петербуга и его окрестностей…. стр. 9

    1. Момент истины……………....................................... стр. 13

    2. Экономическое ноу-хау…………………………….. стр. 16

    3. Культуртрегер……………………………………….. стр. 24

    4. Милосердие………………………………………….. стр. 26

    5. Кремлевская прелюдия……………………..………. стр. 29

    6. Маэстро риска………………………………………... стр. 31

    7. Учитель………………………………………………...стр. 34


Глава 3. Почетный житель Царского Села. ГМЗап «Царское Село» - воплощение идей Ивана Петровича Саутова……………………… стр. 37
Заключение…………………………………………………………….стр. 42
Использованные источники………………………………………… стр. 44

Введение
Есть люди, которые соединились и срослись с делом своей жизни. Вот и для директора Государственного музея заповедника «Царское Село» Ивана Петровича Саутова alter ego (вторым «я») стал этот блистательный памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII-XX вв. ( бывшая летняя официальная резиденция императоров).

Первого августа 2008 года Ивана Петровича не стало, его уход стал огромной потерей в Российской культуре. Сегодня его дело продолжает Ольга Владиславовна Таратынова. Общественность города, которому Иван Петрович отдал всю свою жизнь, выступает с предложением дать его имя одной из улиц. [10, c.3]

Иван Петрович Саутов и Царское Село теперь уже по отдельности не существуют. Как стихи – у поэтов, музыка – у композиторов, так Царское Село у И.П. Саутова.

После войны Царское Село было, по существу, полностью разрушено. Специалисты знают, что восстанавливать из руин сложнее, чем строить заново. Между тем история восстановления анонимна. К сожалению, фамилии реставраторов не так известны, как знаменитые архитекторы – создатели великолепного ансамбля. Так вот, когда мы любуемся сегодня едва ли не самой яркой жемчужиной Петербурга, не худо бы знать, что автор ее современной отделки – Иван Петрович Саутов. Это он придал многократное ускорение реставрационным работам. Это продукт его творчества, вдохновения, энергетических и волевых усилий. Это он в новейшее время вдохнул в него новую жизнь. Такими людьми и складывается духовная история нации. [11, c.2]

Концепцией программы подготовки музея – заповедника к 300- летию Царского Села является не только возрождение исторических традиций резиденции российских императоров, но прежде всего – восстановление памятников дворцово-паркового ансамбля с их дальнейшей музеефикацией, расширение экспозиционной зоны и числа туристических маршрутов, организации новых выставок, тематика которых свяжет различные аспекты прошлого и настоящег8о Царского Села. Дальнейшее развитие получат такие направления музейной деятельности как научно – исследовательская и просветительская, организация новых эксклюзивных культурно – художественных программ, которые помогу проникнуть в сущность феномена Царскосельского дворцово–паркового ансамбля.

К юбилею города предстоит выполнить огромный объем реставрационных работ, среди которых приоритетными являются работы, инициированные бывшим президентом Росси, ныне премьер – министром президента В.В. Путиным – золочение архитектурного декора фасадов Екатерининского дворца. Для этого музею – заповеднику передано 137 кг высокопробного золота в слитках. Эта уникальная работа отражена в «Комплексной программе реставрации объектов ГМЗ «Царское Село» к 300 – летию основания Царского Села на 2005 – 2010 г.г.) и федеральной адресной программе на 2005 год.

Реализацию всей программы к 300 – летию Царского Села предполагается осуществить за счет бюджетного финансирования, направляемого на капитальный ремонт в реставрацию объектов ГМЗ «Царское Село», финансовых средств, выделяемых Всемирным банком реконструкции и реставрации и развития, а также внебюджетных финансовых средств, включая спонсорскую, инвестиционную и благотворительную поддержку с максимальным использованием внутренних резервов Музея – Заповедника «Царское Село».

Планы, по истине, грандиозные…Их воплотить мог только талантливый архитектор, незаурядный организатор. Таким являлся И.П. Саутов – директор Государственного музея – заповедника «Царское Село», избранный единогласно на эту должность на общем собрании коллектива сотрудников в 1987 году.

С приходом И П. Саутова ГМЗ «Царское Село» становится одним из крупнейших объектов российской культуры по объему реставрационно – восстановительных работ, концепцией которых является музеефикация отреставрированных объектов, развитие инфраструктуры сложного музейного комплекса.

О целенаправленной деятельности И.П. Саутова по сохранению и восстановлению памятников музея – заповедника свидетельствуют такие международные проекты как реконструкция архитектурного комплекса «Китайская деревня», выполненная в соответствии с контрактом, заключенным между ГМЗ «Царское Село» и компанией «ТК Девелопмент» Пушкин А\С (Дания); восстановление Янтарной комнаты Екатерининского дворца в рамках трехстороннего соглашения между Минкультуры России, немецкой фирмой «Рургаз АГ и ГМЗ «Царское Село». Среди специалистов стоявших у истока возрождения Янтарной комнаты, - архитектор И.П. Саутов, который внес большой вклад в реализацию проекта, особенно на его завершающей стадии.

Активная позиция архитектора И.П.Саутова, который будучи начальником Государственной инспекции по охране памятников (ГИОП) в 1979 году вошел в состав первого научно – художественного Совета по воссозданию Янтарной комнаты в качестве заместителя Председателя, во многом определила работу реставраторов. Необходимо было решиться на дерзкий реставрационный эксперимент и выполнить задачу восстановления Янтарной комнаты, являющейся одновременно дворцовым залом и произведение декоративно – прикладного искусства, отличающимся от всех прочих изделий из янтаря своими грандиозными размерами. Мировых аналогов этой работе не было, как и не было авторских чертежей и каких - либо изображений Янтарной комнаты, кроме фотографических.

Целенаправленная деятельность И.П.Саутова по привлечению дополнительных источников финансирования работ по воссозданию Янтарной комнаты увенчалась успехом в 1999 году, когда было подписано трехстороннее Соглашение, в соответствии с которым немецкий газовый концерн «Рургаз АГ» стал эксклюзивным спонсором завершения работ по воссозданию Янтарной комнаты, выделив на эти цели 3,5 млн. дол. США. Этому событию предшествовала большая работа по нахождению спонсора, который бы предоставил финансовые средства именно в объеме, позволяющим завершить начатые 20 лет назад восстановительные работы. Используя обширные международные и дипломатические контакты в своей профессиональной деятельности, И.П.Саутов блестяще решил эту задачу, а затем на протяжении 3,5 лет в рамках реализации проекта всегда снимал остроту возникающих проблем и находил неординарные выходы их сложных ситуаций.

Для осуществления контроля за ходом этих работ и целевым использованием средств, направляемых на приобретение янтарного сырья и оплату работы мастеров – реставраторов, в рамках данного Соглашения 7 сентября 1999 года был создан Экспертный Совет, заместителем председателя с российской стороны стал И.П.Саутов.

Во многом благодаря незаурядным организаторским способностям И.П.Саутова, его таланту архитектора и руководителя, было выполнено жесткое условие поэтапного финансирования проекта: неукоснительное соблюдение графика производства работ, которые должны были завершиться в мае 2003 года к 300 – летнему юбилею Санкт – Петербурга.

Екатерининский дворец в дни празднования 300 –летия Санкт – Петербурга стал местом встречи 45 глав государств мирового сообщества, когда собравшимся была продемонстрирована Янтарная комната – свидетельство достижений российских реставраторов.

Ныне одна тема – возрождение традиций, оживляющих время и связь и историческим прошлым России, объединяет все программы пребывания гостей в Екатерининском дворце. Заслуга И.П.Саутова в том, что в последние годы Музей – Заповедник «Царское Село» стал неотъемлемой частью официальных визитов мировых политиков и общественных деятелей, местом проведения масштабных культурно – художественных программ и других событий, подтверждающих особый интерес к этому памятнику отечественной истории и культуры.

^ Глава 1. Биография.
Хорошее начало – половина дела

Гораций
Саутов Иван Петрович родился 16 сентября 1947 года в Эстонской ССР в городе Таллине. Между прочим, в том же микрорайоне прошло детство будущего Патриарха Всея Руси Алексея. И.П.Саутов видит в том знак судьбы. Деловые и духовные связи крепко соединили позже И.П.Саутова с православным миром и лично с Патриархом.
Проводите ,проводите меня к нему

Я хочу видеть этого человека

Есенин

Мать Ивана Петровича – архитектор. Отец военный моряк, капитан первого ранга. Военные редко бывают прикованы к одному месту. Как правило это передвижное племя. Так Иван Петрович оказался в Санкт– Петербурге. Здесь он окончил школу.

От матери он унаследовал способность к черчению, макетированию. И потому девятиклассником, стал вести занятия по черчению в кружке макетирования Ленинградского Дворца пионеров имени Жданова. Так что трудовой стаж у него исчисляется с последних классов школы.

Здесь обнаруживается важная черта характера Ивана Петровича. Он всегда стремился выйти за пределы чистого знания, соединить теорию с практикой. Он певец прикладной науки. И в этом есть, конечно, высший смысл. Знание – не самоцель. Оно средство изменения и совершенствования бытия.

После школы, по стопам мамы в 1966 году Иван Петрович пошел в Ленинградский Инженерно – строительный институт. Он и здесь оставался верен сам себе: параллельно с учебой в институте работал макетчиком, архитектором, старшим архитектором «ЛенНИИпроекта».

Из института Саутов перешел работать в Государственную инспекцию по охране памятников по истории и культуре Ленинграда. Здесь работали сливки архитектурной интеллигенции Петербурга. Это была удивительная среда, настоянный на совести интеллект. Иван Саутов как губка впитывал культуру и ценностные ориентации нового для него мира. Он оказался талантливым учеником. В его плоть и кровь вошло убеждение, что всякую перестройку надо начинать с себя. Пока мы сами не переменились, не переменится и общество. Нужна не физическая, а нравственная революция. Теперь, каждый его шаг, каждое его слово, каждый поступок были пронизаны неписанным кодексом чести.

Учителя заметили и оценили профессиональный и нравственный рост ученика, увидели в нем такие черты характера, как умение убеждать и его настойчивость в достижении цели. Они рекомендовали его вначале на должность архитектора, а потом, присмотревшись повнимательнее, поняли, что воспитали надежную молодую смену, и выдвинули его своим руководителем – начальником ГИОПа. [8, c.2]

- Пожалуй, главная черта Саутова – его влюбленность во все, что он делал. Будучи начальником ГИОПа Ленинграда, он был довольно жестким в работе, - вспоминает главный архитектор Эрмитажа Валерий Павлович Лукин. – Кроме, пожалуй, тех моментов, когда соприкасался с реставрацией. Большие живописные работы осматривались им самим, мастера непременно поощрялись за качество реставрации.
^ ГИОП – Государственная инспекция охраны памятников.

Глава 2.
Заслуги Ивана Петровича Саутова в области деятельности по охране и реставрации памятников Санкт – Петербурга и его пригородов.
36 лет трудового стажа И.П.Саутова относятся к теоретической и практической деятельности в области охраны и реставрации памятников Санкт – Петербурга и его пригородов.

Возглавляя в течение 13 лет Государственную инспекцию по охране памятников Ленинграда, И.П.Саутов внес значительный вклад в увеличение списка, охраняемых государством памятников города, в разработку охранных зон, зон регулирования застройки, визуальных зон влияния высотных доминант, в совершенствований законодательной базы по охране российских памятников архитектуры.

Наиболее полно талант архитектора и незаурядные организаторские способности И.П Саутова проявились на посту директора Государственного Музея – заповедника «Царское Село», когда в 1987 году на общем собрании коллектива сотрудников он был единогласно избран на эту должность.

С приходом Саутова Музей – заповедник «Царское Село» становится одним из крупнейших объектов российской культуры по объему реставрационных работ, концепцией которых является музеефикация отреставрированных объектов, развитие инфраструктуры сложного музейного комплекса.

О целенаправленной деятельности И.П.Саутова по сохранению и восстановлению памятников Музея – заповедника свидетельствуют такие международные проекты как реконструкция архитектурного комплекса «Китайская деревня», выполненная в соответствии с контрактом, заключенным между ГМЗ «Царское Село» и Компанией «ТК Девелопмент Пушкин А\С (Дания); восстановление Янтарной комнаты Екатерининского дворца в рамках трехстороннего соглашения между Минкультуры России, немецкой фирмой «Рургаз АГ и ГМЗ «Царское Село». Среди специалистов, стоявших у истоков возрождения Янтарной комнаты, архитектор И.П.Саутов, который внес большой вклад в реализацию проекта, особенно на его завершающей стадии.

Во многом благодаря новаторству и организаторским способностям И.П.Сутова обеспечивалась жизнедеятельность сложного музейного комплекса. Одним из приоритетных видов музейной деятельности остается реставрация объектов Музея – заповедника, которая всегда находилась в центре внимания И.П. Саутова. В 2005 году завершилось восстановление еще трех залов Екатерининского дворца – Антикамер, продолжаются работы в Южном Камероновом и Церковных флигелях; в результате реконструкции Зубовского флигеля Екатерининского дворца значительно расширилась экспозиционная зона Музея – заповедника. Завершена реставрация парковых павильонов «Верхняя ванна», «Грот», «Башня – руина».

Авторские программы И.П. Саутова «Поедем в Царское Село» и «Петербургские салоны» успешно прошли на канале «Культура» в 2005 – 2007 годах. Публикации И.П. Саутова в журнале «Наше наследие» в 2005 – 2006 годах продолжили серию творческих работ, посвященных основателям ленинградской школы реставрации.

Деятельность И.П.Саутова отмечена многими высокими отечественными и зарубежными наградами.

В 1996 году И.П.Саутов стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

В 1997 году он был награжден медалью «В память 850 – летия Москвы»

В 1996 награжден юбилейной медалью «В память 300 – летия Российскому флоту»

В 2003 году награжден медалью «В память 300 – летия Санкт – Петербурга».

В 2006 году в составе творческого коллектива И.П. Саутов стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры за воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

В 2007 году Президиум Российской Академии худржеств избра И.П. Саутова члено – корреспондентом Академии – художественного центра страны.

Деятельность И.П. Саутова отмечена государственными наградами, том числе «За заслуги перед Отечеством ШМЭ степени (2006год).

И.П. Саутов удостоен высоких наград Русской православной церкви – орденов «Благоверного князя Даниила Московского» II степени и «Святого князя Владимира».

В 2006 году И.П. Саутов стал первым в Росси кавалером Ордена Отто фон Бисмарка за заслуги в развитии российско – германских связей и сохранении мирового культурного наследия. А также ему вручены награды Санкт – петербургского Морского собрания. [9, c.3]

И.П. Саутов являлся: Членом Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству по вопросам сохранения культурного наследия; членом Совета по сохранению культурного насления при Правительстве Санкт – Петербурга; Советником Российской Академии архитектуры и строительных наук – с 1994 года; Действительным членом Академии Архитектурного наследия (академиком) – 1997 года; Члено – корреспондентом Российской Академии художеств – 2007 года; Заслуженным работником культуры Российской Федерации – 1993 года; Членом правления Санкт – петербургского Союза архитекторов – региональной творческой общественной организации Союза архитекторов России; Членом российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ); Членом Союза музеев России; Членом Межрегионального творческого Союза музейных работников Санкт – Петербурга и ленинградской области; Старшиной Совета старшин Санкт – Петербургского Морского собрания.

- У Ивана Петровича было такое выражение, - вспоминает пресс – секретарь ГМЗ «Царское Село» Татьяна Зиновьевна Жаркова. – «Камни помнят тепло человеческих рук, и после реставрации оно не должно исчезнуть». [10, c.1]
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconКраснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник...
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconЯрославская Епархия Русской Православной Церкви Ярославский государственный...
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconРазработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе на...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012/13 учебного года

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconКонкурс рисунка “А. С. Пушкин глазами детей” 2011 март 2011 года....
Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина, Московская обувная фабрика «Парижская коммуна», Издательство...

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconАдминистративный регламент предоставления государственной услуги...
«Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» (далее- государственная услуга) разработан в целях...

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» icon«Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный...

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconФедеральное государственное учреждение культуры
«Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconЛитература Книга «Чайкой лечу в шестой океан»
Гаук яо ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconПрограмма IV открытого республиканского творческого конкурса «пушкинские чтения»
«Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

Исследовательская работа по мировой художественной культуре: «Государственный музей-заповедник «Царское село» iconТематическое планирование по Мировой художественной культуре. 11 класс
Календарно – тематическое планирование по Мировой художественной культуре. 11 класс



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница