Эстетика возрождения введение




НазваниеЭстетика возрождения введение
страница1/57
Дата публикации20.07.2013
Размер9.6 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

www.koob.ru

Лосев А.Ф.

ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Главы первая. ВОСТОЧНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Школьная, да и университетская практика старого времени исходила из

резкого противоположения средних веков и Ренессанса. Средние века - это

господство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства,

мистика и мракобесие. Ренессанс, наоборо т, отбрасывает всю эту "ночь"

средневековья, обращается к светлой античности, к ее свободной философии,

свободной от всяких казенных приказов, к скульптуре обнаженного

человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе

индивидуального и общественного развития. Так говорилось в старину. И сейчас еще живы

почтенных лет люди, которые были когда-то воспитаны на этой

абстрактно-метафизической концепции двух культур, из которых одна-де резко

сменила другую и вернулась к свободе античного ми ра. Концепция эта, может

быть и верная в некоторых своих абстрактных категориях, трактуется, однако,

в настоящее время намного сложнее и к тому же учитывает связь европейского

Ренессанса с Ренессансом других, неевропейских, культур, поэтому повторять

эту абстрактную схему резкого перехода в Европе от средних веков к

Ренессансу давно уже стало невозможно. Чтобы не заходить очень далеко,

укажем на то, что, по мнению многих, уже XII век был началом европейского

Возрождения. Об этом много писали и спорили;

вопрос этот, можно сказать, и в настоящее время находится в довольно

запутанном состоянии. Здесь мы не будем касаться того большого числа

авторов, историков и литературоведов, которые анализировали XII в. в этом

отношении. Обширная литература по данному

вопросу содержится в статье Б.В.Горнунга "Существовал ли "Ренессанс XII

века"?" (33, 272 - 282)1. К этой весьма обстоятельной работе мы сейчас и

обратимся.

По своему фактическому содержанию это исследование отнюдь не принуждает

нас отказаться от европейского Возрождения XII в. Б.В.Горнунг приводит

мнение зарубежных историков, в корне уничтожающее взгляд на европейский

Ренессанс как только на итальянское дос тояние XIV - XVI вв. Причем

Б.В.Горнунг не дает никаких доказательств, опровергающих эти взгляды.

Вот, например, что он пишет по поводу взглядов историка Мак-Илуэйна (см.

171, 275 - 288). Мак-Илуэйн "касается не только идеологической сферы, но и

структуры социально-политических институтов позднего средневековья,

подчеркивая качественно новый характер ее по сравнению с периодом перед

первым крестовым походом, не говоря уже о более раннем времени: идеи

"частного права", "конституции" и даже "парламентаризма" (sic!) возникли, по

его мнению, у болонских юристов уже в это время, внушенные перипетиями бор

ьбы папства с империей. Признание ценности эксперимента в науке, -

продолжает Горнунг, - он считает возникшим еще до Роджера Бэкона (XIII в.) и

связывает его с развитием ремесленной техники. В сфере идеологии усвоение

античного наследия дало огромный эфф ект уже в XII в., но писатели и

художники этого времени не видели разрыва между античностью и средневековьем

и ассимилировили классическое наследство на потребу своей христианской

культуре. Изучение Аристотеля в XII в. основывалось (еще до Фомы Аквинског

о) не только на латинских переводах с арабского и еврейского, но и на

греческом тексте, и знание греческого языка (через марсельских и авиньонских

греков) было у заальпийских схоластиков XII - XIII вв. распространено более

широко, чем среди итальянских г уманистов XIV в. "Во всех этих четырех

сферах общественной и культурной жизни (социальные институты, наука,

философия, литература), по мнению ряда современных медиевистов (не только

Мак-Илуэйна и Холмса), развитие с XII в. (и даже с конца XI в., на чем н

астаивал еще Хаскинс) до XIV - XVI вв. шло эволюционно (и наиболее медленно

и "фрагментарно" в Италии), а созданная итальянскими гуманистами фикция

исторического "перерыва" толкала их на "открытие" античности "в чистом виде"

(не ассимилированной христиан ством), хотя, как только они выходили за

пределы филологии и подражательно-стилизаторского литературного творчества,

они стремились "приспособить" античность к тому же христианскому

мировоззрению..." (33, 277 - 278).

Остальные исследователи, упомянутые Б.В.Горнунгом в его статье, - Эва

Сэнфорд, Холмс, Улльман и др. - дают весьма спутанную культурно-историческую

картину XII - XVI вв. в Европе (см. 191, 635 - 641. 151 643 - 651. 198), на

основании которой очень трудно

судить о том, когда были средние века, когда началось Возрождение, где

оно началось, какие элементы той и другой культуры сосуществовали в эти века

и где они резко между собой противоречили.

Что касается окончательных выводов самого Б.В.Горнунга, то его ответ на

тему, поставленную в виде вопроса в названии статьи, тоже нельзя назвать

вполне определенным. Вероятно, здесь и невозможно дать однозначный ответ,

если не хвататься за априорные схем ы. С одной стороны, Б.В.Горнунг признает

все те непреложные ренессансные факты, которые наука последних лет накопила

для XII века, но Ренессансом он это не считает, а видит здесь (как и

Ш.Нуцубидзе, о котором см. ниже) только борьбу двух параллельных дух

овно-культурных течений.

Некоторого рода возрождение в XII - XIII вв., по Б.В.Горнунгу, было. Но

оно не было настолько сильным, чтобы можно было дать ему столь ответственное

название, как Ренессанс. Вообще Б.В.Горнунг считает эпоху XII в. в Италии

слишком расплывчатой, чтобы она была каким-нибудь определенным и твердо

установленным историческим рубежом (см. 33, 280 - 282). Культурная эпоха

XIII - XIV вв. все же была весьма определенной и могущественной, в противном

случае итальянское Возрождение XIV - XVI вв. не находилось бы в таком резком

противоречии с этой эпохой.

Уолтер Патер (см. 93), тоже относящий зарождение Ренессанса к XII в.,

приводит в подтверждение этого некоторые материалы, которые нельзя

отбрасывать без всякого предварительного анализа.

Что касается автора настоящего труда, то твердые очертания эстетической

теории Западного Ренессанса он нашел только в XIII в. Именно с этого века мы

и начнем изложение Западного Ренессанса. Однако, имея в виду дальнейшее

бурное развитие эстетики Ренессан са, явления XIII в. лучше будет назвать

пока проторенессансом. Весь XIV век в Италии и в других западных странах

тоже является все еще только подготовкой подлинного Ренессанса. Термин

"Ренессанс" в точном смысле слова относится лишь к Италии XV и XVI вв. К

этому еще нужно добавить, что подлинная и основная эстетика Западного

Ренессанса никогда не выступала в чистом виде. Ее настоящие представители

всегда, волей или неволей, оказывались выразителями и прежнего, вполне

довозрожденческого эстетического соз нания, а также и такого сознания,

которое по-настоящему развилось только в последующие века. Подавляющее

большинство эстетиков (да и художников) Возрождения весьма часто проявляли

разного рода колебания, неуверенность, скептицизм, а иной раз даже и глубо

кое отчаяние в своих возрожденческих стремлениях. Такое, например,

направление, как маньеризм, пронизывает собою весь XVI век, и даже имело

место еще раньше. А ведь объединить его с основной линией Ренессанса -

задача совсем не легкая. Объединить Северны й Ренессанс с итальянским или

объединить готику с Ренессансом тоже не так просто, хотя данные явления

одновременны. Однако все это вполне естественно, ведь Ренессанс все-таки

является в конце концов переходной эпохой и совмещения в нем противоречивых

эле ментов, конечно, не может не быть. От исследователя эпоха такого рода

требует не только тончайшей наблюдательности, но главное, еще и буквально

умственной эквилибристики при учете и интерпретации всех этих бесконечных

"капризов" возрожденческой культуры.

Возрожденцами стали называть себя сами же итальянцы эпохи Ренессанса,

ничего не знавшие о подобных эпохах в других странах, слишком

преувеличивавшие стеснительные рамки средневековья и ослепленные

предшествовавшей ему античной культурой. Вопреки этому не обходимо сказать,

что Ренессанс, оказывается, был решительно везде, в разные эпохи, с разным

содержанием, хотя далеко не всегда превосходил своей культурой культуры

средневековья и возрожденческой Италии.

Из этого следует вывод: в той или иной форме, пусть хотя бы и очень

кратко, но возрожденческие явления в других культурах, кроме западной, во

всяком случае должны быть нами учтены. Правда, во всех ренессансах

древневосточных культур была своя специфика,

сформулировать которую ученые тоже еще не могут с полной точностью. То,

что сделано или может быть сделано в настоящее время, в кратчайшей форме мы

постараемся наметить, чтобы не ограничиваться одной Европой, одним Западом.

Китай

Н.И.Конрад много сделал для того чтобы мы с полным правом могли говорить

о китайском Возрождении еще в VII - VIII вв. н.э. Так, Хань Юй (768 - 824)

проповедовал идеалы настоящего гуманизма, т.е. тех закономерностей

человеческой природы, которые не завися т ни от чего надприродного и которые

только развивают заложенные в самом же человеке "человеколюбие" и "должное".

Речь доходила у этого философа даже до понятий естественности, разумности и

полнейшей самостоятельности человека в условиях порождения ею и

всякой целесообразности2. Но Хань Юй был не более как только отдаленным

предшественником подлинного философского Ренессанса в Китае, где в течение

XI - XVI вв. наблюдалось настоящее Возрождение той древней эпохи китайской

истории, которая была вполне ана логична античной. Здесь мы находим

натурфилософское учение о "свете и тени" в связи с основными бытийными

элементами - водой, огнем, деревом, металлом и землей. Это, правда, не

совсем те элементы, о которых идет речь в античной натурфилософии но

философы китайского Возрождения уже строили на них вполне отчетливую

диалектику (которая в Европе была создана еще греками). Таким образом,

Возрождение с присущей ему автономией человека, а также с учением о его

самостоятельной и вполне естественной природе имел о место вовсе не только в

одной Европе, но и в Китае, причем частично даже раньше, чем в Европе (см.

61, 174 - 207)

Необходимо отметить, что Н.И.Конрад очень далек от какой-нибудь узости

понимания Возрождения, от признания одинаковости его содержания в разных

странах и тем более его повсеместной одновременности. Сначала мы приведем

общее суждение Н.И.Конрада о Возрожд ении применимое, с его точки зрения,

решительно ко всем типам Возрождения в разных странах, и прежде всего в

Китае. "... Колюччо Салютати (1331 - 1406) и Леонардо Бруни (1369 - 1444), -

пишет Н.И.Конрад, - оба - последователи Петрарки, пустили в ход слов о

humanitas, которое они нашли в древности - у Цицерона: они сочли, что это

слово лучше всего определяет... его (человека. - А.Л.) человеческое

достоинство и влечет к знанию. Такое же слово - в китайской языковой формуле

оно звучит жэнь - пустил в ход Ха нь Юй и именно для того, чтобы им

обозначить отличие "Пути" его времени от "Пути" до него. Слово же это он

нашел также в древности - у Конфуция. Какой смысл имеет китайское жэнь у

самого Конфуция, предельно ясно: на вопрос, "что такое жэнь" он ответил: "

любовь к человеку". Хань Юй сказал иначе: "любовь ко всем"" (там же, 221 -

222). И далее: "Гуманизм и Возрождение (в изложенной интерпретации этих

культурно-исторических категорий. - А.Л.) - таковы наиболее общие и в то же

время основные движущие силы эп охи Ренессанса, какою она предстает в

истории человечества в своих двух вариантах - итальянском и китайском. Все

явления культуры этой эпохи либо прямо созданы этими силами, либо целиком

определяются ими....Определялся ими и самый стиль жизни: для гумани стов как

Италии, так и Китая характерно стремление к практической деятельности, к

распространению своих идей. Одинаковыми в обоих случаях были и средства их

распространения: публичные выступления, занятия с учениками, беседы с

друзьями, дискуссии с проти вниками; послания, памфлеты, статьи, трактаты,

образовавшие научную, публицистическую литературу: исследования, комментарии

к классикам, составившие специально возрожденческую филологию. Вся эта

многообразная деятельность показала нам существование особо го общественного

слоя - интеллигенции, по своему положению, характеру деятельности, по самому

своему типу резко отличного от деятелей культуры прежних времен -

выступавших в облике пророков, мудрецов, учителей, мастеров. Гуманисты

Возрождения - писатели, ученые, художники - положили начало новому типу

интеллигенции нового времени, а круг их деятельности во многом очертил круг

деятельности интеллигенции последующих эпох" (там же, 238).

Н.И.Конрад правильно связывает Возрождение во всех странах с переходом от

деревенской культуры к городской культуре (см. там же, 239).

У этого автора в его статье "Об эпохе Возрождения" мы находим следующие в

историческом смысле очень важные рассуждения: "Мы знаем, однако, что эпоха

Возрождения, во всяком случае в Европе, охватывает часть истории не только

одной Италии, но и других стра н Европы. В то же время мы хорошо знаем что

первой страной, в которой она, эта эпоха, развернулась была Италия; знаем

также, что Возрождение в других странах Европы во многом определялось тем,

что имело место в Италии. Историческая независимость Возрожде ния в этих

странах от Возрождения в Италии - несомненна. Коль скоро так, возникает

вопрос об эпохах Возрождения автохтонных и отраженных. Если первые,

по-видимому, возникали в истории старых народов, так сказать "заслуженных

деятелей" истории, то вторые

- в истории более молодых, вступавших на общеисторическую арену уже

тогда, когда мир рабовладельческого общества уходил в прошлое. Поэтому своей

древности - такой, какая была у старых народов, - у этих народов не было.

Но, быстро идя по пути феодального

развития, они подходили к тому же, что и старые народы, т.е. к

необходимости умственной революции в указанном смысле слова. Поэтому эпоха

Возрождения в своих формах и на своих уровнях была и у них, причем

отсутствие своей "классической" древности компенс ировалось усвоением

древности старых народов. Эллинская и римская античность стала древностью и

всех прочих европейских народов, китайская античность заняла такое же место

в истории культуры и других народов Восточной Азии" (61, 241 - 242).

Согласно исследованиям Н.И.Конрада, наиболее существенными для эпохи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эстетика возрождения введение iconПлан. Введение. Начало творческого пути. Серийное домостроение
...

Эстетика возрождения введение iconАлексей Лосев Эстетика возрождения
Европе от средних веков к Ренессансу давно уже стало невозможно. Чтобы не заходить очень далеко, укажем на то, что, по мнению многих,...

Эстетика возрождения введение iconЭстетика возрождения
Иная традиционная характеристика Ренессанса – шаблонная и односторонняя, отличающаяся всеми чертами некритических предрассудков,...

Эстетика возрождения введение iconЭстетика отцов церкви введение
Отцов Церкви кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским

Эстетика возрождения введение iconФилософия Возрождения антропоцентрична, в отличие от космоцентризма...
Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения....

Эстетика возрождения введение iconЭстетика трансцендентного в творчестве марины цветаевой
Книга предназначена для всех, интересующихся Поэзией М. И. Цветаевой, метафизическими истоками её творчества, своеобразием поэтической...

Эстетика возрождения введение iconКультура эпохи Возрождения
Образовательная: создать условия для изучения и повторения произведений великих мастеров эпохи Возрождения

Эстетика возрождения введение iconКонтрольная работа по философии на тему: «Философия эпохи Возрождения»
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения

Эстетика возрождения введение iconКонтрольная работа по дисциплине «Философия» на тему «Философия эпохи Возрождения»
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения

Эстетика возрождения введение iconОт возрождения до канта
Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / в переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-петербург, «Пневма»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница