Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г




НазваниеРеспубликанский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г
страница1/6
Дата публикации26.08.2014
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

«Наш Расул…»
Методико-практические материалы,

посвященные 90-летию поэта

Махачкала, 2013 г.

Республиканский Дом народного творчества МК РД предлагает сборник методико-практических рекомендаций «Наш Расул…» по проведению на клубной сцене мероприятий, посвященных 90-летию народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. В сборнике представлены литературные композиции, объединенные тематическими стихами из произведений Р.Гамзатова, которые могут быть использованы и дополнены работниками культурно-досуговых учреждений городов и районов Дагестана".

^ Уважаемые коллеги!
В 2013 году празднуется 90-летие поэта на все времена, поэта, чье имя известно всей планете Земля – Расула Гамзатова.

Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в ауле Цада Хунзахского района в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. По окончании Буйнакского педагогического училища Р.Гамзатов учительствовал в родной школе, «поместившейся в крепости Хунзах», затем, уже в Махачкале - редактором Дагестанского радио, актером в Аварском театре, заведующим отделом республиканской газеты «Большевик гор». В 1945 году поступил в Литературный институт им. Горького в Москве. В ноябре 1950 года Расул Гамзатов был избран председателем правления Союза писателей Дагестана, который бессменно возглавлял на протяжении многих лет. Он - Герой Социалистического Труда, избирался депутатом и в течение многих лет состоял членом Президиума Верховного Совета СССР, принимал деятельное участие в работе Комитета по Ленинским премиям в области литературы, искусства и архитектуры, Комитетов защиты мира и солидарности стран Азии и Африки, Европейского сообщества писателей. Р.Гамзатов член правления Союза писателей России, член Исполкома международного сообщества писательских союзов (МСПС) правопреемника бывшего Союза писателей СССР, входил в состав редакционных коллегий ряда центральных изданий, в том числе и журнала «Новый мир», был избран действительным членом Петровской академии культуры и искусства, возрожденной в Санкт-Петербурге в 1992 году.

В становлении и формировании личности Расула Гамзатова сыграли решающую роль, в первую очередь, «домашние университеты» - уроки отца, атмосфера семьи, которая была пропитана духом почитания горских традиций, культа слова и мудрости книг, затем - учеба в Москве, круг друзей, тишина читальных залов и шум поэтических вечеров. А в последствии Гамзатов был волею судьбы вовлечен в общественную жизнь и Дагестана, и страны, вошел в сферу международной политики, благодаря чему дороги поэта пролегли по континентам: он пересекал границы государств и королевств, беседовал с президентами и премьерами, с ним считались в Кремле. Он объездил весь мир, а его поэтическое слово облетело всю планету. Все это раздвигало обзор видения жизни и событий, подпитывало информацией и давало возможности для аналогий и обобщений. Расул Гамзатов не предпринимал попыток утилитарного приноравливания к политике, но и не становился в позу - во всем Поэт видел проявления жизни, продолжения бытия. Вот почему его сознание не стало иерархическим, и не поддался он восторгу преклонения. Поэтому его поэтическое слово не подвергалось дискредитации, хотя менялись и лидеры, и политические курсы, и общественный климат, и времена.

Первое стихотворение прославленный поэт сочинил в 11 лет, «лежа на балконе сакли на шкуре быка», и он, этот первый поэтический всплеск, был рожден посадкой самолета «впервые в истории Цада в 1934 году».

От первого стишка и с первой тоненькой книжки «Любовь вдохновенная и гнев огненный» (1943г.) на родном языке до поэтических сборников, обошедших планету, до Собраний сочинений, до еще неразгаданной по творческой сложности прозы, до обжигающей правдой публицистики, до глубоких и обширных по проблематике раздумий о судьбе литературы в мире яростных противоречий - огромный путь познания жизни и самопознания, мучительные поиски, окрыляющие творческие находки и низвергающие в пучину сомнений - потери. Через удивления и потрясения, восторги и ожидания, радужные иллюзии и холод разочарований пришел Гамзатов к убеждению: не будет и не может быть у Поэта легкой, безмятежной жизни и отдельного от остальных счастья, что за земные прегрешения и заигрывания с правдой придется платить по самому строгому и жесткому счету - людским недоверием. Путем сомнений и самоосуждения, через тернии мучительных переживаний и глубинного освоения кодекса народной морали Гамзатов пробился до сути сокровенных напоминаний: «если вода протухнет, то не увидишь дна, хотя бы воды было до колена», «если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки», «от кривой палки прямой тени не бывает». Не исключено, открытия Поэта гораздо шире границ трех этих вообще-то очень важных постулатов. Но они ценны именно тем, что стали убеждениями, переросшими в позицию. Не давать сердцу своему помутнеть и протухнуть, почтительно-благоговейно относиться к голосам и памяти минувших веков, не пенять на кривую тень, а стремиться выпрямить самую кривую палку - вот параметры обретенной Поэтом духовной орбиты.

Стихотворения Р.Гамзатова, сразу же после появления становящиеся явлением большой поэзии, рождаются как выход эмоционального заряда, полученного от соприкосновения с окружающим миром, как итог сосредоточенного мышления, анализирующего события и время в их взаимосвязи. На них всегда лежит печать личностного воплощения.

Поэт наследует не только культуру европейскую и восточную. Родной фольклор, родная дагестанская литература являются тем древом, на котором расцвело яркое и самобытное творчество Р.Гамзатова. Лаконичность Батырая, неподдельность чувств Махмуда, злободневность С.Стальского, легкий юмор Г.Цадасы характерны стихам большого современного поэта.

Мудрость и сердечная проникновенность поэзии Р.Гамзатова обнаружилась уже в книгах, изданных в 50-60 годах: «Год моего рождения», «Слово о старшем брате», «Лирика», «Солдаты России» и др. Книги эти емко и точно вобрали в себя черты времени, поведали о насущных заботах современника.

Гуманистическая и интернационалистская суть облагораживающей и окрыляющей поэзии Р.Гамзатова наиболее полно раскрылась в книгах «Высокие звезды», «Письмена», «Мулатка», «Четки лет», «Две шали», «Последняя цена» и др. Они принесли дагестанскому Поэту всемирное признание.

В таких произведениях, как «Любовь Шамиля», «Ахульго», «О бурных днях Кавказа», «Кинжалы Шамиля» и др., Гамзатов создал образ мудрого и гуманного, решительного и справедливого вождя горцев.

Многие произведения Р.Гамзатова переложены на песни («Есть глаза у цветов», «Журавли», «О дружбе», «Родина» и др.), которые с большим удовольствием поют во всех уголках России и при его жизни и после его смерти. «Наш Расул…» - так называли и современники, и те, кто приходит на их смену. Мы говорим и вспоминаем о нашем Расуле не только в год его 90-летия, а потому что его поэзия жива, она на все времена. А пока жива поэзия поэта, подарившего бессмертные строки – жив и сам поэт.

***

^ «В ГОРАХ МОЕ СЕРДЦЕ!»

(Сценарий-панорама цикла

«Расул Гамзатов и Дагестан»)
Разные поэты в разные времена искали разные образы, чтобы воплотить в них свое представление о Дагестане. У Расула Гамзатова - свой Дагестан. Таким видел его только он, и знает его таким только он. Он, рожденный в известном высокогорном ауле Цада, стал певцом не только своего аула, но и всей нашей планеты. Из всего, что видел Расул Гамзатов, из всего, что пережил, из всего, что пережили все дагестанцы, жившие до него и живущие вместе с ним, из песен и рек, поговорок и скал, орлов и подков, из тропинок в горах и даже из эха в горах сотворился в великом Поэте собственный Дагестан.
^ Здесь у нас такие горы синие

И такие золотые нивы!

Если б все края их цвет восприняли,

Стала бы земля еще красивей.

Есть заветы новые и дедовы

У людей земли моей весенней.

Если б мир заветам этим следовал,

Стал бы он гораздо совершенней.

Мой Дагестан
Когда я, объездивший множество стран,

Усталый, с дороги домой воротился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

«Не край ли далекий тебе полюбился?»
На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил: «Немало краев повидал я, но ты

^ По-прежнему самый любимый на свете.
Я, может, в любви тебе редко клянусь,

Не ново любить, но и клясться не ново,

Я молча люблю, потому что боюсь:

Поблекнет стократ повторенное слово.
И если тебе всякий сын этих мест,

Крича, как глашатай, в любви будет клясться,

То каменным скалам твоим надоест

И слушать, и эхом вдали отзываться.
Когда утопал ты в следах и крови,

Твои сыновья, говорившие мало,

Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви

Звучала жестокая песня кинжала.
И после, когда затихали бои,

Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей

Клялись молчаливые дети твои

Стучащей киркой и косою звенящей.
Веками учил ты и всех и меня

Трудиться и жить не шумливо, но смело,

Учил ты, что слово дороже коня,

А горцы коней не седлают без дела.
И все же, вернувшись к тебе из чужих,

Далеких столиц, и болтливых и лживых,

Мне трудно молчать, слыша голос твоих

Поющих потоков и гор горделивых.»

Расул по-арабски означает - «посланец», или еще точнее, «представитель». «Так чей же я посланец, чей представитель?» - размышляет Р.Гамзатов в зачине прозаической книги «Мой Дагестан». Вопрос этот зафиксирован три с лишним десятилетия тому назад и звучит чуть ли не декларативно, ибо в реальной судьбе поэта дилеммы о «гнездовье души» не существовало - ни в робком ее начале, ни в буйной середине и тем более теперь, когда достигнута девятая высота нагорий лет.

^ Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться,

Тебя ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!
У каждого большого художника есть заветный уголок на многоголосной земле. У Пушкина было Михайловское, у Лермонтова -Тарханы, у Блока - Шахматово, у Есенина - Константиново. Колыбель Гамзатова - Цада, «семьдесят саклей, приютившихся у подножия скал. Семьдесят очагов, семьдесят голубых дымков, поднимающихся в чистое высокогорное небо».
В ауле
Ущелье сотрясается от гула,

^ Гремит в ущелье вешняя вода.

На плоских крышах моего аула

Зазеленели травы, как всегда.

А над рекой, округла и поката,

Высокой грудью кажется гора

И мордочками белые ягнята,

Как близнецы, к ней тянутся с утра.

Полно цветов сегодня красноватых

На персиковой веточке любой,

Как будто стая воинов пернатых

Вела в саду кровопролитный бой.

Как много птиц!

Без их заглавной роли

Стихотворенье жить бы не могло,

А тракторы, хоть пашут землю в поле,

В стихи не лезут, критикам назло.

Любя цветы и горные потоки,

Желаю я, чтоб людям всей земли

Несли тепло взволнованные строки,

Как на широких крыльях журавли.

Над крышами плывет кизячный дым,

А улицы восходят на вершины.

Аул Цада - аварские Афины,

Теперь не часто видимся мы с ним.

Но стоит прилететь гостям ко мне,

Везу в Цада их, ибо нет сокровищ

Дороже для меня среди становищ

И звезд в одноплеменной вышине.

И в том могу поклясться, что когда

Ко мне б явились инопланетяне,

То с ними прилетел бы я в Цада

И объявил на Верхней им поляне,

Что не отдам, хоть мне они милы,

За целый Марс здесь ни одной скалы.
Как человек и поэт Гамзатов связан национальными корнями, его поэзия и мудрое слово глубоко проникает в народную почву, которая питала, вдохновляла и дела его творчество понятным и притягательным.

Поэтому чувством любви к своему народу пронизано все, что написал Расул Гамзатов. Для него это вечный источник вдохновения, гордость, что он является частицей его и его поэтическим и гражданским представителем.
Люблю тебя, мой маленький народ!

Умеешь ты печаль сурово

^ Встречать, без слез, без суеты.

И без веселья показного

Умеешь радоваться ты,

И не твои ль напевы схожи

С полетом медленным орла,

А пляски -

с всадником, чья лошадь

Летит, забыв про удила.

Характер гордый твой не стерся,

И в речи образность живет.

О, как люблю я сердцем горца

Тебя, мой маленький народ!

В теснине горной, где повита

Туманом кряжистая цепь,

Душа твоя всегда открыта

И широка всегда, как степь.

Живешь, с соседями не ссорясь,

Ты, сняв свой дедовский кинжал,

И я уже не темный горец,

И ты иным сегодня стал.

У ног твоих гремят составы,

С плеча взлетает самолет.

Люблю, как сын большой державы,

Тебя, мой маленький народ!
Для Расула Гамзатова горцы - кодекс чести и этикета горного края, это кладезь мудрости и суть горского намуса. От небольших четверостиший до элегий и поэм великий Поэт возвеличивает седовласый, мудрый годекан, где постигает и учится жизни каждый горец.
Старые горцы
Они в горах живут высоко

^ С времен пророка ли, бог весть,

И выше всех вершин Востока

Считают собственную честь.

И никому не сбить их столку,

Такая зоркость им дана,

Что на любого глянут только -

И уж видна его цена.

И перед боем горцам старым

От века ясно наперед,

Кто выстоит, подобно скалам,

Кто на колени упадет.

И ложь почувствует тотчас же,

Из чьих бы уст она ни шла.

Какой бы хитрой, и тончайшей,

И золоченой ни была.

В горах старик седоголовый,

Что ходит в шубе круглый год,

Так подковать умеет слово,

Что в мир пословица войдет.

О горцы старые!

Не раз им

Еще народ воздаст хвалу.

Служил советчиком их разум

И полководцу, и послу.
Любовь к родному краю в сердце Поэта навсегда. Он впитал ее с молоком матери и любовью отца, с советами мудрого горского джамаата и красотой горных вершин, - он взрослел, и великим воспитателем был его горный край, куда всегда стремится его сердце. Потому в его творчестве чувство благодарности так велико и так восторженно, ибо Поэт не мыслит себя без отчего края.
^ Благодарю кремнистый край родной –

За то, что воспитал меня так строго,

Пастушью плеть повесил надо мной,

Чтоб о себе не мнил я слишком много.

Кремнистый край родной благодарю –

Он отучал от нюнь, от кислой мины,

Он брил без мыла голову мою

Опасной бритвой поперек щетины.

Моих незрелых виршей тиражи

Он чабанам вручил на самокрутки.

Он научил меня народной шутке.

Он полуправду ненавидел пуще лжи.

Благодарю кремнистый край родной –

Из леденящих рек, летящих с ревом,

Он дал мне вырваться горящей купиной. Пылая нежностью и мужеством суровым,

Благодарю кремнистый край родной.
«Я поднялся на самую высокую вершину Дагестана и смотрю сурово во все стороны, - писал Поэт. - Разбегаются вдаль дороги, мерцают вдали огоньки, где-то еще дальше звонят колокола, земля скрывается в синей дымке. Хорошо мне смотреть на мир, чувствуя под ногами родную землю». Чувство родной земли было и остается опорой Гамзатову в этом неспокойном мире - и в бессонные ночи бдения над письменным столом, и когда шагает к трибуне высоких ассамблей, и когда провожает в последний путь близких друзей, и когда утешает больных и обездоленных. Поэт был и остается верен родному Дагестану.
^ Не ведают границ аулы гор,

С их плоских крыш мир целый виден ныне.

И не способен заслонить простор

Могилы горцев в Праге иль Берлине

И о событьях жизни мировой,

Произошедших даже на отшибе,

Одновременно узнают с Москвой

В моем Цада, в Хунзахе иль в Гунибе.

И на борту «Гамзата Цадасы»

Я странствовал в далеком океане.

И взвешивали звездные Весы

Деянья века в неземном тумане

И отражен, как в капельке росы,

Весь белый свет был в отчем Цадастане.
Родившийся на земле предков, Расул Гамзатов в просторы мира спустился тропой отцов и на всех континентах ему виделся родительский огонек у родного окна. Потому Поэту никогда не стать отколовшейся птицею в стае журавлиной, ибо сердце его оставлено в любимых и дорогих горах, родине, о которой он никогда не забывал и куда всегда он стремился.

^ Беря за перевалом перевал

За годом год, - я в путь нелегкий вышел.

Но где б меня огонь ни согревал,

Огонь в отцовском очаге я вижу.
Ползу ли на вершины ледников –

Огонь я вижу в очаге отцовском.

Смотрю ль с небес на ширь материков –

Огонь я вижу в очаге отцовском.
Над океанской пеною лечу –

Огонь я вижу в очаге отцовском.

Тружусь, дремлю, смеюсь или грущу –

Огонь я вижу в очаге отцовском.
Печалюсь я: меня обидел друг –

Огонь я вижу в очаге отцовском.

Я счастлив: ты «люблю» сказала вдруг –

Огонь я вижу в очаге отцовском.
На фестивалях факелы горят –

Огонь я вижу в очаге отцовском.

И в доме том, где жил Рабиндранат,

Огонь я видел в очаге отцовском.
Стихи пишу иль на вокзал спешу,

С тобой сижу иль за звездой слежу –

Огонь я вижу в очаге отцовском.
По Букингемскому дворцу хожу –

Огонь я вижу в очаге отцовском.
Покатится ль слезинка по щеке –

Я сквозь нее очаг отцовский вижу.

Кровь хлещет ли – в отцовском очаге

Огонь, огонь негаснущий я вижу.
Погаснет он - и я погасну с ним,

Замолкнет голос, путь мой оборвется...

Ты слышишь, мама? В смене лет и зим

Огонь я вижу в очаге отцовском.
И сам теперь я для детей своих

Зажег огонь - пусть шлет все

дальше, выше

И свет, и жар... И снова, каждый миг,

Огонь я вижу в очаге отцовском.
Верность отцовскому очагу Расул Гамзатов пронес через всю свою жизнь, и все его творчество - доказательство этому. Чувство родины, постигнутое сызмальства, и родного порога, в горном ауле Цада, на горском годекане мы чувствуем в каждой его поэтической и прозаической строке, в каждом биении сердца Поэта. И представляя державу в целом, кавказец родом из Цада, Поэт, ставший известным всему миру, во все времена остается верным сыном. Истинным джигитом и певцом родного сердцу уголка. Для всех нашим Расулом.
И впереди, какой бы ни был путь,

Я рад, что есть аул, любимый с детства.

Где можно жизнь, как шапку, отряхнуть,

С дороги отдохнуть и оглядеться.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconРеспубликанский дом народного творчества судьбой предначертано
Методико-практические материалы, посвященные 200-летию вхождения Дагестана в состав России

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconСценарий к литературному вечеру по мотивам произведения расула гамзатова «мой дагестан»
Республиканский Дом народного творчества мк рд предлагает методико-практические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных...

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconПоложение о республиканском конкурсе проектов культурно-досуговых...
Республиканский конкурс проектов культурно-досуговых учреждений «Традиции живая нить» проводится в соответствии с планом работы аук...

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconБиблиографический указатель Министерство культуры рд
П15 Памяти великого поэта: (К 90-летию со дня рождения Р. Г. Гамзатова): Библиограф указатель / Сост.: П. М. Асадулаева. – Махачкала:...

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconI. Общие вопросы культурной жизни
Указом Президента РФ в. Путина за заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Орденом Дружбы награждена...

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconКонкурс чтецов проводится в рамках XI межрегионального фестиваля...
Межрегионального фестиваля русского народного творчества «Родники Алтая», посвященного 20-летию Республики Алтай и 255-летию добровольного...

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconРеспубликанский дом народного творчества театральные диалоги
В репертуарный сборник одноактных пьес русских классиков и дагестанских драматургов «Театральные диалоги» вошли произведения, которые...

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconТекстовой отчет о работе государственного бюджетного учреждения культуры...
Ставропольского края «Ставропольский краевой Дом народного творчества» за 2012 год

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconПротокол №6 подведение итогов районного творческого конкурса
Дод «Дом детского творчества» Мартяковой И. Ю., методиста боу дод «Дом детского творчества» Елькиной Г. А., педагога-организатора...

Республиканский дом народного творчества «Наш Расул…» Методико-практические материалы, посвященные 90-летию поэта Махачкала, 2013 г iconИ. К. Журавлёв Наш Пушкин | Журнал Русский Дом Александр Крутов
Более того, нынешний общий упадок культуры в России привёл к фактическому забвению духовной силы творчества великого поэта



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница