«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»




Скачать 310.51 Kb.
Название«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
страница1/3
Дата публикации05.08.2014
Размер310.51 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3


«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а, прежде всего,

воспитание человека».

В.А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала человечество и по сей день сохраняет свою актуальность. Одним из средств, развивающих духовную сферу учащихся, является музыкальное искусство.

В соответствии с концепцией художественного образования, разработанной Министерством культуры РФ в области художественного воспитания на период до 2025 г., целью современного образования является «повышение значимости культуры и искусства в общем образовании». В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства на основе дифференцированного подхода к различным группам учащихся.

Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащегося, постижения взаимосвязей музыки и жизни, сопоставления музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром и кино.

Практическая реализация немыслима без обновления содержания, форм и методов музыкальной работы. Эффективной формой обучения является беседа в виде свободного диалога учителя с учениками, диалога между учеником и произведением, а, следовательно, и автором произведения, диалог между школьниками, выступающими в роли исполнителей и слушателей, макродиалог между культурами. В ходе диалога учащиеся осознают многообразие связей разных видов искусства.

В первой части работы рассматриваются условия интеграции разных видов искусства и многочисленных содержательных связей с предметами, главные способы интеграции.

Во второй части обобщается методический и педагогический опыт работы автора по использованию взаимодействия музыки с различными дисциплинами.

В заключительной главе делаются выводы о значимости идеи интеграции.

К работе прилагаются методические разработки интегрированных уроков.
^ Глава I
Сущность и способы интеграции
Интеграция, в отличие от межпредметных связей, предполагающих периодические контакты между предметами, устанавливает связь глубинную, концептуальную, поскольку опирается на общие для нескольких предметов научные идеи, преломляющиеся в предметных циклах. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в школьную практику. Появились уроки, которые проводят учителя-предметники. Цель таких уроков – «погружение» в определённую культурную эпоху, «диалог» с ней, постижение её духовных ценностей в знаках, символах.

Авторы программы «Образовательная модель «Логика природы» В. Ильиченко и К. Гуз дают определение интеграции, как «объединение знаний на основе общих закономерностей, свёртывание и уплотнение информации без механистического её уменьшения или увеличения».

«Интеграция в системе российского образования – это не только и не столько изменение фактического содержания изучаемого в школе учебного материала, сколько существенное изменение в методах и организационных формах самого процесса обучения», считает Е. Африна в своей статье «Об интеграции…». Учителю приходиться изменять методы и формы работы, возникает необходимость технологизации (освоение техники групповой работы, преподавание с учётом индивидуальных учебных стилей, информационно-коммуникативные технологии, учебный дизайн и т.д.)

Авторский коллектив под руководством О.В. Вербицкой выделяет несколько уровней интеграции.

^ Первый уровень – осуществления интеграции на основании общности структурных элементов содержания образования, а также общности понятий, идей, концепций в изложении отдельных разделов учебных программ.

^ Второй уровень интеграции представляет собой дидактический синтез, который осуществляется как на уровне содержания, так и на уровне приёмов, методов, форм проведения учебных занятий. Интеграция может осуществляться в данном случае при использовании разных организационных форм занятий: интегрированный урок, лекция, практическое занятие, семинар, читательская конференция, концерт, урок-диалог и т.д.

^ Высший уровень интеграции связан с созданием нового учебного курса, школьной дисциплины. Интегративные курсы представляют собой учебные предметы с высоким уровнем целостности содержания, общности понятий, идей, законов, явлений, сущностей, образов мира и человека.

Эти три уровня обеспечивают интеграцию на уроке, в рамках учебного курса, между учебными курсами, но самое главное – они способствуют формированию системности и целостности в знаниях, умениях, навыках учащихся, их взглядах на мир, культуру и её ценности.

В качестве главных методов программы «Музыка» избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л.Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.

В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – авторы программы «Музыка», считают более точным употребление термина дисциплина, выражающего самостоятельную отрасль науки. В данном случае такую самостоятельную отрасль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство».

В рамках программы для начальной школы метод междисциплинарного взаимодействия проявляет себя в «создании художественного контекста» - поэтического, изобразительного; в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью; в обозначении жанровых параллелей между музыкой и живописью. В 5-8 классах расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.

Возможны различные способы интеграции учебных планов уроков:

^ Слияние: части учебного плана урока представляют собой новое неразрывное единство, образуя новый учебный курс

Вставка: часть курса по одному из учебных предметов вставляется в учебный план другого.

Корреляция: установление соотношений достигается за счёт синхронизации процесса обучения и выявления связей между отдельными его элементами.

Гармонизация: несоизмеримые компоненты превращают в сопоставимые, это осуществляется таким образом, чтобы освоение одного компонента облегчало усвоение другого. Ставятся общие для разных предметов цели.

Таким образом, идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны. В педагогической теории происходит объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных курсов, создание интегративных программ, разработка разных типов интегрированных уроков.


Глава II
Мой педагогический опыт

по реализации способов интеграции на уроках музыки
Я считаю, что уроки музыки могут и должны внести свой вклад в развитие культуры восприятия. Искусство может и должно помочь обратить ребёнка внутрь себя, в глубину своих размышлений, в то, что он носит в своём сердце.

Значительно усилят и продлят атмосферу общения с музыкой «выходы» за её пределы: в поэзию, в живопись, в литературу, а также в природу, в мир человека, в жизнь. Метод междисциплинарного взаимодействия позволяет мне находить такие способы подачи материала, которые вызывают у ребят диалог-размышление, поиск, диалог – отношение, диалог – выявление личностного смысла. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, вместе с ними ищем художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью.

В организации общения на уроке важно чувствовать, когда можно и нужно говорить, а когда – нет, когда «говорить» будет сама музыка.

В своей педагогической практике на уроках использую несколько интегративных связей.
1.^ Простейшим из них является последовательный тип интеграции. Урок этого типа подчинён тематическому планированию одной предметной области, а «интердисциплинарные» связи решают поставленные на нём цели и задачи.

Материал, относящийся к разным вилам искусств, организую в своеобразные блоки. Например: музыка – литература - изобразительное искусство.

Схема №1


Литература

ИЗО


Музыка


По такой схеме я разработала урок в 5 классе по теме «Славянская музыка», урок-путешествие, который включает в себя несколько направлений:

  • музыкальное наследие трёх славянских народов;

  • историко-литературные сведения о народах;

  • декоративно-прикладное искусство, национальные костюмы.

Взаимопроникновение блоков осуществляется через логику понимания, эмоциональное восприятие предложенного материала.

(См. «Приложение к «Методическому сборнику», стр. 5)



РОССИЯ

С музыкальной культурой России мы знакомились в первой четверти.

Какую русскую народную песню вы могли бы исполнить ?

Какая это русская народная песня ?( Хороводная .)

Исполнение песни в хороводе под "Живые нотки ".

Что вы можете сказать о мелодии этой песни ?(напевная,плавная,...)

Теперь обратимся к выставке русского народа,подойдите поближе.

Ваши знания - ваше богатство.Вы мне знания - я вам товар.

(За правильный ответ - леденец.)

Кто может начать исследование ?

Что здесь главное ?(Флаг.)

Что означают цвета флага ?(Белый-благородство,совершенство;

синий-небо,верность; красный- отвага,мужество,героизм.)

Как называется национальная русская одежда,представленная на выставке? (Сарафан,платок.)

Какое национальное блюдо? (Каша.)

Ребята приготовили домашие задания, присядем на свои места и послушаем сообщения о "русской национальной одежде"и "русской национальной кухне".

Как называется русский народный инструмент,что находится на выставке? (Балалайка.)

Во всём мире Россию узнают по сувенирам : матрёшка, медведь, балалайка.

Послушаем как звучит балалайка.

Впереди ещё два торгово-выставочных ряда -украинский и белорусский.

Выбирайте,куда мы отправимся ?


УКРАИНА

Своё название эта народность получила от месторасположения, а располагалась она на окраине Древней Руси. Окраина-Украина. Закарпатье,Буковина,Черниговщина-территории Украины. Современные города-Львов,Харьков,Брест.Реки-Днепр, Днестр-река Карпатских гор.Курорты Чёрного моря-Крым,Ялта,Одесса,Евпатория.Города герои:Севастополь, Семфирополь.

Популярная украинская народная песня-"Веснянка".

Веснянка-украинское слово,с каким русским словом оно созвучно ?

(Весна.)

Закликают (зовут) весну на Украине вот какими словами:"Выйди, выйди Иванку,спой Иванку нам веснянку.Всю-то зиму лишь метели за окошком пели".

Какое украинское слово вы ещё услышали ?(Иванку.)

Как будет по русски ?

Близка ли украинская и русская речь ?

Послушайте какая мелодия этой песни.Исполняю.

Учим первый куплет.

Если сравнить с русской народной песней "Как под наши ворота", чем похожи и в чём разница между ними ?

(Схожи напевностью,плавностью.Разница в ритме.)

Прошу вас к выставке,к знаниям и за товаром.

(За правильный ответ- леденец.)

Кто будет исследователем ?

Что означают цвета флага Украины ?(Голубой-чистое небо,жёлтый-богатые хлебные поля.) Какой национальный украинский костюм ?(Вышитая блуза,головной убор-венок,широкие штаны,......)

Что значит вышивка на блузах,как называются широкие штаны, зачем к венку крепят ленты и др.

Кто возьмёт домашнее задание приготовить небольшое сообщение ?

Так же нужно приготовить сообщение о национальной кухне украины.А на выставке любимая национальная еда украинцев-сало.

А вы употребляете сало ?

А на костюме русском вышивка присутствует ?

А венки из цветов делаем ?

Близки мы с украинским народом ?

Давайте присядем на места и послушаем, как звучит украинский народный инструмент -бандура.

Несколько инструментов сразу- ансамбль бандуристов исполнит украинскую песню-Ревёт и стонет Днепр широкий.

Что можно сказать о мелодии ?

Сравнить с русской народной песней.


БЕЛОРУССИЯ

Осталась последняя выставка- Беларусь.

Белой Русью назвали этот народ ,потому что здесь раньше других утвердилось христианство. Некоторые учёные считают,что название связано с белыми одеждами,которые носили местные жители.

Белорусь- страна лесов.Вы слышали название -Беловежская пуща-заповедные леса с ценными породами деревьев.Минск,Витебск-современные города белоруссии.Хатынь,её героическое место.

Народная песня белоруссии -"Перепёлочка".

Кто это ?(Птичка.)

Послушайте и найдите белорусское слово .

Исполняю.

Учим первый куплет.

(Родная,а по русски родная.)

Близка ли нам белорусская речь ?

А мелодия ? Какая она ?(Близка русской и украинской мелодиям .)

Белорусь приглашает вас к своей выставке за знаниями и за гостинцами.

Кто начнёт здесь исследования ?

Что означают цвета флага ?

Национальный костюм ,найти сходства с русским и украинским.

Необходимо приготовить сообщение о белорусской национальной одежде и еде,есть желающие ?

Что тут в сетке ?( Картошка.)

Бульба по белорусски ,на следующем уроке мы будем учить песню с таким названием -"Бульба".

Картошка -это и у русских ,и у украинцев ,распространённая еда.

И опять мы с вами приходим к выводу - как близки эти три народа.

Осталось послушать белорусский народный инструмент -цимбалы.

Присядем на свои места.

Звучит ансамбль цимбал,что за песня ?

Слушание "Перепёлочки".

Даже на инструменте написано название этой песни.

В чём схожесть инструментов трёх стран?(Струнные.)
Кажущиеся несоизмеримыми компоненты учебных программ: математики и музыки, интегрирую последовательно, способом гармонизации - музыкальную тему: «Нотная грамота» и тему математики: «Устный счёт»:

И другой пример. Последовательное интегрирование осуществляю в нетрадиционном уроке 7 класса «Идея музыки в фильме «Титаник»». (Приложение: Методический сборник стр. 11)

По методике интегрирования А.Черемисиной (учитель музыки г. Железногорска), разделяю урок на блоки – кино и музыка, работаю с лейтмотивом и фрагментами фильма.
^ Первый фрагмент

У. Тогда давайте вспоминать фрагменты, в которых звучит лейтмотив песни.

И так, где первый раз мы услышали знакомую нам мелодию?

^ Д. Когда Джек и Роуз встречаются на носу корабля.

У. И что просит её Джек?

Д. Закрыть глаза, подняться на ступеньки на носу корабля, расправить руки в стороны, а потом раскрыть глаза.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма по музыке для 1-4 классов Основные принципы и методы программы...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconКлассный час «С любовью к животным»
Цель: Воспитание учеников, как активных, отзывчивых людей. Воспитание гуманных общечеловеческих качеств у детей – забота, сострадание....

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconЗадачи: воспитание чувства любви и уважения к самому родному человеку...
Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала учащихся

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» icon«Истинное воспитание ребенка – в воспитание самих себя»
С 9 по 11 января 2009 года в Московском городском педагогическом университете прошли VIII международные педагогические чтения, в...

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconСемейное воспитание
Семейное воспитание это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом,...

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» icon1. Понятие «нравственное воспитание». Механизм и задачи нравственного...
Нравственное воспитание целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрезентация, рисунки детей, музыкальное сопровождение
Цели: пропаганда здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся о предметах личной гигиены, воспитание аккуратности и потребности...

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconПрограмма дополнительного образования изо студии «волшебная палитра»
Эстетическое воспитание-это воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект и все то, что отличает человека....

«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» iconВоспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание
Анализ работы бдо центра образования №1403 показал, что приоритетными направлениями данной работы стали



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница